"Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук"
Документы для скачивания
Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук» «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» ( В. Сухомлинский) . Вс е мы знаем, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. Но не все знают, как правильно это делать? Какие занятия, игры и упражнения стоит проводить с детьми для развития моторики? Предлагаю вам рассмотреть подробно все эти вопросы. Дошкольный возраст – это, прежде всего, возраст игры, возраст развития творчества, воображения, любознательности. Если будут развиваться пальцы рук, то будет развиваться речь и мышление ребёнка. Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Детям необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка. Предлагаю несколько игр и упражнений на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома. 1. Пальчиковая гимнастика. Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка: - способствует овладению навыками мелкой моторики; - помогает развивать речь; - повышает работоспособность головного мозга; - развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение; - развивает тактильную чувствительность; - снимает тревожность. Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи рук. ПАЛЬЧИКОВЫЕ ШАГИ Развитию кисти и пальцев рук способствуют не только пальчиковая гимнастика, но и разнообразные действия с предметами. 2. Игры с пробками от бутылок Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это- «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог: Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы, Мы любим забавы холодной зимы. То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно. Мозаика из пробок( примеры картинок) 3. Игры с прищепками Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги( от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха: Сильно кусает котенок- глупыш, Он думает, это не палец, а мышь. ( Смена рук) Но я же играю с тобою, малыш, А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш! » Также детям очень нравится играть с различными шаблонами Чтобы интересней было играть, можно использовать разные потешки и стихи, на пример: Ёжик, ёжик, где гулял? Где колючки потерял? Ты беги скорей к нам, ёжик. Мы сейчас тебе поможем. * * * Рыбка, рыбка, что грустишь? Не видать улыбки? Без хвоста и плавников Н е бывает рыбки. * * * Самолёт, самолёт О тправляется в полёт. Но без крыльев и хвоста Н е взлетит он никогда. * * * 4. ИГРЫ с крупой и камнями. Крупа- очень полезный и приятный материал для занятий с ребенком. Для игр с крупами подойдет все, что есть в доме: гречка, фасоль, семечки, горох и даже обычная соль, ну и конечно различные емкости, ложечки и сито. Возьмите большую миску, высыпьте в нее крупу- гречку, рис или пшено, опустите в нее руки и пошевелите пальцами. Ребенок непременно захочет присоединиться. Ищем секрет С прятать можно не только ручки, но и игрушки, различные предметы, крупную фасоль. Предложите ребенку отыскать их. А если мисок будет больше и в каждой будет свой секрет, то без сомнения интерес возрастет еще больше! Пересыпаем крупу П ересыпайте крупу при помощи стакана, ложки, совочка, а может даже ладошек из одной ёмкости в другую. Пересыпайте над миской крупу из руки в руку. Используйте разные крупы – рис, горох, манка … О братите внимания, что звук от каждой крупы свой, уникальный: от гороха- звонкий, от риса – приглушенный, от манки – практически беззвучное шуршание. Покормим птичек В озьмите на улицу с собой пшено, семечки и покормите птиц. Игра «Золушка» Перед вами лежат перемешанные семена гороха, фасоли и киндер – игрушки. За 30 секунд, вы должны их рассортировать. Когда ребенок научится делать это достаточно быстро, можно усложнить задание: например, завязать ему глаза. Ребенка можно увлечь полезным для развития мелкой моторики занятием- выкладыванием камешков по заданным линиям. 5. Слоник своими руками Слоник таит в себе множество мелких предметов и детских игрушек. Играть с таким слоником очень просто: ребенок засовывает руку в «хобот» и пытается на ощупь определить, что ему попалось. 6. Игры – шнуровки Можно использовать как фабричного производства, так и выполненного своими руками. Такие игры развивают пространственную ориентировку, внимание, формируют навыки шнуровки, развивают творческие способности, способствуют развитию точности глазомера, последовательности действий. 7. Рисование манкой Манка по текстуре очень похожа на песок. Иногда, для смены тактильных ощущений( когда хочется эффекта" прохладного морского песочка" ) , можно положить манку ненадолго в холодильник. Поднос можно просто прикрепить к детскому столику на двухсторонний скотч и играть в свободном доступе. Высыпаем манку на 3- 4 мм на поднос и начинаем творить! Манкография( рисование манкой или на самой манке) принесет вам массу положительных эмоций! Манкография- занятие для детей любого возраста. Помимо обычного хаотичного рисования и свободной игры для ребенка можно еще вместе с ребенком рисовать цветочки, солнышко и лучики, тучки и дождик, домик и заборчик и т. д. В манкографии можно рисовать с помощью предметов- трубочки для коктейля, кисточки, стеклянных камней, которыми можно выкладывать рисунки на манке. Выкладывание мелких предметов способствует развитию мелкой моторики. Сегодня мы познакомились с малой частью того, чем можем развивать мелкую моторику ребёнка дома. Включить свою фантазию, пусть ребенок находится в постоянном потоке информации, не сомневайтесь, это его не утомит. Чем непринужденнее будет обучение, тем легче и быстрее оно будет проходить. Побуждайте ребенка к игре, насколько возможно, играйте с малышом в развивающие и веселые игры. Участвуйте в игровом процессе. Это будет отличным способом для установления более прочной связи между Вами и Вашим ребенком! А так же вызывайте положительные эмоции у ребенка! Употребляйте слова и фразы, несущие оптимистическую нотку, например: «Как интересно! », «Какой ты молодец, у тебя все получается! » «Давай помогу! », «Красота »и т. д. Помните, чтобы мы не создавали вместе с ребенком, главное – желание продолжать заниматься подобной деятельностью и дальше, поэтому завершайте свои занятия в хорошем настроении!
- Развитие музыкально-ритмических способностей детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, с нарушенным темпом и ритмом речи в воспитании правильного произношения
- Рекомендации для родителей "Как преодолеть капризы детей"
- Консультация для родителей "Роль семьи в формировании здорового образа жизни"
- Классный час «Знаешь ли ты правила дорожного движения"
- Классный час. Урок безопасности и день знаний 2 класс