Проект "Жили-были Дед да Баба"
Документы для скачивания
Министерство образования и науки РФ МАДОУ «Детский сад № 9 «Калинка», Красноярский край, г. Назарово Проект «Жили- были Дед да Б аба» Образовательная область: познавательное развитие. Выполнили: Мазаник Татьяна Николаевна, воспитатель Булгакова Ирина Владимировна, воспитатель 2021 Проблемное поле проекта. Проект «Жили- б ыли дед да баба» представляет собой организацию мини музея в группе «Чебурашка». Его содержание способствует активному приобретению детей младшего возраста ценностей семьи, богатства русского народа. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней и традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну с уважением относящегося к другим народам. Приобщение к ценностям народной культуры должно начинаться с колыбели и красной нитью пронизывать всю его жизнь. Во второй младшей группе раннего возраста по программе есть неделя занятий посвященная теме семьи. Так как материала по этой тематике очень много, возникла идея создать мини- музей «Жили- были дед и баба», где воспитанникам группы можно было бы наглядно показать элементы деревенского быта, рассказать об укладе жизни наших предков и современных бабушек и дедушек, поведать им об обрядах и праздниках, рассказать о ремесленных чудесах и научить их изготовлению, а так же познакомить детей с русским народным фольклором по теме семьи. В ходе работы по предполагаемому проекту дети осваивают различные виды деятельности: игровой, коммуникативной, творческой. 3. Цель и задачи Проект мини- музея «Жили- были дед да баба » создается с целью: ознакомления детей с традициями русского народа; формирования представления об устройстве семьи, связи поколений, семейных традициях и ценностях закрепления знаний детей о русском устном и музыкальном фольклоре; воспитания духовно — нравственной личности посредством приобщения к народным традициям Задачи: 1) Познакомить детей с избой — жилищем крестьянской семьи, с ее устройством. Изготовить макет русской избы. Познакомить с многообразием предметов старинного русского быта, их названиями и назначением( печь, прялка, посуда, коромысло, ухват, чугунок, сундук, кровля, венец, люлька, лавка, сруб. ) Привить интерес к предметам старины. Расширить словарный запас детей. 2) Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, частушками. 3) Развить связную монологическую речь и коммуникативные умения при помощи игровых подходов и народных игр. 4) Формировать умения испытывать эстетическое наслаждение от участия в театрализованной деятельности( игры — драматизации, игры с куклами, постановка художественных произведений, сказок. ) 5) Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к русской народной музыке. 6) Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства. 7) Формировать художественно — эстетическую культуру во всех видах деятельности: познавательной, музыкаль ной, игровой. 8) Привлекать воспитанников для демонстрации поделок, сделанных самостоятельно и с родителями. Вид проекта: исследовательский, творческий. Продолжительность проекта: долгосро чный, начат с января 2021 года, рассчитан на 6 месяцев. Организаторы проекта: воспитателя группы «Чебурашка» Участники проекта: Дети второй группы младшего возраста, воспитатели, специалисты ДОУ, родите ли. 4. Прогнозируемые результаты У детей: Обретение ребенком целостной смысловой картины представлений об устройстве семьи, взаимоотношениях внутри нее; Отражение в художественно – творческой деятельности( музыке, танцах, театральной деятельности, рисовании, лепке, конструиро вании) темы любви к семье; Вызвать постоянный и устойчивый интерес, потребность общаться с прекрасным в окружающей действительности и произведении искусства; Сформированность перв ичн ых представлений о культуре своего народа, обычаях; Обогащение словарного запаса детей; Сформированность первичных представлений о морально- нравственных ценностях: доброте, правде, красоте, трудолюбии, храбрости и отваги; 8. Развитие коммуникативных навыков, уважительного отношения к взрослым, сверстникам; 9. Обогащение представлений детей о культурном наследии своего народа. У родителей: Пробуждение желания открывать и систематизировать собстве нные познания в области семейных отношений; Активизировать участие вместе с детьми в поисковой, художественно – творческой и здоровье сберегающей деятельности ДОУ Проявление позиции активных участников и партнеров воспитательного и образовательного процесса. У педагогов: Пополнение своего педагогического арсенала научными обоснованными знаниями о возможностях и условиях применения системного подхода в воспитании и обучении дошкольников с учетом культурологического и регионального аспектов, о проектном методе в деятельности дошкольного учреждения. 5. Перспективный план проекта. 1 Этап: Подготовительный Цель: разработать проект. * Изучение литературы по данной теме; * Приобщение специалистов ДОУ для осуществления проекта; * Составление перспективно – тематического плана в соответствии с лексическими темами и народным календарём; 2 Этап: Основной Цель: реал изация проекта в образовательной практике. - работа с детьми( организация совместной деятельности, проведение бесед, чтение художественной литературы; - работа с родителями и воспитателями( организация совместной деятельности родителей и детей) ; - оснащение предметно — развивающей среды( оформление музея в соответствии с темой) . 3 Этап: Обобщающий систематизация материалов; анализ проделанной работы; планирование продолжения деятельности в следующем учебном году 6. Формы и методы работы. В работе можно использовать различные методы: Наглядный метод чтения педагогом рассказов; наблюдений; показа сказок( педагогом, детьми) ; рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов; проведения дидактических игр; моделирования сказок. Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе- чтения литературных произведений воспитателем; заучивание ст ихотворений детьми; бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя; ответов на вопросы педагога, детей; проведения разнообразных игр( малоподвижные, сюжетно- ролевые, дидактические, игры- драматизации и др. ) ; сообщения дополнительного материала воспитателем; загадывания загадок; рассматривания наглядного материала; рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок; чтения литературных произведений родителями. Практический метод используется, когда необходимо- организовывать продуктивную деятельность; провести игры( строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др. ) ; сшить кукол к сказкам; организовать постановку пьес, сказок, литературных произведений, а так же конкурсы, викторины; провести экскурсии различной направленности; организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников; изготовить с детьми наглядные пособия для занятий. 7. Формы работы с родителями открытые показы воспитательно- образовательного процесса в онлайн режиме в сети интернет; вечера вопросов и ответов( в режиме онлайн) ; проведение совместных мероприятий( выставки, конкурсы, родительские семинары- собеседования на диалоговой основе) ; индивидуальные консультации специалистов; наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки- передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы; Итоговое мероприятие: организация мини- музея Продукт, полученный в ходе реализации проекта: мини музей «Жили- были Дед да Баба »; выставка поделок, сделанных руками бабушек и дедушек; мини галерея портретов бабушек и дедушек воспитанников группы; книжки- малышки для воспитанников группы, выполненные руками родителей. 10. Интеграция образовательных областей. № п/ п Образовательная область Содержание Цель 1 Познавательное развитие. Беседа про быт русского народа, праздники; составление рассказа о месяцах и временах года и использованием народных примет; Электронные п резентации, создание мини- музея, создание книжек- малышек, сотворчество, проектная деятельность, исследовательская деятельность, решение проблемных ситуаций, сюжетно- ролевые игры, экскурсии, работа в мастерских, Поддерживать и стимулировать познания детьми окружающих предметов, установление связи между ними. Знакомство с историческим, географическим, экономическим, культу рным и природным наследием семьи, страны 2 Коммуникативно- личностное развитие Беседы, ситуативные разговоры, электронные презентации, проектная деятельность, решение проблемных ситуаций, сюжетно- ролевые игры, дидактические игры, , составление семейного дерева, герба семьи. Развитие умения общаться с целью получения знаний, знакомство с народным фольклором. Принадлежности к нации, формирование основ толерантности, уважение к историческому и настоящему своего села, района, области, России. Приобщение к моральным нормам. 3 Речевое развитие Чтение русских народных сказок, заучивание с детьми потешек, поговорок, считалок. Использование современных информационных технологий, беседы. Театральная деятельность, мастерская по изготовлению атрибутов. Поддерживать у детей интерес к литературе, воспитывать любовь к художественным произведениям. 4 Художественно- эстетическое развитие Знакомство с народным прикладным искусством; изготовление поделок к праздникам и для украшения интерьера. Знакомство с народным музыкальным творчеством; введение в использование детьми знакомых песенок, закличек, считалок при организации совместной и самостоятельной деятельности. Посещение музеев, использование видеозаписей. Оформление выставок. Побуждать и поддерживать личностные проявления в процессе ознакомления с искусством и собственной творческой деятельности( самостоятельность, инициативность, индивидуальность) . Использование музыкальных произведений, как средства обогащения представлений детей культуре русского народа. Формирование интереса и приобщение к народным видам творчества, развитие детского творчества через применение знаний народного промысла в продуктивной деятельности. 11. Планирование работы проекта. Подготовительный этап: 1. Изучение литературы и информации из интернет- ресурсов. 2. Оформление наглядного материала для родителей. 3. Консультации для родителей: - «Как люди на Руси жили? » - «Мини — музей в группе » - «Предметы быта дедушек и бабушек» 4. Изучение познавательной л итературы на тему «Русский народный фольклор на тему «Бабушки и дедушки» Подбор и изучение экспонатов, информации, литературы собранных родителями. Основной этап 6. Знакомство с художественной литературой. Чтение и заучивание: потешки, загадки, поговорки, пословицы, заклички, дразнилки, пестушки, скороговорки, сказки о бабушках и дедушках, членах семьи. 7. Рассматривание «Старинные предметы домашнего быта»( слайды) 8. Досуг: загадки о предметах быта. 9. Экскурсии в «избу». 10 Музыкальная деятельность: слушание и исполнение народных песен. 1 1. Сюжетно- ролевые игры: «Семья», «Дом», «Дочки — матери » 12. Занятие « Еду в гости к бабе деду ». 13. Подвижные игры: русская народная игра «Ворота», «Заплетись плетень», « Огуречик », «Репка», «Горшки», « Барашеньки ». 14. Занятие: «Баранки, калачи, с пылу с жару из печи ». 15 Дидактические игры: «Подбери мебель для избы», «Собери посуду», «Построй избу», «Составь узор». 16. Занятие «Колобки для бабы с дедом» 17. Беседы с детьми по теме проекта: - «Что такое русская изба? » - «Русские народные игры для детей» - «Русские народные музыкальные инструменты» 18. Итогом детской деятельности могут служить выставки родительского и детского творчества в группе: «Бабушкин сарафан », «Лепка бабушкиных пирогов ». 19. На протяжении всего времени реализации проекта детей знакомим с русскими народными подвижными играми: «У медведя во бору», «Лиса и зайцы», «Зайка беленький сидит», «Горелки», «Жмурки» и др. ; хороводными «Вставай, вставай Иванушка», «Колпачок», «Ровным кругом» и многими другими. Обобщающий этап: Систематизация материалов Изготовление кукол для кукольного театра Изготовление макета- декорации «Русская изба» Оформление фотогалереи «Бабушка рядышком с дедушкой» Оформление альбома с репродукциями известных художников с изображениями бабушек и дедушек Оформление буклетов с русским фольклором Оформление выставки поделок, выполненных бабушками и дедушками воспитанников
- "Волшебный зонт Осени"
- Один день из жизни группы
- Развитие музыкально-ритмических способностей детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, с нарушенным темпом и ритмом речи в воспитании правильного произношения
- Рекомендации для родителей "Как преодолеть капризы детей"
- Консультация для родителей "Роль семьи в формировании здорового образа жизни"