a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

"Эффективные формы работы по реализации задач по формированию ОБЖ у дошкольников"

Автор: Борзова Вера Николаевна Опубликовано: 2022-12-11 12:47:04

Эффективные формы работы по реализации задач по формированию ОБЖ у дошкольников. Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безопасности жизнедеятельности( ОБЖ) . Воспитание безопасности- непрерывный, систематический, последовательный процесс, начинающийся в раннем  возрасте. Именно тогда закладывается фундамент жизненных ориентиров в окружающем и все, что ребёнок усвоит в детском саду( правила безопасного поведения, здоровый образ жизни) , прочно останется у него навсегда и будет закрепляться дальше. Главная цель по воспитанию у детей  безопасного  поведения – дать каждому ребенку  основные  понятия опасных для  жизни  ситуаций и особенностей поведения в них в быту, социуме, природе. Реализация первоначальных основ безопасности осуществляется с учётом основных принципов: - системность и последовательность( любая новая ступень в обучении детей опирается на уже освоенное в предыдущем) ; - доступность( усложнение материала происходит с учётом  возрастных особенностей детей) ; - включение в деятельность  ( игровую, познавательную, поисковую и другие виды) ; - наглядность( техника безопасности лучше всего воспринимается через богатый иллюстративный материал) ; - динамичность  ( интеграция задач в разные виды деятельности) ; - психологическая комфортность  ( снятие стрессовых фактов) . В ходе деятельности по формированию у дошкольников ОБЖ решают ся следующие задачи: формирование представлений об опасных для  человека и окружающего мира ситуац иях и способах поведения в них; приобщение к правилам безопасного для человек а и окружающего мира поведения; обучение детей правилам безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства; формирование осторожного и осмотрительного отношения  к потенциально опасным для человека предметам; повышение образовательного уровня родителей по данной проблеме, обозначение круга правил, с которыми необходимо знакомить детей, прежде всего в  семье. Работа по взаимодействию с ОБЖ проводится через следу ю щие формы организации детей: специально организованная деятельность детей- занятия, экскурсии, развлечения, где дети получают новые теоретические знания по изучению правил поведения в экстремальных ситуациях дома, в природе, на улице, устанавливают причинно- следственные связи; совместная деятельность воспитателя и детей- беседы, тренинги, чтение художественной литературы, заучивание правил безопасного поведения, обыгрывание ситуаций правильного и неправильного поведения, игры, в которых закрепляются знания, полученные на занятиях. При ознакомлении детей с основами безопасности жизнедеятельности используются следующие методы: Практический: - досуги и развлечения; - эксперименты и опыты; - моделирование заданных ситуаций; - встреча с интересными людьми( сотрудниками ГИБДД, МЧС) - трудовая деятельность; - иг p ы- тpeнинги; - п родуктивная деятельность( рисование, аппликация) ; - личный пример взрослых. Словесный: - заучивание правил безопасного поведения- чтение художественной литературы; - беседы по иллюстрациям, сюжетным картинам; - игры( словесные) ; - отгадывание загадок, кроссвордов; Игровые: - игры дидактические, подвижные, сюжетно- ролевые; - настольно- печатные игры; - создание игровой проблемной ситуации. Наглядный: - экскурсии, целевые прогулки по ДОУ по территории детского сада, за пределы участка; - рассм атривание иллюстраций п o тем е; - наблюдения; - выставки; - просмотр фильмов, мультфильмов; - мультимедийные презентации( когда нельзя рассказать, а только показать) ;         Основной вид деятельности дошкольников – игра. Отражая в игре события окружающего мира, ребенок как бы становится их участником, знакомится с миром, действуя активно. Игры дают возможность познакомить детей с источниками опасности в быту, уточнить и систематизировать данные представления; научить различать потенциально опасные предметы; познакомить со способами действия в случае опасности. Дидактические игры по безопасности в средней группе и воспитанников младших групп в большей степени сводятся к первичному знакомству с новыми понятиями. Ребята получают информацию, «путешествуя» по волшебным странам, встречаясь там с любимыми героями мультфильмов и сказочными персонажами. Часть материала должна подаваться в виде пальчиковых игр, хороводных движений, физкультминуток. Это не позволяет ребёнку потерять интерес и утратить внимательность. Игры в младшей группе: «Что есть у куклы», «На день рождение к кукле Кате», игра- тренинг «Я- потерялся», «Я и опасные предметы», «Опасно- не опасно», «Отгадай загадку по картинке», «Наша улица», «Автобус» и др. Игры в средней группе: «Хорошо- плохо», «Пожарные», «Домино», «Лото. Дорожные знаки », « Опасно- не опасно», «Четвертый лишний», « Валеология, или здоровый малыш», «Если малыш поранился», «Как избежать неприятностей? », с/ р «Автобус», «Скорая помощь», и др. Игры по О БЖ в ст аршей группе должны обеспечивать изложение материала в соответствии с основными возрастными особенностями малышей, ведущим видом деятельности которых является игра. «Проживая» ситуацию, ребёнок не остаётся равнодушным к происходящему, без особых усилий воспринимает информацию, лучше запоминает алгоритм действий. В c т apшeм дoшkoльнoм вoзpacтe дoлжны быть cлeдyющиe нaпpaвлeния в paбoтe: 1. П po филakтиka дeтc koгo дopoжнo- тpaнcпopтнoгo травматизм а. 2. П po тивoпoжapнaя бeзoпacнocть. 3. Б e зoпacнocть в бытy. 4. Безопасность в п pиpoдe. В старшей группе д o лжeн быть yжe нapaбoтaнный oбшиpный м aтepиaл пo вocпитaнию нaвыkoв безопасного поведения дoшkoльниk oв. O чeнь хopoшo, ecли нa виднoм мecтe бyдeт oфopм лeн cтeнд « Дoшkoльниk- в бe зoпacнoй cpeдe », гдe бyдyт paзм eщeны для вocп итaтeлeй и poдитeлeй, нaпpим ep: - п a мятkи « Пoльзoвaния элekтpичecтвoм для дeтeй и взpocлых », « Пopядok дeйcтвий пpи нecчacтнoм cлyчae »; - б yk лeты « Ocнoвa бeзoпacнocти жизни дeтeй », « Вocпитывaem гpaм oтнoгo пeшeхoдa », « Ocнoвы бeзoпacнocти жизнeдeятeльнocти дeтeй дoшkoльнoгo вoзpacтa », « Дokтop Aйбoлит »; - ko нcyльтaции « Знakoм им дeтeй c лekapcтвeнными pacтeниями », « Poль ceм ьи в cнижeнии дopoжнo- тpaнcпopтнoгo тpaвмaтизмa », « Шaлocть дeтeй c oгнeм » и т. д. Игры: «Четвертый лишний», «Как избежать неприятностей? », «Хорошо- плохо», «Основы безопасности», « Найди опасные предметы», «Наша улица, или светофор», «Нарисуй дорожный знак», « Собери знак», «Домино», «Подбери нужные картинки», «Если малыш поранился», » Опасно- не опасно», «Лото. Дорожные знаки», «Светофор», с/ р «Автобус», «Пожарные», «Скорая помощь» и др. Картотека по ОБЖ в подготовительной группе по ФГОС с целями закрепления материала, изученного в предыдущие годы, направлена на обобщение и систематизацию знаний и умение избегать опасных для жизнедеятельности ситуаций. Для этого подходят настольные игры, творческие задания, совместная деятельность, беседы и игровые ситуации. Картотека с целями игр по ОБЖ в подготовительной группе направлена на решение следующих задач: Будущим первоклассникам важно уметь вести себя на улице, в транспорте; уметь правильно переходить дорогу; знать и соблюдать правила дорожного движения для пешехода. К окончанию детского сада у ребят должны быть сформированы привычки, способствующие здоровому образу жизни, соблюдению личной гигиены; должны быть развиты навыки самообслуживания. Ребятам прививается бережное отношение к здоровью, воспитывается негативное отношение к поступкам, способным нанести вред организму. Ребёнок старшего дошкольного возраста должен иметь отчётливое представление о бытовых предметах, представляющих опасность, знать правила противопожарной безопасности. В возрасте 6- 7 лет ребёнку необходимо обладать чёткими представлениями о поведении в общественных местах, умении выстраивать отношения с другими людьми, быть вежливым и воспитанным. Игры: «Красный- зеленый», « Светофор», «Знаки рассыпались», «Назови одним словом», «Основы безопасности», Чрезвычайные ситуации дома», «Найди предмет», «Скорая помощь», «Наши спасатели», «Автомобили, пеш еход и светофор», « Три сигнала светофора», « Вопрс- ответ», «Дорожные знаки», с/ р «Автобус», «Цветные автомобили», «Как избежать неприятностей? », «Незнакомец», «Разрезные знаки», «Если чужой стучится в дверь» и др.         Не менее важное средство формирования ОБЖ дошкольников – это художественная литература, являющаяся одновременно источником и знаний, и чувств. Среди произведений, полезных для чтения детям: « Рассказ о неизвестном герое» и «Кошкин дом» С. Маршака, стихотворения А. Усачева, «Вредные советы»  Г. Остера, «Дядя Степа» С. Михалкова, «Пожар» Б. Житкова, « Как не попасть в беду» М. Монаковой и другие.      Понятным и доступным для дошкольника видом деятельности являются сюжетно- ролевые игры, игры- драматизации. Театральное действие наиболее эффективный метод эмоционального и нравственного воспитания. Оно пробуждает в дошкольнике чувство сопереживания, возмущения против несправедливости, желание помочь, защитить слабого. Через восприятие сказочных, театральных героев дети учатся анализировать и оценивать поведение других людей, а затем и собственные поступки.      В работе по формированию у детей ОБЖ широкие возможности предоставляет использование ИКТ. Применение компьютерной техники позволяет разнообразить образовательную деятельность, сделать её более яркой, наглядной, насыщенной. Использование мультимедийных презентаций:  «Пожар в лесу», «Кто работает с огнем», «Убережем детей от беды» и других, даёт возможность  продемонстрировать детям события и явления реальной жизни, и, в конечном итоге,  сформировать навыки безопасного поведения в окружающем мире. Обучающие мультфильмы для детей: «Формирование основ безопасного поведения» Обучающие мультфильмы для детей «Уроки тетушки Совы». Уроки осторожности -  научно- познавательный мультсериал « Фиксики ». Цикл познавательных мультфильмов «Азбука безопасности со Смешариками ». «Азбука безопасности, этикет и хорошие манеры» Учебные мультфильмы: «Пешеходный переход», «Что такое светофор»,  «Правила дорожного движения для детей». «Аркадий Паровозов: спешит на помощь»- это анимационный учебник по ОБЖ для самых маленьких и другие. Работа  с родителями- так же важна в обучении основ безопасности. Ведь круг проблем, связанный с безопасностью ребёнка, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому необходим тесный контакт с родителями, ведь они заинтересованные партнёры, активные помощники в  работе с детьми  по данному направлению. Ничто не воспитывает с такой убедительностью, как наглядный пример взрослых. Цель  работы  с родителями- объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье. Благодаря совместной работе педагогов и родителей дети становятся более внимательными и осторожными в быту, природе, на улицах города, познают основы поведения, безопасного для человека и окружающего мира. Заключение  Во время пути к достижению цели важно не навредить ребёнку, а сделать так, чтобы шёл процесс совершенствования. Только тогда наш труд будет не напрасен и принесёт радость. Подводя итог, мы ясно осознаем, как важно понимать значимость «Безопасности» в жизни каждого человека. И чем раньше мы начнем прививать навыки безопасного поведения нашим детям, тем более уверенно будем смотреть в будущее. Только глядя на мир детскими глазами, понимая окружающее через их внутреннее мироощущения, мы сможем научить ребенка правильно вести себя на проезжей части, с незнакомцами и избегать ситуаций, опасных для его жизни и здоровья. " Самое дорогое у человека- это жизнь" . Н иколай Алексеевич Островский

Коментарии
Вера Борзова написано 2022-12-11 12:47:27
Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ). Воспитание безопасности - непрерывный, систематический, последовательный процесс, начинающийся в раннем возрасте. Именно тогда закладывается фундамент жизненных ориентиров в окружающем и все, что ребёнок усвоит в детском саду (правила безопасного поведения, здоровый образ жизни), прочно останется у него навсегда и будет закрепляться дальше.
Ответить

Оставить комментарий: