a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Методическая разработка занятия по развитию фонематической стороны речи и обучение грамоте детей подготовительной к школе группы (звуки м-мь).

Автор: Ведьманова Светлана Анатольевна Опубликовано: 2022-12-04 13:03:09

Документы для скачивания

Тема: Звуки[ м] - [ мь] . Буква М. В гостях у Маши и медведя. Цель: Закрепить навык правильного произношения звуков[ м] - [ мь] . Познакомить с буквой М. Задачи: Коррекционно- о бразовательные: учить выделять звуки из состава слова, дифференцировать звуки по твёрдости- мягкости, упражнять в анализе двусложных слов; научить использовать в речи сложноподчиненные предложения цели, формировать навык письма букв. Коррекционно- р азвивающие: р азвивать слуховую память, внимание, восприятие, развивать фонематическое восприяти е, способствовать развитию мыслительной деятельности( умению рассуждать) , развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику. Коррекционно- в оспитательные: в оспитывать доброжелательные отношения друг к другу, формировать навыки сотрудничества, самостоятельности, инициативности, желание говорить красиво и правильно. Оборудование: Демонстрационный материал: ноутбук, музыка из мультфильма «Маша и медведь»( про следы) , музыка для физкультминутки « БИМ- БАМ- БИЛИ », игрушки- герои Маша и Миша, символы звуков, холодильник, нарисованный на доске, предметные картинки со звуками[ м] - [ мь] , посылка с предметами, демонстрационная буква М. Раздаточный материал: фишки д ля звукового анализа, сигналы для обозначения твёрдых и мягких согласных, печатные задания на листах( паровозики с вагонами для определения позиции звука в слове) , ручки, фишки- смайлики дл я рефлексии, раскраска- подарок для детей. Организационный момент Логопед: На одной лесной опушке Мишка спит зимой в избушке. Летом в шахматы играет, Рыбу ловит, не скучает. Но его привычный быт Нарушает смеха визг. Мяч в окне, компот разлит, Кто скажите так шалит? ( Машенька) Звучит песенка из м ультфильма про «Машу и медведя»( начало песни) Логопед: - Кто эти герои? ( Маша и медведь) . Это сказка о дружбе девочки Маши и большого доброго медведя. Сегодня Маша и медведь приглашают нас в гости. - Ребята, вы согласны? - Ребята, а если потребуется наша помощь, поможем? Сообщение темы занятия] . Логопед: - Ребята, с кажите, какой первый звук в имени Маша? ( [ м] ) . - К акой первый звук в слове «медведь»? ( [ мь] ) . - Сегодня на занятии мы познакомимся со звуками[ м] и[ мь] . Анали з артикуляции звуков[ м] - [ мь] , характеристика звуков. - Ребята, д авайте произнесём звук[ м] . Губки встречаются. - Это преграда для воздуха? ( Да) . - Значит звук гласный или согласный? ( Согласный) . - Твёрдый или мягкий? ( Твёрдый) . - Какого цвета нужен кружок для его обозначения? ( Синий) . - Руку на горлышко. Горло молчит или работает? ( Работает) . - Значит[ м] - звонкий, обозначаем звоночком. - Давайте произнесём звук[ м ь] . Губки встречаются. - Это преграда для воздуха? ( Да) . - Значит звук гласный или согласный? ( Согласный) . - Твёрдый или мягкий? ( Мягкий) . - Какого цвета нужен кружок? ( Зелёный) . - Руку на горлышко. Горло молчит или работает? ( Работает) . - Значит[ м ь] - звонкий, обозначаем звоночком. Дифференциация звуков[ м] - [ мь] . Выделение[ м] - [ мь] из состава слогов, слов на слух. Игра «Сигнальщики»( с сигналами синими и зелеными) . Игра «Наведи порядок». Логопед: - Ребята, у М аши и медведя всегда много дел, надо им помочь навести порядок в холодильнике. На верхней полке продукты медведя со звуком[ мь] , на нижней- Маши со звуком[ м] . Выходим к доске и раскладываем продукты по полкам. На верхней полке: мёд, сметана, помидоры, мясо, пельмени; На нижней полке: малина, молоко, масло, лимонад, лимон. Звуковой анализ слов МАША, МИША. - Ребята, в школе Маше дали задание, она просит ей помочь. Вот, посмотрите. Две схемы слов. Одна обозначает имя «Маша», а другая «Миша». Ой, Ма ша, какое трудное задание! Давайте разберёмся, где из них какая! Выкладываем у себя на столе имя МАША, затем- МИША. - Чем отличаются эти схемы? ( Звук[ м] - твёрдый в слове МАША, звук[ мь] - мягкий в слове МИША, в слове МАША- звук[ а] , а в слове МИША- звук[ и] ) . Маше и Мише очень понравилась ваша работа. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА( звучит музыка «БИМ- БАМ- БИЛИ) . Маша и медведь очень любят музыку, они любят петь и танцевать. БИМ- БАМ- БИЛИ( хлопки, щелчок, колени) . Определение места звука в слове. Игра «Паровозики » Логопед: - Реб ята, Маша и Миша везли подарки для медведицы на паровозе. Н о по дороге случилась беда, вагоны отцепились, подарки выпали. Помогите разложить подарки по своим вагонам. Возьмите ручки, соедините картинку с нужным вагоном. В первом вагоне поедут подарки со звуками[ м] - [ мь] в начале слова, во в тором- в середине слова, третьем- в конце слова. Затем взаимопроверка. Формирование лексико- грамматического строя речи. Игра «Зачем нам эти вещи» Логопед:  - Ребята, Маше и медведю пришла посылка от племянника Панды из Китая, давайте поможем им разобраться для чего им нужен тот или иной предмет, но есть одно условие, надо употребить слово ЧТОБЫ. Например, «Я взял фломастер, чтобы рисовать». Матрёшка( Я взял а матрешку, чт обы поиграть) . Машина( Я взял машину, чтобы на ней довезти груз) . Помада( Я взяла помаду, чтобы накрасить губки) . Крем( Я взял а крем, чтобы намазать руки) . Маска( Я взял маску, чтобы пойти на праздник) . Мыло( Я взял мыло, чтобы помыть руки) . Рамка( Я взял рамку, чтобы вставить свою фотографию) . Знакомство с буквой М. Буква М обозначает два звука М и МЬ. - Сколько элементов у буквы М? Напишем её в воздухе. Построим её с помощью пальцев рук. - На что похожа буква М? ( на качели, молнию, на две острые горы. . ) Работа с перфокартами Логопед: - Ребята, е сл и вы услышали в слове звуки М или Мь напишите букву М в пустом окошечке. Проверка: в правом верхнем углу находим букву М, от неё ведём линию вниз, соединяя все три буквы, затем находим букву М в левом верхнем углу, ведем линию вниз, соединяя все три буквы М, в центре находим М и соединяем по диагонали с верхними буквами М. Если у вас получилась большая буква М и нет лишних букв, то вы всё сделали верно. 10. Итог занятия. Логопед: - Ребята, с какими звуками сегодня познакомились? - Чем похожи звуки М и Мь? Чем отличаются? Рефлексия. - Ребята, в корзинке у медведя лежат смайлики, но они все разные – радостные, задумчивые, грустные. Если вам сегодня было легко на занятии, вы справились с о всеми заданиями, то возьмите- радостного смайлика, если встречались трудности, но вы их старались преодолеть- задумчивого смайлика, а если совсем трудно- грустного. - Ребята, вам подарки от Маши и м едведя за помощь в разных делах( раскраска по номерам) . Звучит песенка из м ультфи льма про «Машу и медведя»( песенка полностью)

Оставить комментарий: