a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Система дидактических игр и упражнений направленных на формирование элементарных математических представлений у первоклассников с ИН.

Автор: Шадман Анжелика Александровна Опубликовано: 2022-12-01 09:21:37

Система дидактических игр и упражнений направленных на формирование элементарных математических представлений у первоклассников с ИН. Составитель: Шадман А. А. учитель- дефектолог МАОУ Редькинская ОШ Раздел 1. Ориентировка в пространстве. Упражнение «Укажи направление» Цель: Закреплять навыки ориентировки в пространстве( вверх, вниз, вправо, влево) , развивать произвольно- зрительное восприятие, внимание. Ход: Необходимо расположить предмет в указанном положении( соответственно направлению стрелок) . вариант: Ребёнку предложены картинки с изображением предметов, подходящих к выбранной карточке. 18288041211500 вариант: Ребёнку предложены картинки с изображением предметов, из которых он должен выбрать только те, которые подходят к данной карточке. Направление Предмет 881620382884173454236308724872952266783269341297888386905521780500 «Выложи узор». Цель: Развитие ориентации в пространстве. Закрепление умения составлять узор из разноцветных кругов на плоскости по образцу. Развитие логического мышления, комбинаторных способностей, смекалку. Ход игры: Выложить изображение из разноцветных фигур строго по образцу, используя весь комплект целиком. 163830023696865722518064429184602022345114925202234 Кубики Никитина «Сложи узор». Цель игры: Развитие мелкой моторики, воображения, речи, внимания, формирование сенсорных эталонов цвета, величины и формы, пространственного ориентирования, комбинаторных способностей. Ход игры: Игра состоит из 16 одинаковых кубиков. Все 6 граней каждого кубика окрашены по- разному в 4 цвета. Это позволяет составлять из них 1- , 2- , 3- и даже 4- цветные узоры в громадном количестве вариантов. Эти узоры напоминают контуры различных предметов, картин, которым дети любят давать названия. В игре с кубиками дети выполняют 3 вида заданий. Сначала дети учатся по узорам- заданиям складывать точно такой же узор из кубиков. Затем ставят обратную задачу: глядя на кубики, нарисовать узор, который они образуют. И, наконец, третье – придумывать новые узоры из 9 или 16 кубиков, каких еще нет в книге, т. е. выполнять уже творческую работу. 1080135180343 «Графический диктант». Цель: Развитие ориентации в пространстве на листе бумаги, умения внимательно слушать и точно выполнять указания педагога. Задачи: Учить проводить прямые линии определённой длины в заданном направлении; развивать зрительно- пространственное восприятие, мелкую моторику пальцев рук, умение понимать и точно выполнять указания взрослого; работать над развитием правильной, четкой и связной речью; активизировать слуховое восприятие и память. Ход игры: вариант: Ребёнок самостоятельно повторяет изображение на листе бумаги в клетку по образцу. вариант: Учи тель диктует детям направление и необходимое количество клеток для получения изображения. 2105025115447 «Ну – ка повтори». Цель: Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку, развивать внимание, мыслительные операции, воображение. Ход: Ребёнку предлагаются карточки с изображением точек на листе бумаги в клетку, необходимо повторить изображение. 140017520764500 «Лабиринт». Цель: Развитие внимания, логического и пространственного мышления, целеустремлённости, вариативности; Ход: Ребёнку предлагаются карточки с изображением лабиринта. Степень трудности продвижения в них определяется длиной пути и количеством тупиков и выходов. 1080135166667 Раздел 2. Цвет, геометрические фигуры. «Разноцветные фигуры». Цель: Формировать представления об основных цветах и о геометрических фигурах, развивать зрительное восприятие, мыслительные операции, внимание. Ход: Необходимо расположить геометрические фигуры в соответствии с заданными цветами. вариант: Ребёнку предложены геометрические фигуры, подходящие к выбранной карточке по форме и цвету. вариант: Ребёнку предложены геометрические фигуры, подходящие к выбранной карточке только по форме( или цвету) . 182880165227000 вариант: Ребёнку предложены различные геометрические фигуры, из которых он должен выбрать только те, которые подходят к данной карточке по форме и цвету. Фигура Цвет" Почини одеяло" . Цель игры: Закрепление геометрических фигур и составление геометрических фигур из данных. Ход игры: Детям раздаются наборы геометрические фигур и листы цветной бумаги( " одеяло" ) с обозначенными на нем" дырками" . Игра проводится в виде рассказа: " Жил- был Буратино, у которого на кровати лежало красивое одеяло. Однажды Буратино ушел в театр Карабаса- Барабаса, а крыса Шушара в это время прогрызла в одеяле дыры. Детям даются задания: Сосчитать сколько дыр в одеяле. Взять свои фигуры и починить одеяло" . Дети раскладывают имеющиеся у них геометрические фигуры куба, квадрата, треугольника и прямоугольника, а также шара и овала на цветные листы бумаги( " одеяла" ) с обозначенными" дырами" . 1228725113019 «Собери бусы». Цель: Формировать умение группировать геометрические фигуры по двум свойствам( цвету и форме, величине и цвету, форме и величине) , видеть простейшие закономерности в чередовании фигур. Ход игры: Ребёнку предложены карточки с нарисованными «бусами» из геометрических фигур, необходимо продолжить составлять «бусы», соблюдая последовательность согласно образцу. 99060013398500" Распознавание по форме" . Цель: Учить детей располагать геометрические фигуры на плоскости по определённым признакам( цвет, форма, размер) . Развитие внимания, восприятия. Ход игры: Перемешать геометрические фигуры и предложить ребенку отобрать фигуры определенной формы( например, только круг или только квадрат и т. д. ) . Далее игру можно усложнить – расположить геометрические фигуры по форме, цвету и размеру. 96202523177500 «Найди себе пару». Цель: Учить видеть в предметах сходные признаки, уметь объяснить свой выбор, развивать быстроту и внимание. Ход игры: Детям раздаются геометрические фигуры, разного цвета( по количеству детей) . По сигналу воспитателя они должны найти себе пару и аргументировать свой выбор( по каким признакам они искали себе пару: по цвету, по форме, по цвету и форме) . 108966017653000 Раздел 3. Развитие логического мышления. « Танграм ». Цель: Научить детей самостоятельно играть в игры- головоломки, уметь выкладывать из комплекта геометрических фигур, самые различные силуэты. Задачи: Развивать пространственные представления детей, конструктивное мышление, логику, воображение, сообразительность. Развивать мелкую моторику. Воспитывать терпение и усидчивость. Ход игры: Выложить изображение из набора геометрических фигур строго по образцу, используя весь комплект деталей целиком. 135255023177500 « Колумбово яйцо». Цель: Учить читать схематические изображения, выстраивать образ по схеме. Задачи: Учить анализировать сложные формы и воссоздавать их из частей на основе восприятия и сформированного представления; развивать сенсорные способности у детей, пространственное представление, образное и логическое мышление, воображение, смекалку и сообразительность; формировать привычку к умственному труду; воспитывать навыки контроля и самоконтроля в процессе умственной деятельности. Ход игры: Выложить изображение из набора геометрических фигур строго по образцу, используя весь комплект деталей целиком. 190500014160500 «Пентамино». Цель: Развитие у детей образного мышления, комбинаторных способностей, практических и умственных действий; воспитание нравственно- волевых качеств: настойчивости, целенаправленности действий, желания думать, искать путь решения и приходить к положительному результату. Ход игры: Выложить изображение из набора геометрических фигур строго по образцу, используя весь комплект деталей целиком. 108966021272500 Коврик- головоломка" Круги" . Цель: Развитие внимания, памяти, мелкой моторики, пространственного представления, логического мышления, воображения. Творческие задания для одного игрока: перечисляем цвета каждой детальки выстраиваем детальки в ряд таким образом, чтобы, например, все желтые части смотрели вверх. ищем одинаковые детали даем ребенку две детальки и просим собрать из них, например, желтый кружочек просим ребенка собрать из деталей как можно больше, например, желтых кружочков строим пирамидку из деталек Игры для нескольких игроков: Раздаем детальки поровну. играем в домино- выгладываем детальки в одну линию таким образом, чтобы цвета в прикладываемых деталях совпадали играем в странные" крестики- нолики" - дети поочереди выкладывают детальки по правилам головоломки. Побеждает тот, кто последним выложил деталь. Для самых продвинутых: игра" ожившие квадратики" - выкладываем на стол несколько квадратиков. Игроки закрывают глаза, а ведущий крутит из квадратиков по часовой или против часовой стрелки. Задача игроков, определить, какой из квадратиков" ожил" . 1885314213901 Дидактические игры со счетными палочками. Цель: Учить выкладывать из счетных палочек силуэты геометрических фигур, предметов по образцу, по устной инструкции, по замыслу; учить решать логические задачи на построение и преобразование изображений геометрических фигур и предметов; развивать внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику; Ход: Учи тель предлагает детям различные задания со счётными палочками: Составление заданной фигуры из определенного количества палочек; Изменение заданной фигуры путем удаления определенного количества палочек; Преобразование заданной фигуры путем перекладывания определенного количества палочек. 1089660210185004705350200152000106680019431000 «Играем, подбираем? ». Цель: Развивать внимание, зрительное восприятие, память, мышление; Ход: Детям раздают по одной или несколько карточек с изображением предмета, относящегося к той или иной группе предметов: мебель, одежда, спортивные принадлежности и т. д. выигрывает тот, кто быстрее и правильнее соберет у себя все карточки одной группы. 108966021399500 Раздел 4. Количество и счёт. «Соотношение числа и количества предметов» Цель: Учить устанавливать соответствие между числом и количеством предметов; закреплять умение считать предметы. Ход выполнения: Необходимо сосчитать количество отдельной группы предметов и линией( или стрелочкой) указать соответствующее число. 720090158558 «Сравни числа». Цель: Упражнять в сравнении числе и в определении, какое из двух смежных чисел больше или меньше другого Ход выполнения: Детям раздаются карточки, на которых необходимо сравнить два числа между собой и поставить соответствующий знак& lt; , & gt; или= . 7200901667014324350163526" Математический маджонг" . Цель: закрепление навыков счетных операций, состава числа; развитие зрительного восприятия, логического мышления. Ход игры: На игровом поле в разном порядке выкладываются карточки. Суть игры- искать и удалять с игрового поля соответствующие друг другу пары, необходимо очистить все игровое поле. 1438275235587 «Математическое домино». Цель: Совершенствовать знания о составе изученных чисел. Формировать умение представлять числа в виде суммы двух слагаемых( на основе игры домино) . Ход: В пустые ячейки домино дорисуйте такое количество точек, чтобы в сумме получить число, которое выбрало животное сверху. 180276510350500 «Математический кроссворд». Цель: С пособствовать развитию логического мышления, памяти; закреплять знания о составе числа. Ход: Ребёнку даётся кроссво рд с пр имерами, с пропущенным числом или знаком, необходимо догадаться и подставить подходящее число или математический знак в соответствующие клеточки. 108966011303000 Раздел 5. Ориентировка во времени. Упражнение «Когда это бывает? ». Цель: Уточнение представлений о частях суток, закрепление названий частей суток, их последовательности. Варианты заданий: Детям показываются картинки, на которых изображены контрастные части суток( ден ь- ночь, утро- вечер) . Педагог задает вопросы: Что нарисовано на картинке? Когда это бывает? ( Если ребёнок затрудняется, дается подсказка: « Когда это бывает, днём или ночью? ») Почему вы так думаете? Как вы узнали, что наступила ночь( день) ? Что вы делаете ночью( днём) ? Какое сейчас время суток? Предъявляются картинки, на которых изображены смежные части суток( утро- день, вечер- ночь) . Педагог задает вопросы: Что нарисовано на картинке? Когда это бывает? Что вы делаете утром? А днём? Как вы узнали, что утро( вечер) кончилось, а наступил день( ночь) ? Какое время суток вам больше нравится? Почему? Педагог просит детей выбрать картинку, на которой изображено утро( день, вечер, ночь) . Педагог предлагает детям разложить картинки по порядку, что бывает раньше, а что потом: «Сначала ночь, потом…» Когда дети уже усвоили порядок частей суток, можно внести элемент шутки – назвать последовательность частей суток с ошибками, а дети должны исправить ошибку. 581025106355 Игра «Вчера, сегодня, завтра». Цель: познакомить детей с понятиями «вчера», «сегодня», «завтра». Материал: разноцветные полоски, подборка стихотворений. Ход игры: Педагог объясняет, что каждый день, кроме своего названия, имеет ещё другое имя( вчера, сегодня, завтра) . День, который наступил – называется сегодня. День, который уже закончился – вчера. А день, который ещё только будет – завтра. Обозначаем цветом( полоски) : сегодня – синий, вчера- голубой, завтра- фиолетовый. Сначала закрепляем цветовое обозначение: педагог называет понятия, дети показывают соответствующую полоску. Затем педагог читает стихотворение, дети определяют, о каком дне говорится в стихотворении( вчера, сегодня, завтра) и показывают соответствующую полоску. 136842515049500 Упражнение «Домик дней». Цель: закрепление представлений о настоящем, прошедшем, будущем времени( понятия «вчера», «сегодня», «завтра») . Материал: домик с тремя окошками, разноцветные полоски, подборка стихотворений. Ход игры: Педагог предлагает детям рассмотреть домик и говорит, что это «домик дней». Задания: Как называется день, который уже прошел? ( вчера) Он поселился в нижнем окошке. ( в ставляем голубую полоску в нижний кармашек) Как называется день, который у нас сейчас, в настоящий момент? ( сегодня) . Он занял среднее окошко( вставляем синюю полоску) Как называются день, который скоро наступит? ( завтра) Он поселился в верхнем окне( вставляем фиолетовую полоску) . Педагог читает детям стихотворение и предлагает детям «поселить стихотворение» в соответствующее окно. 41592519050000 «Разноцветная неделька». Цель: Закреплять названия и последовательность дней недели, их цветовое соотнесение. Материал: разноцветные круги, цифры от 1 до 7. Ход игры: Педагог на демонстрационном круге указывает цвет и называет день недели, дети показывают соответствующую цифру. Вариант. Педагог показывает цифры от 1 до 7 по порядку, дети показывают соответствующий цвет на своих кругах и называют день недели. 36830018732500 «Часы и время». Цель: Учить детей определять время на часах. Научить детей ориентироваться во времени. Совершенствовать навыки определения времени по часам, фиксируя его значение на циферблате. Развивать у детей внимание, логическое мышление и речь. Уточнять и развивать у детей временные представления. Оборудование: карточки с заданиями, часы. Задания: «Что мы делаем сейчас? ». Посмотри на картинки и назови то время, в которое ты делаешь это действие. Поставь стрелки на часах, обозначив нужное время. 241935011747500 «Весёлые часики». Цель: Научить детей ориентироваться во времени. Совершенствовать навыки определения времени по часам, фиксируя его значение на циферблате. Развивать у детей внимание, логическое мышление и речь. 1вариант игры В игре могут принимать участие от 4 до 6 детей. Перед началом игры дети берут себе циферблаты и стрелочки. Ведущий, смешав маленькие карточки со временем, укладывает их стопкой на стол изображением вниз. Далее он открывает одну карточку и называет врем я- дети должны правильно и быстро установить нужное время у себя на циферблате. Кто выполнил первым – получает фишку. В конце игры определяется победитель. 2вариант игры В игре могут играть от 2 до 4 детей. На столе разложены карточки со временем. У каждого игрока по 3- 4 игровых циферблата с обозначенным временем. Воспитатель предлагает определить время на циферблате и выбрать правильные карточки на общем поле. Кто сделал правильно и быстр о- победитель! 3 вариант В игре могут принять участие от 5 до 10 детей. Игроки сидят за столами с чистыми циферблатами и стрелочками. Ведущий показывает карточку и предлагает поставить время, которое наступило( наступит) на час или полчаса раньше( позже) обозначенного на карточке. Выигрывает и получает фишку тот, кто выставил правильное время. 10623551835150021526503020962 Раздел 6. Величина. «Три квадрата». Цель: Научить детей соотносить по величине три предмета и обозначить их отношения словами: «большой», маленький», «средний», самый большой», «самый маленький». Оборудование: Три квадрата разной величины, фланелеграф; у детей по 3 квадрата, фланелеграф. Ход игры: Педагог: Дети, у меня есть 3 квадрата, вот такие( показывает) . Этот самый большой, этот – поменьше, а этот самый маленький( показывает каждый из них) . А теперь вы покажите самые большие квадраты( дети поднимают и показывают) , положите. Теперь поднимите средние. Теперь – самые маленькие. Далее учитель тель предлагает детям построит из квадратов башни. Показывает, как это делается: помещает на фланелеграфе снизу, вверх, сначала большой, потом средний, потом маленький квадрат. «Сделайте вы такую башню на своих фланелеграфах » – говорит учитель тель. 172402521272500287655049009300039433504605020005467350592963000 «Что шире, что уже». Цель: Упражнять в сравнении предметов по длине, ширине. Материал. По 7 полосок разной длины и ширины. 8667751786255001466850252920500226695027285950050768251986280005819775233870500 Ход: Учитель предлагает взять детям полоски, положить их перед собой и задает вопросы: «Сколько всего полосок? Что можно сказать об их размере? Покажите самую длинную( короткую, узкую, широкую) полоску. Как разложить по порядку полоски от самой короткой до самой длинной? ( Каждый раз надо брать самую короткую из оставшихся) . Положите полоски по порядку от самой длинной. В каком порядке вы положили полоски? Которая по счету самая длинная полоска? ( короткая) . На котором по счету месте оказалась узкая полоска? ( широкая) . Разложите полоски по порядку от самой узкой до самой широкой. Которая по счету узкая( широкая) полоска? Которая по счету самая длинная( короткая) полоска? «Посадим елочки в ряд». Цель: Продолжать развивать умение сравнивать до шести предметов по высоте и раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, результаты сравнения обозначать словами: самый высокий, ниже, еще ниже… самый низкий( и наоборот) . Материалы: фигурки елочек с нарастающей величиной. Ход: Учитель предлагает детям расставить елочки в ряд, начиная с самой низкой и заканчивая самой высокой( предварительно дети вспоминают правила раскладывания предметов) . После выполнения задания дети рассказывают о высоте елочек в ряду. 168275124333000 Затем ребята выстраивают елочки в обратном порядке, начиная с самой высокой и заканчивая самой низкой. « Где чей дом? ». Цель: Развитие комбинаторных способностей. Ход: Учи тель раздает детям рабочие листы, на которых изображены контуры недостроенных домиков: высоких, низких, узких, широких. Дети дорисовывают домики и определяют, кто из зверей будет в них жить: устанавливают соответствие по величине( используются силуэты зверей) . 108966022796500 «Красивые узоры». Цель: Продолжать соотносить объекты по величине и учитывать ее в своих действиях; развивать внимание; учить действовать последовательно, раскладывая предметы слева направо; закреплять знание слов «большой», «маленький»; учить ритмичному чередованию величин. Оборудование: Большие и маленькие круги( квадраты, овалы, треугольники и др. ) ; круги( квадраты, треугольники и др. ) трех величин; полоски бумаги с контурным узором( чередование больших и маленьких кружков, не более трех повторений; такое же чередование треугольников и других форм; чередование другого типа: большой кружок – маленький, маленький – большой, маленький– маленький и др. ) ; чистые полоски бумаги; крупные образцы форм для наборного полотна( образец с готовым орнаментом) . Ход игры: Педагог выставляет на доске образец, рассматривает его с детьми, обращая внимание на ритмичность чередования форм и на то, какой красивый получился узор. Показывает указкой на первый кружок и говорит: «Большой. ( Плавно переносит указку на следующие. ) Маленьки й–- большой–маленький», стараясь подчеркнуть ритм характером движения и голосом. Затем просит детей повторять за ним сочетание этих слов. Потом педагог объясняет, что дети сами могут сделать такие же красивые узоры. Раздает полоски бумаги с контурным узором и яркие геометрические формы, показывает, как накладывать формы слева направо, не пропуская ни одного контура. Дети раскладывают кружки, а педагог следит за ходом работы. По окончании педагог хвалит детей, снова обращает их внимание на ритмичность чередования форм, еще раз напоминает их последовательность: большой – маленький, большой – маленький. . . 1964435187946

Оставить комментарий: