Конспект НОД по ФЭМП для детей старшей группы Тема: «По дорогам сказки «Айболит»»
Документы для скачивания
Конспект НОД по ФЭМП
для детей старшей группы
Тема: «По дорогам сказки «Айболит»»
Подготовила зам. зав. по ВМР Богданова Н.В.
Образовательные задачи:
- Продолжать закреплять навыки называть числа в прямом и обратном порядке, навыки счёта в пределах 10;
- Закрепить умения выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 7, решать логические задачи на основе зрительно воспринимаемой информации.
- Продолжать формировать умение определять положение предмета в пространстве по отношению к другому лицу;
- Упражнять в сравнении количества предметов в группах и в определении, какая из двух групп больше или меньше другой (с помощью знаков > и <), согласовывая числительные с существительными в роде и числе;
- Учить правильно отражать в речи, какое число больше или меньше другого;
- Закрепить умение устанавливать соотношения между предметами по высоте;
- Закрепить умение устанавливать соответствие между числом и количеством предметов.
Развивающие задачи:
- Развивать внимание, сообразительность, логическое мышление, смекалку, мелкую моторику рук, умение мыслить и рассуждать;
- Развивать навыки взаимоконтроля.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать интерес к математике используя ИКТ;
- Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим содержанием;
- Учить проявлять настойчивость, целеустремлённость, взаимопомощь.
- Воспитывать дружеские взаимоотношения.
Предварительная работа:
- Обучение решению примеров и задач на сложение и вычитание;
- Знакомство с дидактическими играми;
- Чтение произведений К.И. Чуковского;
Демонстрационный материал:
- Мультимедийная презентация к НОД;
Раздаточный материал:
- Математические веера цифры;
- Карточки с заданиями;
- Простые карандаши;
- Фрагменты карты с примерами на обратной стороне (6 шт.) и карточка с ответами для выкладывания карты.
ТСО:
- Мультимедийная доска с проектором.
Ход НОД
Воспитатель: Здравствуйте ребята. Я очень рада вас видеть. Вы любите сказки?
Дети: Да.
Воспитатель: Сегодня у нас необычный день, я хотела бы вас пригласить в сказку. (Звучит мелодия «В гостях у сказки»)
Много сказок есть на свете,
Сказку очень любят дети.
Все хотят в них побывать и немножко поиграть.
Перед нами в сказку дверь, открывай её скорей.
На двери висит замок
Кто бы нам открыть помог?
Воспитатель: Ребята, а вы не догадались, как нам открыть замок? Вокруг замка летают шарики. Как нам быть? Вы не придумали?
Дети: Над дверями написана цифра 5, а на шариках примеры. Возможно, нам нужно выбрать шарик с примером ответ, которого равен пяти.
Воспитатель: Что ж давайте попробуем. Выходи (вызывает ребёнка предложившего верное решение). А мы с вами ребята давайте подумаем, и каждый из вас на своих карточках обведёт шарик с нужным примером, а затем мы проверим правильность вашего выбора. (Вызванный ребёнок выбирает шарик с примером 7-2, шарик взлетает, а замок открывается).
Воспитатель: Посмотрите, ребята, какие вы молодцы, дорога в сказку перед нами открыта, только вот куда она ведет?
(На экране появляются цифры от 1 до 7).
- Дети покажите на своих веерах, самое маленькое число из представленных. (Дети на математических веерах показывают цифру 1). Молодцы.
- А сейчас покажите самое большое число из представленных на экране. (Дети на математических веерах показывают цифру 7).
- Кто из вас сможет посчитать от 1 до 7? (Спрашивает желающего).
- Посчитайте, пожалуйста, от 7 до 1. (Спрашивает желающего).
- Замок не открывается. Давайте попробуем соединить цифры в порядке возрастания, возьмите карточки и соедините цифры от 1 до 7, а один из вас покажет, как это необходимо сделать у нас на экране. (Ребенок стилусом дотрагивается до цифр, начиная от 1 до 7 и цифры выстраиваются в ряд, после чего превращаются в буквы. Дети читают название сказки: «Айболит». Появляется иллюстрация из сказки).
Воспитатель: Где играют дружно, считают умело,
Там и сказке можно появиться смело
Какие вы молодцы, ребята. Мы попали в сказку замечательного детского писателя К.И. Чуковского. А кто из вас помнит начало этой сказки? (Дети поднимают руки. Воспитатель просит почесть).
Воспитатель: А сегодня к Айболиту снова пришли посетители. Посмотрите, пожалуйста, и подскажите Айболиту: Кто пришёл первым? (Ответы детей). Кто пришёл последним? (Ответы детей).
Воспитатель: я вижу, вы все готовы помочь Айболиту. Давайте вновь воспользуемся вашими веерами и все дружно покажем:
- Каким по счёту пришёл на приём к доктору Волчонок? (Дети показывают на веерах цифру 2)
- Какой по счёту к доктору пришла Белочка? (Дети показывают на веерах цифру 5)
- Посмотрите на медвежонка, а он, каким по счёту пришел к доктору? (Дети показывают на веерах цифру 3)
Воспитатель: Спасибо дети, какие вы все молодцы. Но слышите какой-то звук. (Звук копыт бегущей лошади и на экране появляется картинка Шакал на лошади).
Вдруг откуда-то шакал
На кобыле прискакал:
«Вот вам телеграмма
От Гиппопотама!»
Воспитатель: Ребята, а телеграмма то не простая, и прочесть её доктор сможет, если мы её расшифруем. Посмотрите внимательно на экран.
В своих листочках дорисуйте недостающие фигуры.
Кто справился, поднимите руку. (Проверяем правильность выполнения задание на экране).
Читаем телеграмму
«Приезжайте, доктор,
В Африку скорей
И спасите, доктор,
Наших малышей!»
Воспитатель: Дети, доктору Айболиту надо спешить, а вы хотели бы помочь ему поскорее добраться до больных зверей?
Дети: Да. Конечно.
Воспитатель: Тогда надо вспомнить, что нам помогает в пути, что подсказывает нам правильную и может подсказать самую короткую дорогу?
(Воспитатель выслушивает предположения детей. Кто – то из детей может предположить, что доктору необходима карта. Если дети долго не могут догадаться, необходимо им намекнуть).
Воспитатель: Ребята, а карта нам откроется, если мы с вами правильно решим примеры и сложим карту. У каждого ребёнка разрезанная карта, на обратной стороне фрагмента карты написаны примеры. Ребенок решает примеры, сопоставляет их с ответом на карточке. Затем он выкладывает карточки примером на ответ и при правильном решение собирает карт.
|
|
|
|
|
|
5-2 |
7-5 |
4+1 |
6-2 |
5+2 |
2+4 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
карточка для выкладывания карты 1 сторона пазла с линиями разреза 2 сторона пазла с линиями разреза
Для проверки на экране появляются 6 примеров и поле с ответами. Дети выбирают пример, решают его, при касании стилусом до правильного ответа появляется часть карты.
Воспитатель: Вот и открыли мы карту для доктора Айболита. Вы готовы вместе с ним отправиться в путь?
Дети: Да.
Воспитатель: Давайте посмотрим, где сейчас Айболит и что с ним происходит.
И встал Айболит, побежал Айболит.
По полям, по лесам, по лугам он бежит.
И одно только слово твердит Айболит:
«Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!»
А в лицо ему ветер, и снег, и град:
«Эй, Айболит, воротися назад!»
И упал Айболит и лежит на снегу:
«Я дальше идти не могу».
(Слышен звук порывов ветра)
Воспитатель: Дети, посмотрите, Айболит упал, и у него всё высыпалось из чемоданчика. Давайте поможем ему всё собрать. (Дети стилусом, показывают предметы необходимые Айболиту, и они перемещаются в чемоданчик, при этом круг под чемоданчиком окрашивается).
Воспитатель: Ребята, посчитайте, сколько принадлежностей мы собрали в чемоданчик Айболиту и покажите соответствующую цифру на математическом веере. (Дети показывают ответ).
Воспитатель: Вот мы и выручили Айболита. Посмотрите…
«И сейчас же к нему из-за ёлки
Выбегают мохнатые волки:
«Садись, Айболит, верхом,
Мы живо тебя довезём!»
Воспитатель: Как вовремя мы помогли Айболиту. Давайте посмотрим, что будет дальше…
Айболита волки довезли до моря. (Слышен звук моря) Устал Айболит. Давайте вместе с ним отдохнём и выполним физкультминутку.
Физкультминутка
«А сейчас все по порядку
Встанем дружно на зарядку
Руки в сторону, согнули,
Спрятали за спину их,
Оглянулись: через правое плечо,
Через левое еще,
На носочки поднялись,
Опустили руки вниз!»
Быстро к морю мы спустились
Наклонились и умылись
А теперь поплыли дружно
Делать так руками нужно
Вместе раз – это брас
Одной, другой – это кроль
Вышли на берег сухой и отправились за мной
Воспитатель: Смотрит Айболит на море. Как вы думаете, ребята, сможет Айболит сам переплыть море?
Дети: Нет.
Воспитатель: А почему вы так считаете?
Дети: Море очень большое он утонет.
Воспитатель: Да, действительно. Но самая короткая дорога к больным животным лежит через море… Посмотрите на экран: и волки и чайки пытаются помочь Айболиту.
- Посчитайте, сколько чаек выглядывает помощь для Айболита? Ответ показываем с помощью математического веера. (Дети показывают правильные ответы, проверяем выбором цифры на доске).
Но тут выплывает кит:
«Садись на меня, Айболит,
И, как большой пароход,
Тебя повезу я вперёд!»
Воспитатель: Вот и снова пришла помощь нашему Айболиту, но вы помните, ребята, что Айболит очень устал, плыть предстоит долго и чтобы он не уснул во время плавания, не упал с кита, и чтобы не началась у него морская болезнь, давайте поможем Айболиту отвлечься и выполним несложные задания, покажем Айболиту свои знания.
Итак, первое задание:
- С какой стороны с левой или с правой от Айболита больше чаек?
- Сколько чаек с левой стороны от Айболита? (Дети показывают ответы с помощью математических вееров)
- Сколько чаек с правой стороны от Айболита?
- Какой знак мы должны поставить, чтобы получить верное неравенство?
- Прочтите получившуюся запись.
Ребенок: Два меньше трех. Или. Две чайки меньше чем три чайки.
Воспитатель: Айболита сопровождают чайки и дельфины. Кого больше чаек или дельфинов?
- Сколько чаек сопровождают Айболита? (Все дети показывают ответы с помощью математических вееров)
Ребенок: Айболита сопровождают пять чаек. (Ответ строим исходя из вопроса, числительное согласовываем с существительным)
Воспитатель: Сколько дельфинов сопровождают Айболита? (Все дети показывают ответы с помощью математических вееров)
Ребенок: Айболита сопровождают три дельфина.
Воспитатель: Кого больше рядом с Айболитом чаек или дельфинов? Какой знак мы должны поставить между числами, чтобы получилось верное неравенство?
- Прочтите получившуюся запись.
Ребенок: Чаек больше, чем дельфинов. Шесть больше трех. Или. Шесть чайки больше чем три дельфина.
Воспитатель: Молодцы, ребята. А сейчас вопросы от Айболита.
- Сколько ушей у трех мышей? (Все дети показывают ответы с помощью математических вееров)
Ребенок: У трех мышей – шесть ушей.
Воспитатель: А почему вы так решили?
Ребенок: У каждой мышки два ушка. 2+2+2=6 (Правильность ответа проверяем на экране).
Воспитатель: Молодцы. А сколько лап у двух медвежат? (Все дети показывают ответы с помощью математических вееров)
Ребенок: У двух медвежат 8 лап.
Воспитатель: Объясни ребятам, почему ты так решил (а).
Ребенок: У каждого медвежонка четыре лапы. 4+4 = 8
Воспитатель: Очень хорошо. Посмотрите, Айболит переплыл море.
И горы встают перед ним на пути,
И он по горам начинает ползти,
А горы всё выше, а горы всё круче,
А горы уходят под самые тучи!
Воспитатель: Посмотрите, какие горы перед Айболитом. Расскажите Айболиту, какая гора самая низкая? Чуть повыше? Ещё выше? Самая высокая. (Считаем горы слева направо)
1ребенок: Первая гора самая низкая.
2 ребёнок: Четвёртая гора чуть повыше первой.
3 ребёнок: Вторая гора чуть повыше четвёртой.
4 ребёнок: Третья гора выше второй и самая высокая.
Воспитатель: Молодцы. Посмотрите мы с вами только, только показали Айболиту самую высокую гору и
И сейчас же с высокой скалы
К Айболиту слетели орлы:
«Садись, Айболит, верхом,
Мы живо тебя довезём!»
Воспитатель: Айболит счастлив, потому что вот, вот он доберётся до ожидающих его появления животных. Да вот же смотрите сами…
Но вот, поглядите, какая-то птица
Всё ближе и ближе по воздуху мчится.
На птице, глядите, сидит Айболит
И шляпою машет и громко кричит:
«Да здравствует милая Африка!»
И рада и счастлива вся детвора:
«Приехал, приехал! Ура! Ура!»
Воспитатель: Ребята вот и подошло к концу наше путешествие. Мы с вами помогли доктору Айболиту преодолеть все препятствия и добраться в Лимпопо.
Посмотрите ребята как ему все рада. Все животные и доктор Айболит благодарят вас и дарят вам свои портреты (наклейки животные из «растишки») чтобы вы почаще возвращались в сказку и всегда помнили:
В мире много сказок грустных и смешных
И прожить на свете нам нельзя без них.
Пусть герои сказок дарят нам тепло
Пусть добро на свете побеждает зло.
До новых встреч в сказках.
Сссылка на конспект: https://cloud.mail.ru/public/bW7u/nJiR1Netz
- "Волшебный зонт Осени"
- Развитие музыкально-ритмических способностей детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, с нарушенным темпом и ритмом речи в воспитании правильного произношения
- Рекомендации для родителей "Как преодолеть капризы детей"
- Классный час «Знаешь ли ты правила дорожного движения"
- Классный час. Урок безопасности и день знаний 2 класс