a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Дидактические игры на развитие внимания, памяти, мышления

Автор: Шадман Анжелика Александровна Опубликовано: 2022-12-01 09:16:07

Документы для скачивания

Дидактические игры на развитие внимания, памяти, мышления Шадман А. А. «Девочки» Предлагаются бланки с изображением девочек, расположенных по восемь в каждом ряду. Вариант задания: left0 а) / подчеркни, / сосчитай/ девочек с черными бантиками( белыми) ;  б) / подчеркни, / сосчитай/ девочек с черными волосами и черными бантиками; в) / подчеркни, / сосчитай/ с белыми волосами и белыми бантами; г) / подчеркни, / сосчитай/ с белыми волосами и черными бантами; д) / подчеркни, / сосчитай/ с черными волосами и белыми бантами. left0 « Хрюши » Предлагаются бланки с изображениями поросят, расположенных по десять в каждом ряду. Варианты заданий: а) / подчеркни, / сосчитай/ веселых/ грустных поросят; б) / подчеркни веселых/ грустных поросят с двумя ушками, / одним ушком/ ; в) / подчеркни веселых/ грустных поросят с 2/ 1/ ушками, без челки, с челкой. Задания усложняются постепенно: а/ , б/ , в/ . left0 «Буренки» Предлагаются бланки с изображением буренок, расположенных по восемь в ряду. Варианты заданий: а) / подчеркни, / сосчитай/ буренок с одним рогом/ двумя/ ; б) / подчеркни, / сосчитай/ буренок с одним ушком/ с двумя/ ; в) / подчеркни, / сосчитай/ с одним рогом, одним ушком. / и наоборот/ и другие варианты. Количество учебных задач вводите постепенно. «Человечки» Предлагаются бланки с изображением человечков с разными положениями рук и ног, расположенные по девять в ряду. Варианты заданий: left0 а) / закрась, / подчеркни, заштрихуй, сосчитай/ человечков, которые стоят на одной ножке; б) / закрась, / подчеркни, заштрихуй, сосчитай/ человечков, которые стоят на одной ножке и расставили руки в стороны; в) / закрась/ подчеркни, заштрихуй, сосчитай/ человечков, которые расставили ноги шире плеч и раскинули руки в стороны; г) / закрась, / подчеркни, заштрихуй, сосчитай/ человечков, которые расставили руки и ноги на ширину плеч; д) / закрась/ подчеркни, заштрихуй, сосчитай/ человечков, которые опустили руки и поставили близко ноги/ друг другу/ . «Переплетенные линии». left0 «Кольца» Зачеркивать кольца с определенным разрывом( вверху, внизу, слева, справа и т. д. ) . Рис. № 6. «В магазине зеркал»  Цель: развитие наблюдательности, внимания, памяти. Со здание положительного эмоционального фона. Формирование чувства уверенности, а также умения подчиняться требовани ям другого человека. Описание.  Взрослый ( а затем ребенок) показывает движе ния, которые за ним в точности должны повторять все игроки. Инструкция: «Сейчас я расскажу вам историю про обезь янку. Представьте себе, что вы попали в магазин, где стоит много больших зеркал. Туда вошел человек, на плече у него была обезьянка. Она увидела себя в зеркалах и подумала, что это другие обезьянки, и стала корчить им рожицы. Обезьян ки в ответ состроили ей точно такие же рожицы. Она погро зила им кулаком, и ей из зеркал погрозили. Она топнула ногой, и все обезьянки топнули. Что ни делала обезьянка, все остальные в точности повторяли ее движения. Начинаем иг рать. Я буду обезьянкой, а вы — зеркалами». Примечание. На этапе освоения игры роль обезьянки вы полняет взрослый. Затем дети получают роль обезьянки. При этом необходимо следить, чтобы со временем каждый ребе нок мог выполнить  эту  роль. Прекращать игру необходимо на пике интереса детей, не допуская пресыщения, перехода в баловство. Из игры могут выбывать те «зеркала», которые ча сто ошибаются( это повышает мотивацию к игре) . «Что слышно? »  Цель: развитие слухового внимания. Оборудование: предметы, издающие знакомые детям зву ки; ширма. Описание: Ведущий предлагает детям послушать и за помнить то, что происходит за дверью или ширмой. Затем он просит рассказать, что они слышали. Побеждает тот, кто больше и точнее определит источники звука. Инструкция: «Сейчас мы поиграем в игру «Что слышно? » и узнаем, кто самый внимательный. Нужно в полной тиши не в течение некоторого времени( засекаю его я) внимательно слушать, что происходит за дверью( ширмой) . По окончании данного времени( 1—2 минуты) необходимо назвать как мож но больше услышанных звуков. Чтобы каждому была дана возможность сказать, надо называть услышанные звуки в по рядке своей очереди. Повторять звуки при назывании нельзя. Победит тот, кто больше всех назовет таких звуков». Примечание. Можно играть как с группой детей, так и с одним ребенком. Очередность в игре может быть установлена с помощью считалки. Предметы, которые могут быть исполь зованы для игры: барабан, свисток, деревянные ложки, ме таллофон, детское пианино, емкости с водой для ее перелива ния и создания звуков льющейся воды, стеклянные предме ты и молоточек для стука по стеклу и т. д. «Слушай звуки! » Цель: развитие произвольного внимания. Оборудование: фортепьяно или аудиозапись. Описание: Каждый ребенок выполняет движения в соот ветствии с услышанными звуками: низкий звук — стано вится в позу «плакучей ивы»( ноги на ширине плеч, руки слегка разведены в локтях и висят, голова наклонена к лево му плечу) , высокий звук — становится в позу «тополя»( пят ки вместе, носки врозь, ноги прямые, руки подняты вверх, голова запрокинута назад, смотреть на кончики пальцев рук) . Инструкция: «Сейчас мы поиграем в игру «Слушай зву ки! » и узнаем, кто из вас внимательно умеет слушать звуки фортепьяно. Есть низкие звуки( прослушивание) и высокие звуки по звучанию( прослушивание) . Играть будем так: если вы услышите низкие звуки фортепьяно, то должны будете встать в позу «плакучей ивы»( показ с комментариями) . Да вайте все станем в позу «плакучей ивы». Вот так. Ну а если вы услышите высокие звуки фортепьяно, то должны будете принять позу «тополя»( показ с комментариями) . Давайте мы все примем эту позу «тополя». Будьте внимательны! Начина ем играть». Примечание. Необходимо чередовать звуки, постепенно увеличивая темп «Вам барыня прислала? ». . . «Вам барыня прислала туалет». «Да» и «нет» не говорите, черный с белым не берите, вы поедите на бал? »( Далее диалог. Ведущий «провоцирует»  играющих  говорить слова «да», «нет», «черный», «белый») . Игры и игровые упражнения для коррекции внимания «Повтори за мной» Цель: развитие слухового внимания.   Инструкция: Я тебе буду называть разные слова, а тебе нужно хлопнуть, если ты услышишь животных( мебель, игрушку, птицу) . Материал: животное: дом, стол, собака, санки; колобок, медведь, шишки, тарелки. мебель: стол, лошадь, машина, сыр; лиса, кровать, нога, вата. игрушка: ложка, кровать, мишка, печенье; ладошки, коврик, погремушка. птица: крокодил, рыба, краб, ворона; ручей, воробей, муравей, дым. «Опиши друга» Цель:  развитие произвольного внимания, развитие связной речи. Описание: два ребенка или ребенок с кем- то из взрослых становится спиной друг к другу и по очереди описывают прическу, лицо, одежду другого; выясняется: кто оказался точнее при описании друг друга. «Съедобное – несъедобное» Цель:  развитие слухового внимания, координации движений. Оборудование:  мяч. Описание: в зависимости от названного предмета( съедобен он или нет) ребенок должен ловить или отбивать мяч, брошенный ему взрослым. «Что слышно? » Цель:  развитие слухового внимания. Оборудование:  предметы, издающие знакомые детям звуки; ширма. Описание.   Ведущий предлагает детям послушать и за помнить то, что происходит за дверью или ширмой. Затем он просит рассказать, что они слышали. Побеждает тот, кто больше и точнее определит источники звука. Инструкция: «Сейчас мы поиграем в игру «Что слышно? » и узнаем, кто самый внимательный. Нужно в полной тиши не в течение некоторого времени( засекает его взрослый) внимательно слушать, что происходит за дверью( ширмой) . По окончании данного времени( 1—2 минуты) необходимо назвать как мож но больше услышанных звуков. Чтобы каждому была дана возможность сказать, надо называть услышанные звуки в по рядке своей очереди. Повторять звуки при назывании нельзя. Победит тот, кто больше всех назовет таких звуков». Примечание.   Можно играть как с группой детей, так и с одним ребенком. Очередность в игре может быть установлена с помощью считалки. Предметы, которые могут быть исполь зованы для игры: барабан, свисток, деревянные ложки, ме таллофон, детское пианино, емкости с водой для ее перелива ния и создания звуков льющейся воды, стеклянные предме ты и молоточек для стука по стеклу и т. д. «Узнай по голосу» Цель:  развитие слухового внимания, формирование уме ния узнавать друг друга по голосу. Оборудование:  платок или повязка для завязывания глаз. Описание.  Стоя по кругу, дети выбирают водящего, кото рый, находясь в центре круга с завязанными глазами, стара ется узнать детей по голосу. Угадав игрока по голосу, водя щий меняется с ним местами. Инструкция: «Сейчас мы с вами поиграем в интересную игру «Узнай по голосу». Для этого необходимо встать в круг и выбрать водящего, который с повязкой на глазах будет вни мательно слушать голоса играющих. Тот, кому я дам знак, произнесет любое слово своим голосом. Водящий должен уга дать игрока по голосу. Если он угадает игрока, то должен поменяться с ним местами: игрок становится водящим, а во дящий — игроком. Если же не угадает, то продолжает быть водящим до тех пор, пока не узнает по голосу очередного игрока. Начнем игру». «Четвёртый лишний» Цель:  развитие переключения внимания, речи и логического мышления. Материал:  набор картинок. Инструкция:  Покажите ребёнку карточку. Попросите найти «лишний» предмет, т. е. тот, который не сочетается с другими по каким- то признакам, и попросите его объяснить, почему он так думает. Если у ребёнка возникают затруднения, задайте ему наводящие вопросы. «В магазине зеркал» Цель:  развитие наблюдательности, внимания, памяти. Создание положительного эмоционального фона. Формирование чувства уверенности, а также умения подчиниться требованиям другого человека. Описание:  Взрослый( а затем ребенок) показывает движения, которые за ним в точности должны повторять все игроки.   Инструкция:  «Сейчас я расскажу вам историю про обезьянку. Представьте себе, что вы попали в магазин, где стоит много зеркал. Туда вошел человек, на плече у него была обезьянка. Она увидела себя в зеркалах и подумала, что это другие обезьянки, и стала корчить им рожицы. Обезьянки в ответ состроили ей точно такие же рожицы. Она погрозила им кулаком, и ей из зеркал погрозили. Она топнула ногой, и все обезьянки топнули. Что ни делала обезьянка, все остальные в точности повторяли ее движения. Начинаем играть. Я буду обезьянкой, а вы- зеркалами». Примечание.  На этапе освоения игры роль обезьянки выполняет взрослый. Затем дети получают роль обезьянки. При этом необходимо следить, чтобы со временем каждый ребенок мог выполнить эту роль. Прекращать игру необходимо на пике интереса детей, не допуская пресыщения, перехода в баловство. Из игры могут выбывать те «зеркала», которые часто ошибаются( это повышает мотивацию к игре) . «Нос, пол, потолок» Цель:  развитие произвольного слухового внимания, координации движений. Описание.  Дети выполняют различные команды, сказанные взрослым. Взрослый произносит слово «нос»- дети должны дотронуться рукой до кончика своего носа. « Пол»- показать вытянутой рукой на пол, «потолок»- показать рукой на потолок. Взрослый запутывает детей, одновременно с ними показывая неверные движения. «4 стихии»( игра аналогичная предыдущей, используются другие движения рук) Цель:  развитие произвольного слухового внимания, координации движений. Описание.  Дети выполняют различные команды, сказанные взрослым. Взрослый произносит слово «Вода»- дети показывают волнообразные горизонтальные движения рук возле груди. « Огонь»- дети показывают волнообразные вертикальные движения рук возле груди. «Воздух»- показать рукой на потолок. «Земля»- показать рукой на пол. Взрослый запутывает детей, одновременно с ними показывая неверные движения.

Оставить комментарий: