a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Мастер-класс для родителей «Автоматизация звуков». Учитель-логопед Чикризова М.С.

Автор: Чикризова Марина Сергеевна Опубликовано: 2022-12-11 19:48:22

Документы для скачивания

Мастер- класс для родителей «Автоматизация звуков» Учитель- логопед Чикризова М. С. Цель мастер- класса:   познакомить родителей с положением органов артикуляции, голосовых связок, направлении воздушной струи,  необходимых для правильного произношения звуков речи, с этапами и эффективными приемами автоматизации   звуков. Задачи:  показать практическую значимость правильного звукопро и зношения в жизни ребенка. Для чего нужна автоматизация звуков?   Все мы знаем, что логопедическая работа по автоматизации правильного произношения – одна из важных составляющих этапа формирования первичных произносительных умений и навыков, которая следует за постановкой звука. Закрепление правильного звукопроизношения характеризуется продолжительностью и значительной трудоемкостью. Каждый педагог знает, как неинтересны детям бесконечные повторения речевого материала во время автоматизации звуков. Неудивительно, что правильно и достаточно хорошо повторив речевой материал за логопедом, выйдя из кабинета, дети забывают все приобретенные произносительные навыки. Конечно, хочется увлечь ребенка, удивить его, вызвать положительные эмоции. Родители при выполнении домашних заданий по автоматизации звуков сталк иваются с такими же трудностями. У многих детей несформированность правильного звукопроизношения сопровождается отклонениями в фонематическом развитии, что часто остается незамеченным. Умение сосредотачиваться на звуке – в ажная составляющая для развития слухового внимания.  Маленький ребенок не умеет сравнивать звуки, но его можно этому научить. Цель упражнений на развитие фонематического слуха- научить ребенка слушать и слышать. Проведённая сов местная работа с воспитателями и родителями,   показывает, что тесное сотрудничество в условиях ограниченного воздействия и использование логопедических приёмов, помогает в скорейшем решении задач коррекционного воздействия. Следует отметить, что такие недостатки произношения, как замены, смешения, перестановки звуков, уже являются показателем недостаточного различения воспринимаемых ребенком звуков, часто сопровождающего общее речевое недоразвитие. Если ребенок путает звуки в произношении, он может путать их и на письме. Он будет допускать ошибки, в словах, которые отличаются только этими звуками: шок – сок, шар – жар, лак – рак щель – цель и т. д. Именно поэтому большое внимание при работе с дошкольниками надо уделять развитию фонематических процессов и коррекции звукопроизношения. Умение различать фонемы – это основа основ: и понимания речи другого человека, и контроля за собственной речью, и грамотного письма в дальнейшем. Если дошкольник в свое время не сумел овладеть навыками фонематического восприятия, анализа- синтеза и представлений, то в школе он столкнется с большими трудностями, так как время, отведенное школьной программой на усвоение этого материала, рассчитано в основном на детей, имеющих нормальное речевое развитие. Что затрудняет автоматизацию звуков: - наличие патологии в строении артикуляционного аппарата; - наличие неврологической симптоматики у ребенка; - недостаточно сформированные фонематические процессы у ребенка; - отсутствие самоконтроля и контроля со стороны родителей за звукопроизношением; - отсутствие заинтересованности в результатах работы. Этапы и последовательность автоматизации звуков: Развитие слухо вого внимания и фонематического восприятия формируемого   звука. Развитие моторики речевого аппарата. Постановка звука. Автоматизация и дифференциация звуков речи до степени автоматизма в спонтанном речевом потоке. Последовательность автоматизации звуков: -  В слогах. - В словах. - В словосочетаниях. - В предложениях. - В связной речи. Приёмы работы: 1. Отражённое, утрированное произношение с опорой на артикуляционный образ звука, перед зеркалом. 2. Самостоятельное называние, чтение, постепенный переход от утрированного произношения к нормированному. При необходимости – использование образца произношения. На протяжении всей работы над звуком следует использовать все виды контроля за произношением: зрительный, слуховой, тактильный. Как сделать занятия по автоматизации интересными, разнообразными, а значит продуктивными и эффективными? Что может стать помощником для нас в этом процессе? Конечно – это игра, потому что игра – это ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста. Логопедический опыт показывает, что игра способствует более успешному овладению детьми знаниями, умениями и навыками. Игра включает внимание, развивает произвольную память, с ней всегда легче запоминается. Применение игровых приемов в коррекции звукопроизношения повышает эмоциональную и активизирует мыслительную деятельность. Игра – наш незаменимый помощник в обучении дошкольников 1. « Построй домик ». Цель игры: закреплять правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие. Материал: предметные картинки на прямоугольниках( кирпичиках) - 7- 14 штук, и на большом треугольнике( крыша) . Ход игры: построить домик для какого- нибудь героя( на звук, который автоматизировался) , например: « Л »- построить домик для куклы Ларисы, выбирая только кирпичики, в названии картинок которых слы шится звук « Л ». 2. «Солнышко». Цель игры: закреплять правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие, звуковой анализ слова. Материал: предметные картинки на прямоугольниках желтого цвета( лучи) и на круге( солнце) . Ход игры: взрослый предлагает ребенку собрать лучи для солнышка, выбирая только те, в названии которых слышится заданный звук. Когда задание выполнено, взрослый просит ребенка определить позицию звука в понравившихся картинках. 3. « Собери яблочки ». Цель игры: закреплять умение дифференцировать оппозиционные звуки, развивать мелкую моторику. Материал: предметные картинки на яблоках из зеленого картона, 2 корзины с прорезями. Ход игры: взрослый рассказывает, что ветер раскачал яблоню и с неё упали яблоки. Необходимо собрать яблочки в корзинки. В корзинку зайца надо собрать яблочки, на которых нарисованы картинки со звуком « З », а в корзину собачки яблочки с картинками со звуком «С». Подобно этой игре можно провести игры «Собери морковь», «Собери груши» и т. д. Взрослый в ходе игры мо жет закреплять лексику по теме « Овощи- фрукты ». 4. «Кукла наряжается». Цель игры: автоматизация поставленных звуков в словах, фразах, развитие фонематического восприятия. Материал: бумажная кукла, предметные картинки, наклеенные на силуэт платья. Ход игры: перед детьми раскладываются платья, взрослый  предлагает детям нарядить куклу только в платья, на которых есть картинка с заданным звуком. 5. «Сложи пирамидку». Цель игры: автоматизация поставленного звука, развитие фонематического восприятия, развитие зрительного восприятия, мышления. Материал: предметные картинки, наклеенные на разноцветные колечки( овалы, прямоугольники, квадраты) разной величины. Ход игры: взрослый предлагает ребенку сложить пирамидку из фигур, выбирая только такие фигуры, на которых наклеена картинка с заданным звуком. Ребенок должен сложить пирамидку по всем правилам, отбирая кольца в порядке их уменьшения. Фигуры для пирамидки могут быть самой разнообразной формы: овалы, прямоугольники, квадраты, трапеции и др. 6. «Загадки». Для этой игры вам потребуются: 6- 7 картинок или игрушек, в названии которых прячется закрепляемый звук. Вместе с ребенком назовите их, выделяя голосом нужный звук. Затем опишите любую из них, ребенок должен догадаться, о чем идет речь и назвать нужную картинку или игрушку. Повторите игру несколько раз. А теперь предложите ребенку роль ведущего. Ваши возможные ошибки наверняка повысят интерес малыша к игре. 7. «Чего не стало? » Можете использовать те же картинки или игрушки. Предложите ребенку еще раз внимательно рассмотреть картинки, назвать их, запомнить и закрыть глаза. В это время уберите одну или две картинки. Ребенок, открыв глаза, должен сказать, чего не стало. Повторите игру несколько раз, меняясь с ребенком ролями. 8. «Что изменилось? » Это один из вариантов предыдущей игры. Вы можете менять картинки местами, убирать их, переворачивать картинки обратной стороной, добавлять новые. Ребенок должен рассказать обо всех изменениях. 9. «Что лишнее? »   Подберите картинки так, чтобы их можно было сгруппировать по разным признакам( можно использовать картинки из лото, выбрав из них те, в названии которых есть нужный звук) . Попросите ребенка найти и назвать лишний предмет и объяснить свой выбор. Объединять картинки в группы можно по- разному. Например: рысь- корова- ворона- жираф- ракета. Из данной серии последовательно можно убрать «ракету»- потому что неживая, затем «ворону»- потому что птица, потом «корову»- потому что домашнее животное. Две оставшиеся картинки( жираф и рысь) предложите ребенку сравнить между собой и сказать, чем они похожи и чем отличаются, т. е. попытаться найти и подробно описать черты двух сходных предметов. Можно научить ребенка видеть лишнее слово, выделяя место звука в слове, определяя количество слогов. Даже отсутствие закрепляемого звука в слове может стать поводом для его исключения. 10. «Слова вокруг нас». Попросите ребенка внимательно посмотреть вокруг и назвать все предметы, в названии которых спрятался нужный звук. Слова называйте по очереди, не забывайте иногда ошибаться и давать ребенку возможность заметить Вашу ошибку и исправить ее. Затем усложните игру- вспоминайте слова с закрепляемым звуком по какой- то определенной теме, например: «Назови животных, в названии которых есть звук Р»( зебра, носорог, тигр, пантера, кенгуру, жираф) или «Назови «зимнее» слово со звуком С»( снег, снеговик, снегурочка, снегирь, снегокат, снежки, стужа, санки) . В эту игру вы можете играть где угодно, используя любую свободную минутку: по пути в школу, в транспорте, в очереди. Дома в эту игру можно играть с мячом. Постепенно, незаметно для себя, ребенок начинает правильно произносить закрепляемый звук не только в отдельных словах, но и во фразах. Во фразе должно быть как можно больше слов с нужным звуком. Лучше, если фразы будет придумывать сам ребенок, сначала с вашей помощью, а затем и без нее. Еще лучше, если у вас будут получаться короткие, забавные стихи. Они легко запоминаются, и ребенок охотно рассказывает их всем- родным и знакомым. 11. «Найди ошибку». Эта игра учит ребенка обращать внимание на смысл высказывания. Он должен найти смысловую ошибку в предложении и исправить ее. Примеры предложений: «Пол стоит на столе», «Дом сторожит собаку», «Капуста ест козу». Нелепость ситуаций всегда забавляет детей. Ребенку доставляет удовольствие сознавать, что он не глупец и никогда не допустит, чтобы ему заморочили голову и поймали на чепухе. Попробуйте придумать вместе с ребенком и стихотворные варианты нелепиц. Все эти игры помогут ребенку сделать длительный этап автоматизации и дифференциации звуков интересным и увлекательным. Ребенок с удовольствием будет заниматься, а, следовательно, повысится эффективность работы. Чтобы ваши усилия были эффективными, воспользуйтесь следующими советами: 1.  Нe допускайте, чтобы ребенок скучал во время занятий. Если ребенку весело учиться, oн учится лучше. Интерес – лучшая из мотиваций, он делает детей по- настоящему творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий! 2.  Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой. Если какое- то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребенку более легкий вариант. 3.  Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперед или даже некоторого регресса. 4.  Будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребенку задания, превышающие его интеллектуальные возможности. 5.  В занятиях с ребенком нужна мера. Не заставляйте ребенка делать упражнение, если он вертится, устал, расстроен; займитесь чем- то другим. Постарайтесь определить пределы выносливости ребенка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшое время. Предоставьте ребенку возможность иногда заниматься тем делом, которое ему нравится. 6.  Дети дошкольного возраста плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся, монотонные занятия. Поэтому при проведении занятий лучше выбирать игровую форму. 7.  Развивайте в ребенке навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма; научите ребенка дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи: все это ему пригодится в социально сложной атмосфере общеобразовательной школы. 8.  Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребенка за его терпение, настойчивость и т. д. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах. А самое главное, постарайтесь не воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувство юмора. Помните, что у вас появилась прекрасная возможность подружиться с ребенком. Итак, успехов вам и больше веры в себя и возможности своего ребенка!      

Оставить комментарий: