Мастер-класс для педагогов «Логические блоки Дьенеша» для всестороннего развития дошкольников»
Документы для скачивания
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «АЛЕКСЕЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» ПЕТРОПАВЛОВСКОГО РАЙОНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ, СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «ТЕРЕМОК» Мастер- класс для педагогов «Логические блоки Дьенеша » для всестороннего развития дошкольников» Воспитатель: Малютина Татьяна Александровна с. А лексеевка, 2022 Мастер- класс для педагогов «Логические блоки Дьенеша » для всестороннего развития дошкольников» Цель: Повышение профессиональной компетенции воспитателей ДОО по использованию технологии «Логические блоки Дьенеша » в образовательной деятельности с дошкольниками. Задачи: - Раскрыть актуальность использования «Логических блоков Дьенеша » в условиях реализации ФГОС ДО. - Сформировать представления об основах технологии «Логические блоки Дьенеша » в развитии детей дошкольного возраста. - Совершенствовать практические навыки педагогов в использовании «Логических блоков Дьенеша ». Оборудование: ноутбук, проектор, блоки Дьенеша, карточки, альбомы серии «Блоки Дьенеша ». План – конспект мастер – класса Теоретическая часть. - Здравствуйте, уважаемые коллеги! Дошкольное образование является первой ступенью общего образования, и главной задачей педагогов стало научить ребенка творчески мыслить, развить умственные способности, логику мысли, рассуждений и действий, гибкость мыслительного процесса, смекалки и сообразительности. Интеллектуальный труд очень нелегок, поэтому главной формой организации детской деятельности является игра. С детьми нужно и важно играть. Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации, новых технологий, поэтому, необходимо, чтобы они приобрели способность самостоятельно и творчески мыслить. Но научить ребенка творчески мыслить можно лишь в ситуации, требующей осмысления. В наше время невозможно разрешить трудности привычным путем и мы должны пробудить в ребенке способность к активному поиску средств и способов решения задач. Основателем логических блоков Золтан Пал Дьенеш( венг. Zoltán Pál Dienes; 1916 — 2014) — венгерский математик, психолог и педагог, профессор HYPERLINK" https: / / ru. wikipedia. org/ wiki/ % D0% A8% D0% B5% D1% 80% D0% B1% D1% 80% D1% 83% D0% BA% D1% 81% D0% BA% D0% B8% D0% B9_ % D1% 83% D0% BD% D0% B8% D0% B2% D0% B5% D1% 80% D1% 81% D0% B8% D1% 82% D0% B5% D1% 82" Шербрукского университета. Автор игрового подхода к развитию детей, идея которого заключается в освоении детьми математики посредством увлекательных логических игр. Методика Дьенеша на основе логических блоков постепенно готовит детей к решению более сложных логических задач, возбуждает у ребенка живой интерес к обучению, расширяет его словарный запас и способствует интеллектуальному развитию ребенка. Так незаметно, в игре дети овладевают и сложными мыслительными операциями и получают знания элементарных математических представлений. Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур: а) ч етырех форм( круг, треугольник, квадрат, прямоугольник) ; б) трёх цветов( красный, синий, желтый) ; в) двух размеров( большой, маленький) ; г) двух видов толщины( толстый, тонкий) . Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной. В наборе нет ни одной одинаковой фигуры. Кроме логических блоков для ра боты необходимы карточки( на которых условно обозначены свойства блоков и карточки с отрицанием. ) – цвет обозначается пятном; – форма — контур фигур( круглый, квадратный, треугольный, прямоугольный) ; – величина — силуэт домика( большой, маленький) ; – толщина — условное изображение человеческой фигуры( толстый и тонкий) . С помощью карточек с символами дети овладевают навыками использования математических знаков и изучают систему символов. Игры с логическими блоками Дьенеша учат ребёнка не только думать, следить за координацией движений, но и говорить, способствуют развитию речи. Помимо самих блоков, есть учебно – методический комплекс игровых материалов к логическим блокам Дьенеша. Главным механизмом развития познавательной деятельности дошкольников выступает восприятие, внимание, память, творческое воображение. Заниматься с логическими фигурами могут малыши с двухлетнего возраста. Вначале предоставляю детям возможность самостоятельно с ними познакомиться. В процессе манипуляций с блоками они приходят к выводу, что блоки имеют разный цвет, форму, размер, что с ними можно играть: выстраивать дорожки, башенки, домики и т. д. Малышам предлагаются самые простые игры. Практическая часть. - Уважаемые коллеги! Я предлагаю проиграть несколько игр с использованием блоков. Группировка по признакам: Найди все фигуры( блоки) , по цвету( по форме, размеру) . Найди все фигуры, как эта по цвету и форме( по форме и размеру, по размеру и цвету) . «Найди по признаку» Варианты игры: «Красный, треугольный, большой блок какой по счету? » «Назови цвет, форму, размер( второго, пятого) блока». «Справа от красного, треугольного, большого блока находится…» «Слева от красного, треугольного, большого блока находится…» «Собери плоскостное изображение по заданному рисунку» «Этажи» Предлагаем выложить в ряд несколько фигур. Это жители первого этажа. Теперь строим второй этаж дома так, чтобы под каждой фигурой предыдущего ряда оказалась деталь другого цвета( или размера, формы) . Вариант 2: деталь такой же формы, но другого размера( или цвета) . Вариант 3: строим дом с другими деталями по цвету и размеру. «Построй дорожку» Построй дорожки. Правила построения дорожек записаны в логических схемах. «Найди лишний блок». Выложить несколько блоков. Ребенку нужно догадаться, какой из них лишний и по какому принципу( по цвету, по форме, по размеру, по толщине) . «Расставь блоки по местам» Необходимо найти фигуру в каждой ячейке, опираясь на признаки. «Собери картинку по заданной схеме» В ходе выполнения практической части педагог делит участников мастер- класса на подгруппы, на пары, также организует коллективную и индивидуальную работу. Выполняя задания, педагоги под руководством педагога- психолога осуществляют взаимоконтроль, анализируют свои действия и действия напарника, объясняют установление причинно- следственных связей, аргументируют свой выбор. Рефлексия. Я надеюсь, что данный материал был полезен, думаю что данные методы и приемы пригодятся вам в работе, не смотря на то, что данная тема сложная для понимания детей, а значит, требует от нас творческого подхода в преподнесении материала. Кто сч итает, что данный материал был полезен положите красные блоки в красную коробочку, а в противном случае – синий блог в синюю коробочку. Желаю вам творческих успехов в работе! ЛИТЕРАТУРА 1. Лелявина Н. О. , Финкельштейн Б. Б. Давайте вместе поиграем – Спб. : ООО «Корвет» 2. Панова Е. Н. Дидактические игры – занятия в ДОУ – Воронеж, 2007. 3. Финкельштейн Б. Б. Страна блоков и палочек. Для детей 4- 7 лет – Спб. : ООО «Корвет»
- Один день из жизни группы
- Развитие музыкально-ритмических способностей детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, с нарушенным темпом и ритмом речи в воспитании правильного произношения
- Рекомендации для родителей "Как преодолеть капризы детей"
- Консультация для родителей "Роль семьи в формировании здорового образа жизни"
- Классный час «Знаешь ли ты правила дорожного движения"