Заседание семейного клуба "Поговори со мною мама"
Документы для скачивания
ЗАСЕДАНИЕ СЕМЕЙНОГО КЛУБА «ПОГОВОРИ СО МНОЮ МАМА» Цель: привлечь внимание родителей к вопросу обогащения внутреннего мира своих детей через совместное общение; показать родителям, как можно это сделать; вовлечь родителей в игровую, совместную деятельность со своим ребенком; помочь родителям осмыслить нравственные ценности семейного общения; расширить представления и обогатить опыт родителей по вопросам развития речи, нравственного воспитания. ХОД ЗАСЕДАНИЯ Уважаем ые мамы! Вы – первые и самые важные учителя своего ребенка. Первая его школа – это ваш дом — окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей. Семья дает ребенку главное то, что не может дать никакой другой социальный институт: личностную связь, единство с родными, знания и опыт. Мама – главная воспитательница дошкольников. Её функция научить ребенка жить, учится, общаться с другими людьми. Единственная роскошь в наше время – это роскошь человеческого общения с матерью. Несмотря на свою занятость и нехватку времени родители должны с очень большой ответственностью, заинтересованностью и желанием активно принимать участие в жизни ребёнка, начиная с раннего возраста. Время, какое мы можем подарить детям, для них полезнее и дороже любой игрушки. Не поддавайтесь искушению обл егчить себе жизнь, усадив ребенка перед телевизором и занявшись в это время своими делами. Помните, что психика ребёнка формируется только в совместной деятельности со взрослым. Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с ранних лет жизни. Очень важно, чтобы ребёнок слышал речь правильную, отчётливую, на примере которой формируется его собственная речь. Разговаривать с детьми нужно не торопясь, не искажая слов, чётко произнося каждый звук, не" съедать" слогов и окончаний слов. Особенно чётко нужно произносить незнакомые, новые для ребёнка и длинные слова. Постепенно надо вводить в активный словарь детей новые слова. Одним из эффективных способов обогащения словаря детей являются настольно- печатные игры ( лото, домино, парные картинки, кубики) . Цель их- сформировать у детей навыки складывать из отдельных частей целое, закреплять знания о предметах, правильно их называть. Купив игру, не стоит сразу давать её ребёнку, так как он, не понимая правил, теряет к ней интерес. Сначала родители должны сами познакомиться с игрой, а потом объяснить правила ребёнку. Первый раз необходимо поиграть вместе с ребёнком. В процессе игры, например, с разрезными картинками целесообразно сначала рассмотреть целые картинки и спросить: " Что нарисовано на картинке? " , " Как можно назвать их одним словом? " , " Где растут фрукты? " , " Что можно сделать из фруктов? " После беседы объяснить: " Перед тобой маленькие картинки, на каждой нарисована только часть фрукта, ты сложи целую картинку. Вспомни, какого цвета слива, какие у неё листья и подбери необходимые картинки" . Р одители могут начать складывать картинку, а далее ребёнок продолжит самостоятельно. По такому же принципу дети собирают картинки из кубиков. Если они посвящены содержанию знакомых сказок, то сначала нужно провести беседу или попросить рассказать содержание картинки. Не менее важны для речевого развития словесные игры. Например, " Чудесный мешочек" : в мешочек сложить разные предметы ( игрушки, овощи, фрукты и т. д. ) . Ребёнок должен опустить в него руку и на ощупь определить то, что он ощупывает. Затем он достаёт предмет и рассказывает, для чего он нужен, что с ним можно делать. " Что из чего сделано? " Взрослый говорит ребё нку: В нашей комнате много предметов, все они сделаны из разных материалов. Я буду называть предмет, а ты попробуй определить, из чего он сделан. Например, стол сделан из дерева, значит он деревянный, ваза из стекла( стеклянная, мяч из резины ( резиновый) и т. д. " Кто как работает? " Взрослый рассказывает, что есть много разных профессий. Люди разных профессий выполняют разную работу. Например, врач лечит людей, а что делает повар? ( готовит еду, строитель? ( строит дома, водитель ( водит машины) и т. д. Спросите у ребёнка, знает ли он, какая у вас профессия, что вы делаете на работе. Выслушайте рассказ ребёнка и, если надо поправьте его. " Правильно ли я сказал? " Взрослый говорит ребё нку: " Я знаю много домашних животных: корова, лошадь, собака, курица, ворона, заяц" . Ребёнок должен исправить ошибки и объяснить, что не так, почему. " Скажи наоборот" Взрослый говорит: " Я вижу высокое дерево" , а ребё нок должен сказать наоборот: " Я вижу низкое дерево" . " У меня мало игрушек" ( « У меня много игрушек" ) и т. д. Во время прогулок, одевания, раздевания, купания, приготовления пищи нужно постоянно с ребёнком разговаривать, используя в речи разные потешки, пословицы, поговорки, загадки. Во время обеда, ужина можно использовать такие пословицы, как" Кашу маслом не испортишь" , " Дорога ложка к обеду" , " Захочешь кушать- руку протянешь" . Если ребёнок выполняет поручение без желания или отказывается, следует сказать: " Без труда не вытянешь рыбку из пруда" , " Что посеешь, то и пожнёшь" , " Лентяю всё некогда" , " Делу – время, потехе- час" . Выходные дни желательно проводить на природе, так как она открывает много возможностей для пополнения знаний и словаря дошкольника пословицами, например, " Много снега- много хлеба" , " Зимой солнце светит, но не греет" , " Осенняя муха больно кусает" , " Без ветра и трава не шелестит" , " Летний день год кормит" . Для развития речи и обогащения словаря очень полезны загадки в виде вопроса или описательного предложения, но чаще всего в стихотворной форме. Их можно загадывать и во время игры и при выполнении режимных моментов. Со старшими дошкольниками рекомендуется организовывать семейные вечера загадок и пословиц. Выигравший получает приз- конфету, игрушку, книжку. Родители должны следить за правильным употреблением слов, особенно близких по значению( шить, пришить, вышивать, зашивать, которые дети нередко путают, объяснять переносные значения( " золотые руки" , " каменное сердце" ) . В своей речи дети мало употребляют слов, обозначающих признаки предметов. Словами" хорошая" , " красивая" дети характеризуют всё, что им нравится. Взрослому необходимо их поправить: не просто хорошая книга, но интересная, увлекательная, красочная и т. д. Необходимо также обогащать бытовой словарь детей. В семье планируется, например, уборка: нужно навести порядок в серванте. Мама просит ребёнка ей помочь. Протирая посуду, она спрашивает, как называется каждый предмет и уточняет сама: " Это глубокая тарелка, фарфоровая, в ней подают первое блюдо- суп, борщ. Это мелкие тарелки, в них кладут второе- котлеты с гарниром, а это салатница, в ней подают салат. Следует попросить ребёнка подать взрослому посуду и назвать то, что он подаёт, уточнить, как её используют. При работе на швейной машинке нужно также обговаривать свои действия, называть вид ткани, части машинки. Таким же образом можно познакомить ребёнка с холодильником, утюгом, звонком и т. д. Очень важно, чтобы ребёнок слушал внимательно. Следует предложить ему самому что- нибудь сделать, например, закрутить шуруп, погладить платочек. Ребёнку будет интересно. Гуляя по улице, полезно знакомить ребёнка с машинами, светофором, людьми, дорогой. Очень важно, чтобы он с детства знал правила уличного движения. Уважаемые родители! Умеет ли ваш ребёнок отвечать на вопросы сверстников, взрослых, обращаться с вопросами к ним? Умеет ли логично и последовательно рассказывать про свою деятельность, увиденное, услышанное? Как развита у него фантазия? Умеет ли составлять сам сказки, рассказы? Все эти речевые навыки будут необходимы ребёнку в школе. Устная речь человека существует в двух формах: диалогической и монологической. Для диалога характерны короткие неполные предложения, реплики. Их полному пониманию помогают мимика, жесты, интонация. В устной разговорной речисобеседники выступают, как рассказчики и слушатели. С детства ребёнку необходимо общаться с людьми, делиться своими мыслями, переживаниями с близкими. В семьеэту потребность можно удовлетворить через индивидуальные беседы и разговоры. Дети, с которыми родители много и вдумчиво беседуют, развиваются быстрее, имеют правильную речь. Взрослые в разговоре с ребёнком выясняют, что интересует маленького человека, узнают про его друзей и досуг. Дети постепенно привыкают к таким разговорам и в дальнейшем уже сами рассказывают про свои желания и интересы, жизнь в детском саду. В дальнейшем у них не будет секретов от родителей. Темы для индивидуальных бесед очень разнообразны. С детьми младшего возраста нужно разговаривать о понятных, доступных и близких вещах. С детьми постарше можно обсуждать режим дня, игрушки, одежду, обувь и т. д. Постепенно тематика бесед расширяется: космос, профессии, армия, праздники и т. д. Диалогической речью дети овладевают примерно к 5 годам. На 6- м году её уже недостаточно и ребёнок сам старается рассказывать сказки, пересказывать просмотренные фильмы, т. е. пользуется монологической речью. Большинство детей на конец дошкольного возраста овладевают связной речью, умеют последовательно описать увиденное, пересказать содержание произведения. Но у некоторых детей речь отрывиста, с длинными паузами, в ней преобладают слова- заменители, перечисление предметов или действий, жесты, мимика, не хватает слов для передачи мыслей. До школы ребёнок должен научиться описывать знакомый предмет со всеми его признаками, качествами, уметь сравнивать два- три предмета, самостоятельно рассказывать по серии картинок, придумывать сказки на заданную тему, выразительно читать стихи. Поэтому детям необходима помощь близких людей для полноценного речевого развития. 1. Используйте каждую свободную минуту для разговора с ребёнком. 2. Помните, что основные собеседники для ребёнка в семье- мама, папа, бабушка, дедушка. 3. Читайте художественную литературу ежедневно. 4. Приобретайте репродукции художественных картин, тематические альбомы, книги с картинками, рассматривайте их с детьми. 5. Посещайте с ребёнком театрализованные представления. 6. Предложите ребёнку соревнование" Чья сказка лучше? " , " Чей рассказ интереснее? " с участием всех членов семьи. 7. Записывайте рассказы и сказки вашего ребёнка. Через 2- 3 месяца прослушайте вместе, проанализируйте, запишите новые. 8. Любите своего ребёнка и уважайте его старания.
- Развитие музыкально-ритмических способностей детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, с нарушенным темпом и ритмом речи в воспитании правильного произношения
- Рекомендации для родителей "Как преодолеть капризы детей"
- Классный час «Знаешь ли ты правила дорожного движения"
- Классный час. Урок безопасности и день знаний 2 класс
- Конспект "Зимняя история" в средней группе