a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Мастер - класс для педагогов "Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через сюжетно - ролевую игру." Подготовила и провела воспитатель Реутина З.А.

Автор: Реутина Зоя Александровна Опубликовано: 2022-11-30 19:50:57

1Мастер – класс для воспитателей 

«Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через  сюжетно – ролевую игру»

 

2 «Игра – это огромное светлое окно, через

которое в духовный мир ребёнка вливается

живительный поток представлений,

понятий об окружающем мире. Игра – это

искра, зажигающая огонёк пытливости и

любознательности»

В.А. Сухомлинский

 

Цель: повышение уровня знаний педагогов по формированию элементарных математических представлений

Задачи:

  1. Познакомить педагогов с нетрадиционными технологиями применения игр в работе по ФЭМП.
  2. Вооружить педагогов практическими навыками проведения математических игр.
  3. Представить  сюжетно-ролевую  игру по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

Актуальность проблемы: в математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста.

 

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рада видеть всех, кто нашел время побывать в гостях у царицы Математики!

Я открываю свою математическую сокровищницу. В ней у меня много интересного и увлекательного. И я хочу поделиться моими математическими сокровищами с вами.

Для начала скажите, пожалуйста, какой сегодня день?

Хмурый, пасмурный,  светлый или солнечный:
 Какое настроение вызывает у вас такая погода?

- А знаете, что надо сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно?
Надо улыбнуться! (Звучит песня «От улыбки хмурый день светлей)

- Я хочу поделиться с вами улыбкой. Я дарю вам свою улыбку. У вас такие солнечные, лучистые улыбки, что, глядя на них, ярче становится день, а на душе тепло. Так порадуйте своей улыбкой тех, кто с вами рядом.
Улыбнитесь друг другу! (звучит продолжение песни, припев).

Вот на таком позитиве я хотела бы продолжить нашу работу.

Уважаемые, коллеги, сегодня я хочу поделиться своим опытом по использованию сюжетно-ролевых игр в развитии математических представлений у дошкольников.

Роль сюжетно-дидактической игры, помогающей дошкольникам овладеть элементарными математическими знаниями и умениями, развить новые познавательные мотивы детей, велика.

Математику недаром называют «Царицей наук». Ее изучение оттачивает ум, увеличивает объем внимания и памяти, развивает мышление. Однако часто мы можем услышать, что математика – это скучно. Я с этим не согласна. Математика оживет и станет яркой и интересной, если ее …правильно организовать.

Игровая деятельность привлекала дошкольников во все времена, и в этом плане ничего не изменилось в наши дни!

          К счастью, формирование элементарных математических представлений вписывается в любое игровое действие, в том числе и в процесс организации сюжетно-ролевой игры. Первое, что мы должны сделать – это заинтересовать детей. А уж если интерес к игре  появился, то появится и желание более тесно познакомиться с математикой. Второе – мы, взрослые,  должны организовать творческое и активное сотрудничество детей и воспитателя. Надо помнить, что для этого нам понадобится большое количество наглядного материала, иначе нельзя, особенно это касается сюжетно-ролевых игр, и особенно, если наша цель в этих играх -  формирование элементарных математических представлений.

3 В таких играх решаются следующие
задачи:– формирование и закрепление количественных, геометрических, временных, пространственных и величинных представлений;
– расширение представлений об окружающей действительности;
– формирование умения ориентироваться на предложенную ситуацию
(игровой образ, математическое содержание игры, временные рамки и т.п.);
– обучение умению планировать и регулировать свою деятельность во времени в зависимости от действий партнера по игре;
– развитие личностных качеств, эмоциональной сферы.

Помимо основных задач математического содержания в сюжетно-ролевых играх обязательно уделяется внимание нравственно-воспитывающим аспектам. Дошкольники,  играя  в профессии, постигают смысл труда и воспроизводят трудовую деятельность взрослых,  а  также  одновременно  учатся  точному  выполнению  правил  и математических действий в бытовой обстановке.

И мы с вами, я думаю, тоже любим играть. Играя, мы общаемся и учимся чему-то новому.

- Я вам предлагаю принять участие в сюжетно - ролевой игре, окунуться в детство, на некоторое время превратиться в детей. Согласны?   Тогда занимайте свои места за столами.

 

4 Я предлагаю вашему вниманию сюжетно – ролевую игру «Школа».

Ход игры:

Воспитатель:  Дети,  вы  хотите  пойти  в  школу?   (да,  нет...)  Почему? (мне купят новый портфель, я буду много знать...)

Воспитатель:  вы  знаете,  как  устроена  школа,  как  проходят  уроки?

(Нет, там дети сидят за партами...)

Воспитатель: где мы можем узнать о школе?  (спросить у школьников, сходить на экскурсию в школу, посмотреть видео о школе...)

Воспитатель:  сегодня,  я  предлагаю  вам  поиграть  в  школу.  Для  этого нам необходимо собрать портфель.

Игра с мячом «Назови школьные принадлежности»

Воспитатель: портфели мы собрали, пора начинать. В школе работает много людей.
 Вы можете их назвать? (учитель математики, чтения, музыки, физкультуры...)

Воспитатель:  Как  вы  думаете,  что  делает  директор  в  школе?

(руководит, смотрит за работой учителей...) Какой он?

Можно я буду директором?
Директор: Дети, нам нужно выбрать учителя математики, рисования, физкультуры. Кто из вас  хочет быть учителем математики? (Аналогично выбираем учителя рисования и физкультуры).
Директор.
Нам нужно подготовиться к уроку.

Учителю математики  нужно  взять  пять  тетрадей  и  столько  же  карандашей.(5)
Учителю рисования  потребуется  1пачка цветных карандашей, а красок на 1 пачку больше (2)  , три  большие  кисточки,  а  маленьких  на  одну  меньше.(2)
 Учитель физкультуры возьмет для урока четыре маленьких  мяча, две  высоких кегли, а низких на одну больше (3).

Директор: Все  готовы?   (воспитатель  вместе  с  детьми  проверяет правильность выполнения задания).
 Звенит звонок.
Первый урок – математика.

Учитель математики: Здравствуйте, дети. Сейчас мы с вами поиграем.

Первая игра «Назови соседа слева (справа).

Вторая игра « Расшифруй слово». 
Дети, а кто знает, что такое шифр? (Шифр – это условные знаки  для секретного письма или чего то другого).
 Третья игра « Засели жильцов в домики». Состав числа

Учитель математики: Молодцы, все справились с заданием.

(Учитель проверяет правильность выполнения игрового задания, ставит оценки, хвалит за хорошую работу.)

Перемена.
Директор. Кто у нас на первой перемене будет дежурным? (Во  время  перемены  дежурные  помогают  учителю  убрать или приготовить материал или порезвиться, отдохнуть)

Каждую перемену дежурные меняются.

Звенит  звонок   на  второй  урок  –  рисование. (Его  проводит  второй учитель.)

Учитель рисования:  Здравствуйте,  дети.  Сегодня  мы  будем  рисовать  пейзаж.  Но сначала мы его соберем из деталей (небо, трава, деревья, кустарники, цветы, бабочки,  птицы).  Положите  перед  собой  белый  лист  бумаги.  Сделайте пейзаж.

(Дети пробуют, у них ничего не получается.)

Учитель: У вас не получилось? Почему, как вы думаете?  (мы не знаем, не умеем)

Учитель: Как  мы  можем  узнать?  (посмотреть  другие  картины, прочитать в интернете...)

Учитель: Я предлагаю вам выложить пейзаж под мою диктовку.

- Полоску синей бумаги положите в верхней части листа.

- Полоску зеленой бумаги положите в нижней части листа.

- Солнышко поместите вверху в центре.

- Дуб поместите в центре листа.

- Клен расположите справа от дуба.

- Кустарники разместите в нижней части листа на траве.

- Цветы положите слева от дуба.

- Ворону расположите над деревьями.
- Бабочек  над цветочками

Учитель:  получился  у  нас  пейзаж?  (да)  Что  вы  заметили?  (если дети затрудняются, задать наводящие вопросы)

-крупные предметы где расположены? (На переднем крае изображения, мелкие – на заднем). Дети самостоятельно рисуют пейзаж.

Перемена.
Директор
. Кто у нас на второй перемене будет дежурным?

Звенит звонок. Третий урок – физкультура.

Учитель: Сегодня мы с вами поиграем в подвижную игру
«Найди свое место». 
Для  этого  нам  необходимо  разделиться  на  две  команды.  Как  мы можем  разделиться  на  команды?  (рассчитаться  на  первый,  второй). (Дети делятся на команды.)

Учитель: Я показываю карточки с изображением построения. Команды

должны построиться так, как изображено на карточке. Чья команда быстрее соберется,  та  и  выигрывает. ( После  каждого  построения  уточняет,  какую геометрическую фигуру они построили.)

(Карточки)
Звонок.

  Учитель объявляет об окончании уроков, напоминает, что  завтра «ученики» снова встретятся в «школе».

Воспитатель: Ребята, вам понравилось играть в школу?

Правда,  все  получилось  интересно?  Как  вы  думаете,  почему  было  играть интересно? Какой урок вам запомнился? Что было самым запоминающимся?

(Обобщает ответы детей.) Это потому, что мы играли дружно, без ссор обо  всем   договаривались.  Вы  просто  молодцы.   Мы  еще  обязательно поиграем в школу.

Коллеги, в дальнейшем вы можете усложнить сюжет этой игры: на переменах дети идут в буфет, в медицинский кабинет на прививку, в библиотеку.

- Ну, теперь, уважаемые коллеги,  поиграв в сюжетно – ролевую игру я думаю, вы ответите мне на вопрос.

- С помощью чего, в дошкольном возрасте, можно сделать математику яркой и увлекательной? (с помощью игры)

- Какие математические понятия мы закрепили данной  игрой? (называли соседа с лева, справа; геометрические фигуры; познакомились с шифром; состав числа;  ориентироваться на листе бумаги; закрепили порядковый счёт, знание цифр).
Молодцы, дети!

Таким  образом,  мы с вами видим , как четко выстроенная педагогом работа, превращает ребенок из пассивного наблюдателя в активного участника, способствует расширению представлений об окружающем мире, совершенствованию монологической и диалогической речи детей, знакомству детей с трудом взрослых, с характерными особенностями разных профессий, закреплению математических представлений.
Сюжетно-ролевая игра вне занятия дает возможность детям использовать, закрепить и уточнить полученные представления. Математическое содержание игр можно менять, варьировать, усложнять в соответствии с поставленной педагогом задачей, уровнем развития воспитанников.

5 Рефлексия:

- Если вы думаете, что самым богатым ресурсом для обучения взрослых является опыт, похлопайте в ладоши.

- Если вы полагаете, что для взрослых более важна практическая информация, чем теоретическая, потопайте ногами.

- Если вам нравится обучаться и быть обучающимися и обучать других, то улыбнитесь!

Спасибо всем, кто принимал участие в нашей встрече.

Я  благодарю вас за терпение, активность и желаю здоровья, успехов и профессионального оптимизма! Пусть исполняются самые несбыточные мечты и самые нереальные желания! Пусть листы календаря сменяются, оставляя в памяти яркие события года! Всего вам большого и светлого. Спасибо за внимание!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оставить комментарий: