Конспект ООД с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Путешествие воздушных человечков»..
Документы для скачивания
Цель: формирование элементарных представлений о строении и работе дыхательной системы человека.
Задачи:
- знакомить детей со строением и особенностями работы органов дыхания;
- расширять словарный запас детей (трахея, легкие, диафрагма);
- развивать способность детей приобретать знания путём экспериментирования;
- развивать двигательную активность;
- развивать и совершенствовать диафрагмальное дыхания с помощью дыхательной гимнастики;
- воспитывать культурно-гигиенические навыки;
- воспитывать дружеские отношения между детьми, коммуникабельность.
Ход занятия.
Приветствие.
- Ребята, давайте поприветствуем друг друга и поздороваемся разными частями тела.
"Игра шарики" (сюрпризный момент).
Воспитатель обращает внимание детей на коробку с воздушными шариками.
Воспитатель.
- Ребята, шарикам скучно лежать в коробке, они хотят, чтобы вы их надули и поиграли с ними. Но шарики эти не простые, они приоткроют нам тайну, отгадку которой мы с вами должны найти.
Дети надувают шарики, играют с ними.
- Ребята, а что находится внутри шариков? (Воздух).
- Шарики легкие или тяжелые? Почему? (Легкие. Воздух легкий).
- А как воздух попал в шарики? (Мы надули их).
- А разве у вас внутри есть запасы воздуха? Откуда вы его взяли? (Вдохнули его, мы дышим).
- Куда попадает воздух, когда вы его вдыхаете? У воздуха есть «свое» место внутри вашего тела? Где оно? (Дети высказывают разные предположения).
- Чтобы найти правильный ответ, предлагаю вам совершить путешествие, но для этого нам надо превратиться в воздушных человечков.
Раз, два, три – повернись,
И в воздушных человечков превратись.
(Каждому на голову надевается атрибут с изображением облачка).
- Быстрее в путь! Чувствуете, как нас засасывает?
- Куда сначала попадает воздух? (В нос)
- В носу есть два отверстия, через которые проходит воздух. Потрогайте их пальчиком. Кто знает, как они называются? (Ноздри).
Есть прямые носики,
Есть носики – курносики…
Очень нужен всякий нос,
Раз уж он к лицу прирос.
- Посмотрите друг на друга, ваши носики отличаются? А сейчас мы проверим, сможете вы угадать чей нос?
Игра «Угадай по носу».
- И зачем только они нам нужны, эти носы? Одни страдания с ними. То с горки упадешь, да нос расшибешь. То он чихает. Даже платок для него специальный придумали - носовой. Дышать мы и ртом можем. Так? Так, да не так. Оказывается, нос нужен не только для красоты. Нос наш не менее важен, чем другие органы. Почему взрослые всегда говорят: «Дышите носом!»
- Попадая в нос, воздух проходит через два коридора, стенки которого покрыты волосками. Вы сами можете их увидеть, если рассмотрите свой нос в зеркальце. Волоски выполняют роль охранников. Они не пропускают в нос пылинки. Далее воздух проходит через лабиринт, (Можно показать рисунок — нос в разрезе.) Стенки лабиринта покрыты липкой жидкостью — слизью.
К ней прилипают микробы, которые пытаются вместе с воздухом пробраться в наш организм.
Кроме того, проходя по лабиринтам, воздух согревается. Так что в легкие он попадает уже теплым и очищенным от микробов.
- Когда слизи с налипшими микробами набирается много, мы чихаем:
А-апчхи! И нос очищается. И вот тогда уже готовь носовой платок.
- Как вы думаете, почему нужно пользоваться платочком.
Давайте проведем эксперимент.
- Пульверизатор у нас будет выполнять роль простуженного носа. В нем накопилось много слизи и микробов и поэтому ему все время хочется чихать. Посмотрите, что будет, если не закрывать нос платочком, а он чихает? (Слизь и микробы разлетаются повсюду).
- А теперь закроем нос платочком и опять дадим ему чихнуть. Что произошло? (Вся слизь и микробы остались на платке).
- Теперь вы знаете, что нужно сделать, если захотите чихнуть?
