Методический час "Особенности работы с детьми с ТНР в ДОУ"
Документы для скачивания
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОМНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 9 «КАЛИНКА» Г. НАЗАРОВО КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЧАС « Особенности работы с детьми с ТНР в ДОУ » Ответственный: Мазаник Т. Н. – воспитатель г. Назарово 2022 г. Методический час «Особенности работы с детьми с ТНР в ДОУ» Ребенок, имеющий тяжелые нарушения речи, может осваивать основную образовательную программу дошкольного образования, посредством адаптированной образовательной программы и программы коррекционной работы, которые обеспечат реализацию его специальных образовательных потребностей. Для этого необходимо создание специальных условий обучения, воспитания и развития обучающихся с тяжелыми нарушениями речи в ДОУ: - раннее выявление детей с речевой патологией( совместно со специалистами медицинского профиля и психологами) и организация логопедической помощи на этапе обнаружения признаков отклоняющегося психо- речевого развития; - обязательная систематическая коррекционно- логопедическая помощь в соответствии с выявленными нарушениями в раннем или дошкольном возрасте; - обеспечение специальных условий, способствующих психо- речевому развитию детей на основе системного и комплексного подхода при диагностике и коррекции речевых нарушений; - взаимодействие и координация педагогических, психологических и медицинских средств воздействия при тесном сотрудничестве учителя- логопеда, учителя- дефектолога, педагога- психолога, учителей и врачей разных специальностей; - применение индивидуально ориентированных специфических приемов и методов логопедической коррекции при различных по формах речевой патологии: для детей с артикуляционными расстройствами необходимы специфические приемы нормализации речевой моторики, дифференцированный логопедический массаж, артикуляционная гимнастика; для детей с фонологическим дефицитом – система развития фонематического восприятия, для детей с заиканием – методы нормализации темпо- ритмической организации речи, для детей с общим недоразвитием речи – формирование всех компонентов речевой деятельности в течение длительного периода; - использование качественных характеристик оценивания с учетом специфики речевого нарушения, актуального уровня результатов обучения ребенка, образовательной динамики и ее стабильности; - создание особой организации образовательной пространственной среды; - применение специальных методов, приемов и средств обучения, в том числе специализированных компьютерных технологий, дидактических пособий, визуальных средств, обеспечивающих реализацию «обходных путей» обучения и коррекционного воздействия на речевые процессы; - формирование социально- коммуникативного внимания, вежливости, приветливости, а также общекультурных, морально- этических и нравственных норм поведения; - психолого- педагогическое сопровождение семьи с целью ее активного вовлечения в коррекционно- развивающую работу с ребенком; - организация партнерских отношений с родителями, максимальное привлечение их к коррекционно- развивающей работе и общему образовательному процессу; - наличие адаптированной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушением речи, которая будет определять содержание и организацию образовательного процесса; Реализация индивидуального дифференцированного подхода к детям с ТНР- учет структуры речевого нарушения, речевых и коммуникативных возможностей ребенка, его индивидуального темпа обучения и т. п. ; - применение специальных методов, приемов и средств обучения и коррекционно- логопедической работы, тщательный отбор и комбинирование методов и приемов обучения с целью смены видов деятельности обучающихся; - организация для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи в ДОУ специальной помощи и поддержки( ПМПк, консультативных центров, логопедических пунктов и т. д. ) . Эти службы оказывают логопедическую помощь детям с ТНР, направленную на диагностику состояния речевой деятельности, коррекционно- логопедическое воздействие по преодолению речевых расстройств, профилактику вторичных речевых нарушений. Помощь может быть систематической( регулярные занятия) , а может быть эпизодической – по мере обращения родителей, что зависит от конкретных потребностей ребенка. - создание безбарьерной среды, включая физическую и психологическую составляющие. Организация воспитательной работы по взаимодействию здоровых детей и детей с речевой патологией, направленной на гармонизацию детских взаимоотношений; создание атмосферы эмоционального комфорта и взаимопринятия. - постоянный мониторинг уровня и динамики развития речевых процессов исходя из особенностей первичного речевого дефекта. Особенности работы воспитателя с детьми с тяжелыми нарушениями речи При обучении и воспитании детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях ДОУ необходимо учитывать особенности развития каждого ребенка, с одной стороны, и особенности группы в целом, с другой стороны. Для данной категории детей очень важно организовать специальные условия для развития коммуникативно- речевой практики. Необходимо остановиться на наиболее значимых для развития ребенка с тяжелыми нарушениями речи аспектах. Большую роль играет развитие общей моторики и преодоление двигательных нарушений. Чем раньше начать стимулировать моторное развитие у ребенка с тяжелыми нарушениями речи и корректировать двигательные расстройства, тем больше шансов будет предупредить трудности в формировании речевой функции. В связи с этим, необходимо проведение физических минуток ежедневно. Текст физ. м инутки желательно подбирать в стихотворной форме, повторяя его в течение некоторого времени, что дает возможность легче запомнить детям и, соответственно, расширить свой словарный запас. Благотворно влияют на развитие детей также музыкальные физические минутки. Музыка отлично стимулирует слуховое восприятие. В музыкальных физ. м инутках важное значение имеет снижение контроля ребенка за своей речью, вовлечение его в процесс пения. При обучении и воспитании ребенка с тяжелыми нарушениями речи необходимо большое значение уделять воображению ребенка, стимулировать его к созданию игровых ситуаций, придумыванию сюжетов для игр. Игровую зону можно превратить с помощью воображения детей, например, в волшебную страну, где дети преодолевают препятствия, перепрыгивают по заколдованным кочкам, которые можно сделать из массажных ковриков или листов бумаги, или пройти вдоль стены приставным шагом, представив, что идем по узкой дорожке, а внизу река. Эти занятия хорошо развивают воображение, моторику, а, следовательно, и речевую функцию. При работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи следует большое значение уделять коммуникативному поведению каждого ребенка в отдельности. Необходимо обращать внимание на проявление любых попыток пойти на контакт со стороны ребенка, это может быть взгляд, вокализация, движение. При этом нужно озвучивать поведение ребенка и комментировать свои действия по отношению к нему. Попытки звучащей речи детей должны поощряться и поддерживаться, что приведет к желанию идти на контакт в дальнейшем и формированию мотивации к коммуникации. Следует несколько слов сказать о требованиях к речи взрослого: артикуляция должна быть четкой, говорить необходимо короткими предложениями, невысоким голосом, между фразами необходимо делать паузы, что дает возможность ребенку понять произнесенное и отреагировать, дать ответ словами, взглядом, движением, мимикой. Для детей с тяжелыми нарушениями речи в ежедневные занятия необходимо включать артикуляционную, пальчиковую и дыхательную гимнастику. Для того, чтобы детям не было скучно, желательно использовать стихотворения и картинки при проведении данных занятий. Здесь важно учитывать индивидуальные особенности ребенка. Рекомендации по упражнениям, которые должны проводиться с каждым конкретным ребенком, даст учитель- логопед, работающий с ним. В условиях ДОУ большую роль играет атмосфера в группе, где находятся дети с тяжелыми нарушениями речи. Ребенок должен чувствовать себя комфортно, спокойно, что будет способствовать установлению эмоционального контакта со взрослым. В связи с этим необходимо обратить внимание на проблемы энергетического плана. Детям гиперактивным показаны спокойные игры, следует избегать частого повторения слов «нет», «нельзя», необходимо как можно чаще поощрять успех таких детей, хвалить, когда заслуживают. В случае, если ребенок, наоборот, вялый, бездеятельный, необходимо применять двигательную стимуляцию: взявшись за руки покружиться, попрыгать и т. д. При любой модели поведения ребенка следует сосредоточить внимание на развитии ощущений: тактильных, слуховых, зрительных. Для развития тактильных ощущений необходимо включать игры на осязание, где дети чувствуют форму, величину предмета, материал, температуру и т. д. Для развития слуховых ощущений важны различные звуки, шумы, их расположение в пространстве. Для развития зрительных ощущений хорошо использовать картинки с заштрихованными, перевернутыми, контурными изображениями. Дети с тяжелыми нарушениями речи как правило плохо ориентируются в пространстве и собственном теле. Упражнения на ориентацию необходимо включать в игры, в режимные моменты, в занятия. Игры по развитию ориентации в собственном теле, могут проводиться как за столом, так и на ковре. Игры на ориентацию в собственном теле: правой рукой достань до мочки левого уха или пальцами правой руки дотронься до подбородка, а пальцами левой возьми правый локоть. Игры на ориентацию в пространстве: возьми игрушку слева от тебя и спрячь под стол, возьми машину под стулом и поставь справа от домика и т. п. Необходимо сказать о пользе кинезиологических упражнений для развития обоих полушарий детей с тяжелыми нарушениями речи. Данной категории детей очень полезно рисование двумя руками одновременно. Правой и левой рукой дети рисуют зеркально. Для правильного выполнения этих упражнений необходимо сначала прорисовать указательными пальчиками на бумаге по контуру картинки, потом в воздухе прорисовать то же изображение, а затем уже приступать к выполнению задания карандашами. После завершения рисования обеими руками, можно представить, что или кого из данных линий можно дорисовать. Развивая воображение, мы развиваем и речь. А также координацию движений и синхронизацию работы глаз и рук.
- "Волшебный зонт Осени"
- Один день из жизни группы
- Развитие музыкально-ритмических способностей детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, с нарушенным темпом и ритмом речи в воспитании правильного произношения
- Рекомендации для родителей "Как преодолеть капризы детей"
- Классный час «Знаешь ли ты правила дорожного движения"