клуб интеллектуалов
Документы для скачивания
МУ Н И Ц И П А ЛЬ Н ОЕ А В Т О НОМНОЕ У ЧР Е Ж ДЕНИЕ Д О Ш К ОЛЬ Н ОГО ОБ Р А З О В А НИЯ Г. ЯЛ У ТОРОВС К А « ДЕТСК И Й С А Д № 9» ПРИНЯ Т А н а п е д а г о гич е ск о м с о ве т е П р о т о к о л от 31. 09. 2022 № 1 УТ ВЕ Р Ж ДЕ Н А п р ик а з о м ди р е к т о ра МА У Д О «Д е т с кий с а д № 9» О т 31. 09. 2022 № 37/ 6 ДОПОЛНИТЕЛЬ Н А Я ОБ Щ ЕОБ Р А З О В А Т ЕЛЬ Н А Я ОБ Щ Е Р А З ВИ В А Ю Щ А Я П Р О Г Р А М М А « Клуб интеллектуалов » Н А П Р А ВЛЕННОСТ Ь: СОЦ И А ЛЬНО- гуманитарная У ро вен ь п р о г р а м мы: ст а р т о вый В о з ра ст о б у ч а ющи х ся: 5- 7 лет С р о к р е а лиз а ци и: 2 г о д а Авт о р- р а з ра б о тчи к: Скипина Алена Сергеевна, Педагог- психолог Я л у т о ро вск 2 0 22 № Раздел програм м ы Н омер страницы 1 Раздел 1. Ком п лекс о сновных х аракт е ристик дополнител ь ной обще о бразовательной общеразви в ающей пр о граммы 3 2 Поясните л ьная зап и ска 3 3 Цели и з а дачи доп о лн и тельной общеобразов а тельной общеразви в ающей пр о грам м ы 5 4 План и р у емые рез у льт а ты 5 5 Содержание программы 6 7 Раздел 2. Ком п лекс ор г анизац и онно- п е даг о ги ч еск и х у словий 7 8 Кал е ндар н ый у чебный график 7 9 У словия ре а л и зац и и п р ограм м ы 8 10 Формы аттестации и оц е ночные м а т ериалы 9 12 Рабочая программа воспитания 10 12 С писок литерат у ры 12 13 Приложение 1. Календарно- тематический план программы. 12 Р А З Д ЕЛ 1. КОМПЛ Е КС ОСНОВН Ы Х Х А Р А КТЕ Р ИС Т ИК ДО П ОЛНИТЕЛЬНОЙ О Б Щ ЕОБ Р А З О В А Т Е ЛЬНОЙ О Б Щ Е Р А З В И В А Ю Щ ЕЙ П Р О ГР АММ Ы 1. 1. ПОЯС Н ИТЕЛЬ Н А Я З А П ИС К А Н о р м а т и в н о й б а з о й д л я р а з р а б о т к и д о п о л н ит е ль н о й о бщ е о б ра з о в а т е ль н о й общ е р а звив а ющ е й п ро г р а м мы «Клуб интеллектуалов » являются: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012 №273- ФЗ; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09. 11. 2018 №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30. 09. 2020 №533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения РФ от 09. 11. 2018 №196; Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» от 31 июля 2020 г. № 304- ФЗ; Санитарные правила СП2. 4. 3648- 20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утверждены 28. 09. 2020 №28; Национальный проект «Образование»( утвержден Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам( протокол от 24. 12. 2018г. №16) ; Целевая модель развития региональной системы дополнительного образования детей( приказ министерства просвещения РФ от 3. 09. 2019 № 467) ; Федеральные проекты «Успех каждого ребенка», «Цифровая образовательная среда», «Патриотическое воспитание» и др. ; Распоряжение Правительства РФ от 04. 09. 2014 № 1726- р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей». Д о п о лни т е ль н а я о б щ ео б р а з о в а т е л ь на я о бщ е р а звив а ющ а я п р о г ра мм а « Клуб интеллектуалов »( д а л ее – П р о г р а мм а) с о ц и а ль но- педагогической на п р а вл енно ст и, ст а р т о в о г о у р о вн я д а е т возможность развивать у детей познавательные психические процессы: п амять, мышление, воображение, мелкую моторику, представления, ощущения. 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Актуальность Программа «Клуб интеллектуалов – это интегрированный курс, который представляет собой усложненный курс интеллектуального развития. Упражнения, задачи, игры, используемые в программе дополнительного образования, подбираются так, чтобы развивать у детей не только психические процессы, но и крупную моторику. Одновременно ведется подготовка руки ребёнка к письму – овладение пишущим инструментом и некоторыми графическими умениями. Данная программа является адап тированным вариантом программы Н. П. Локаловой «120 уроков психологического развития младших школьников» с учет ом рекомендаций А. Л. Сиротюк по нейропсихологическому и психофизиологическому сопровождению детей в процессе обучения. Но ви з н а прогр а ммы заключается в применении приемов, упражнений, направленных на развитие интеллектуальных сп особностей путем интеграции продуктивной и экспериментальной деятельности, п овышение нестандартного мышления, развити е интеллектуальных способностей одаренных детей, п рименение нейро психологических игр, тренингов для расслабления и эмоционального комфорта. Данные упражнения, игры и тренинги не используются в занятиях основной образовательной програ ммы, разработаны и адаптированы для дополнительной образовател ьной программы «Клуб интеллектуалов». Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что для детей создаются условия непринужденности, когда желание научиться чему бы, то не было, возникает естественно, как бы, само собой. Детям предоставляется возможность быть активными, уверенными, самостоятельно решать зада чи, справляться с трудностями, п овышая свой интеллектуальный уровень развития. К а т е г ор и я о б у ч а ющ и хс я Р а б о т а о с у щ е с т в л я е тс я в г р у п п е д е т е й старшего дошкольного возраста( 5- 6 лет) и в подготовительной группе( 6- 7 лет) . К о л и ч е с т в о д е т е й о б уч ающихся п о п р о г ра м м е дополнительного образования «Клуб интеллектуалов» 12 человек в каждой возрастной группе. С р о к р е а л и з а ци и п р о г р а м м ы П р о г р а мм а р а с с ч ит ан а н а 2 го д а о б у ч е н и я, о б щ е е к о л и ч е с т в о ч а с о в в г о д со с т а вл я е т 3 2 ч а с а. Ф ор м а и р е ж и м з а н я т и й Ф ор м а о б у ч ен и я – о ч н а я. Режим занятий: 1 занятие в неделю по 25- 30 минут( в соответствии с Санитарными правилами СП 2. 4. 3648- 20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвер жденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года N 28) . Программа включает практические и теоретические занятия. Формы и методы организации деятельности ориентированы на индивидуальные и возрастные особенности детей 5- 6, 6- 7 лет. Формы работы: игр овые занятия, развивающие, нейропсихологические, упражнения для развития мелкой моторики, тренинги продуктивная и экспериментальная деятельность. Методы: игровые, наглядные, словесные, практические, тренинги. 1. 2. ЦЕЛЬ И З А Д А Ч И Д О ПОЛ Н ИТЕЛЬНОЙ О Б Щ ЕО Б Р А З О В А ТЕ Л ЬНОЙ О Б Щ Е Р А З ВИ В А Ю Щ ЕЙ ПРОГРАММЫ Цель: развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста. Задачи: Развивать по знавательные процессы( восприятие, внимание, память, мышление, воображение) Развивать самостоятельность детей, способность к рассуждению, самоконтролю Готовить моторику руки к письму. Осн о вны е н а п р а в л е н ия п р о г р а м мы: Развитие познавательных психических процессов( память, мышление, воображение, внимание, восприятия) . Ф ор м и р о в ан и е с в яз но й р е чи: развитие у мения строить диалог: спросить, ответить, объяснить, попросить, поддержать, подать реплику, с использованием разных языковых средств в соответствии с ситуацией. Формирование умения пос троить развернутое высказывание. 3. П Л А НИРУЕМЫЕ Р Е З У ЛЬ Т А Т Ы ОСВО Е НИЯ ПРО Г Р А ММ Ы Пл а ни р у емы е ре зульт а ты с о о тв е тств у ют з а д а ч а м п р ограммы: - у детей на высоком уровне развиты познавательные процессы( восприятие, внимание, память, мышление, воображение) . - дети самостоятельно выполняют задания по словесной и н аглядной инструкции педагога и способны к самоконтролю деятельности. - на высоком уровне развиты графические навыки и мелкая моторика. 1. 4. СОДЕ Р Ж А НИЕ П Р О Г Р А М М Ы УЧЕБНЫЙ ПЛАН 1- й год обучения( 5- 6 лет) Дисциплины( разделы/ темы) Трудоемкость Количество академических часов формы аттестации/ контроля Практическое занятие Теоретическое занятие Всего Познавать играя 6 1 7 Беседа, игра Школа внимания 6 1 7 Игра- путешествие Логическая мозаи ка 7 0 7 Игра Запоминалка 6 1 7 Игра- беседа Сила руки 3 1 4 Игра- упражнений Итоговое занятие 2 0 2 Диагностика по М. М. Безруких Итого 28 4 32 содержание учебного плана 1- й год обучения( 5- 6 лет) Раздел 1. «Познавать играя! » Теория. Рассказать детям, как правильно работать с инструкциями, показат ь примеры заданий. Развивать понятийное мышление. Практика. Развива ть умение работать с материалом, видеть и понимать инструкции. Развива ть пространственное представление, произвольность, слуховые, з рительные осязательные ощущения. Раздел 2. «Школа внимания». Теория. Актуализировать представления детей о предметах ближайшего окружения Практика. Развива ть умение распределять внимание. Развива ть устойчивость, переключаемость внимания. Учимся находить общие признаки, проходить лабиринты, сравнивать ко личество предметов, видеть цело стность картинки, находить отличия. Раздел 3. « Логическая мозаи ка » Теория. Развива ть н аглядно- образное мышление, групповое упражнение «Кто без чего обойдется», беседуем с детьми о предметах ближайшего окружения, что необходимо для их существования. Практика. Развивать умение устанавливать закономерности, что было сначала, а что потом, соста влять рассказы по картинкам, развивать умение анализировать, группировать предметы по нескольким признакам. Раздел 4. « Запоминалка » Теория. Показать приемы запоминания. Практика. Разви ва ть слуховую и зрительную, вербаль ную, логическую, опосредованную память Раздел 5. « Сила руки » Теория. Показать, как правильно держать ручку и карандаш. Какие виды ручек есть. Практика. Развивать моторику, учиться правильно держать ручку, карандаш. Формировать п равильное нажатие при письме. Раздел 5. « Итоговое занятие » Практика. Проводим диагностику «Факторы риска» по методике М. М. Безруких. УЧЕБНЫЙ ПЛАН 2- й год обучения( 6- 7 лет) Дисциплины( разделы/ темы) Трудоемкость Количество академических часов формы аттестации/ контроля Практическое занятие Теоретическое занятие Всего Познавать играя 7 1 8 Беседа, Игра, упражнения Школа внимания 6 1 7 Игра- путешествие, Графический диктант Логическая мозаи ка 5 0 5 Игра- развивалка Запоминалка 5 1 6 Игра- беседа Сила руки 4 0 4 Игра- упражнений Итоговое занятие 2 0 2 Диагностика по С. Г. Гайдаржи Итого 29 3 32 Раздел 1. «Познавать играя! » Теория. Рассказать детям, как правильно работать с инструкциями, показать примеры заданий. Развивать умение самостоятельно работать с инструкцию. Формировать понятийное мышление Практика. Развива ть умение работать с материалом, видеть и понимать инструкции. Развива ть пространственное представление, произвольность, слуховые, зрительные осязательные ощущения. Развивать умение работать по образцу, по заданным условиям. Раздел 2. «Школа внимания». Теория. Обогатить представления детей о предметах ближайшего окружения, умение комментировать свои дальнейшее шаги, работа у мольберта; Практика. Развивать умение распределять внимание. Развивать устойчивость, переключаемость внимания. Учим находить общие признаки, проходить лабиринты, сравнивать ко личество предметов, видеть цело стность картинки, находить отличия. Формировать умение контролировать свою деятельность, сохранять и выполнять заданную инструкцию. Раздел 3. « Логическая мозаи ка» Теория. Развива ть наглядно- образное мышление, групповое упражнение «Кто без чего обойдется», беседуем с детьми о предметах ближайшего окружения, что необходимо для их существования. Учим классифицировать предметы по признакам. Практика. Учи ть устанавливать закономерности, что было сначала, а что потом, учимся составлять рассказы по картинкам. развиваем умение анализировать, группировать предметы по нескольким признакам. Развивать умение класси фи цировать предметы, делить на части, подбирать узор. Раздел 4. « Запоминалка » Теория. Развива ть память, разучиваем стихи, пальчиковые игры; Практика. Разви ва ть слуховую память, послушай и повтори; зрительную запомни и нарисуй, вербальную, логическую, опосредованную. Найди лишнее, запомни символы и зарисуй. Раздел 5. «Сила руки» Теория. Расширя ть знания детей о том, для чего правильно держать ручку и карандаш. Какие виды ручек есть. Практика. Развивать моторику, учиться правильно держать ручку, карандаш. Правильное нажатие при письме. Учим завязывать шнурки, соединять мелкие детали. Раздел 5. «Итоговое занятие» Практика. Проводим диагностику по методике С. Г. Гайдаржи. Р А ЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС О Р Г А НИ З А ЦИО ННО- ПЕ Д А ГОГИЧЕС К ИХ У С ЛОВИЙ 2. 1 К А ЛЕ Н Д А РН Ы Й У Ч Е БН Ы Й Г Р А Ф ИК П р о д о лжи т е ль н о сть у ч е б но й не д е ли: п оне д е ль н и к- пят н иц а. П р о д о лжи т е ль н о сть у ч е б но г о г о д а: на ч а л о у ч е б н ых з а н ятий – с 1 октября у чебн о г о г о д а, о к о н ч ан и е у ч е б н ых з а нят и й – 3 1 м а я у ч е б но г о г о д а П р а зднич н ы е н е р а б о чи е д н и: о б щ е г о с уд ар ств е нн ы е п ра зд н ич н ы е д н и Д о п о лни т е ль н ы е д н и о тды х а- г о с уд ар ств е нн ы е п ра зд н ики. Д а нн а я п р о г р а м м а р а ссчит а на н а 2 года о б у ч ен ия д е т е й. К о лич е с тво н е д е ль в у ч е б но м г од у: 3 2 не д е ли. З а нятия с детьми 6- 7 лет п р о во дятся п о вторникам во вторую п о л о ви н у д н я с 15. 30 д о 16. 00 Занятия с детьми 5- 6 лет проводятся п о средам во вторую половину дня с 16. 30 до 16. 55 Р е жим з ан ятий: 1 ра з в не д е лю во второй п о л о ви не д н я п о 25- 30 ми н у т. Ф о р м а о рг ан и з а ции – г р у п п ова я. Возрастная группа Сроки ре а лизации Количество занятий в н е делю Количество занятий в г о д Продол ж ительность заня т ия Время проведения Д н и н е дели 5- 6 лет Октябрь- май 1 32 25 мин 16. 30 16. 55 среда 6- 7 лет Октябрь- май 1 32 30 мин. 15. 30 16. 00 вторник 2. 2 УСЛОВИЯ Р Е А ЛИ З А ЦИИ П Р ОГ Р А М М Ы М е т о ды о б у ч ен и я по программе: - сло ве с н ый( р а сск а з, беседа, инструктаж) - н а гля д н ый( игровой п о к а з схем, инструкций, правил) - п р а ктич е ский( выполнение упражнений, заданий, тренинги) - игр о во й( подвижные, п а льчик о в ы е, р е ч е вы е и г р ы; игры на развитие логического мышления) . Контроль освоения программы осуществляется посредством диагностик и «Факторы риска» по методике М. М. Безруких( с детьми 5- 6 лет) , и по методике С. Г. Гайдаржи( с детьми 6- 7 лет) . Формы организации образовательного процесса- групповая. Формы организации учебного занятия- игра, тренинги, упражнения. Структура занятия: - психологический настрой- нейропсихологическое упражнение- выполнение заданий по инструкции- обсуждение правильного решения задач- релаксация. Материально- технические условия реализации программы Занятия по программе проводятся в групповом помещении педагога- психолога. Для реализации программы для детей имеются дидактические игрушки. Для педагога имеются методические пособия, дидактические материалы, книги, тренинги. Картотека заданий и упражнений. В работе по программе используются упражнения на развитие познавательных психических процессах. Игры на установление контакта и положительного настроя, нейропсихологические игры, релаксационные упражнения. Дидактический материал к занятию подбирается и систематизируется в соответствии учебно- тематическим планом, возрастными особенностями и уровнем развития детей. 2. 3 Ф О Р МЫ А ТТЕС Т А Ц ИИ И О Ц Е НОЧН Ы Е М А ТЕР И А Л Ы Мониторинг проводится в конце старшей и в конце подготовительной группы. Исследуется уровень развития восприятия, внимания, памят и, мышления, воображения, а так же моторики и самоорганизации. В старшей группе диагностика проводится при помощи методики определения факторов риска будущих первоклассников М. М. Безруких, в подготовительной группе- при помощи методики С. М. Гайдаржи. ОПИСАНИЕ МЕТОДИК И( М. М. Безруких) Методика раннего прогнозирования школьных трудностей у детей 5- 6 лет 1. Вербально- логическое и наглядно- образное мышление; Социально- бытовая осведомленность. 1. Запас сведений и знаний: Задание 1. Покажи какой рисунок не подходит к остальным. Задание 2. Покажи, где нарисована посуда. Задание 3. На какой картинке больше карандашей. На какой больше морковок. Задание 4. Какую погоду изображают картинки? Времена года? Задание 5. У какого вагона 4 колеса, а у какого 4 окошка. Задание 6. Внимательно посмотри, из каких фигур составлена цепочка, и постарайся дорисовать ряд. Задание 7. Придумай окончания предложений. 2. Речевое развитие: Задание 8. Составь рассказ по картинкам и расскажи в нем, что произошло. Задание 9. Назови слова, в которых есть звуки( Т) , ( Р) , ( Ш) , ( З) . 3. Развитие мелкой моторики и графических умений. Задание 10. Завяжи( развяжи) 5 узелков. Задание 11. Собери 10 счетных палочек и сложи их в коробку. Задание 12. Дотронься попеременно каждым пальчиком правой руки до большого пальца. 1 2 3 4 5 1 5 2 3 4 1 4 2 5 3 Задание 13. Возьми пожалуйста, ручку и обведи путь автомобиля. Старайся не отрывать руку. Начерти две вертикальные и две горизонтальные линии. 4. Зрительное восприятие: Задание 14. Покажи, какие буквы и цифры написаны неправильно. Задание 15. Найди похожую фигуру. Задание 16. Найди такое же слово. Задание 17. Обведи треугольник – красным цветом, а круг – зеленым. Задание 18. Найди человечков, стоящих смирно( с поднятой правой рукой) . 5. Интегративные умения. Задание 19. Срисуй фигуры. Задание 20. Срисуй цифры. Задание 21. Срисуй буквы. Задание 22. Узнай, какая фигура нарисована на ладони круг, треугольник, квадрат. Задание 23. Постучи по столу пальчиком, так как я. Раз- два. Раз – два – три Раз – два – раз – два – раз – два Раз – два – три- раз – два – три Раз – два- раз- два- раз – два – три. Задание 24. Письмо вертикальных палочек на счет Раз, два, рааз, два, рааз, дваа ОПИСАНИЕ МЕТОДИК И определения уровня готовности ребенка к школе( 6- 7 лет) ( С. Г. Г айдаржи) 1. Тест" Прогрессивные матрицы Равена" . ЦЕЛЬ: определение уровня развития невербального компонента мышления. МАТЕРИАЛ: материал теста черно- белого варианта состоит из матриц или композиций с пропущенным элементом. Задания разделены на 5 серий( A, B, C, D, Е) по 12 однотипных, но возрастающей сложности в каждой серии. Трудность заданий возрастает и при переходе от серии к серии. Дошкольникам для выполнения серия Е не предлагается. Обследуемый должен выбрать недостающий элемент матрицы среди 6- 8 предложенных вариантов. Каждая серия заданий составлена по определенным принципам. Серия А. От обследуемого требуется дополнение недостающей части изображения. Считается, что при работе с матрицами этой серии реализуются следующие основные мыслительные процессы: а) дифференциация основных элементов структуры и раскрытие связей между ними; б) идентификация недостающей части структуры и сличение ее с представленными образцами. Серия В. Сводится к нахождению аналогии между двумя парами фигур. Обследуемый раскрывает этот принцип путем постепенной дифференциации элементов. Серия С. Задания этой серии содержат сложные изменения фигур в соответствии с принципом их непрерывного развития, обогащения по вертикали и горизонтали. Серия D. Составлена по принципу перестановки фигур в матрице по горизонтальном у и вертикальному направлениям. ИНСТРУКЦИЯ: " В верхней части страницы( показать указкой) находится рисунок, в котором вырезан маленький кусочек. Ниже( показать) нарисовано несколько кусочков, но только один из них подходит к нашему рисунку. Надо найти его. Если ты его мысленно подставишь в рисунок, то получится правильная картинка" . Ребенку предлагается выполнить задания каждой серии. При определенном количестве ошибок осуществляется переход к следующей серии. Серия Допустимое ко- во ошибок A 3 B 3 C 2 D 2 ОЦЕНКА: фиксируются номера заданий и правильных ответов( например, А1- 4) , а так же время начала и окончания всей работы. 2. 1. 2. Те ст" Классификация и обобщение" . ЦЕЛЬ: опреде ление умения классифицировать, сравнивать и выделять существенные признаки понятий и явлений, а так же умения формулировать собственные обобщающие суждения. Косвенно выявляется уровень общей осведомленности и скорость мыслительн ых процессов( время выполнения заданий фиксируется незаметно для ребенка) . ИНСТРУКЦИЯ: Перед ребенком последовательно выкладываются на стол пять наборов карточек с изображением предметов. Каждый набор состоит из четырех карточек. " Одна из карточек- лишняя, ее надо убрать. Убери лишнюю карточку. Как можно назвать оставшиеся картинки? " МАТЕРИАЛ: 1 набор- пирамидка, мяч, книга, медвежонок. 2 набор- цапля, орел, сова, петух. 3 набор- окружность, треугольник, ручка, квадрат. 4 набор- стол, кровать, стул, чашка. 5 набор- топор, часы, молоток, щипцы. ( Наборы картинок даны в Приложении 1) . ОЦЕНКА: При правильном выборе и объяснении- 2 балла, при правильном выборе, но неправильном объяснении- 1 балл, неправильный выбор карточки- 0 баллов. Максимальное количество баллов- 10. 2. 1. 3. Тест" Аналогии" . ЦЕЛЬ: определение способности выявлять характер смысловых отношений между понятиями. ИНСТРУКЦИЯ: " Сейчас я назову тебе два слова, между которыми существует определенная связь. Затем назову еще одно слово, а тебе надо подобрать к нему такое, чтобы между этими словами была такая же связь, как в первом случае" . МАТЕРИАЛ: Произносятся слова: 1. Яблоко- фрукт; морковь- . . . 2. Горький- сладкий; толстый- . . . 3. Крыло- птица; плавник- . . . 4. Рыба- аквариум; птица- . . . 5. Понедельник- вторник; январь- . . . ОЦЕНКА: За каждый правильный ответ 1 балл. Максим альное количество баллов- 5. Количество баллов суммируется по 2. 1. 2 и 2. 1. 3 заданию. Общее макси мальное количество баллов- 15. 2. ОБЩАЯ ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ В процессе мыслительной деятельности происходит расширение объема и углубление четких, ясных знаний об окружающем мире. Эти стабильные знания необходимы для успешной работы с новой информацией, они составляют ядро познавательной сферы ребенка. Кроме того, растет круг неопределенных сведений в форме догадок, предположений- это развивающие знания, являющиеся мощным стимулятором умственной активности. Во взаимодействии этих дв ух сфер неопределенность знаний уменьшается- они уточняются и переходят в определенные. Следующая методика предназначена для изучения круга з наний и представлений ребенка, его общей осведомленности о предметах и явлениях окружающей действительности. Предлагаемые вопросы касаются следующих областей знаний: мир животных, общественная жизнь, временные отношения, география. Это не обходимый минимум для усвоения и систематизации ребенком новых знаний об окружающем его мире. 2. 1. Тест" Общая осведомленность" . ЦЕЛЬ: изучение круга знаний и представлений ребенка, его общей осведомленности о предметах и явлениях окружающей действительности. ИНСТРУКЦИЯ: " Ответь, пожалуйста, на вопросы" . МАТЕРИАЛ: Задаются 10 вопросов. ОЦЕНКА: Результат представляется в виде суммы баллов. Максимальное количество баллов- 13. 3. ПАМЯТЬ. Память- это процесс запоминания, сохранения и последующего воспроизведения человеком его опыта. Непроизвольный вид памяти у дошкольников является ведущим. Но к шести- семи годам появляется важное новообразование- дети овладевают собственно мнемической деятельностью, у них появляется произвольная память. Для процесса обучения большое значение имеет удержание в памяти зрительных образов. Обучение в начальной школе сопровождается наглядным стимульным материалом. 3. 1. Тест" Предъявление и устное фиксирование по памяти ряда простых фигур" ЦЕЛЬ: определение объема кратковременной зрительной памяти. МАТЕРИАЛ: Предлагается восемь карточек с черно- белым изображением простых, хорошо знакомых ребенку фигур: флажок, квадрат, круг, знак сложения, звезда, елочка, дом, знак вычетания. Порядок показа- от одной до восьми фигур. Время показа( в секундах) равно числу фигур. Размер карточки на одну фигуру 6х5 см. На первой карточке- одна фигурка, на второй карточке- две фигурки, на третьей карточке- три фигурки и так до восьми фигурок. Начиная с пяти единиц, фигуры располагаются в два ряда, одна под другой. Фигуры для проведения теста даны в Приложении 2. ИНСТРУКЦИЯ: " Сейчас я буду показывать карточки, на которых нарисованы знакомые тебе предметы. Пока я показываю, внимательно смотри и старайся запомнить. Когда уберу карточку, назови мне все предметы, которые запомнил" . ОЦЕНКА: Объем кратковременной зрительной памяти равен числу фигур в наиболее длинном правильно воспроизведенном ряду фигур( последова- тельность не учитывается) . Максимальное количество баллов- 8. 4. РАЗВИТИЕ МОТОРИКИ РУКИ, ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ. Степень развития сложнокоординированных движений руки, глазомер ребенка, его пространственная ориентация являются одной из сторон физической готовности ребенка к школе. Необходимо уделить внимание оценке уровня развития моторики руки ребенка и его двигательных навыков, поскольку особые трудности при адаптации ребенка к школе вызывает именно обучение письму. Письмо называют" базовым навыком" , т. е. навыком, на котором практически строится все дальнейшее обучение, а значит, ребенок, не освоивший его вовремя, непременно будет отставать в учебе, и не только по русскому языку. 4. 1. Тест" Узоры" . ЦЕЛЬ: Определение уровня сформированности мелкомоторных навыков, зрительно- моторной координации и глазомера. МАТЕРИАЛЫ: Лист бумаги( 1/ 4 стандартного листа) с нарисованными узорами. Предлагается три узора с четырьмя элементами каждого в начале строки. Ниже указаны размеры одного элемента узора: высота и ширина по 0, 5- 0, 7 см ИНСТРУКЦИЯ: " Посмотри, здесь, на листе бумаги нарисованы узоры. Они не закончены. Продолжи ряд точно также и рисуй узор до конца строчки" . Вся процедура занимает по времени около 5 минут. ОБРАБОТКА: Оцениваются результаты по каждому узору отдельно; в протокол записывается сумма баллов, набранных ребенком по всем трем узорам. Оценка идет по 2 критериям- направление предполагаемой строки и размеры элементов. Исходя из этого: 8 баллов- размеры элементов соблюдены; направление предполагаемой строки сохранено; 7 баллов- нарушен размер высоты или ширины элемента; направление предполагаемой строки сохранено; 6 баллов- нарушены размер и высоты и ширины элемента; направление предполагаемой строки сохранено; 5 баллов- размеры элементов соблюдены; направление предполагаемой строки нарушено( строка" ползет" вверх или вниз) ; 4 баллов- нарушен размер высоты или ширины элемента; направление предполагаемой строки нарушено; 3 баллов- нарушены размеры и высоты и ширины элемента; направление предполагаемой строки нарушено; 2 балла- разборчиво скопированы минимум 4 элемента подряд( размер элементов и направление предпол агаемой строки не учитывается) ; 1 балл- разборчиво скопированы минимум 2 элемента подряд( размер элементов и направление предполагаемой строки не учитывается) ; 0 баллов- каракули( или вольный узор) . Максимальное количество баллов- 24. 5. ВНИМАНИЕ Необходимым условием усвоения знаний является внимание. Произвольность внимания, умение преднамеренно направлять его на ту или иную задачу- важное приобретение младшего школьного возраста. Уровень развития произвольного внимания характеризует не только направленность интересов человека, но и его личностные, волевые качества. У сдержанных, уравновешенных детей устойчивость внимания в 1, 5- 2 раза выше, чем у возбудимых. 5. 1. Тест" Кодирование" . ЦЕЛЬ. Изучение уровня концентрации, переключения внимания, зрительно- моторной координации и скорости образования нового навыка. МАТЕРИАЛЫ. Бланк с нарисованными фигурками( задания к субтесту" Шифровка" теста Векслера увеличенные по количеству вдвое) . ИНСТРУКЦИЯ. " Посмотри сюда, - показать верхний ряд фигур( ключ) , - видишь, нарисована звездочка, а в звездочке- вот такая черточка( показать) . А вот кружок, в нем видны две такие черточки, и т. д. по каждой фигуре. ( Показать первый ряд) - Видишь, здесь фигурки такие же, но в них ничего не нарисовано. Давай с тобой нарисуем также как вот здесь( показать на ключ) . Делай подряд первые 5 фигурок" . После пяти пробных фигур включить секундомер. Время- 120 секунд. Через каждые 30 сек. психолог отмечает( не останавливая работу ребенка) количество отмеченных им фигурок. ОБРАБОТКА. Оценка равна количеству правильно заполненных фигур всего за 120 секунд и по каждому 30 секундному интервалу. Строится график продуктивности по четырем интервалам. 6. ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ. Знание личностных особенностей детей позволяет учителю более детально планировать свою работу с каждым учеником. От характера взаимодействия с учителем очень зависит и желание ребенка учиться, и его успехи. К школе у ребенка должен быть достаточно развит самоконтроль, умение общаться с людьми, ролевое поведение, самостоятельность. В учении, общении и практической деятельности, связанной с испытаниями способностей, в ситуациях, предполагающих соревнование с другими людьми, детям требуется уверенность в себе, своих возможностях и действиях, которые они планируют и совершают. В учебной деятельности ребенка ему необходимо качество, от которого более чем от других зависят будущие школьные успехи. Это- устойчивая работоспособность. Без нее вряд ли можно рассчитывать на прочное усвоение достаточно большого объема знаний, на формирование сложных умений и навыков. Немаловажное значение для достижения успехов в учебной деятельности имеют коммуникативные качества ребенка, в частности его контактность, отзывчивость, способность находить компромиссное решение, а также волевые черты личности: настойчивость, целеустремленность, упорство и т. д. В возрасте 6- 7 лет ребенок учится правильно оценивать себя среди других людей и выбирать критерии, которыми он будет руководствоваться при выборе поведения, принимая определенные решения. При этом правильность и решительность его действий во многом определяется адекватностью его восприятия действительности, уровнем его самооценки. 6. 1. Тест" Понятливость" . ЦЕЛЬ: Определение уровня самостоятельности ребенка, его понятливости в житейских ситуациях. ИНСТРУКЦИЯ И ОЦЕНКА: 6. 2. " Тест цветовых выборов Люшера" . Исходя из того, что выбор цветовых стимулов предполагает принятие испытуемым определенной стратегии раскладки цветов, по устойчивости выбора можно опосредованно судить об особенностях регуляторных функций. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ: Перед каждым ребенком на стол выкладываются в произвольном порядке прямоугольнички восьмицветового набора, соблюдая следующие правила: 1) черный, коричневый и серый цвета не должны лежать рядом; 2) основные и дополнительные цвета должны лежать вперемежку. При проведении обследования необходимо учитывать следующее: 1. Обследуемый должен выбирать из предложенных ему цветов, а не из воображаемых, например, более" красивых" . 2. Тестирование желательно проводить при дневном свете, но не при ярком свете солнца. 3. Каждый цвет должен выбираться отдельно. Ни в коем случае нельзя выбирать два или несколько цветов одновременно. 4. Обследуемый должен решать совершенно свободно, какой из предложенных цветов ему нравится или несимпатичен. При этом его не следует торопить с ответом или помогать ему наводящими вопросами. 5. Ни в коем случае цвета не должны выбираться с мыслями о том, что они подходят для одежды и т. п. 6. Если обследуемый отвечает, что ему все цвета нравятся одинаково, спросите его: " А какой все- таки больше всех? " 7. Необходимо акцентировать внимание обследуемого на том, что вас интересует, какой цвет ему нравится именно сейчас, а не вообще. ИНСТРУКЦИЯ: " Посмотри внимательно на эти восемь цветов. Покажи цвет, который тебе нравится сейчас больше всех" . Выбранный цвет убирается, а его номер записывается в протокол. Следующий вопрос: " А из оставшихся цветов какой тебе нравится больше всех? " Снова убрать выбранный прямоугольничек, а его номер записать следующим после предыдущего в протокол и т. д. После пяти выборов задается вопрос: " А какой из оставшихся трех цветов для тебя самый неприятный? " Выбранный прямоугольничек убрать, а его номер занести в протокол на восьмое место в первом ряду. Следующий вопрос: " А какой из оставшихся двух цветов тебе наиболее неприятный? " Номер выбранного цвета занести на седьмую позицию, а оставшегося цвета на шестую. Затем процедуру обследования в точности повторить. Дается дополнительная инструкция: " Сейчас мы с тобой повторим выборы приятных и неприятных цветов. Повторный выбор цветов- это не тест на память. Твои глаза во время первого выбора привыкали к цветам. Сейчас выбор цветов может измениться, а может и нет. Это несущественно! Выбирай так, как будто ты видишь эти цветные карточки в первый раз. " Номера выбранных цветов записываются во второй ряд. Пример записи: 03456712 43071652 Рабочая программа воспитания Рабочая программа воспитания реализуется в рамках дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Клуб интеллектуалов» и является её компонентом. Структура Программы воспитания включает цель и особенности организуемого воспитательного процесса, формы и содержание деятельности, планируемые результаты и формы их проявления. Цель программы: формирование личностных качеств старших дошкольников: социально- коммуникативных навыков, саморегуляции, развивать познавательные способности. Формы и содержание деятельности Формы Содержание деятельности Занятие: Упражнения Нейропсихологические игры Реализация программы « Клуб интеллектуалов » Тренинги личностного роста Реализация программы « Клуб интеллектуалов » Интеллектуальные конкурсы Создание условий для одаренных детей для проявления своих способностей, участие в городской олимпиаде дошкольников, нтернет- конкурсах ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ФОРМЫ ИХ ПРОЯВЛЕНИЯ Планируемые результаты воспитания носят отсроченный характер, но деятельность воспитателя нацелена на перспективу развития и становления личности ребенка. Поэтому результаты достижения цели воспитания представлены в виде целевых ориентиров как обобщенных портретов ребенка концу раннего и дошкольного возрастов. Направления воспитания Ценности Показатели Социальное Человек, дружба, сотрудничество Дружелюбный и доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, способный взаимодействовать со взрослыми и сверстниками на основе общих интересов и дел. Познавательное Знание Любознательный, наблюдательный, испытывающий потребность в самовыражении, в том числе творческом, проявляющий активность, самостоятельность, инициативу в познавательной, игровой, коммуникативной и п родуктивных видах деятельности. Умеет выявлять общее и различное, обобщать, прослеживать закономерности, классифицировать предметы по разным призна кам( внешним и функциональным) , устанавливать простые связи между явлениями и предметами, прогнозировать эффект от своих действий. В детском саду не осуществляется оценка результатов воспитательной работы в соответствии с ФГОС ДО, так как «целевые ориентиры ОП ДО не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики( мониторинга) , и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей». Календарный план воспитательной работы по Дооп « Клуб интеллектуалов » на 2022- 2023 учебный год Направление воспитания Наименование мероприятия Сроки Социальное Ситуации общения по темам занятий Ежемесячно 1 раз в неделю Познавательное Организация работ ы по ДООП «Клуб интеллектуалов» Ежемесячно 1 раз в неделю Участие в интеллектуальных конкурсах 1 раз в квартал Игротека Декабрь Март 2. 5. список ЛИТЕРАТУР ы Белая А. Е. , Мирясова В. И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. – М. : Астриль, 2003. Локалова Н. П. «120 уроков психологического развития младших школьников» часть 1 – М. : Ось 89, 2006. Локалова Н. П. «120 уроков психологического развития» часть 2. Материалы к урокам психологического развития – М. : Ось 89, 2006. Светлова И. «Большая книга заданий и упражнений по развитию логики малыша»- М. : Эксмо, 2015. Сиротюк Л. А. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения- ТЦ «Сфера», 2003. КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ « Клуб интеллектуалов » Для детей 5- 6 лет НА 2022- 2023 УЧЕБНЫЙ ГОД № Тема занятий Задачи Кол- во часов Примечания О ктябрь 1. Урок 1: 1. Назови предметы 2. Послушай тишину 3. Узнай по звуку- развивать понимание словесного обозначения предметов- развивать слуховые ощущения 1 источник 1 с. 37- 38 2. Урок 2: 1. Выполни команду 2. Какого цвета цветные полоски- развивать внимание, сосредоточенность- развивать зрительные ощущения 1 источник 1 с. 38- 39 3. Урок 3: 1. Произнеси чисто 2. Раскрась правильно- развивать чистоту произношения- развивать пространственные представления 1 источник 1 с. 40- 42 4. Урок 4: 1. Найди ошибку 2. Определи фигуру 3. Назови одним словом- развивать фонетико- фонематическое восприятие- развивать пространственные представления- развивать понятийное мышление 1 источник 1 с. 42- 44 Н оябрь 5. Урок 5: 1. Учись слушать и выполнять 2. Учитель – ученик, ученик – учитель 3. Послушай звуки 4. Назови и проверь постукиванием- развивать умение выполнять словесные поручения- развивать самоконтроль- развивать слуховые ощущения- развивать слуховое восприятие 1 источник 1 с. 44- 46 6. Урок 6: 1. Кто точнее нарисует? 2. Шершавые дощечки- развивать внимание, увеличивать объем внимания- развивать осязательные ощущения 1 источник 1 с. 46- 47 7. Урок 7: 1. Магнитофон 2. Переверни рисунок Что? Где? - развивать вербальную память- развивать пространственные представления 1 источник 1 с. 48- 49 8. Урок 8: 1. Слушай звуки улицы 2. Поиграем в «индейцев» 3. Угадай, кто говорит 4. У кого ряд длиннее? - развивать внимание, сосредоточенность- развивать память 1 источник 1 с. 49- 51 Д екабрь 9. Урок 9: 1. Телеграфисты 2. Куда указывают стрелки? 3. Подбери картинки- развивать двигательную память- развивать пространственные представления- развивать понятийное мышление 1 источник 1 с. 51- 53 10. Урок 10: 1. Найди одинаковые 2. Найди образец 3. Найди картинку 4. Перепутанные линии- развивать способность анализировать образец- развивать зрительную память- развивать устойчивость внимания 1 источник 1 с. 53- 55 11. Урок 11: 1. Цветная сказка 2. Штриховка 3. Запомни точно- развивать образное мышление- развивать зрительно- двигательные координации- развивать зрительную память 1 источник 1 с. 55- 57 12. Урок 12: 1. Нарисуй по памяти 2. Выполни правило 3. Вордбол- развивать зрительную память- развивать пространственные представления- развивать понятийное мышление 1 источник 1 с. 57- 59 Я нварь 13. Урок 13: 1. Где этот домик? 2. Чей это узор? 3. Найди предметы одного цвета. - развивать пространственные представления- развивать выполнение словесных поручений- развивать зрительные ощущения 1 источник 1 с. 59- 61 14. Урок 14: 1. Раскрась правильно 2. Шумящие коробочки- развивать умение анализировать образец- развивать слуховые ощущения 1 источник 1 с. 61- 62 15. Урок 15: 1. Шершавые дощечки 2. Расставь слова Зашифруй слова Зашифруй цифры 3. Точные движения- развивать осязательные ощущения- развивать переключаемость внимания- развивать точность движений 1 источник 1 с. 62- 64 16. Урок 16: 1. Срисуй фигуры точно 2. Путаница Найди одинаковые Назови фигуры 3. Тяжёлые коробочки- развивать умение анализировать образец- развивать зрительное восприятие формы- развивать зрительную память 1 источник 1 с. 64- 66 Ф евраль 17. Урок 17: 1. Найди одинаковые 2. Запомни и найди Запомни и нарисуй- развивать мышление- развивать зрительную память 1 источник 1 с. 66- 68 18. Урок 18: 1. Кто наблюдательнее 2. Магнитофон 3. Назови одним словом Конкретизация понятий- развивать зрительный анализ- развивать словесный синтез- развивать понятийное мышление 1 источник 1 с. 68- 70 19. Урок 19: 1. Тяжёлые коробочки 2. Пишущая машинка- развивать осязательные ощущения- развивать устойчивость внимания 1 источник 1 с. 70- 71 20. Урок 20: 1. Сгруппируй буквы 2. Синхронный счёт 3. Цветной ксилофон Живые цепочки- развивать зрительный анализ- развивать внимание- развивать пространственные представления 1 источник 1 с. 72- 73 М арт 21. Урок 21: 1. Найди отличия Дорисуй недостающие детали 2. Нарисуй точно так же 3. Проведи, не касаясь- развивать мышление, анализ- развивать умение анализировать образец- развивать зрительно- двигательные координации 1 источник 1 с. 73- 75 22. Урок 22: 1. Способы применения предмета 2. Соблюдай правило 3. Сравнение слов Учимся сравнивать- развивать гибкость мышления- развивать умение распределять внимание- развивать умение сравнивать 1 источник 1 с. 75- 77 23. Урок 23: 1. Поставь значки 2. Отгадай слова 3. Называй и считай Алфавит- развивать пространственные представления- развивать умение анализировать и синтезировать- развивать переключаемость и устойчивость внимания 1 источник 1 с. 77- 78 24. Урок 24: 1. Подбери слова 2. Найди слоги 3. Говори правильно- развивать звуковой синтез- развивать объем внимания- развивать пространственное восприятие 1 источник 1 с. 79- 80 А прель 25. Урок 25: 1. Вордбол 2. Телеграфисты 3. Где спрятались игрушки- развивать понятийное мышление- развивать двигательную память- развивать пространственные представления 1 источник 1 с. 80- 81 26. Урок 26: 1. Составление представлений 2. Найди девятый 3. Всё ли ты увидел- развивать умение синтезировать( мышление) - развивать умение устанавливать закономерности( мышление) - развивать наблюдательность 1 источник 1 с. 82- 83 27. Урок 27: 1. Найди одинаковые и отличающиеся 2. Составь фигуру 3. Запомни картинки Запомни порядок- развивать умение сравнивать( мышление) - развивать зрительное восприятие формы- развивать зрительную память 1 источник 1 с. 83- 85 28. Урок 28: 1. Найди одинаковые 2. Назови предмет 3. Молния Речка- развивать умение сравнивать( мышление) - развивать умение синтезировать( мышление) - развивать зрительно- двигательные координация 1 источник 1 с. 85- 86 М ай 29. Урок 29: 1. Сравнивать предметы 2. Образец и правило- развивать умение сравнивать( мышление) - развивать саморегуляцию 1 источник 1 с. 86- 88 30. Урок 30: 1. Загадочные контуры 2. Делаем вместе- развивать зрительно восприятие формы- развивать внимание 1 источник 1 с. 88- 89 31. Урок 31: 1. Найди фото 2. Нарисуй так же Покажи одинаковые- развивать зрительное восприятие- развивать умение анализировать образец- развивать мышление 1 источник 1 с. 89 32 Итоговое занятие- развивать зрительное восприятие- развивать умение анализировать образец- развивать мышление 1 Диагностический пакет материалов по М. М. Безруких КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ « Клуб интеллектуалов » Для детей 6- 7 лет НА 2022- 2023 УЧЕБНЫЙ ГОД № Тема занятий Задачи Кол- во часов Примечания Октябрь 1. Урок 1: 1. Назови предметы 2. Послушай тишину 3. Узнай по звуку 4. Найди одинаковые предметы- развивать понимание словесного обозначения предметов- развивать слуховые ощущения- развивать наглядно- образное мышление 1 источник 1 с. 37- 38 источник 4 с. 191 2. Урок 2: 1. Выполни команду 2. Какого цвета цветные полоски 3. Фрагмент картинки- развивать внимание, сосредоточенность- развивать зрительные ощущения 1 источник 1 с. 38- 39 источник 4 с. 102 3. Урок 3: 1. Произнеси чисто 2. Раскрась правильно 3. Сколько стрелок каждого направления- развивать чистоту произношения- развивать пространственные представления- развивать пространственное мышление 1 источник 1 с. 40- 42 источник 4 с. 70- 73 4. Урок 4: 1. Найди ошибку 2. Определи фигуру 3. Назови одним словом 4 Чем отличаются фигуры- развивать фонетико- фонематическое восприятие- развивать пространственные представления- развивать понятийное мышление 1 источник 1 с. 42- 44 источник 4 с. 18- 20 Н оябрь 5. Урок 5: 1. Учись слушать и выполнять 2. Учитель – ученик, ученик – учитель 3. Послушай звуки 4. Назови и проверь постукиванием 5. Нарисуй по память- развивать умение выполнять словесные поручения- развивать самоконтроль- развивать слуховые ощущения- развивать слуховое восприятие- развивать память 1 источник 1 с. 44 – 46 источник 4 с. 113- 115 6. Урок 6: 1. Кто точнее нарисует? 2. Шершавые дощечки- развивать внимание, увеличивать объем внимания- развивать осязательные ощущения 1 источник 1 с. 46- 47 7. Урок 7: 1. Магнитофон 2. Переверни рисунок Что? Где? - развивать вербальную память- развивать пространственные представления 1 источник 1 с. 48- 49 8. Урок 8: 1. Слушай звуки улицы 2. Поиграем в «индейцев» 3. Угадай, кто говорит 4. У кого ряд длиннее? - развивать внимание, сосредоточенность- развивать память 1 источник 1 с. 49- 51 Д екабрь 9. Урок 9: 1. Телеграфисты 2. Куда указывают стрелки? 3. Подбери картинки- развивать двигательную память- развивать пространственные представления- развивать понятийное мышление 1 источник 1 с. 51- 53 10. Урок 10: 1. Найди одинаковые 2. Найди образец 3. Найди картинку 4. Перепутанные линии- развивать способность анализировать образец- развивать зрительную память- развивать устойчивость внимания 1 источник 1 с. 53- 55 11. Урок 11: 1. Цветная сказка 2. Штриховка 3. Запомни точно- развивать образное мышление- развивать зрительно- двигательные координации- развивать зрительную память 1 источник 1 с. 55- 57 12. Урок 12: 1. Нарисуй по памяти 2. Выполни правило 3. Вордбол- развивать зрительную память- развивать пространственные представления- развивать понятийное мышление 1 источник 1 с. 57- 59 Я нварь 13. Урок 13: 1. Где этот домик? 2. Чей это узор? 3. Найди предметы одного цвета. - развивать пространственные представления- развивать выполнение словесных поручений- развивать зрительные ощущения 1 источник 1 с. 59- 61 14. Урок 14: 1. Раскрась правильно 2. Шумящие Коробочки 3. Логические задачи- развивать умение анализировать образец- развивать слуховые ощущения- развивать логическое мышление 1 источник 1 с. 61- 62 источник 4 с. 94- 96 15. Урок 15: 1. Шершавые дощечки 2. Расставь слова Зашифруй слова Зашифруй цифры 3. Точные движения- развивать осязательные ощущения- развивать переключаемость внимания- развивать точность движений 1 источник 1 с. 62- 64 16. Урок 16: 1. Срисуй фигуры точно 2. Путаница Найди одинаковые Назови фигуры 3. Тяжёлые коробочки- развивать умение анализировать образец- развивать зрительное восприятие формы- развивать зрительную память 1 источник 1 с. 64- 66 Ф евраль 17. Урок 17: 1. Найди одинаковые 2. Запомни и найди Запомни и нарисуй- развивать мышление- развивать зрительную память 1 источник 1 с. 66- 68 18. Урок 18: 1. Кто наблюдательнее 2. Магнитофон 3. Назови одним словом Конкретизация понятий- развивать зрительный анализ- развивать словесный синтез- развивать понятийное мышление 1 источник 1 с. 68- 70 19. Урок 19: 1. Тяжёлые коробочки 2. Пишущая машинка- развивать осязательные ощущения- развивать устойчивость внимания 1 источник 1 с. 70- 71 20. Урок 20: 1. Сгруппируй буквы 2. Синхронный счёт 3. Цветной ксилофон Живые цепочки- развивать зрительный анализ- развивать внимание- развивать пространственные представления 1 источник 1 с. 72- 73 М арт 21. Урок 21: 1. Найди отличия Дорисуй недостающие детали 2. Нарисуй точно так же 3. Проведи, не касаясь- развивать мышление, анализ- развивать умение анализировать образец- развивать зрительно- двигательные координации 1 источник 1 с. 73- 75 22. Урок 22: 1. Способы применения предмета 2. Соблюдай правило 3. Сравнение слов Учимся сравнивать- развивать гибкость мышления- развивать умение распределять внимание- развивать умение сравнивать 1 источник 1 с. 75- 77 23. Урок 23: 1. Поставь значки 2. Отгадай слова 3. Называй и считай Алфавит 4. Назови звуки- развивать пространственные представления- развивать умение анализировать и синтезировать- развивать переключаемость и устойчивость внимания 1 источник 1 с. 77- 78 источник 4 С. 155 24. Урок 24: 1. Подбери слова 2. Найди слоги 3. Говори правильно 4. прочитай слова- развивать звуковой синтез- развивать объем внимания- развивать пространственное восприятие 1 источник 1 с. 79- 80 источник А прель 25. Урок 25: 1. Вордбол 2. Телеграфисты 3. Где спрятались игрушки- развивать понятийное мышление- развивать двигательную память- развивать пространственные представления 1 источник 1 с. 80- 81 26. Урок 26: 1. Составление представлений 2. Найди девятый 3. Всё ли ты увидел- развивать умение синтезировать( мышление) - развивать умение устанавливать закономерности( мышление) - развивать наблюдательность 1 источник 1 с. 82- 83 27. Урок 27: 1. Найди одинаковые и отличающиеся 2. Составь фигуру 3. Запомни картинки Запомни порядок- развивать умение сравнивать( мышление) - развивать зрительное восприятие формы- развивать зрительную память 1 источник 1 с. 83- 85 28. Урок 28: 1. Найди одинаковые 2. Назови предмет 3. Молния Речка- развивать умение сравнивать( мышление) - развивать умение синтезировать( мышление) - развивать зрительно- двигательные координация 1 источник 1 с. 85- 86 Май 29. Урок 29: 1. Сравнивать предметы 2. Образец и правило 3. Что разглядишь на картине- развивать умение сравнивать( мышление) - развивать саморегуляцию 1 источник 1 с. 86- 88 источник 4 с. 130 30. Урок 30: 1. Загадочные контуры 2. Делаем вместе 3. Что произойдет если? - развивать зрительно восприятие формы- развивать внимание 1 источник 1 с. 88- 89 источник 4 с. 140- 142 31. Урок 31: 1. Найди фото 2. Нарисуй так же Покажи одинаковые 3. Подбери вторую половину- развивать зрительное восприятие- развивать умение анализировать образец- развивать мышление 1 источник 1 с. 89 источник 4 с. 74- 75 32 Итоговое занятие- развивать зрительное восприятие- развивать умение анализировать образец- развивать мышление 1 Диагностический пакет материалов по С. Г. Гайдаржи
- "Волшебный зонт Осени"
- Один день из жизни группы
- Развитие музыкально-ритмических способностей детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, с нарушенным темпом и ритмом речи в воспитании правильного произношения
- Рекомендации для родителей "Как преодолеть капризы детей"
- Консультация для родителей "Роль семьи в формировании здорового образа жизни"