a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Духовно-нравственное воспитание и развитие дошкольников.

Автор: Харченко Мария Владимировна Опубликовано: 2022-12-02 21:54:11

Документы для скачивания

Духовно- нравственное воспитание и развитие дошкольников. Целью духовно- нравственного воспитания является введение личности ребенка во нравственное и культурное пространство отечественной культурно- исторической и духовной традиции, формирования его сознания и самосознания. Под духовно- нравственным воспитанием понимается процесс содействия разностороннему становлению личности, формированию у ребенка, прежде всего, нравственных чувств( совести, веры, долга, ответственности, гражданственности, патриотизма) , нравственного облика( терпения, милосердия, кротости, незлобливости) , нравственной позиции( способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний) , нравственного поведения( готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли) . Духовно- нравственное воспитание и развитие подрастающего поколения – одна из сложнейших и актуальных проблем на сегодняшний день, которая должна решаться педагогами, родителями и неравнодушными людьми. Именно духовно- нравственное воспитание обеспечит целостность и гибкость воспитательных воздействий взрослых на детей в различных ситуациях их общения, а также общения детей друг с другом. Оно предполагает формирование у ребенка целостного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоничное развитие личности ребенка. В настоящее время, как бы это прискорбно не звучало, материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Дошкольное детство – важный этап в становлении морального облика человека. В эти годы у детей закладываются основы духовности и нравственности, формируются первоначальные эстетические представления, психологические установки. В дошкольный период начинает появляться интерес к явлениям общественной жизни. Дети обращаются с вопросами к педагогам, родителям, стремятся больше узнать о своей Родине, крае, месте, где они живут. Организовать воспитание молодого поколения без духовного стержня, без идеи, которая объединяет и вдохновляет людей, невозможно. Здесь справедливо возникает вопрос, на основе каких ценностей нам все же следует воспитывать подрастающее поколение? Конституция РФ гарантирует равенство идеологический плюрализм, равенство религий, возможность исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. [ 3, ст. 12 ч. 1, ст. 14 ч. 1] Вместе с тем, исходя из исторических и культурных реалий, мы считаем целесообразным осуществлять духовно- нравственное воспитание детей на основе принципов христианской морали и культуры, в частности, православия, как доминирующей религии в нашем крае. Современная педагогика считает возможным и необходимым начинать знакомство со своим народом, с его традициями и бытом с раннего детства. Главная задача в этом направлении – вызвать интерес у ребенка к народному творчеству, декоративно- прикладному искусству, некоторым историческим событиям, связанным с родным краем, и очень важно, чтобы интерес этот сохранялся с раннего детства и до школьных лет. Чтобы воспитывать в человеке чувство гордости за свою Родину, надо с детства научить любить свой город, край, где он родился и вырос, природу, которая его окружает, познакомить с культурными традициями своего народа, необходимо привить любовь к декоративно- прикладному искусству и народному творчеству. Мы считаем, что развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Очевидно, что без духовности, которую закладывали наши предки своим детям на протяжении столетий, и мы не сможем вырастить нравственно здоровое поколение, которое бы сохранило свои исторически сложившиеся национальные особенности. Православная педагогическая традиция в нашей стране имеет тысячелетнюю историю, и можно проследить, что отказ от православных ценностей в прошлом столетии привел сегодня к таким печальным последствиям, как очерствление личности, бездуховность общества, о чем свидетельствуют зашкаливающие показатели социальных болезней и угроз( алкоголизм, наркомания, суицидность, аборты) . Православное мировоззрение, его духовные ценности и ориентиры пронизывают всю нашу культуру, историю, народные традиции, поэтому без изучения основ православия невозможно понимать смысл многих литературных и музыкальных произведений, художественных полотен, да просто невозможно быть культурным и полноценно образованным человеком. Православные праздники со всеми, относящимися к ним обрядами – это источник познания народной мудрости, души, традиции уклада жизни нашего народа. По мнению русского педагога ХІХвека К. Д. Ушинского «…для ребёнка светлый праздник и весна, Рождество и зима, Спас и спелые плоды, Троица и зелёные берёзки сливаются в одно могучее впечатление, свежее и полное жизни». Другими словами, система духовно- нравственного воспитания ребенка строится на приобщении его к культурному наследию своего народа. В России духовно- нравственное воспитание традиционно содействовало полноценному становлению человека на основе православной культуры во всех формах ее проявления( религиозной, идеологической, научной, художественной, бытовой) [ 1, с. 4] . Задача по духовно- нравственному воспитанию в современной России отражена в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования( далее- ФГОС ДО) . В методологическую основу разработки и реализации данного документа была заложена Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России. ФГОС ДО выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства»[ 2, c. 3] . Основными задачами педагога в данном направлении работы являются: приобщение детей к духовно- нравственным ценностям и воспитание готовности следовать им; формирование первоначальных представлений о культуре, истории и жизни российского народа; возрождение русских народных традиций; знакомство с обычаями и фольклором; - повышение педагогической компетенции родителей в вопросах возрождения духовно- нравственных традиций воспитания; повышение познавательной и речевой активности детей; создание условий для развития, становления, творческого самовыражения душевных сил ребенка; воспитание таких качеств как доброта, отзывчивость, милосердие, справедливость; воспитание гражданина и патриота своей страны; воспитание у детей чувства гордости за свою национальную культуру. Для реализации поставленных задач может быть использован следующий комплекс методов: изучение и анализ педагогической и методической литературы, непосредственная консультация, сотрудничество, составление перспективно- календарного плана работы с представителями православных приходов, взаимодействие с другими социальными институтами, активное сотрудничество с родителями. Взаимодействие дошкольного учреждения и храма в области духовно- нравственного воспитания детей осуществляется на основании календарно- тематического планирования совместной работы. В ежегодном плане, традиционно, закладывается ряд мероприятий, приуроченных к особо значимым религиозным( православным) , государственным( носящим патриотическую направленность) праздникам и иным актуальным датам или событиям. Основными формами такого практического взаимодействия являются:  тематические беседы со священнослужителем. Здесь стоит обратить внимание, что, в зависимости от темы, слушателями могут быть как воспитанники детского сада( например, беседа о почитании родителей, беседа о масленичных традициях, о Прощенном воскресении) , так воспитатели или родители( например, беседа о православном понимании родительства или роли педагога в деле духовно- нравственного воспитания детей) ; кинолекторий, как правило, это художественные мультипликационные фильмы о житиях святых или религиозных событиях; тематические развлечения( например, «Осенняя благотворительная ярмарка») ; концерты, как правило, Рождественские и Пасхальные. Здесь стоит обратить внимание, что более результативной такой форма является при непосредственном совместном участии в программе детей и педагогов; мастер- классы( например, «Подарок маме», «Я- патриот», «Веточки да вербочки») ; посещение храма по православным праздникам; театрализованные тематические представления; ворческие конкурсы, например, «Пасха в нашей семье» или «Мой храм»; тематические праздники, с освещение истории, традиций православной культуры( например, «День семьи, любви и верности» и «Преображение Господне( Яблочный спас) ». Подводя итог вышеизложенному, отметим, что отраженные в статье практические рекомендации достаточно продуктивно реализуются уже на протяжении более двух лет в детском саду « 31 » с Храмо м святых царственных страстотерпцев в д. Ра зд олье. В результате тесного регулярного, системного сотрудничества педагогов учреждения с представителями храма с. Раздолье, сложились добрые конструктивные отношения как между настоятелем храма и руководством, а также сотрудниками учреждения, так и между священнослужителем, детьми и родителями, что позволяет оперативно и результативно осуществлять работу по духовно- нравственному воспитанию детей. Ссылки на источники 1. Блинова С. А. , Ионова Т. А. «Педагогический словарь духовно- нравственных понятий», Владимир, 2017. 2. Конституция РФ( принята всенародным голосованием от 12. 12. 1993г. ) 3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования( утв. пр. № 1155 от 17. 10. 2013 г. )

Оставить комментарий: