a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Взаимодействие учителя-дефектолога, учителя-логопеда и педагога-психолога при осуществлении коррекционно-развивающей деятельности

Автор: Шадман Анжелика Александровна Опубликовано: 2022-12-01 09:15:22

Документы для скачивания

В заимодействи е учителя- дефектолога, учителя- логопеда и педагога- психолога при осуществлении коррекционно- развивающей деятельности Тема взаимодействия учителя- дефектолога, учителя- логопеда и педагога- психолога в последнее время стала более актуальной. Отклонения в речевом развитии и обусловленные речевые трудности часто сопровождаются снижением познавательной активности ребенка, недостаточной ориентировкой в фактах и явлениях окружающей действительности, бедностью содержания коммуникативной, игровой и творческой деятельности. У детей при нормальном интеллекте, имеющих логопедические проблемы, зачастую наблюдается снижение познавательной деятельности, снижается объём запоминания и воспроизведения материала, внимания становится неустойчивым, пс ихические процессы истощаются, снижается уровень обобщения и осмысления действительности. У детей появляются сложности со связной речью. Со стороны эмоционально- волевой сферы часто наблюдается повышенная возбудимость, раздражительность или общая заторможенность, замкнутость, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения. Такие дети нуждаются в особых психологических и коррекционно- педагогических условиях развития и обучения. Коррекционно- развивающий процесс предполагает исправление( прео доление) недостатков умственного и физического развития, совершенствование психических и физических функций, сохранной сенсорной сферы и нейродинамических механизмов компенсации дефекта. Основная задача специалистов обеспечить каждому ребенку с нарушениями интеллекта максимальный уровень физического, умственного и нравственного развития; организовать учебн о- воспитательную работу, направленную на коррекцию, компенсацию и предупреждение вторичных отклонений в развитии и подготовке детей к обучению в школе с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка. Целью совместной работы учителя- дефектолога, учителя- логопеда и педагога- психолога является тесное взаимодействие в процессе коррекционно- развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное развитие ребёнка. Общие задачи: Создать модель коррекционно- развивающей деятельности специалистов, как условие интеллектуального и личностного развития ребенка. Обозначить основные направления взаимодействия коррекционно- развивающей деятельности специалистов. Разработать систему работы и формы взаимодействия дефектолога, логопеда и психолога в условиях дошкольной образовательной среды. Совместная работа специалистов начинается уже на этапе перв ичного обследования ребенка. Целью первичного обследования является изучение особенностей речевого, физического и моторного развития детей, уровня когнитивных процессов, сформированности разных видов детской деятельности, особенностей личностного развития. Каждый из специалистов принимает участие в обследовании ребенка на своем уровне. Обследование детей выявляет у многих из них характерные недостатки в развитии познавательной сферы, обусловленные речевым дефе ктом, низкой умственной и физической работоспособностью. Коррекцию интеллектуальных нарушений осуществляет учитель- дефектолог. Задачи учителя дефектолога: Углубленная диагностика развития познавательной деятельности ребенка. Систематическая коррекционная и развивающая работа с детьми в соответствии с их индивидуальными программами по следующим направлениям: развитие психических процессов( восприятия, внимания, памяти, мышления) ; развитие речи; развитие моторики; развитие математических способностей; расширение кругозора. Прослеживание динамики развития детей. Оценка интеллектуальной готовности к обучению в школе. Формирование у педагогического коллектива и родителей информационной готовности к коррекционной работе, оказание им помощи в организации полноценной речевой среды. Координация усилий педагогов и родителей, контроль качества проведения ими работы с детьми. У детей со стороны эмоционально- волевой сферы наблюдается повышенная возбудимость или общая заторможенность, замкнутость, обидчивость, плаксивость. Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение и взаимодействие не будут эффективным, если его участники не способны управлять своими эмоциями. Педагог- психолог осуществляет психологическое со провождение детей с ОВЗ. Разрабатывает рекомендации в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, проводит мероприятия, способствующие повышению профессиональной компетенции педагогов, включению родителей в решение коррекционно- воспит ательных задач. Задачи работы учителя- логопеда Изучение уровня речевого, познавательного, физического развития и индивидуальн о- типологических особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержание работы с каждым из них. Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционно- речевой работы с детьми в соответствии с их индивидуальными программами. Оценка результатов помощи детям и определение степени их речевой готовности к школьному обучению. Развитие слухового внимания и фонематического слуха. Обогащение словарного запаса. Совместная деятельность специалистов особенно важна в работе с детьми с нарушениями в развитии, так как психолог и дефектолог не только могут совместно осуществлять психолог о- педагогическое сопровождение детей данной категории, но и грамотно скоординировать работу всех педагогов и воспитателей ДОУ, родителей с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей воспитанн иков. Таким образом, согласованность действий учителя- дефектолога, учителя- логопеда и педагог а- психолога позволяет эффективно скорректировать имеющиеся нарушения развития. Только в тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса возможно ус пешное формирование личностной готовности детей с нарушениями развития к школьному обучению, социализации и адаптации их в обществе. Достижение эффективности в коррекционно – воспитательной работе возможно за счет взаимодействия всех участников педагогического процесса и в совместном решении образовательных, воспитательных и коррекционных задач. Таким образом, коррекционно – развивающая работа с детьми с ОВЗ предполагает взаимодействие специалистов и носит комплексн ый характер.

Оставить комментарий: