Весенние посиделки
Звучит песня «А у нас на Урале».
Дети заходят в зал и садятся на стульчик.(мальчики по одну сторону зала, а девочки по другую сторону).
Заходит Нянька с Алёнкой в избу ( у центральной стены), усаживает девочку на скамейку, накидывает платок на плечи, и садится сама за вышивание. Алёнка тоже сидит и вышивает.
Нянька: Ты, Алёнка, стежки покороче делай, ровней получится. Вот смотри на шале моей, какие узоры красивые, словно сады дивные, весенние.
Аленка: Я стараюсь, только не очень получается.
Нянька: Ничего, получится, всему своё время!
Аленка: Расскажи мне нянюшка сказку, да непростую, про земли далёкие да невиданные.
Нянька: Ишь, егоза, какая подавай ей сказку про земли невиданные, послушай-ка ты лучше Алёнка сказку про землю нашу Уральскую, про просторы её широкие, про традиции её красивые.
Люди, живущие на Урале, любят свой край, величают его батюшкой, седым Уралом. Но не всегда так было в нашем крае, не всегда здесь было много городов, людей, заводов. Хочешь знать Алёнка, как раньше было на Урале? Тогда слушай историю-сказ об Урале-батюшке.
Давно это было. Жил в столице Санкт-Петербурге царь-государь. Петром I его звали. Шибко умный был! Читал много, по заграницам наукам разным обучался да работы разной не гнушался.
В ту пору на границах неспокойно было. Вот поехали слуги-воины Петра по России-матушке мужиков в солдаты звать, да и в наш уральский край заглянули.
Едут полем, лесом, мимо рек быстрых да гор высоких. Вдруг однажды спотычка вышла: кони стали и не идут, будто к земле приросли! Случилось, что в это время мужичишко мимо проезжал. Едет да и посмеивается: «Хотите, -говорит,- на кованых конях мимо нашей горы проехать? Не пустит гора-то!» Глянули слуги-воины на кобылку мужика, а она не кована! Идёт себе мимо их вороных подкованных коней. Испугались, да и вон из этих мест!
Воротились в столицу да к царю с докладом;»Так, мол и так! На Урале горы чудные, волшебные! Коней кованых к себе притягивают, идти дальше не дают!» Царь смекнул что к чему! И послал он людей учёных в тот волшебный край. Вот они ему ответ и шлют: много тут лесов, рек, руды железной, золота, а каменьев самоцветных – видимо-невидимо!
И потянулись по приказу царя ПетраI люди в наши уральские края. Сначала все заводы строили, а для жилья –хижины да землянки копали. Только семьёй да с малыми ребятками в таком жилье трудновато жить – сыро, холодно и неудобно! Тут и пошли древоделы на Урал, чтобы строить крепкие дома из дерева. Древоделы-мастера всё топором строили и украшали узорчато, да нарядно (показ фотографий деревянных домов, украшенных резьбой). И расцветало дерево под топором мастера. Даже поговорка пошла: «Топор всему делу голова».
Мы, Алёнушка, живём на Урале. Есть Северный Урал, Средний Урал и Южный Урал! Мы с вами живём на Южном Урале.
Наш край многонациональный. Издавна на Урале жили башкиры, русские, татары, казахи и другие народы. Жили дружно, трудились, учились друг у друга хозяйничать- скотоводству, охоте, земледелию, рыбной ловле, приготовлению пищи. Много общего было и в быту.
А ещё в старые добрые времена был такой обычай. Как заканчивались полевые работы, собирались все вместе в каком-нибудь доме.
У русских это изба, а башкиры такой дом называли "Аулак - ой",чтобы попеть песни, послушать интересные сказки, забавные истории из жизни.
Кто брал с собой вязание, кто вышивку, кто коротал время за прялкой. Ведь в старые времена ни телевизоров, ни радио не было.
По-башкирски посиделки- Кич утыру, а татары скажут- жыен (встречи, сборы).
У татар и русских деревянные дома, а в юртах жили башкиры и казахи. Готовили национальные кушанья.
Вот и собирался уральский народ на рукоделия!
Нянька: А вышивать-то, Алёнка в тех краях все девицы мастерицы. И не просто вышивальщицы, а золотошвейки. Золотая нить длинная, а песня долгая. Вот на голубом поле золотые цветы то и распускаются. Вышивки, да узоры, вся красота уральского края! Хоть в избах-то и тепло, а на улице всё ж веселей. Ой! Как зазвенят бубенцы, да пронесётся троечка лихая вдоль деревни, а там парень удалый, а девица-то рядом, прям, красавица! Тут и песня на всю округу. Вот люд честной, радуется, веселится! Знаешь, Алёнка, уральский-то народ на гулянки по домам собирался, выбирали дом по просторней. Девицы-то все ладные, да складные, в вышитые сарафаны одеты, кокошники жемчугом расписаны. Ой! А парни-то парни, тоже по моде наряжаются, сапоги со скрипом, рубахи расписные, да ещё балалайку с гармошкой захватят. Тут и песни и пляски до самого утра!
А народ-то уральский очень гостеприимный и хлебосольный. Появился гость на порог – хоть пой, хоть тужи, а приют окажи. Вот хозяйка встречает гостей, да раскланивается, речи заводит.
Алёнка: Вот бы нянюшка побывать на этих посиделках.
Нянька: Побываешь, Алёнка, обязательно побываешь.
Нянька: Алёнка, ты вот только представь: вот изба деревенская(показывает рукой в одну сторону), а вот и Хозяйка уже гостей встречает(показывает рукой в другую сторону).
Алёнка: (встаёт, закрывая платком глаза) Вижу, нянюшка и избу и Хозяюшку.
Звучит музыка, идёт Хозяйка(девочка), останавливается, раскланивается:
Эй, люди добрые ! Вам ли сегодня по домам сидеть, да в окна глядеть !
Нам ли сегодня туманиться, грустить да печалиться !
Мы рады вас видеть у себя в гостях, в нашей горнице. Здесь для вас для гостей дорогих , будет праздник большой , праздник радостный.
По обычаю по- старинному посиделками называется.
Пожалуйте гости дорогие , пожалуйте ! Веселья вам да радости
Звучит музыка, заходят девочки и исполняют
- «Русский хоровод»
Хозяюшка: (девочки все стоят в полукруге).
Пожалуйте, гости дорогие!
Веселья вам да радости!(раскланивается)
Хозяюшка:
Здравствуйте, проходите. Будьте как дома.
1.Гость девочка:
Не беспокойся, хозяюшка, мы дома не лежим и в гостях не стоим.
Хозяюшка:
У нас для каждого найдется и местечко, и словечко.
2.Гость девочка:
Дома сидеть, ничего не высидеть.
Вот и решили мы на людей посмотреть, да себя показать.
3.Гость девочка:
(выходит одна девочка в середину) Вот по такому случаю и принарядились(кружится). Полюбуйтесь какие мы красавицы(кружится).
К ней подходят ещё три девочки, окружив девочку, говорят:
«Ой, какие бусы, лента узорная и колечко»
Девочка: Это мне батюшка купил.
1Девочка: (раскрывая свой платок) А вот полюбуйтесь, подружки, платок какой, я сама вышивала, узоры придумала замысловатые!
2Девочка:Ой, подружка, не хвались, мы и сами мастерицы-кружевницы, (показывает свой платок) вон узоры какие словно снег на плечах.
Все девочки: (раскрывая свои платки)
Нет прекрасней в мире, чем наши уральские узоры!
- Танец «Уральские узоры»
После танца, девочки, садятся и вздыхают: Ох!
Раздаётся стук в дверь.
Хозяюшка: Ой, подруженьки кто-то в гости к нам стучится на посиделки, повеселиться с нами. Кто там?
Мальчик: – Это я Иван Кузьмич.
Хозяюшка: – зачем пришёл?
Мальчик: – на посиделки.
Хозяюшка: – а что принёс?
Мальчик: –семечек горсть, да ржавый гвоздь.
Хозяюшка: – а деньги на гостинец есть? ...
Мальчик: мелочь, рублей пять.
Все девочки: Нам таких кавалеров не надо!
Раздаётся стук в дверь.
Хозяюшка: Кто там?
Мальчик: Это я, Прокоп Петрович, со товарищами пришел, гостинцы принёс!
Хозяюшка: Таким гостям рады!
Все девочки: Милости просим!
Звучит музыка: Девочки и мальчики встают друг на против друга.
Хозяюшка : Зачем пришли, припожаловали?
Мальчик: Все село обошли, крашевашей избы не нашли! Пустите нас к себе в избу на посиделки.
Хозяюшка : Пустим, как не пустить, только чем платить будете? Чай посиделки –. то н онче не дешево обойдутся: и сор в избе, и огня да тепла сколько пойдет.
Мальчик : А вот Хозяйка принимай! Дровец возок, керосину жбанок, да пшеницы полпуда, да гороху три блюда, да меду туесок, да маслица горшок, да денег пятачок.
Хозяюшка: Хозяйке угодили, так проходите, на лавки садитесь, для всех места хватит.
Мальчик: - пошто нам сиднем сидеть. Пришли на красавиц поглядеть.
Себя показать, девчат повеселить. Разрешите вас красавицы на кадриль пригласить.
Девочка: Какие шустрые ребята, прям сразу так и на кадриль. Ну ладно, плясовую заведём! (машет рукой, в которой платок)
- «Кадриль»
после танца мальчики провожают девочек на места.
Выходит Нянька.
Нянька: Поплясали, а сейчас сядьте поудобней, да сказочку послушайте Сказка. Сказка о том, что такое человеческое счастье. Я расскажу, что мне однажды душу встревожило и порадовало. Было это на Уральской стороне, помню, к вечеру день клонился. Тихо. Вижу: идут по тропинке двое, девочка и мальчик, он был из башкиской семьи, она из русской, напевают потихонечку, улыбаются. Он вихрястенький, в клетчатой рубашечке, а на ней платье светленькое, косынка синяя в руке. Он, счастливый, не слышит ничего, кроме её шёпота, не видит иной красы кроме той, которую за руку держит. Сели рядышком возле берёзки. Запрокинув головы, смотрят в небо и молчат...Тут соловей запел, ответил ему другой. И начались переливы.
- Песня
«Самая любимая Родина моя!»
Исполняют девочки, садятся на места.
Нянька: Слушают девочка с мальчиком и молчат. Смотрю на них и понимаю: вот оно, значит, счастье какое! Завязалась у них дружба. Стали они в гости друг к другу ходить. Гостеприимная семья у паренька и нас в гости пригласили.
Выходит хозяйка.
Здоровается хозяйка башкирской избы по башкирски.
Нянька: Давайте поздороваемся с нашей гостьей. Её зовут ___________.
Наша гостья другой национальности, но она очень добрая, красивая и дружная. И не только наша гостья такая, Башкирский народ весь очень дружный, отзывчивый. (дети рассматривают взрослого в башкирском национальном костюме.
(Слова для ХОЗЯЙКИ – БАШКИРКИ)
Ребята, а вы знаете, что у народа Башкирии есть свои обычаи и традиции. А еще они любят танцевать. Весной, когда заканчиваются на полях посевные работы, башкиры празднуют народный праздник «Сабантуй», где можно услышать их любимые мелодичные песни о родном крае, своих близких. На этот праздник башкиры надевают свои национальные костюмы и исполняют народные танцы.
- Танец и игра на народном инструменте «Кубыс»
Нянька: (Обращаясь к хозяйке)
Башкирский народ свой край называют солнечным, Арсен расскажи нам, пожалуйста, о своём крае.
Ребенок: Арсен.
Здесь все прекрасно-
И земля и небо,
Любовь моя,
Мой солнечный край,
Мне жаль того,
Кто здесь ни разу ни был
Мне жаль того,
Кому не пел курай.
Няня: Ребята, а вы любите играть?
Дети: Да!
Няня: _____________хочет с нами немного поиграть и принесла нам свою башкирскую народную игру «Курай». У русского народа, тоже есть такая игра, только она называется «УГОЛКИ»
А я вам предлагаю поиграть в игру «Курай». Срогласны?
(Дети соглашаются).
- Подвижная игра «Курай» ( сплатками)
Нянька: Казахский народ издревле сохранили свою самобытность. Широко известны их достижения в декоративно-прикладном, ювелирном искусстве, чеканке, керамике. Издавна у казахов существовал обычай обильно угощать гостя, усаживать его на самое почетное место (торь). Не подать руку человеку в трудную минуту, не сделать ему добро, не пустить на ночлег, не угостить его считалось зазорным.
А вот и сама хозяйка казахской семьи (выступление казахской семьи).
Нянька: Ну а сейчас в гости приглашает нас русская семья, семья красной девицы.
Хозяйка русской избы. Здравствуйте, гости дорогие, милости просим вас в наш дом. Русский дом всегда славился гостеприимством. Хлеб да соль сопровождали все радостные события: встречу именитых людей, молодых в день свадьбы. Богата Русь-матушка своими традициями. А ещё она богата своими песнями и музыкальными инструментами.
Инструменты в руки взяли -
Дружно дети заиграли!
Взяли бубны, взяли ложки.
Вы похлопайте немножко!
Выходите, музыканты,
показать свои таланты,
Пусть услышат наш оркестр.
- Оркестр: « Калинка»
- Нянька: Богата и многонациональна наша земля уральская, наш Уральский край! Красивые добрые, работящие, дружные люди живут на ней.
Эх, русский танец – загляденье!
Взорвется вширь и в высоту,
Он всем покажет, без сомненья,
Души Российской широту.
Эй, ребята, выходите,
Пляску русскую начните!
Девочка: В этой пляске удалой
Пусть кружится шар земной.
Вот какой веселый пляс
Начинается у нас!
- Танец: «Варенька»
Ребёнок: Мы вырастем скоро, мы будем учиться
Научимся верить, творить и мечтать.
Ведь мало ещё в нашем Кизиле родиться,
Нам надо с вами Кизильчанами стать!
Ребёнок: Когда говорят о России,
Я вижу свой синий Урал.
Как девочки, сосны босые
Сбегают с заснеженных скал.
Куда бы по белому свету
Дороги тебя не вели,
Ты сыном останешься этой
Богатой железом земли!
(А сейчас давайте пригласим всех гостей, возьмёмся дружно за руки и заведём большой уральский хоровод
- Хоровод.
Нянька: Закончит наши посиделки я хочу вот такой притчей:
Однажды заспорили между собой три человека. А разговор у них был о том, какое наследство нужно оставлять своим детям.
Один говорит: « Я своим детям оставлю много денег».
Другой говорит: «Эка невидаль, что такое деньги? Они сегодня есть, а завтра их нет.
Я своим детям в наследство дам хорошие профессии, они сами смогут зарабатывать себе денег столько, сколько захотят.
А третий ответил: «А я хочу дать своим детям в наследство один только наказ, который они никогда забыть не смогут, и будут следовать ему всю свою жизнь.
«Живите так, чтобы память о вас передавалась от отца к сыну, от матери к дочери. Пусть ваши дети и внуки живут так, чтобы последующие потомки вспоминали вас с любовью и уважением. Храните и берегите истоки своей культуры, духовности и нравственности.
- "Волшебный зонт Осени"
- Один день из жизни группы
- Развитие музыкально-ритмических способностей детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, с нарушенным темпом и ритмом речи в воспитании правильного произношения
- Рекомендации для родителей "Как преодолеть капризы детей"
- Консультация для родителей "Роль семьи в формировании здорового образа жизни"