a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Занятие-эксперимент по ознакомлению с окружающей средой «Смена времени года» в старше-подготовительной группе.

Автор: Акимова Алла Николаевна Опубликовано: 2022-12-06 18:33:07

Занятие-эксперимент по ознакомлению с окружающей средой «Смена времени года» в старше-подготовительной группе.

Воспитатель: Акимова А.Н.

Формы работы: игровые моменты, проблемная ситуация, дидактические игры, физкультминутка, эксперимент, просмотр видеоролика, прохождение лабиринта. Программное содержание: Расширять знания детей о явлениях живой и неживой природы; устанавливать причинно-следственные связи: почему происходит смена времен года

Задачи:

  1. Опытным путем сделать вывод о смене времен года.
  2. В ходе эксперимента показать детям зависимость смены времен года от вращения Земли вокруг Солнца.
  3. Закрепить представления о временах года и их характерных признаках.
  4. Развивать внимание, связную речь, мыслительные операции (рассуждать, доказывать, выстраивать предложения, устанавливать причинно-следственные связи)
  5. Воспитывать любознательность, умение взаимодействовать друг с другом

Демонстрационный материал: глобус, светильник, видеоролик «Смена времен года», таблички-указатели.

Ход занятия:

I часть. 1. Мотивационный этап

Дети заходят в группу, здороваются с гостями.

- Ребята, мы пришли в научную лабораторию по изучению смены времен года. У нас в гостях коллеги ученые они, будут наблюдать за ходом нашего исследования. На столах у вас приготовлено оборудование для экспериментальной деятельности. Но, для того, чтобы приступить к работе мы должны узнать, что мы сегодня будем изучать (исследовать), а для этого послушайте внимательно загадки.

1) Сиренью пахнет, небо ясно,

    Трава нежна и зелена.

    И в сарафане ярко-красном

    Шагает по земле (весна).

 

2) Посмотрите. Что за сказка?

     Всё вокруг в цветах и в красках.

     Сколько сказочного света!

     Ну конечно, это - (лето).

 

3) Серые тучи по небу плывут.

     Клин журавлей улетает на юг.

     В небо взметнулись верхушки сосен.

     Бродит уныло за окнами. (Осень).

 

4) Снег танцует и кружится.

     Королева-вьюга мчится

     На санях, а с ней сама

     Раскрасавица – (зима).

 

- Что объединяет все слова-отгадки? (Это четыре времени года.)

- Теперь вы можете сказать, что мы сегодня будем исследоваться? (да, времена года)

– В природе постоянно происходят изменения: то дует ветер, то идет дождь, то выпадает снег, то появляется на небе радуга. Все эти изменения в природе называются природными явлениями, или явлениями природы. Очень многие явления природы связаны со сменой времен года (или сезонов, поэтому они и называются сезонными.

II часть. Основной этап

– Как руководитель нашей научной лаборатории, предлагаю разбиться на четыре подгруппы. Каждая группа будет описывать одно из времен года. Для того чтобы ваша деятельность имела научное подтверждение в исследовании вам помогут эти карточки. Каждая подгруппа должна составить картину к выбранному времени года, а по картине описательный рассказ

Выслушиваются выступления всех групп. Подводится итог работы групп.

- Все научные группы прекрасно справились с ответственным заданием.

- Странно, звонит незнакомый номер. 

- Здравствуйте! Да, это лаборатория группы «Фиксики». Подождите, пожалуйста, я включу громкую связь.

- Добрый день! Это артековский детский сад? Вам звонят из Малой Крымской академии наук. Вашей лаборатории поручается очень важное задание: опытным путем объясните смену времен года в вашем городе. Когда проведете эксперимент, академик Знаев свяжется с вами по видеомосту. До свидания.

- До свидания!

- Как вы думаете, ребята, мы справимся с заданием академии наук? Коллеги, а кто из вас знает, почему происходит смена времен года? (заслушиваются все варианты).

- Что нам понадобится для опытного подтверждения ваших версий?

- Предлагаю для дальнейшего решения проблемы пройти в зал для опытно-экспериментальной деятельности (рассаживаемся за столом, на котором расположен глобус и светильник).

- Используя, предоставленное оборудование попробуйте объяснить смену времен года. (заслушиваются все варианты, по ходу воспитатель наводящими вопросами помогает детям найти правильное решение).

- А сейчас, подведем итог всему сказанному (если был правильный ответ, дети показывают и рассказывают, в ином случае воспитатель, побуждая детей повторить опыт самостоятельно)

- Почему происходит смена времен года?

- Это происходит потому, что Земля, обращаясь вокруг Солнца, совершает полный оборот вокруг него за год. Земля освещается Солнцем по-разному. Когда к Солнцу обращено северное полушарие, оно больше получает тепла и света - здесь лето. В Южном полушарии в это время - зима.

Через полгода южное полушарие будет больше освещено Солнцем, и теперь здесь лето, а в северном полушарии - зима. Если оба полушария освещены одинаково, то наступает весна или осень. Но всегда в обоих полушариях разные времена года.

- А теперь пройдем в нашу обсерваторию на видео мост с Малой Крымской академией наук (видеоролик о смене времен года).

 - Академик Знаев очень подробно рассказал, почему происходит смена времен года. Как вы считаете, мы правильно провели опыт? Молодцы!

III часть. Итоговый этап. Рефлексия

-  Коллеги, что из нашей исследовательской деятельности понравилось вам особенно?

- Спасибо всем за успешное сотрудничество! Предлагаю отдохнуть и поиграть.

Игра «Пантомима».

В каждое время года люди придумали интересные занятия – забавы.

Назовите, какие зимние детские забавы вы знаете?

Ребята, покажите мимикой и жестами любимые свои забавы

Зима - катание на лыжах, коньках, санках, игра в снежки.

Весна - пускание корабликов, игра в классики.

Лето — плавание, игра в футбол.

Осень - сбор осенних листьев.

 

Оставить комментарий: