Конспект НОД С использованием опытно-исследовательской технологии в подготовительной группе Тема: «Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды».
Документы для скачивания
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕ ТСКИЙ САД №6 С. КОРА- УРСДОН ДИГОРСКОГО РАЙОНА РСО- АЛАНИЯ Конспект НОД С использованием опытно- исследовательской технологии в подготовительной группе Тема: «Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды». Разработала: Воспитатель Созаева Мальвина Валерьевна С. Карман- Синдзикау 2021 г. Программное содержание: Цель: Закрепление знаний детей об основных свойствах воды. Задачи: Образовательные: - совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды, через опытно – экспериментальную деятельность. Развивающие: - уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в природе, о значении воды; - развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования; - развивать навыки проведения лабораторных опытов: закреплять умение работать с водой, соблюдать при этом необходимые меры безопасности; - активизировать мыслительную деятельность, развивать умения устанавливать причинно- следственные связи, строить связные высказывания, предложения, делать выводы; - обогащать словарный запас. Воспитательные: - воспитывать умение действовать в коллективе, учитывать мнение партнера; - воспитывать бережное отношение к воде как природному ресурсу; - воспитывать интерес к практической деятельности. Методы и приемы: словесный метод: рассказ, объяснение, обсуждение, беседа; наглядный метод: демонстрация слайдов, показ; метод поощрения: оценка деятельности детей, похвала Предварительная работа: • Беседа с детьми о значении воды • Чтение стихотворения Н. Николаенко «Дождик- душ» • Чтение рассказа «Как люди речку обидели» Н. А. Рыжовой • Чтение сказки « Капитошка. Путешествие воды » • Чтение сказки «Путешествие Капельки» • Проведение отдельных опытов с водой( см. папки «Опыты в картинках» и «Картотеку опытов» • Дидактическая игра «Кому нужна вода » ( карточки профессий) • Познавательная игра «Где, какая вода бывает? » • Просмотр презентаций на тему: «Почему воду нужно беречь» • Знакомство с круговоротом воды в природе Ход занятия: : I часть: Вводная ( информационно- познавательная) Загадка: В морях и реках обитает, но часто по небу летает. А наскучит ей летать, на землю падает опять ( вода) На ноге стоит одной Крутит, вертит головой Нам показывает страны, Реки, горы, океаны. ( г лобус) - А что такое глобус? ( Глобус- это модель Земли. ) - А как вы понимаете – модель Земли? ( дети высказывают, объясняют) - Правильно, дети, глобус- это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде. Глобус показывает форму нашей планеты, характер ее поверхности, где моря, океаны, а где суша, то есть материки- А что мы можем узнать о нашей планете Земля, посмотрев на её модель, то есть, посмотрев на глобус? ( Можно увидеть моря, океаны, горы, реки, страны. ) - Глобус показывает форму нашей планеты Земля, характер её поверхности, где океаны, моря, а где суша, то есть материки. ( п оказать на глобусе) - Ребята, а почему на глобусе очень много синего цвета? ( Синий цвет – это вода : моря, океаны, реки, озёра) - Если на карту Земли посмотреть, Земли на Земле всего одна треть. Но странный вопрос возникает тогда, Планета должна называться вода? - Ребята, вы согласны с автором этого шуточного стихотворения? - Почему? ( Дети объясняют) - А что вы знаете о воде? Какая она? - Кому нужна вода? - Зачем вода нужна растениям? - А как они её получают? - Почему животные не могут жить без воды? - Ребята, а людям нужна вода? ( Дети объясняют, делают выводы) Звучит запись журчания ручейка( Чтение стихотворения о ВОДЕ) Вы слыхали о воде? Говорят она везде! В луже, в море, в океане И в водопроводном кране. Как сосулька замерзает, В лес туманом заползает, На плите у нас кипит, Паром чайника шипит. Без неё нам не умыться, Не наесться, не напиться. Смею вам я доложить, Без неё нам не прожить! - Ребята, для жизни человека вода имеет очень важное значение. - Ребята, вода в море – как называют её по- другому? Морская. Вода в океане океаническая? В реке речная? А в озере озерная какая вода? В роднике родниковая? В болоте болотная? Как называется вода из крана –в одопроводная. - А вы знаете, что на нашей планете Земля очень много воды, но не вся она пригодна растительному, животному миру и человеку нужна вода пресная. А какая это вода пресная? Может вы знаете о ней? - Правильно, пресная вода- это вода без солей. А в морях, в океанах, как вы знаете, вод а- солёная. Жить в такой воде, питаться могут только морские обитатели. А людям употреблять такую воду не возможно, поэтому люди берут воду из подземных скважин- э то в посёлках, деревнях. А в городах, где много живёт людей и нужно много воды, вода поступает в краны из рек, очищенная на водоочистительных предприятиях, где лаборанты следят за тем, чтобы вода была чистая, хорошего качества. Питьевую воду нужно беречь. Почему? ( Дети объясняют) - А ещё необходимо беречь воду, потому что запас пресной воды на нашей планете уменьшается, в связи с плохой экологической обстановкой; реки загрязняются, высыхают, исчезают некоторые небольшие речушки, а глубоководные реки становятся мелкими. - Презентация «Как беречь воду»- А как вода поступает в реку? - Ребята, что такое круговорот воды в природе? ( Объяснения детей) - Дети, посмотрите на рисунок, когда солнце нагревает поверхность водоёма или суши, содержащаяся там вода превращается в пар и поднимается в воздух. Высоко вверху, насыщенный влагой воздух охлаждается, образуются облака, тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом – дождя, зимой – снега. Так происходит круговорот воды в природе. Физкультминутка К речке быстрой мы спустились, ( шагаем на месте) Наклонились и умылись. ( наклоны вперед, руки на поясе) Раз, два, три, четыре, ( хлопаем в ладоши) Вот как славно освежились. ( встряхиваем руками) Делать так руками нужно: Вместе – раз, это брасс. ( круги двумя руками вперед) Одной, другой – это кроль. ( круги руками вперед поочередно) Все, как один, плывем как дельфин. ( прыжки на месте) Вышли на берег крутой( шагаем на месте) И отправились домой. II часть: Практическая ( Опытно- экспериментальная) - Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? ( Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты. ) - Давайте сегодня мы с вами превратимся в таких учёных и будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств. Ведь только о ней мы с вами сегодня и говорим. - Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Занимайте свои рабочие места. ( Дети рассаживаются по два человека за один стол. ) - Приступим к нашему исследованию. Опыт 1. Какой формы вода? На столе лежит кубик и шарик. Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы ( ответы детей) . А имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется. Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы. ( Воспитатель показывает детям алгоритм, который символизирует, что у воды нет формы, и вывешивает на магнитную доску) Опыт 2. Какого цвета вода? Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку? ( ответы детей) . А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили? Вывод: через воду рисунок виден, а через молоко – не виден. Значит вода прозрачная жидкость. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через нее на картинку. Рисунок не виден. Итак, делаем вывод, что вода прозрачная жидкость. ( Используя при этом алгоритм, символизирующий это свойство воды. И вывешиваем его на доску) Опыт 3. Вода – растворитель. А есть ли у воды вкус? Дети пробуют воду и высказывают свое мнение. Затем предложить одному ребенку размешать в воде сахар, другому – соль, третьему – аскорбиновую кислоту. После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая, кислая. Вывод: своего вкуса у воды нет. А что случилось с веществами, которые мы положили в воду? ( ответы детей) . А теперь давайте попробуем растворить в воде муку и подсолнечное масло. Двое детей выполняют это задание. Физкультурная минутка- Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из- за своих лабораторных столов и пройдём на ковёр. ( Дети располагаются на ковре в произвольном порядке. ) Разминая поясницу, мы не будем торопиться. Вправо, влево повернись, на соседа оглянись. ( Повороты в разные стороны) Чтобы стать ещё умнее, мы слегка покрутим шеей. Раз и два, раз и два, закружилась голова. ( Вращение головой вправо и влево) Раз, два, три, четыре, пять. Ноги надо нам размять. ( Приседания) Напоследок, всем известно, как всегда ходьба на месте. ( Ходьба на месте) От разминки польза есть! Что ж пора на место сесть. - Отдохнули, ребята? Тогда занимаем места за лабораторными столами и продолжим изучение воды. Обращаю внимание детей на стакан, где растворяли муку. - Что же мы видим? ( ответы детей) . Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана. Также не растворяется масло, оно плавает на поверхности. Вывод: не все вещества могут растворяться в воде. Опыт 4. Вода не имеет собственного запаха. Предложить детям определить, есть ли у воды запах. ( Ответы детей) Затем предложить размешать в воде травяной настой и мятные капли. И снова предложить понюхать воду. У воды появился запах. Вывод: растворяясь в воде различные вещества, меняют у воды : цвет, вкус, запах. Снова используем алгоритмы символизирующие, что у воды нет вкуса и запаха, вывешивая их на доску. Итог занятия. Выводы. Рефлексия: - Скажите мне, пожалуйста, чем мы сегодня занимались, что нового узнали о воде и его свойствах? ( Ответы детей) Выяснить понравилась ли им наша деятельность и что понравилось больше всего. Вода - добрый друг и помощник человека. Я знаю, что вы знаете стихотворение Н. Рыжовой «Волшебная вода ». Давайте его послушаем. Вы, слыхали о воде? Говорят она везде! Вы в пруду её найдёте, И в сыром лесном болоте. В луже, в море, в океане И в водопроводном кране, Как сосулька замерзает, В лес туманом заползает, На плите у вас кипит, Паром чайника шипит. Без неё нам не умыться, Не наесться, не напиться! Смею вам я доложить: Без неё нам не прожить! - Действительно, без воды невозможно жить на земле, поэтому воду надо беречь и охранять.
- Развитие музыкально-ритмических способностей детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, с нарушенным темпом и ритмом речи в воспитании правильного произношения
- Рекомендации для родителей "Как преодолеть капризы детей"
- Классный час «Знаешь ли ты правила дорожного движения"
- Классный час. Урок безопасности и день знаний 2 класс
- Конспект "Зимняя история" в средней группе