a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Проект "Путешествие в страну Этикета"

Автор: Выдра Марина Владимировна Опубликовано: 2022-11-20 16:49:43

Документы для скачивания

Рыбинский детский сад, филиал МБДОУ «Детский сад № 189 » «Путешествие в страну Этикета» Социально – педагогический проект Воспитатели: Утрясова С. А Выдра М. В. с. Рыбное – 2021год Содержание Актуальность проекта. Цель и задачи проекта. Концептуальные основы проекта. Предполагаемый результат. Этапы реализации проекта. План работы с детьми. План взаимодействия с семьёй. Приложение 1. Методическое обесп ечение работы с детьми. Приложение 2. Методическое обеспечение взаимодействия с семьёй. Приложение 3. Фотопрезентация опыта реализации проекта. Паспорт проекта Наименование проекта «Путешествие в страну Этикета» Основные разработчики проекта Воспитатели: Утрясова С. А. Выдра М. В. Цели и задачи проекта Сроки и этапы реализации проекта Цель Развитие нравственно культурной личности путём накопления практического опыта у детей. Задачи Познакомить детей с понятием «этикет», с историей этикета, его значением в жизни человека. Формировать навыки, правила и нормы поведения дома и в общественных местах. Развивать и совершенствовать навыки культур ного общения детей со сверстниками, взрослыми, не знакомыми взрослыми людьми. Дать представления о столовом этикете, правилах и нормах культурного поведения за столом. Формировать умение выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно в различных жизненных ситуациях в соответствии с нормами поведения. Развивать нравственные качества, уважительное и тактичное отношение к личности другого человека. Совершенствовать речь, коммуникативные способности дошкольников. Повысить уровень знаний родителей по вопросу развития нравственной воспитанности дошколь ников Сроки реализации проекта: 2020- 2021 г. г. Этапы деятельности по проекту Организационно – познавательный этап Технологический этап Обобщающий этап Перечень основных мероприятий Комплектование центра « Этикета» Разработка модели системы работы по ознакомлению детей с правилами этикета. Разработка плана реализации проекта по направлениям деятельности субъектов образовательного процесса. Практическая деятельность по реализации проекта. Подведение итогов работы: создание мультиме дийной презентации проекта. Целевые участники Дети старшего дошкольного возраста; Родители. 2. Предметно – пространственная среда: подбор иллюстраций и наглядного материала дидактические игры картотека «Загадки о вежливых словах» альбом «Весёлый этикет. Стихи, пословицы, поговорки» художественная литература картотека игровых ситуаций игры – инсценировки, игры – упражнения картотека в картинках «Правила поведения в детском саду» объекты детской субкультуры: - коллаж «Страна Вежливости»- выставка детских работ. 3. Информацион но – образовательный продукт: методические рекомендации для родителей; методические рекомендации для педагогов; система конспектов образовательной деятельности с детьми; доклад «Итоги реализации проекта «Развитие навыков этикета как средство формирования нравственной культуры дошкольников ». Актуальность разработки и реализации проекта Дети – наша гордость. Но всегда ли мы задумываемся над тем, что привлекательность ребёнка не только в красоте его внешнего вида? Главное в другом – как подрастающий ребёнок ведёт себя? Как держится на людях? Каковы его манеры? Формирование нравственной культуры дошкольников – важная задача образования, так как этот процесс пронизывает все этапы становления личности ребёнка. Дошкольник учится осуществлять моральный выбор посредством освоения норм и правил культурного поведения. Известно, что нравственные нормы регулируют взаимоотношение, влияют на развитие таких качеств как сдержанность, сочувствие, сопереживание, адекватная самооценка, дисциплинированность. Дети испытывают трудности в общении и взаимодействии со сверстниками, связанные с неумением или не желанием учитывать интересы и позицию партнёров, найти взаимопонимание. Поведение детей не устойчиво, ситуативное, часто определяется непосредственными побуждениями. Слабо ориентируются в эмоциональном состоянии окружающих. Наблюдаются проявление негативного, равнодушного поведения к другим( сверстникам, близким взрослым) . Слабо сформирована культура поведения за столом. Чтобы всегда и везде выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно, нужно с детства усвоить нормы поведения в обществе, соблюдение их должно стать привычкой. Дошкольный возраст является сенситивным, то есть наиболее благоприятный для приобщения детей к этикету. Цель: Развитие нравственно культурной личности путём накопления практического опыта у детей. Задачи: Познакомить детей с понятием «этикет», с историей этикета, его значением в жизни человека. Формировать навыки, правила и нормы поведения дома и в общественных местах. Развивать и совершенствовать навыки культурного общения детей со сверстниками, взрослыми, не знакомыми взрослыми людьми. Дать представления о столовом этикете, правилах и нормах культурного поведения за столом. Формировать умение выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно в различных жизненных ситуациях в соответствии с нормами поведения. Развивать нравственные качества, уважительное и тактичное отношение к личности другого человека. Совершенствовать речь, коммуникативные способности дошкольников. Повысить уровень знаний родителей по вопросу развития нравственной воспитанности дошколь ников Принципы Принцип личностно- ориентированного общения. Дети выступают в роли активных исследователей; формы общения педагога с детьми – партнёрство, соучастие и взаимодействие. Принцип последовательности: материал планируется и даётся детям последовательно, чтобы дети усваивали знания постепенно, в определённой системе. Принцип наглядности – широкое представление иллюстраций, наглядного материала. Принцип занимательности: изучаемый материал интересен и увлекателен, т. к. это формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремимся к достижению результатов. Принцип создания потребности в приобретении знаний и навыков. Принцип опоры на зону ближайшего развития детей. Принцип гуманизации. Сроки р еализации проекта: 2021 – 2022 г. Участники проекта: Дети старшего дошкольного возраста; Педагоги; Родители. Концепция проекта Переживание – как форма обучения, воспитания, познания и развития. Предполагаемый результат 1. Суб ъекты образовательного процесса: ребёнок: испытывает желание заниматься деятельн остью, проявляет качества заинте ре сован ного партнёра, эмоционального, умеющего критически оценивать поступки, охотно проявлять свои навыки и умения в жизни; родители: возрос интерес к совместной деятельности по вопросам развития культуры общения и поведения. В семье больше уделяют внимания нравственному становлению личности детей. Активно принимают участие в совместных меро приятиях( выставках, праздниках, досугах) . 2. Предметно – пространственная среда: подбор иллюстраций и наглядного материала дидактические игры, игры- упражнения альбом «Весёлый этикет. Стихи, пословицы, поговорки» художественная литература картотека игровых ситуаций игры – упражнения картотека в картинках «Правила поведения в детском саду» игры – инсценировки объекты детской субкультуры: - коллаж «Страна Вежливости»- выставка детских работ. 3. Информационно – образовательный продукт: • методические рекомендации для родителей; • система конспектов образовательной деятельности с детьми; • аналитический доклад «Итоги реализации проекта «Развитие навыков этикета как средство формирования нравственной культуры дошкольников»» Этапы деятельности по проекту 1. Организационно – познавательный этап Всестороннее изучение психолого- педагогической литературы. Изучение педагогического опыта по проблеме. Определение основных целей, задач по реализации проекта. Определение основных ресурсов для реализации проекта( материальных, программно – методических) . Оборудование центра нравственного развития «Островок этикета» 2. Технологический этап Комплектование центра нравственного развития «Островок этикета» Разработка модели системы работы по ознакомлению детей с правилами этикета. Разработка плана реализации проекта по направлениям деятельности субъектов образовательного процесса. Практическая деятельность по реализации проекта. 3. Обобщающий эта п Подведение итогов работы: создание мультимедийной презентации проекта. Календарно – тематическое планирование работы с детьми с таршей разновозрастной группы Месяц Тема Задачи Формы работы Сентябрь Что такое этикет? Познакомить детей с понятием «этикет». Формировать навыки использования в речи вежливых слов и выражений. Учить детей соблюдать этикет и быть приятным для окружающих. Упражнять в формировании своих взглядов, интересов. Беседа «Что такое этикет? » Чтение сказки С. Я. Маршака «Ежели вы вежливы». Д/ и «Цветок вежливых слов». Игра «Хорошо – плохо». Ситуация общения «Для чего люди здороваются? ». Рисование портрета вежливого человека. Чтение книг об этикете. Октябрь «Зачем быть вежливым? Мир волшебных слов». Объяснить детям, что вежливость помогает человеку налаживать контакты со сверстником, взрослыми людьми. Вежливым нужно быть всегда. Вежливость должна быть искренней. Учить решать некоторые этические задачи. Развивать внимательное, доброжелательное отношение к окружающим. Этическая беседа «Уроки вежливости». Д/ и «Пожалуйста». Игра «Копилка вежливых слов». Упражнение «Вежливая просьба». Пословиц ы и поговорки о веж ливости. . Чтение рассказа Т. Шорыгиной «Как попугай Таню вежливости учил? » Ситуация общения «Что было бы, если бы исчезли все волшебные слова» Ноябрь « Детский сад» Формировать представление о нормах поведения в детском саду. Развивать умение вежливо обращаться к воспитателю, няне и другим взрослым. Продолжать учить детей использовать в речи добрые и «волшебные» слова. Совершенствовать навыки взаимоотношений со сверст ни ками. Беседа «Как вести себя в детском саду» Игра- инсценировка «Поищем и найдём волшебные слова» Чтение стихотворения Т. Шорыгиной «Вежливые слова» Пословицы и поговорки о вежливости. Ситуация общения «Если тебя обидели» Рисование «Мы играем» Сюжетно – ролевая игра « Д етский сад». Декабрь « Учимся дружить» Расширять представления детей о взаимоотношениях людей. Побуждать к активному проявлению эмоциональной отзывчивости к друзьям. Побуждать к соблюдению правил поведения между друзьями. Развивать речевой этикет. Беседа «Дружить значит весело жить». Решение проблемных ситуаций «если болен друг» Тренинг «Комплименты» Чтение стихотворений о дружбе. Слушание песен о дружбе. Игра «Вежливый стул». Игра « Делай как я». Ситуация общения «Самый лучший друг». Я нварь «Этикет в семье» Расширять представления детей о взаимоотношениях между членами семьи, о взаимоуважении, понимании отношения к стар шим, к братьям, сестрам. Бесед «Моя семья и я». Игра- инсценировка «Наша дружная семья». Сюжетно- ролевая игра «Семья». Игра «Копилка вежливых слов». Ситуация общения «К нам гости при шли». Пословицы и поговорки о семье. Рисование « Моя семья». Февраль «Идём в гости» Дать представление о правилах поведения в гостях. Познакомить с культурой преподнесения подарка. Уточнить знания о культуре поведения за столом, умение пользо ваться столовыми приборами. Беседа «Правила поведения в гостях». Беседа « Правила поведения за столом » Беседа « Как дарить подарки » Ситуация общения «В гостях у друга»( подруги) . Сюжетно- ролевая игра «Гости». Игровое упражнение «Этикет за столом». Аппликация «Подарок другу». Игра- инсценировка «День рождения». Игра «Копилка вежливых слов». Март «Вежливая улица» Формировать представления о том, что соблюдение правил дорожного движения, это тоже проявление культуры и вежливости. Продолжать развивать у детей навыки поведения на улице. Беседа «Знай и выполняй правила дорожного движения». Игровая сит уация «Едем в транспорте». Игра «Вежливые пешеходы». Чтение стихотворения «Азбука пешехода» Т. А. Шорыгиной Сюжетно- ролевая игра «Автобус». Рисование «Вежливая улица». Апрель «Разговор по телефону» Учить детей соблюдать речевой этикет, разговаривая по телефону. Формировать навыки употребления вежливых слов и выражений. Упражнять в умении коротко излагать свои мысли. Объяснить детям значение звуковых сигналов. Беседа «Разговор по телефону». Игровая ситуация «Зазвонил телефон». Игра «Кто больше назовет профессий, для которых нужен теле фон ». Сюжетно- ролевая игр а «Семья», разговор по телефону. Чтение сказки «В ремонтной мастерской». Т. А. Шорыгина Рисование «Телефон». Май Поведение в общественных местах. Уточнить и систематизировать знания детей о правилах поведения. Закрепить представление о культуре внешнего вида, поведении в коллективе. Упражнять в использовании вежливых слов. Формировать навыки культурного и этически грамотного поведения Беседа «Как вести себя в общественных местах». Игра «Хорошо – плохо». Игровая ситуация « В библиотеке». Игровая ситуация « На приёме у врача». Игра «Вежливые слова». Рисование «Рисуем портрет вежливого человека». Развлечение «Город вежливости». Календарно – тематическое планирование работы с родителями Месяц Задачи Формы работы Старшая группа Сентябрь Создание положительного психологического настроя. Выявление степени компетентности и заинтересованности в вопросах формирования нравственной культуры. Консультация «Вопросы о нравственном воспитании детей» Папка- передвижка « Этикет с малых лет » Октябрь Вызвать интерес у родителей к сотрудничеству, настроить на совместную положительную работу по вопросам нравственного воспитания детей. Информационный буклет «Что воспитывает детский сад в детях? » Анкетирование родителей «Почта доверия» Ноябрь Установление преемственности в семье и ДОУ по вопросам развития культурного поведения детей. День открытых дверей «Наш любимый детский сад». Пользование этической библиотекой группы( Предложить родителям книги для прочтения их дома с ребенком». Декабрь Повышение педагогической культуры родителей по вопросам формирования нравственной культуры дошкольников. Консультация для родителей «Научим детей дружить». Тест «Умеем ли мы общаться? Январь Повышение уровня родительской компетентности в области семейного воспитания. Конкурс рисунков «Герб нашей семьи». Консультация «Роль этикета в семье». Февраль Осуществление индивидуального подхода к родителям, учитывая особенности каждой семьи. Семейный просмотр мультфильмов на этическую тему. ( Предложить родителям мультфильм – « Лунтик. Уроки вежливости» Презентация фотографий «Совместное приготовление угощения для гостей »( родители и дети) Март Повышение уровня компетентности родителей, культуры поведения детей в общественных местах. Знакомство с нормами этикета. Поиск стихотворений на тему «Хорошие манеры», его заучивание со своим ребенком. Памятка «Правила поведения в общественных местах ». Апрель Пополнение педагогических знаний родителей в области развития речевого этикета. Качественное повышение уровня взаимодействия семья- ребёнок – ДОУ. Предложить родителям пользоваться методической копилкой воспитателей группы «Все об этикете» по привитию навыков этикета своим детям дома. Консультация для родителей «Обучение правилам семейного этикета» Май Выявление уровня педагогической компетентности родителей и степени удовлетворённости итогами совместного взаимодействия семья – ребёнок- ДОУ. Досуг «Город вежливости». Совместное занятие «Рисуем портрет вежливого человека». Этикет 190627021420100 267208029527500 Этические беседы Продуктивная деятельность Сюжетно- ролевые игры Формы взаимодействия с детьми Игры- инсценировки Дидактические игры Игры- упражнения Познавательно- поисковая деятельность Праздники Развлечения Люди Семья Школа Социальное представление о мире людей Представления о себе Родной село Родная страна Люди Эмоции Культура поведение Взаимодействие и сотрудничество Познание Изобразительная и музыкальная деятельность Труд Художественная литература Коммуникация Безопасное поведение «Мир Этикета» Нравственное воспитание Школа Библиотека Семья Наблюдения в окружающем миру Детский сад Социум «Я» Уважительное отношение к себе Нормы и правила взаимоотношений( сверстники, взрослые) Поведение в семье, культурные традиции Мир этикета( Нравственное воспитание) Культура внешнего ви да( личная гигиена, опрятность) Правила поведения за столом, культура трапезы Правила и нормы поведения в общественных местах( детский сад, школа, транс порт, ули ца, театр, кино, библиотека и т. д. Культура быта и труда( поддержание порядка, сервировка стола, уважительное отношение к труду людей) . Приложение №1. Беседа «Знают люди с детских лет, что такое – этикет»… А знаешь ли ты — что это такое? Правила этикета для детей – это волшебные правила, которые помогут тебе стать воспитанным, вежливым и дружелюбным человеком. Зная эти правила, ты сможешь более легко и просто общаться со своими друзьями, родителями, близкими и совсем незнакомыми тебе людьми. Без труда научишься, как правильно здороваться, дарить подарки и принимать их, как ходить в гости, говорить по телефону и многому другому… Ну что, ты готов учиться? Тогда за дело! Правила приветствия Знание детьми норм приветствия помогает строить разговор в позитивном ключе – со временем это становится второй натурой. Ребенка следует учить здороваться первым. Эти правила поведения используют и со взрослыми – особенно, если человек старше по возрасту. Когда входят в помещение, где людей много, приветствуют сразу всех. Если человек встретился за день несколько раз, с ним стоит лишний раз поздороваться – кивком, улыбкой, взмахом руки. Стоит научить ребенка и остальным правилам приветствия: Здороваться, упоминая имя человека. Это знак уважения. Интонация должна быть доброжелательная. Приветствие сопровождается кивком, рукопожатием или объятиями. Не стоит опускать глаза – человек посчитает, что с ним неприятно общаться. Нужно обязательно встретиться взглядом. Беседа « Прави ла поведения за столом » С особенностями поведения за столом начинают знакомить, когда ребенок впервые садится есть вместе со взрослыми. Первые навыки касаются столовых приборов, накладывания пищи в тарелки, использования салфетки. Со сложными правилами( зачем определенная вилка или бокал) знакомят уже подростков. Основные правила приличного поведения за столом: помыть руки; садиться за стол в красивом виде( причесан, опрятно одет) ; приступать к приему пищи одновременно с остальными; нельзя класть локти на поверхность стола; неприлично откидываться на стуле и раскачиваться;

Оставить комментарий: