a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Сценарий родительского собрания "Учимся играючи" (группа компенсирующей направленности для детей с ЗПР 6-7 лет). Учитель-дефектолог-логопед Чикризова М.С.

Автор: Чикризова Марина Сергеевна Опубликовано: 2022-12-11 19:46:54

Документы для скачивания

Сценарий родительского собрания «Учимся играючи»( группа компенсирующей направленности для детей с ЗПР 6- 7 лет) Учитель- дефектолог- логопед Чикризова М. С. Форма проведения: сюжетная игра совместно с родителями и детьми. Цель: воспитание положительного отношения к школе у детей подготовительной группы, п овышение компетенции родителей в вопросах подготовки ребёнка к школе и оказани я помощи в учёбе. Предварительная подготовка: оформление буклетов и памяток для родителей, и зготовление с детьми атрибутов для игры в школу. Ход собрания « Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться »( Венгер Л. А. ) . Учитель- дефектолог. Как вы, уважаемые родители, понимаете эти слова? ( Ответы родителей) . Поступление в школу – серьезный этап в жизни каждого ребенка. Что такое учиться? Весело это или скучно? Трудно или легко? Прежде всего, это ответственность. Главное, что необходимо ребенку, – положительная мотивация к учению. Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в неё пойдет. Подготовка к школе и школьные успехи взаимосвязаны. Чем больше наши старания до школы, чем больше внимания мы уделяем детям, тем выше уровень родительских притязаний, тем больше надежд, тем желаннее успехи. К сожалению, желания родителей не столь уж часто совпадают с возможностями детей, очень горькими бывают разочарование и неудачи. Растерянность, когда у малыша, на которого возлагали столько надежд, неудачи следуют одна за другой. Родители в таких случаях часто бывают нетерпеливы, нетерпимы и эгоистичны, хотя оправдывают это «благими намерениями». Но какими бы ни были оправдания, раздражение, крики, выяснение отношений, наказания – всё это дополнительные стрессовые ситуации, это всегда ребячья боль от непонимания и обиды. Главное, что это только усугубляет трудности и создаёт новые проблемы. Действительно, понимаем ли мы, взрослые, что учиться трудно? А главное, готовы ли мы к школьным трудностям и неудачам своих детей? Школьные трудности неизбежны, но кто- то пройдёт их незаметно, а для кого- то они могут стать непреодолимым препятствием. Здесь многое зависит от взрослых, от их помощи и поддержки. У детей основной вид деятельности – игра. Вот и сегодня мы все вместе пои граем в игру «Школа» и узнаем, что такое учиться! Задача родителей – помогать ребёнку, выполнять задание вместе с ним, но не за него. Игра Учитель- дефектолог. Вы верите в чудеса? А чудеса случаются! Смотрите: «Раз, два, три – Мэри Поппинс, сюда прилети! ( на каждый счёт надевает шляпку, берёт зонтик, делает поворот) . Вот и я! Вы чувствуете, что дует ветер, ветер перемен? Это скоро ваши дети пойдут в школу. Каким вы видите своего ребёнка будущим первоклассником? ( Ответы родителей) . Давайте представим, что это школьный класс. Звенит звонок, приглашает на урок. Родители вместе со своими детьми рассаживаются за столы. Звонок на урок. Урок «Математика» Разминка «Помоги зверятам» Посмотрите, это веселая карусель. В кабинках сидят зверята. Но она не крутится, потому что не у всех кабинок есть номер. Нам нужно расставить недостающие числа, просчитать их по порядку, и тогда она заработает! ( Ребенок расставляет недостающие цифры в числовом ряду на доске, все хором просчитывают кабинки) . Упражнение «Веселые задачки» А теперь предлагаю решить веселые задачки. Карандаш один у Миши, Карандаш один у Гриши. Сколько же карандашей У обоих малышей? Как- то четверо ребят С горки покатились. Двое в саночках сидят, Сколько в снег свалились? Ежик по грибы пошел, Восемь рыжиков нашел. Пять он положил в корзинку, Остальные же – на спинку. Сколько рыжиков везет На своих иголках еж? ( Дети вместе с родителями решают задачи с опорой на наглядность и на слух) Задание «Самый умный»( в тетрадях) Посмотрите, что изображено на листочках? ( Геометрические фигуры, цифры, фишки «Домино» и различные предметы) . Как вы думаете, почему соединены линией квадрат, цифра 4, фишка «Домино» и четыре грибочка? ( Потому что их объединяет количество: четыре угла у квадрата, четыре грибочка, на фишке «Домино» четыре точки и сама цифра 4) . Правильно, а теперь сам остоятельно соедините остальные элементы. ( Дети с родителями соединяют по образцу различные элементы на странице) Звонок на переменку Физкультминутка «Сколько раз…» Сколько раз ударю в бубен, Столько раз дрова нарубим. Приседаем столько раз, Сколько мячиков у нас. Сколько покажу кружочков, Столько сделаем прыжочков. ( Дети самостоятельно определяют необходимое количество движений и выполняют их в соответствии с текстом) Звонок на урок. Урок «Русский язык» Слово делится на слоги, Как на дольки апельсин. Если слоги встанут рядом – Получаются слова: Ты- и- ква- , а вместе «тыква». Со- и- ва, итак, «сова». Игра «Соберём слова» Беда случилась на дороге, Слова рассыпались на слоги. За дело примемся, друзья, И снова соберём слова. ( П едагог произносит слоги, дети с родителями составляют слово или выкладывают из букв) Разминка «Кулачки- ладошки»( прохлопать заданный ритм) Есть у любо го два кулачка, стукнул один по другому слегка: Стук – стук, стук – стук. Ну, а ладошки не отстают, следом за ними весело бьют: Хлоп – хлоп, хлоп – хлоп. Кулачки быстрее бьют, до чего стараются: Стук – стук – стук, стук – стук – стук, А ладошки тут как тут, так и рассыпаются: Хлоп – хлоп – хлоп, хлоп – хлоп – хлоп. Игра «Найди для пассажиров свой вагон» На полу находится паровозик с вагончиками, на столах – картинки с изображением животных. Дети вместе с родителями выбирают картинки, определяют количество слогов в слове и «заселяют» в нужный вагон. Если два слога – во второй вагон, если три – в третий и т. п. Звонок на переменку Игра «Буду я сейчас водить…» Педагог произносит текст, а д ети и родители ходят по кругу и по очереди называют «школьные» слова: школа, букварь, ручка, урок … и делят на слоги хлопками, притопами, приседаниями и др. Буду я сейчас водить, Слово вслух произносить. Его нужно повторить И на части разделить.   Звонок на урок. Урок «Чтение» Загадка Путают её с вороной, Хоть и меньшая размером. В одеянии скучном, скромном, С чёрным галстучком на сером. Осенью на юг не мчится, Зим студеных не боится. Видно, крепкая закалка. А зовётся просто…( галка) . Ю. Шилова Сегодня я вам прочитаю рассказ Льва Николаевича Тол стого «Умная галка». «Хотела Галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько накидала, что вода стала выше и можно было пить». Беседа по рассказу. -   Как называется рассказ? ( Умная галка) -   О ком рассказ? ( О птице, о галке) -   Что хотела галка? ( Хотела попить воды) -   Что стояло на дворе? ( На дворе стоял кувшин) -   Галка смогла попить воду из кувшина? ( Нет) -   Почему галка не смогла достать воды? ( Воды в кувшине было мало) -   Что галка стала делать? ( Галка стала бросать в кувшин камни) -   Смогла ли галка попить воды из кувшина, когда набросала туда камней? ( Воды стало много, галка попила) -   Как вы думаете, почему рассказ называется «Умная галка»? ( Галка умная, она смогла придумать, как добыть воду из кувшина) -   Скажите, так могло быть на самом деле или автор это придумал? -   Ребята, вы хотите проверить, как галка добывала для себя воду? Эксперимент Возьмите стаканчики с водой, отметьте маркером уровень воды. Сейчас вы будете опускать камни в воду и наблюдать, что будет происходить с водой. ( Дети бросают камешки в стаканчики) . Вы заметили, что происходит? Вода поднимается к краям стаканчика. Вот какой способ добраться до воды придумала галка. Интересно? Теперь попробуйте пересказать. Сейчас я прочту рассказ еще раз, а вы слушайте очень внимательно и запоминайте, чтобы легче было пересказывать. Читает рассказ. После прочтения трое детей пересказывают текст, выставляя на мольберт картинки. Звенит звонок с урока. Все участники, взрослые и дети, встают в круг. Учитель- дефектолог. Почувствовали, какой ветер перемен вас ожидает? Школьный ветер! Ветер, который принесёт много интересного, неизведанного, познавательного и необычного. Мэри Поппинс улетела, н о оставила своё пожелание и взрослым, и детям: стать волшебниками в школьной жизни! Педагог- психолог. Упражнение «Школьное будущее моего ребенка»( с родителями) Главный совет, который могут дать психологи родителям будущих первоклассников, – любите своего ребенка таким, какой он есть, уважайте его индивидуальность, будьте внимательными к его жизни, к его настроению, желаниям. Я предлагаю вашему вниманию следующее упражнение, которое поможет приоткрыть завесу школьного будущего вашего ребенка. Я зачитаю несколько незаконченных предложений, которые вам необходимо завершить. Основное условие – заканчивать предложение необходимо сразу, долго не задумываясь. Здесь нет правильных или неправильных ответов, потому что любой из них позволит вам еще раз глубже взглянуть на отношения с ребенком и осознать свою роль в его жизни. -   Я всегда мечтал( а) , чтобы в школе мой ребенок…-  Когда ребенок оказывается не на высоте, я…-  Когда моего ребенка хвалят, я…-  Когда ребенок пойдет в первый класс, …-  Когда он п олучит двойку или замечание, я…-  Я думаю, что в школе мой сын( дочь) …-   Найду слова поддержки, если у моего ребёнка что- то не будет получаться… Учитель- дефектолог. Любовь, понимание, забота, помощь и участие помогут осуществиться вашим мечтам и желаниям. Желаем вам и вашим детям доброго пути по стране знаний! Мы надеемся, что эти рекомендации помогут вам сделать учебу в школе для детей и для вас интересной и приятной! Раздаёт родителям буклеты с памятками рекомендаций и советов( приложение) . Литература 1.   Афонькина Ю. А. , Колосова Н. В. Развитие познавательных способностей у старших дошкольников с задержкой психического развития на этапе предшкольного образования. – М. : АРКТИ, 2019. – 96   с. 2.   Ерофеева Т. И. , Павлова Л. Н. , Новикова В. П. Математика для дошкольников. – М. : Просвещение, 1997. – 176   с. 3.  Нищева Н. В. Обучение детей пересказу по опорным картинкам( 5- 7 лет) . – СПб. : Детство- Пресс, 2017. – 24   с. 4.  Толстой Л. Н. Умная галка. – М. : Изд. Малыш, 1985. – 16   с. 5.  Фесюкова Л. Б. Год перед школой. – М. : АСТ, 2000. – 56   с. 6.  Чиркова С. В. Родительские собрания в детском саду. – М. : ВАКО ГОД, 2014. – 336   с. Приложение( буклеты) «Школа не должна вносить резкой перемены в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений»( В. А. Сухомлинский) . Памятка для родителей № 1 Многие дети испытывают трудности в период адаптации к школе, новому распорядку дня, коллективу, учителю. Основные проблемы, с которыми ему придется столкнуться в школе: -   смена режима дня и питания; -   смена воздушного режима дня( пребывание в помещении в течение более длительного времени, чем в детском саду) ; -   непривычно высокий уровень шума на перемене; -   увеличение времени, проводимого без движения, сидя за столом; -   смена стиля общения с взрослыми( учитель зачастую не ориентирован на опеку, похвалу и защиту) ; -   необходимость полного самообслуживания в одевании и раздевании; -   необходимость организовать свое рабочее место за партой; -   требования правильно реагировать на звонки с урока на урок, следовать правилам поведения на уроке, сдерживать и произвольно контролировать двигательную, речевую, эмоциональную реакции; -   необходимость устанавливать контакты с незнакомыми сверстниками; -   возможный неуспех в деятельности; -   увеличение объема интеллектуальной нагрузки. Памятка для родителей № 2 Адаптация к школе – сложный и длительный процесс, очень напряжённый и ответственный. Успешность адаптации зависит от многих факторов: уровня психологического, физического и функционального развития, состояния здоровья. И всё это вместе определяет готовность к школе. Портрет первоклассника, не готового к школе 1.   Чрезмерная игривость. 2.   Недостаточная самостоятельность. 3.   Импульсивность, бесконтрольность поведения, гиперактивность. 4.   Неумение общаться со сверстниками. 5.   Трудности в общении с незнакомыми взрослыми. 6.   Неумение сосредоточиться на задании, трудность восприятия словесной инструкции. 7.   Неумение обобщать, выделять сходства, различия. 8.   Недостаточное развитие моторики рук( неумение выполнять графические задания) . 9.   Недостаточное развитие произвольной памяти. 10.   Задержка речевого развития. Советы взрослым Качества, которыми должен обладать младший школьник, чтобы учение происходило успешно. -   Должен быть сформирован учебный мотив, т. е. он должен хотеть учиться. -   Должен быть сформирован внутренний план действий, т. е. способность действовать в уме. -   Ребёнок должен обладать достаточным запасом общих и практических знаний. -   Произвольность деятельности, т. е. умение подчинять свои действия правилам, которые устанавливает учитель. -   А также творческая активность и инициативность. Памятка для родителей № 3 Страничка из блокнота родителя будущего первоклассника Практические рекомендации родителям будущих первоклассников 1.   Будите ребенка утром спокойно. Проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте с утра, не дергайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если «вчера предупреждали». 2.   Не торопитесь устраивать вз бучку. Умение рассчитать время – ваша задача, и, если это плохо удается, это не вина ребенка. 3.   Не отправляйте ребенка в школу без завтрака. До школьного завтрака ему много придется поработать. 4.  Ни в коем случае не прощайтесь, «предупреждая»: «Смотри не балуйся», «Веди себя хорошо», «Чтобы не было плохих отметок! ». 5.  Пожелайте ребенку удачи, подбодрите его, найдите несколько ласковых слов – у него впереди трудный день. 6.   Забудьте фразу «Что сегодня получил? », встречайте ребенка после школы спокойно, не обрушивайте тысячу вопросов, дайте расслабиться( вспомните, как вы сами чувствовали себя после тяжелого рабочего дня, многочасового общения с людьми) . Если же ребенок чересчур возбужден, если жаждет поделиться чем- то, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте, это не займет, много времени. 7.  Если видите, что ребенок огорчен, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится, тогда и расскажет все сам. 8.   Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку. Постарайтесь, чтобы ваш разговор с учителем проходил без ребенка. Кстати, всегда нелишне выслушать обе стороны, и не торопитесь с выводами. 9.   После школы не торопитесь садиться за уроки, необходимо 2- 3 часа отдыха( а в первом классе лучше 1, 5 часа поспать для восстановления сил) . Лучшее время для приготовления уроков – с 15 до 17 часов. 10.   Не заставляйте делать все уроки в один присест, после 15- 20 минут занятий необходимы 10- 15- минутные перерывы. Лучше, если они будут подвижными. 11.   Во время приготовления уроков не сидите «над душой», дайте возможность ребенку поработать одному, но, если нужна ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка( «Не волнуйся, все получится», «Давай разберемся вместе») , похвала, даже если не все получается, необходимы.

Оставить комментарий: