Занятие-эксперимент по ознакомлению с окружающей средой «Смена времени года» в старше-подготовительной группе.
Занятие-эксперимент по ознакомлению с окружающей средой «Смена времени года» в старше-подготовительной группе.
Воспитатель: Акимова А.Н.
Формы работы: игровые моменты, проблемная ситуация, дидактические игры, физкультминутка, эксперимент, просмотр видеоролика, прохождение лабиринта. Программное содержание: Расширять знания детей о явлениях живой и неживой природы; устанавливать причинно-следственные связи: почему происходит смена времен года
Задачи:
- Опытным путем сделать вывод о смене времен года.
- В ходе эксперимента показать детям зависимость смены времен года от вращения Земли вокруг Солнца.
- Закрепить представления о временах года и их характерных признаках.
- Развивать внимание, связную речь, мыслительные операции (рассуждать, доказывать, выстраивать предложения, устанавливать причинно-следственные связи)
- Воспитывать любознательность, умение взаимодействовать друг с другом
Демонстрационный материал: глобус, светильник, видеоролик «Смена времен года», таблички-указатели.
Ход занятия:
I часть. 1. Мотивационный этап
Дети заходят в группу, здороваются с гостями.
- Ребята, мы пришли в научную лабораторию по изучению смены времен года. У нас в гостях коллеги ученые они, будут наблюдать за ходом нашего исследования. На столах у вас приготовлено оборудование для экспериментальной деятельности. Но, для того, чтобы приступить к работе мы должны узнать, что мы сегодня будем изучать (исследовать), а для этого послушайте внимательно загадки.
1) Сиренью пахнет, небо ясно,
Трава нежна и зелена.
И в сарафане ярко-красном
Шагает по земле (весна).
2) Посмотрите. Что за сказка?
Всё вокруг в цветах и в красках.
Сколько сказочного света!
Ну конечно, это - (лето).
3) Серые тучи по небу плывут.
Клин журавлей улетает на юг.
В небо взметнулись верхушки сосен.
Бродит уныло за окнами. (Осень).
4) Снег танцует и кружится.
Королева-вьюга мчится
На санях, а с ней сама
Раскрасавица – (зима).
- Что объединяет все слова-отгадки? (Это четыре времени года.)
- Теперь вы можете сказать, что мы сегодня будем исследоваться? (да, времена года)
– В природе постоянно происходят изменения: то дует ветер, то идет дождь, то выпадает снег, то появляется на небе радуга. Все эти изменения в природе называются природными явлениями, или явлениями природы. Очень многие явления природы связаны со сменой времен года (или сезонов, поэтому они и называются сезонными.
II часть. Основной этап
– Как руководитель нашей научной лаборатории, предлагаю разбиться на четыре подгруппы. Каждая группа будет описывать одно из времен года. Для того чтобы ваша деятельность имела научное подтверждение в исследовании вам помогут эти карточки. Каждая подгруппа должна составить картину к выбранному времени года, а по картине описательный рассказ
Выслушиваются выступления всех групп. Подводится итог работы групп.
- Все научные группы прекрасно справились с ответственным заданием.
- Странно, звонит незнакомый номер.
- Здравствуйте! Да, это лаборатория группы «Фиксики». Подождите, пожалуйста, я включу громкую связь.
- Добрый день! Это артековский детский сад? Вам звонят из Малой Крымской академии наук. Вашей лаборатории поручается очень важное задание: опытным путем объясните смену времен года в вашем городе. Когда проведете эксперимент, академик Знаев свяжется с вами по видеомосту. До свидания.
- До свидания!
- Как вы думаете, ребята, мы справимся с заданием академии наук? Коллеги, а кто из вас знает, почему происходит смена времен года? (заслушиваются все варианты).
- Что нам понадобится для опытного подтверждения ваших версий?
- Предлагаю для дальнейшего решения проблемы пройти в зал для опытно-экспериментальной деятельности (рассаживаемся за столом, на котором расположен глобус и светильник).
- Используя, предоставленное оборудование попробуйте объяснить смену времен года. (заслушиваются все варианты, по ходу воспитатель наводящими вопросами помогает детям найти правильное решение).
- А сейчас, подведем итог всему сказанному (если был правильный ответ, дети показывают и рассказывают, в ином случае воспитатель, побуждая детей повторить опыт самостоятельно)
- Почему происходит смена времен года?
- Это происходит потому, что Земля, обращаясь вокруг Солнца, совершает полный оборот вокруг него за год. Земля освещается Солнцем по-разному. Когда к Солнцу обращено северное полушарие, оно больше получает тепла и света - здесь лето. В Южном полушарии в это время - зима.
Через полгода южное полушарие будет больше освещено Солнцем, и теперь здесь лето, а в северном полушарии - зима. Если оба полушария освещены одинаково, то наступает весна или осень. Но всегда в обоих полушариях разные времена года.
- А теперь пройдем в нашу обсерваторию на видео мост с Малой Крымской академией наук (видеоролик о смене времен года).
- Академик Знаев очень подробно рассказал, почему происходит смена времен года. Как вы считаете, мы правильно провели опыт? Молодцы!
III часть. Итоговый этап. Рефлексия
- Коллеги, что из нашей исследовательской деятельности понравилось вам особенно?
- Спасибо всем за успешное сотрудничество! Предлагаю отдохнуть и поиграть.
Игра «Пантомима».
В каждое время года люди придумали интересные занятия – забавы.
Назовите, какие зимние детские забавы вы знаете?
Ребята, покажите мимикой и жестами любимые свои забавы
Зима - катание на лыжах, коньках, санках, игра в снежки.
Весна - пускание корабликов, игра в классики.
Лето — плавание, игра в футбол.
Осень - сбор осенних листьев.
- Развитие музыкально-ритмических способностей детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, с нарушенным темпом и ритмом речи в воспитании правильного произношения
- Рекомендации для родителей "Как преодолеть капризы детей"
- Консультация для родителей "Роль семьи в формировании здорового образа жизни"
- Классный час «Знаешь ли ты правила дорожного движения"
- Классный час. Урок безопасности и день знаний 2 класс