- А что нужно сделать, если под рукой не оказалось носового платка? (Ответы детей).
- Воздух попал в нос или в рот, а дальше идёт в дыхательную трубку. Пощупайте на себе, погладьте её. Какая она? На что она похожа? Ответы детей.
- Эта дыхательная трубка называется – трахея. И нам пора двигаться по трахее дальше.
- По дыхательной трубке воздух бежит в лёгкие, которые защищены грудной клеткой. Пощупайте пальчиками, как устроена грудная клетка.
- В этой клетке имеются не только «стены» - ребра, но и «пол», но только не деревянный, а из мышцы, которая называется – диафрагма. (Демонстрация модели дыхательной системы).
- Когда диафрагма опускается, ребра расходятся, легкие расправляются, становятся воздушными, потому что как насосом втягивают в себя воздух. Так происходит вдох.
- Когда мышца поднимается, легкие сжимаются и выталкивают воздух наружу. Происходит выдох.
Практическое упражнение «Вдох – выдох»
- Положите руки на рёбра и сделайте глубокий вдох. Что вы почувствовали? Теперь выдохните. Что вы почувствовали? (Ответы детей).
- Попробуйте отгадать на какой картинке мальчик вдыхает, а на какой выдыхает? Как вы это определили?
Эксперимент «Сколько времени человек может не дышать».
Физкультминутка.
А сейчас внимание!
Выполним задание,
Вдохнем и задержим дыхание.
Раз, два, три, четыре –
Снова дышим:
Глубже, шире…
Глубоко вдохнули,
Спину потянули,
Руки вверх подняли
Радугу нарисовали
Наклонились повернулись
Снова к опытам вернулись.
- Нос, рот, дыхательную трубку, ребра мы можем увидеть или почувствовать. А легкие не можем, они находятся внутри. Давайте их рассмотрим на рисунке?
- Как вы думаете, почему легкие так называются?
-Они действительно легкие и похожи на губку, наполненную воздухом.
Эксперимент с губкой.
- Легкие добрые, заботливые и всегда рады гостям – воздушным человечкам, хотя и не позволяют им долго задерживаться в этой удивительной стране. Они забирают из воздуха полезный, необходимый для жизни кислород и выталкивают обратно вредный для человеческого организма углекислый газ.
Поэтому нам надо отправляться в обратный путь. Снова через трахею и через нос.
- Вот и закончилось путешествие воздушных человечков.
Раз, два, три – повернись,
И в детей превратись.
- В результате нашего путешествия мы разгадали тайну существования страны Легких, тайну дыхания человека. Мы можем поделиться своим открытием с воздушными шариками и со своими друзьями? Давайте тогда соберем пазл, который поможет нам это сделать.
Пазл «Дыхательная система».
Релаксация.
- Мы хорошо поработали, а теперь я предлагаю отдохнуть и еще раз прислушаться к своему дыханию.
- Ложитесь удобнее, закрывайте глаза и слушайте внимательно. (Релаксация).
Реснички опускаются…
Глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем…
Сном волшебным засыпаем…
Дышится легко… ровно… глубоко…
Наши руки отдыхают…
Ноги тоже отдыхают…
Отдыхают… засыпают…
Губы чуть приоткрываются,
Все чудесно расслабляется…
Дышится легко… ровно… глубоко…
Напряженье улетело…
И расслабленно все тело…
Небольшая пауза. Начинает звучать бодрая музыка.
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали…
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Рефлексия.
- Ребята вам понравилось наше путешествие.
- А что больше всего вам запомнилось?
-А в завершении предлагаю вам выбрать себе шарик. Кому понравилось сегодняшнее путешествие возьмите веселый шарик, кому было сложно или не интересно, возьмите грустный шарик.
- Развитие музыкально-ритмических способностей детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, с нарушенным темпом и ритмом речи в воспитании правильного произношения
- Рекомендации для родителей "Как преодолеть капризы детей"
- Консультация для родителей "Роль семьи в формировании здорового образа жизни"
- Классный час «Знаешь ли ты правила дорожного движения"
- Классный час. Урок безопасности и день знаний 2 класс