Духовно – нравственное воспитание в рамках устного народного творчества.
Документы для скачивания
Духовно – нравственное воспитание в рамках устного народного творчества. Подготовила: воспитатель Шаталова Н. Б. Расскажу – ка, я вам сказания: Про земл ю Русскую, да про город – град. Старинный город – купеческий. Два брата город основали тот, Два брата неразлучных то – Борис и Глеб называлися. И во славу им храм стоит, На берегу двух рек построенный. Кол окольный звон повсюду слышится. Воспевают зе млю Русскую – народ купеческий, Восхваляют дела правные. Я люблю свой родимый край свою сторонушку, И поведать хочу всему миру я, Как в нашем городе, да на одной улочке Детский сад молву ведет, Об истоках былог о времени. Ребятиш ки то былины, да сказки слушают, И устами глаголят истину. Как играют они в игры народные, Прославляют старину глубокую. Сегодня мы на многое начинаем смотреть по – иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. Проблема духовно – нравственного воспитания подрастающего поколения является актуальной на все времена. Поэтому мы должны направить ребенка в нужное русло, открыть для него чувство Прекрасного, Доброго, Вечного. Задача взрослого не пропустить те минуты, когда малыш четко и ярко воспринимает гармонию мира вокруг себя. Для этого мы обратились к истокам народной культуры и, в первую очередь к фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, духовный мир, мысли, чувства наших предков. Каждый жанр русского народного творчества – кладезь народной мудрости. Для малышей самыми доступными являются «малые фольклорные формы»- песенки, потешки, пестушки, пословицы, поговорки, сказки; для детей постарше: рассказы, былины, да сказания. С помощью фольклорных произведений мы закладываем в ребенке любовь к Родине, родному городу, к окружающим людям, природе, формируем любовь к своим ближним, к детскому саду, родным местам и родной стране. Детство всегда с надеждой обращено в будущее. И дети, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит их жизнь. С этой целью в нашем детском саду действует программа « Социо культурные истоки», которая направлена на приобщение и понимание детей и их родителей, базовых духовно – нравственных ценностей. В процессе своей деятельности я определила наиболее эффективные формы работы по приобщению дошкольников к устному народному творчеству. - Знакомство детей с различными жанрами устного народного творчества во время организованной образовательной деятельности. - Знакомство с народными песнями, хороводами, танцами, сказками через театрализованную деятельность. - Использование малых фольклорных форм в режимных моментах и в различных видах организованной деятельности. - Дидактические, пальчиковые игры; игровые упражнения на развитие образных жестов и движений, интонационной речевой выразительности. - Знакомство с народными играми и традициями на музыкальных, физкультурных занятиях, во время прогулок. - Использование игры- драматизации, где дети учатся драматизировать не только сказки, но и обыгрывать потешки, небылицы. На современном этапе лидирующую позицию занимает взаимодействие воспитатель- родитель. Оно заключается в обмене опытом, знаниями, мыслями и переживаниями. Поэтому мы разработали активные формы работы с родителями. - Анкетирование родителей, сбор отзывов о проведённых мероприятиях( удовлетворённость родителей) . - Фотовыставка «Будем знакомы- наша семья! »- узнать о семьях, их интересах, занятиях, познакомиться друг с другом поближе. - Изготовление коллажа- «Наши сказки» по мотивам народных сказок. - День добрых дел. Совместное изготовление родителями с детьми кормушек для птиц- привлечь родителей к экологическому воспитанию детей, совместному труду, сплочение в общем деле. - Встреча с ветеранами- воспитывать уважительное отношение к людям разных возрастов. - Праздник и и развлечения с привлечением родителей. - Совместное творчество- составление писем доброты. - Фото стенд «Активный отдых у нас в семье»- воспитывать желание активно с детьми проводить время на улице. - Создание мини- музея- « Русское народное творчество ». - Играем всей семьей в народные игры- развлечение вместе с родителями. - Организация выставки – поздравления к о Дню Победы! - привлечь родителей к участию в дне памяти участников в Великой Отечественной войне. - Участие в благотворительных акциях «Белый цветок», «Мы же люди»- проявление милосердия, сострадания к своему ближнему. - Участие в городских праздниках и мероприятиях «7–я – формула успеха», «Семья+ Театр»»- вовлечение родителей в совместную деятельность дошкольного учреждения и семьи. Родители принимают участие в с оздание содержательно- насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной предметно- пространственной среды в группах для сам остоятельной деятельности детей. В результате работы по духовно – нравственному воспитанию можно отметить, что родители стали проявлять интерес к становлению личности ребенка, активно участвовать в жизни детей в детском саду. У детей возросла познавательная активность и интерес к изучению истории и традиций своего народа, расширился кругозор, обогатился словарный запас. Таким образом, данная система работы позволяет формировать у детей знания о культурном наследии русского народа, воспитывать в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости. Безусловно, эта работа интересна, многогранна и очень важна, поэтому ее обязательно нужно продолжать. И от нас зависит, какими будут дети, что они унесут из детства.
- Развитие музыкально-ритмических способностей детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, с нарушенным темпом и ритмом речи в воспитании правильного произношения
- Рекомендации для родителей "Как преодолеть капризы детей"
- Классный час «Знаешь ли ты правила дорожного движения"
- Классный час. Урок безопасности и день знаний 2 класс
- Конспект "Зимняя история" в средней группе