«Коррекция речевых нарушений у младших дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности»
Документы для скачивания
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 9 КАЛИНКА» Г. НАЗАРОВО КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И ЛИЧНОСТНОГО РОСТА ПЕДАГОГА НА 2021- 2023 УЧЕБНЫЙ ГОД ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ Ф. И. О Мазаник Татьяна Николаевна Стаж педагогической работы: с 1 апреля 1999 Квалификационная категория: первая Индивидуальная тема самообразования: « Коррекция речевых нарушений у младших дошкольников посредством опытно- экспериментальной деятельности » Введение. ФГОС ДО предполагает развитие у детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, первичных представлений об объектах окружающего мира и т. д. Данное содержание реализуется в различных видах деятельности, присущих дошкольному возрасту. Один из них – познавательно- исследовательская деятельность – исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними. Опытно – экспериментальная деятельность является, наряду с игровой, ведущей деятельностью дошкольника. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка, его речь изначально разворачивались, как процесс саморазвития. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность( почему, зачем, как, что будет, если и т. д. ) . Данная технология предлагают организовать работу таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный взрослым, наблюдать и отвечать на вопросы, используя результат опытов. Ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы, почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате. Актуальность. Работая в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи я наблюдаю, как мои воспитанники проявляют интерес к играм с простым экспериментированием с вещами, игрушками и предметами. Но действия их спонтанны и зачастую малопродуктивны. Однако при этом они сопровождают свою игру комментариями, высказываниями. Беседуя с воспитанниками, на тему выявления знаний о свойствах материалов, явлениях в живой и неживой при роде, я отметила, что дети с нарушением речи: - с трудом понимают причинно- следственные связи рассмат риваемого явления; - испытывают затруднения в самостоятельном анализе явлений; - недостаточно четко и грамотно формулируют свои мысли относительно заданной ситуации. Поэтому пришла к выводу, что познавательно- исследовательским действиям необходимо целенаправленно обучать через включение в игровую и продуктивную деятельность. В ходе реализации задач по экспериментированию предполагается, что дети приобретут: - знания об объектах и их свойствах путем практических действий; - умения устанавливать причинно- следственные связи; - навыки исследовательской деятельности( самостоятельно делать выводы, выдвигать гипотезы, анализировать) ; - умение точно и ясно выражать свои суждения и предположения, используя в речи соответствующий словарь; - коммуникативные умения, работая в группах. Цель: р асширение и систематизация знаний о педагогической технологии экспериментирования как эффективного средства коррекция речевых наруше ний у младших дошкольников. Задачи: - повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы, работы с банком педагогической информации в системе Интернет; - подготовить и провести педагогическую диагностику на начало и конец учебного года; - создать ППРС для поддержания исследовательской активности детей; - развивать познавательные процессы, речь детей через организацию опытно- экспериментальной деятельности; - помочь детям в освоении соответствующего словаря, в умении точно и ясно выражать свои суждения и предположения; - развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, устанавливать причинно- следственные зависимости, делать выводы. - объединить усилия педагогов и родителей для развития и коррекции речи младших дошкольников с нарушением речи посредством опытно- экспериментальной деятельности; - обобщить свой педагогический опыт и распространить его посредством выступления на педагогическом совете, участия в семинарах, проведения мастер- класса для педагогов, открытых занятий с детьми, участия в Интернет – конкурсах. Изучение психолого- педагогической литературы Содержание Сроки Форма представления 1. Филичева Т. Б. , Соболева А. Р. Развитие речи дошкольника. – Екатеринбург: Издательство «Арго», 1996. 2. Познавательное развитие дошкольников в игре. А. Н. Давидчук, М. , ТЦ Сфера, 2013г. 3. Ознакомление дошкольников с предметным миром. О. В. Дыбина, М. , Центр педагогического образования, 2007г. 4. Исследовательская деятельность младших дошкольников. А. И. Савенков М. , ТЦ Сфера, 2010г. 5. Конструирование и эксперементирование с детьми 4- 8 лет. В. А. Кайе М. , ТЦ Сфера, 2015г. 6. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи. Интегрированные занятия. Селихова Л. Г. – М. : Мозаика – Синтез, 2008. ; 7. Игровые экологические занятия с детьми: Учебно – методическое пособие для воспитателей детских садов и учителей. Молодова Л. П. – Мн. : «Асар», 1996. 8. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М. : Сфера, 2004. В течение года Изучила теоретический материал по данной теме в педагогике и дидактике. Ознакомилась с работами ведущих авторов по данной проблеме исследования. 2. Разработка программно- методического обеспечения ОП Содержание Сроки Форма представления 1. Разработка рабочей программы совместной деятельности с детьми. 2. Разработка перспективного плана работы в младшей группе компенсирующей направленности. 3. Разработка совместно с учителем- логопедом тематического плана занятий по лексическим темам. 4. Разработка конспектов открытых итоговых занятий В течение учебного года рецензия Обобщение собственного пе дагогического опыта Содержание Сроки Форма представления Проанализировала психологическую, методическую литературу по данной теме Организовала и обогатила предметно- развивающую среду для реализации опытно- экспериментальной деятельности детей В течение года Оформлены: - уголок природы с разнообразными комнатными растениями. - мини- лаборатория с набором элементарных приборов: * специальная посуда( стаканчики, трубочки, воронки, тарелки) * природный материал( камешки, песок, семена) * утилизированный материал( проволока, скрепки, нитки и т. д. ) * прочие материалы( лупы, термометры…) дидактический материал Участие в системе методической работы Содержание Сроки Форма представления Участие в семинарах – практикумах. Консультация «Создание условий для опытно – экспериментальной деятельности с детьми с ТНР». Создание «Копилки опытов и экспериментов для младших дошкольников». Создание медиатеки по опытно – экспериментальной деятельности с детьми с ТНР. Презентация опыта работы по теме самообразования на недели педагогического мастерства в ДОУ. Открытое мероприятие по познавательному развитию с использованием опытно – экспериментальной деятельности. По плану методиста Май 2022 В течение года В течение года По плану методиста По плану методиста Буклет Картотека оп ытов и экспериментов для детей 4- 6 лет. Медиатека по опытно – экспериментальной деятельности с дошкольника- ми Выступление на педсовете. Открытое мероприятие Обучение на курсах повышения квалификации Содержание Сроки Форма представления «Организация обучение, воспитания и коррекции нарушений развития и социальной адаптации воспитанников с ОВЗ, имеющих тяжёлые нарушения речи( ТНР) » Ноябрь 2021 сертификат Работа в составе органов управления ДОУ Содержание Сроки Форма представления Самодиагностика воспитателя Содержание Сроки Форма представления Самостоятельно добываю знания по теме из различных источников, использую эти знания в профессиональной деятельности постоянно Оценка результатов профессионального роста Содержание Сроки Форма представления Осуществляю профессиональную деятельность в соответствии с требованиями ФГОС Участвую в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды планирую и провожу учебные занятия, согласно составленному плану провожу мониторинг усвоения детьми знаний, умений и навыков путём устных ответов детей на занятии, педагогической диагностики. эффективно использую средства наглядности, ИКТ во время проведения ООД, проведения проектов. Владею ИКТ, делюсь знаниями. формирую мотивацию к обучению через игры, проекты, игры- путешествия постоянно
- "Волшебный зонт Осени"
- Один день из жизни группы
- Развитие музыкально-ритмических способностей детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, с нарушенным темпом и ритмом речи в воспитании правильного произношения
- Рекомендации для родителей "Как преодолеть капризы детей"
- Классный час «Знаешь ли ты правила дорожного движения"