a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Педагогическая технология: «Логические блоки Дьенеша»

Автор: Малютина Татьяна Александровна Опубликовано: 2022-11-30 05:44:07

Документы для скачивания

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «АЛЕКСЕЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» ПЕТРОПАВЛОВСКОГО РАЙОНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ, СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «ТЕРЕМОК» Педагогическая технология: « Логические блоки Дьенеша » Воспитатель: Малютина Татьяна Александровна с. Алексеевка, 2022 Добрый день, уважаемые коллеги. Дошкольное образование является первой ступенью общего образования, и главной задачей педагогов стало научить ребенка творчески мыслить, развить умственные способности, логику мысли, рассуждений и действий, гибкость мыслительного процесса, смекалки и сообразительности. Интеллектуальный труд очень нелегок, поэтому главной формой организации детской деятельности является игра. Десятки развивающих методик совмещают обучение и игру. Через игру действует и система  Дьенеша. Венгерский математик, психолог, педагог – Золтан   Дьенеш  был настолько влюблен в свою науку, что задал себе вопрос, почему многие люди считают математику трудной? Многие годы Золтан посвятил исследованиям, преподаванию математики детям в разных странах и в итоге выяснил – только задействуя творческий потенциал ребенка, можно привить любовь к математике и добиться реальных успехов в изучении этой науки. Опыт российских педагогов показал эффективность использования  логических блоков  как игрового материала в работе с детьми дошкольного возраста. Основная цель использования дидактического материала: научить дошкольников решать  логические  задачи на разбиение по свойствам. Основное умение, необходимое для решения  логических  задач- это умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словом их отсутствие, удерживать их в памяти. Так какие задачи мы решаем, используя логические блоки в работе с детьми: Развиваем логическое мышление. Формируем представления о математических понятиях( алгоритм, кодирование, декодирование информации, кодирование со знаком отрицания) . Развиваем умение выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать. Знакомим с формой, цветом, размером, толщиной объектов. Развиваем пространственные представления. Развиваем умения, навыки, необходимые для самостоятельного решения учебных и практических задач. Воспитываем самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели. Развиваем познавательные процессы, мыслительные операции. Логический набор состоит из 48 геометрических фигур. а) четырех форм( круг, треугольник, квадрат, прямоугольник) ; б) трех цветов( красный, синий, желтый) ; в) двух размеров( большой, маленький) ; г) двух видов толщины( толстый, тонкий) . Оптимальный возраст для начала занятий – 2- 3 года. Игры с логическими блоками Дьенеша позволяют: * Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов. * Развивать пространственные представления. * Развивать логическое мышление( сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование, кодирование и декодирование инфор мации) . * Развивать познавательные процессы, мыслительные операции. * Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели. * Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию. * Развивать речь. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ЛОГИЧЕСКИМИ БЛОКАМИ ДЬЕНЕША Занятия( комплексные, интегрированные) , обеспечивающие наглядность, системность и доступность, смену деятельности. Совместная и самостоятельная игровая деятельность( дидактические игры, настольно- печатные, подвижные, сюжетно- ролевые игры) . а) в подвижных играх( предметные ориентиры, обозначения домиков, дорожек, лабиринтов) ; б) как настольно- печатные( изготовить карты к играм “Рассели жильцов”, “Найди место фигуре”) ; в) в сюжетно- ролевых играх: “Магазин”- деньги обозначаются блоками. “Почта”- адрес на доме обозначается кодовыми карточками. Аналогично, “Поезд”- билеты, места. Как работать с  блоками Дьенеша? Занятия проходят в несколько этапов.   Дьенеш  разработал свою методику с учетом  психологических  аспектов детей младшего возраста, поэтому не нужно бояться того, что она будет слишком сложной для мышления дошкольника. • Первая стадия названа –  «свободной игрой». Ее суть в том, чтобы в ходе игры ребенок старался решить незнакомую задачу с помощью проб и ошибок, самостоятельно придумывая различные варианты решений. • На второй стадии происходит плавный перевод ребенка на изучение правил игры. При помощи правил дети осваивают необходимую математическую информацию. • Третья стадия — процесс обсуждения, сравнения содержания математических игр. Автор методики побуждает искать разные варианты игр с похожими правилами при помощи различных материалов. Благодаря этому, у ребенка рождается понимание того, что суть игры не меняется от смены материала. • Четвертая стадия знакомит ребенка с содержанием чисел. Для развития зрительного восприятия Золтан   Дьенеш  рекомендует использовать разнообразные карты игр, таблицы и диаграммы. • Заключительная пятая стадия — самая длительная из всех предыдущих перечисленных этапов. Детям предлагается несколько вариантов описания карт с определением правил, позволяющим сделать  логические выводы. Комплект  логических блоков  дает возможность вести детей в их развитии от оперирования одним свойством предмета к оперированию двумя, тремя и четырьмя свойствами. В процессе разнообразных действий с  блоками  дети сначала осваивают умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство( цвет, форму, размер, толщину, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по одному из этих свойств. Затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам( цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине и т. д. , несколько позже – по трем( цвету, форме и размеру; форме, размеру и толщине; цвету, размеру и толщине) и по четырем свойствам ( цвету, форме, размеру и толщине) . При этом в одном и том же упражнении всегда можно варьировать правила выполнения задания с учетом возможностей детей. Для занятий применяются изображения- карточки, на которых содержится символическая информация о свойствах фигуры. Это выглядит так: Цвет обозначается пятном. Размер – это силуэт домика. Маленький обозначается одноэтажным строением, большой – многоэтажным. Контуры геометрических фигур соответствуют форме. Толщина – два изображения человечков. Первый – толстый, второй – худой. В комплекте  Дьенеша  есть карточки с отрицанием Перечеркнутый крест- накрест многоэтажный дом означает, что нужная фигура  «не большая», то есть, маленькая. Комплекты карточек можно использовать не только вместе с  блоками Дьенеша, но и для самостоятельных игр. Работа с ними развивает  логику, навык расшифровки информации по символам. Сначала ребенку следует давать самые простые игровые задания для знакомства с карточками  Дьенеша, а потом постепенно усложнять их. Комплект изображений способен существенно разнообразить занятия, сделать их значительно интереснее. Дьенеш разработал логические игры с обручами, которые отлично развивают у детей способность  логически  мыслить и ориентироваться в пространстве. Золтан   Дьенеш  рекомендует родителям и педагогам играть с одним, двумя и тремя обручами. Помимо самих  блоков, есть учебно – методический комплекс игровых материалов к  логическим блокам Дьенеша, для детей разн ого возраста например такие как: «Давайте вместе поиграем»   « Блоки Дьенеша для самых маленьких »   «Маленькие  логики »   «Вместе весело играть «Маленькие  логики- 2 »   «Лепим нелепицы»   « Спасатели приходят на помощь»   Преимущество данной методики в том, что она исключает решение математических заданий в письменном виде и изучение правил с учебников. Все занятия проходят в виде игры, действий. Благодаря такой непринужденной обстановке ребенку быстрей приобрести математические знания и навыки. Малыш получает первые представления о сложнейших математических понятиях,   таких как: кодирование информации,   логическая операция, алгоритм. При этом ребенок даже не подозревает, что он осваивает такие сложные понятия. Спасибо за внимание!

Оставить комментарий: