Конспект занятия в средней группе по лексической теме «Зима».
Документы для скачивания
Конспект занятия в средней группе по лексической теме « Зима ». Коррекционно- образовательные цели: Уточнить и расширить пред ставление о зиме, ее приметах. Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на во просы, составлять предложения, подбирать слова- признаки и слов а- действия. Совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать качественные прилагательные, существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами, совершенствовать навыки употребления предложно- падежных конструкций. Коррекционно- развивающие цели: Развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и ф о- нематического восприятия, памяти, тонкой и общей моторики, дыхания и правильного речевого выдоха, координации речи с движением. Коррекционно- воспитательные цели: Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброж е- лательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, воспитание любви к природе. Оборудование: наборное полотно, картинки с изображением зимы, зимних месяцев, спортивного инвентаря, мяч; снежинки из тонкой белой бумаги на ниточках. Организационный момент Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять» Раз, два, три, четыре, пять, Загибают пальчики по одному. Мы во двор пош ли гулять. Идут по столу указательные и средн ие пальч ики. Бабу снежную лепили, «Лепят» комочек двумя ладонями. Птичек крошками кормили, «Крошат» хлеб всеми пальчиками. С горки мы потом катались, Ведут указательным пальцем по ладони. А еще в снегу валялись. Ладошки кладут на стол одной и другой стороны Все в снегу домой пришли. Отряхивают ладошки. Съели суп и спать легли. «Едят ложкой» суп Беседа о времени года Как вы думаете, о каком времени года говорится в этом стихотворе нии? ( зима) Как вы догадались? День зимой становится длиннее или короче? Ночь становится короче или длиннее? Что можно сказать о снеге? Какой бывает лед? Ребята, посмотрите к нам в гости пришла белочка, она просит ей помочь отгадать загадки. - Странная звездочка Что за нелепый человек С неба упала П робрался в 21 век? Мне на ладошку Морковка – нос, в руке – метла, Легла и пропала. Боится солнца и тепла. ( снежинка) ( снеговик) Художник- невидимка Прозрачен, как стекло По городу идет: Да не вставишь его в окно. Всем щеки нарумянит, ( лед) Всех ущипнет за нос. ( м ороз) Наступили холода, Он летает белой стаей, Обернулась в лед вода, И сверкает на лету. Длинноухий зайка серый Он звездой прохладной тает О бернулся зайкой белым. На ладони и во рту. Перестал медведь реветь –( снег) В спячку впал в бору медведь. Кто скажет, кто знает, Когда это бывает( зимой) Упражнение «Снежинки» Пока мы с вами беседовали, и отгадывали загадки для белочки, на улице пошел снег, и к нам прилетели настоящие снежинки. Посмотрите, какие они? Воспитатель раздает каждому ребенку снежинку на ниточке. Давайте заставим наши снежинки кружится. Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки. Воспитатель следит, чтобы во время выполнения упражнения дети не поднимали плечи. Упражнение повторить 3- 5 раз «Что бывает зимой? » Снежинки улетели и пригласили нас поиграть дальше. Подумайте и назовите, что бывает зимой, что происходит в пр и- роде? Белочка приготовила для вас непростое задание, но вы так хорошо рассказали о зиме, что, я думаю, вы легко справитесь с ним. Дидактическая игра «Подбери слова» зимой на улице бывает разная погода. То метель разыграется, то мороз сильный, то снегопад. Я буду называть природное явление, а вы отвечайте. Мороз( что делает) — трещит, щиплет, кусает… Метель( что делает? — вьется, бушует, воет, метет…. Снег( что делает) — идет, летит, падает, кружится…. Дети( что делают) — гуляют, катаются, играют, веселятся, раду- ются … 7. Игра «Назови ласково» с мячом- Пришло время поиграть в мяч. Я буду называть слово, а вы будете говорить о нем ласково. Снег- снежок Сосулька — сосулечка Моро з- морозец Дерево- деревце Вете р- ветерок Горка — горочка Лё д- ледок Холод- холодок Зим а- зимушка Санки- саночки Метель- метелица Туча- тучка 8. Упражнение « Какой? Какая? Какое? »- Я сейчас выставляю по одной картинке, а вы подбираете, как можно больше слов, отвечающих на вопрос какой? какая? а) Зима какая? –( холодная, снежная, морозная, ) . Снег какой? —( белый, пушистый, холодный, рассыпчатый, мягкий, искристый, хрустящий, блестящий) . День какой? —( морозный, снеж ный, солнечный, короткий, ветре ный) . Ночь какая? —( длинная, лунная, звездная, снежная, морозная) . Лед какой? —( холодный, крепкий, прозрачный, хрупкий, тонкий) . Сосулька какая? –( холодная, ле дяная, прозрачная, мокрая, твер дая) . б) О чем можно сказать: Морозный что? — день, вечер, ветер… Холодная что? — …( погода, зима, ночь, сосулька) . Снежное что? — …( дерево, облако, озеро) . Ледяные что? — …( дороги, сосульки, горки) . 9. Составление предложений о зиме по картине Логопед помещает на наборное полотно картину. - Какое время года изображено на картине? Почему вы так думаете? - Верно. На прошлом занятии мы рассматривали эту картину и р ас сказывали о ней. Сейчас каждый из вас придумает предложение и ска жет нам. ( р аздать детям по карточке с изображением зимы) . - Начните свое предложение со слова снег, деревья, небо, дети. Логопед помогает детям, если они затрудняются говорить полными предложениями. - Вы хорошо все рассказали. Я при готовила для вас следующее зада ние. 10. Упражнение «Что изменилось? » Воспитатель помещает на доску предметные картинки с изображе нием зимы. - Ребята, посмотрите внимательно на картинки и запомните их. Те перь закройте глаза, а я уберу одну картинку или поменяю их местами. Вы дол жны сказать, что изменилось или чего не стало. А сейчас послушайте рассказ: Воспитатель обращает внимание детей на картину, которая нахо дится в природном уголке, и задает вопросы: - Какое время года изображено на картине? Почему вы так решили? Что слепил мальчик? Мальчика зовут Саша. Из чего слепил Саша снего вик? Рассмотрите снеговик, расскажите, какой снеговик? ( Снеговик большой, белый, снежный, на голове у него ведро вместо шапки, глазки- угольки, вместо носа морковка) Затем воспитатель обобщает: - Зимой выпало много снега. Мальчик Саша слепил из снега снеговик. Вместо шапки у снеговика ведро, глазки- угольки, вместо носа морковка, ручки веточки. Воспитатель предлагает детям повторить рассказ( задание выпол няют 2- 3 ребенка) . Ребята, Молодцы как хорошо вы составили рассказ, ой посмотрите белочка нас просит еще раз рассказать наш рассказ( пересказ рассказа 1 ребенка) . - Ребята, вы любите зиму? Почему? Что можно делать зимой на улице? В какие игры можно играть? ( Играть в снежки, строить снежные крепости, лепить снежную бабу- снеговик, кататься на санках, лыжах коньках. 11. Итог занятия- Вспомните, о чём мы говорили на занятии? - Что мы делали на занятии? - Что понравилось?
- Развитие музыкально-ритмических способностей детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, с нарушенным темпом и ритмом речи в воспитании правильного произношения
- Рекомендации для родителей "Как преодолеть капризы детей"
- Консультация для родителей "Роль семьи в формировании здорового образа жизни"
- Классный час «Знаешь ли ты правила дорожного движения"
- Классный час. Урок безопасности и день знаний 2 класс