Проектно-исследовательская работа по теме "Антропометрические исследования"
Документы для скачивания
КГБОУ «Минусинская школа- интернат» Тема проектно- исследовательской работы: « Антропометрические исследования» Выполнила: ученица 8а класса Камарицына Дарья Руководитель: учитель биологии, Казакова С. В. г. Минусинск 2020 год Введение Изучение физического развития школьников в настоящее время является одной из актуальных проблем, что связано с ухудшением экологической обстановки, широким распространением вредных привычек среди школьников, ухудшением питания и другими факторами. Физическое развитие является важнейшим параметром физиологических процессов, происходящих в организме, и часто используются как показатель состояния здоровья детей. По данным статистики в последние годы происходит резкое ухудшение здоровья детей, увеличение хронических заболеваний, сокращение числа здоровых выпускников по окончанию школы. В последнее время у многих школьников наблюдается дисгармоничное развитие, дефицит или избыток массы тела и ряд других отклонений от нормы. Состояние здоровья организма наиболее полно определяется при квалифицированном врачебном контроле. Однако существенным дополнением к нему может быть самоконтроль текущего состояния здоровья, который позволяет своевременно выявлять имеющиеся отклонения. Большое значение в оценке физического состояния человека имеют антропометрические исследования организма. Исходя из этого, я посчитала актуальным провести собственные антропометрические исследования учащихся нашей школы и использовать полученные данные для комплексной оценки их физического развития. Гипотеза: так как в современных условиях существует много факторов отрицательно влияющих на физические показатели здоровья, то вероятность 100% здоровых сверстников очень мала. Цель: определение уровня физического развития обучающихся 5- 9 классов Минусинской школы- интерната. Задачи: - изучить информационные ресурсы по теме; - провести антропометрические измерения учащихся 5 – 9 классов; - определить средний уровень физического развития обучающихся на основе антропометрических данных. - р азработать необходимые рекомендации, направленные на укрепление физического развития учащихся. Объект исследования – физическое развитие учащих ся 5- 9 классов. Предмет исследования- антропометрические измерения показателей физического развития уча щихся нашей школы. Этапы реализации проекта Этапы Формы работы Сроки Место проведения работ Содержание работы 1. Подготовительный Изучить литературу по данному вопросу. Сентябр ь- октябрь Кабинет биологии- узнать что такое антропология, антропометрия, закономерности физического развития, типы телосложения, осанка и плоскостопие. - изучить дополнительные источники информации по вопросам. 2. Основной Антропометрические измерения учащихся 5- 9 классов ноябрь- январь Кабинет биологии, медицинский кабинет. - измерение массы тела и роста, определение индекса массы тела. - измерение обхвата грудной клетки. - определение типа телосложения- определение осанки- определение плоскостопия. 3. Практический Разработка рекомендаций по ЗОЖ. Февраль Кабинет биологии- разработать рекомендации по сохранению правильной осанки человека. - разработать рекомендации по исправлению плоскостопия и по общему укреплению физического состояния подростков. 4. Заключительн ый Подтверждение гипотезы проекта Март Кабинет биологии Выводы по исследованию Методы исследования: - теоретические: анализ информационных источ ников, конспектирование; - эмпирические: соматометрическое исследование физического состояния учащихся; - математические: мате матические измерения и расчёты. Практическая значимость исследования. Данная работа носит интегрированный характер и будет интересна учащимся школы, родителям, учителям. Результаты, полученные в ходе эксперимента, послужат ориентиром для сравнения при дальнейшем мониторинге показателей физического развития и здоровья учащихся. Основная часть 1. 1 Антропометрия. Антропометрия- совокупность методов и приемов оценки морфологических особенностей тела человека: измерение роста, веса, внешних форм тела( размеров черепа, окружности груди, шеи, плеч, предплечий, бедер, голеней) , а также ряда функциональных показателей( жизненной емкости легких, силы мышц и др. ) . Антропометрия широко применяется в медицине, главным образом при изучении физического развития. При контроле за физическим развитием детей антропометрия имеет особое значение, т. к. является показателем роста и формирования организма. На первом году жизни ребенка измерение роста, веса, окружности головы, груди и др. производится при медосмотрах ежемесячно, в дошкольном возрасте- не менее двух раз в год, у школьников- ежегодно. Систематические антропометрические измерения детей позволяют своевременно выявлять нарушения физического развития( отставание в росте, отсутствие прибавки в весе и т. п. ) , являющиеся, как правило, наиболее ранними признаками каких- либо заболеваний или свидетельством нарушения режима. 1. 2 Физическое развитие. Процесс развития организма происходит в течение всей жизни человека, но наиболее интенсивен он в детском и подростково- юношеском возрасте. Каждому возрастному периоду свойственны определенные особенности роста и развития как отдельных органов и систем, так и всего организма в целом. Исходя из биологических и социальных при знаков, различают несколько периодов детства: новорожд енности, грудного возраста, пред дошкольного, дошкольного, школьного. В последнем периоде обычно выделяют младший школьный возраст( 7- 10 лет) , подростковый( 11- 15 лет) и старший школьный возраст, или ранний юношеский( 16- 17 лет) . В подростковый период происходит быстрый рост тела, всех органов и тканей. Если в детском возрасте основное влияние на рост оказывает гормон роста, выделяемый гипофизом, то теперь бурные темпы роста обусловлены главным образом влиянием половых гормонов и гормона щитовидной железы. Одним из наиболее важных критериев оценки состояния детского организма, характеризующих здоровье в целом, правильность его формирования, является состояние физического развития. На уровень физического развития существенное влияние оказывают следующие факторы: Таблица 1 Внешние Внутренние- неблагоприятное внутриутробное развитие; - социальные условия; - нерациональное питание; - малоподвижный образ жизни; - вредные привычки; - режим труда и отдыха; - экологичес к ий фактор; - наследственность; - наличие заболеваний. Основными внешними показателями физического развития являются длина тела( рост стоя) , масса тела и окружность грудной клетки. Важное значение имеют также состояние осанки, степень развития мускулатуры, мышечный тонус, развитие подкожной жировой клетчатки- жироотложение, такие функциональные показатели, как мышечная сила, определяемая по силе сжатия кистью динамометра, жизненная емкость легких, экскурсия грудной клетки- разница в величине ее окружности на вдохе и выдохе. На основании измерений всех антропометрических признаков( рост, масса тела, окружность грудной клетки) и физиологических показателей у большого числа лиц разного возраста и пола разрабатываются так называемые стандарты( оценочные таблицы) , отражающие нормальные показатели физического развития, пределы их колебаний и отклонения от нормы в ту или иную сторону. По ним и производится индивидуальная оценка физического развития каждого подростка, соответствие его средним показателям для данного возраста. Следует иметь в виду, что оценочные таблицы физического развития детей и подростков действительны лишь для той климатологической и географической зоны, по материалам которой они разработаны. Рост человека. Существует понятие «нормального» роста человека. Слишком маленький и слишком большой рост указывают на какие- то отклонения в организме, чаще всего нарушения в функции гипофиза. Масса человека. Наш костно- мышечный аппарат приспособлен к «ношению» определенной массы тела, развитию определенных силовых и двигательных качеств, сохранению жидкости и тепла. Отклонения в массе приводят к перераспределению отношений между двигательной активностью, силовыми качествами и сохранением телом жидкости и тепла. Осанка Под термином «осанка» принято понимать привычную позу человека, непринужденно стоящего с сомкнутыми пятками и разведенными под углом 45- 50* носками стоп. Хорошая осанка, как правило, сопутствует хорошему здоровью, плохая осанка обычно свидетельствует о слабом здоровье. Малоподвижный образ современной жизни, ненатуральная обувь и одежда способствуют плохой осанке, «одеревенелости» и атрофии мышц. Стабилизация осанки происходит после того, как завершается рост человека. Отклонения от нормальной осанки называются нарушениями, или дефектами осанки. Кифоз( выгнутость) и лордоз( вогнутость) ведут к сутулости, а сколиоз( изгиб) ведет к боковым искривлениям позвоночника. В их основе чаще всего – нарушения правильного сочетания и выраженности физиологических изгибов позвоночника, а также функциональные изменения в опорно- двигательном аппарате. Типичное нарушение осанки во фронтальной плоскости – это сколиоз, то есть нарушение симметрии между правой и левой половинами туловища. Позвоночник при этом представляет собой дугу, обращенную вершиной вправо или влево, а треугольники талии( пространство, находящееся между локтевым суставом свисающей руки и талией) становятся разными в связи с тем, что о дно плечо и лопатка опущены. Рис. 1. Влияние осанки на здоровье человека. Нарушение осанки приводит к целому ряду серьезных заболеваний и в первую очередь – болезням позвоночника и корешков спинного мозга. Болезни корешков спинного мозга вызывают ухудшение работы тех органов, которыми они управляют. Дефекты осанки и заболевание позвоночника( сколиоз, кифоз, кифосколиоз) возникают чаще в период полового созревания( у девочек в 13- 15 лет, у мальчиков в 14- 16 лет) , а так же во время скачкообразного роста( когда, например, за лето ребенок вырастает на 6- 8 сантиметров) . В эти периоды на осанку особенно неблагоприятно влияют сон на мягкой постели и различные привычки, например, привычка, стоять на одной ноге, согнув вторую в коленном суставе; неправильное положение туловища во время сидения и неравномерная нагрузка на позвоночник( ношение портфеля в одной руке) . Нарушение осанки сопровождается расстройством деятельности всех внутренних органов. Лица с дефектной осанкой имеют уменьшенную экскурсию грудной клетки и диафрагмы, небольшую жизненную емкость легких и колебания внутригрудного давления. Это, в свою очередь, неблагоприятно отражается на функциях сердечно- сосудистой и дыхательной систем, приводит к снижению физиологических резервов, затрудняет работу организма в случае увеличения физической нагрузки. Слабость мышц живота и согнутое положение тела вызывают нарушения оттока желчи и перистальтики кишечника. И, следовательно, приводит к нарушению пищеварительных процессов и зашлакованности организма, снижению иммунитета, простудным заболеваниям, быстрой утомляемости, головным болям и т. п. Плоскостопие. Одним из дефектов стопы является плоскостопие. Оно бывает продольное, поперечное или же продольное и поперечное одновременно. Нормальная, здоровая стопа имеет две кривизны, два изгиба. Их уплощение или отсутствие и есть плоскостопие в той или иной степени. Основной признак продольного плоскостопия – уменьшение или полное исчезновение продольной выемки стопы. Первое следствие этого – быстрая утомляемость ног не только во время ходьбы, но и при длительном стоянии. Второе – наличие болей в икроножных мышцах и в своде стопы, частое подвертывание стоп. Опора на внутренний край стопы приводит к косолапости, вследствие чего обувь деформируется, изнашивается ее внутренний край не только по длине всей подошвы, но и на каблуке. Поперечное плоскостопие характеризуется распластанностью переднего отдела стопы и является одной из причин деформации пальцев. При этом большой палец как бы «вывихивается»: его конец начинает косо отклоняться наружу, у основания появляется костное утолщение, которое нарастает в виде болезненной «шишки». Рис 2. Причины и вред плоскостопия. Плоскостопие бывает врожденное и приобретенное. Приобретенное плоскостопие и сопутствующая ему деформация пальцев стоп бывает разного происхождения: вследствие травмы нижней трети голени и стопы; последствия заболеваний суставов стоп; длительное ношение несоответствующей обуви; возрастное плоскостопие( старческое опущение свода стопы) . Наиболее часто искривление пальцев и плоскостопие возникают в «чувствительные фазы» жизни человека. Это возраст, когда ребенок начинает ходить, время интенсивного роста, годы полового созревания, период беременности, время наступления климакса и старости. На всех этапах можно и нужно предупреждать возникновение приобретенного плоскостопия и деформации пальцев. Особое внимание следует уделить обуви, так как именно неправильно подобранная обувь чаще всего приводит к возникновению плоскостопия у подростков, особенно у девушек. Тесная обувь вызывает микротравмы краевых хрящевых поверхностей костей стопы и пальцев, связочного аппарата сочленения костей, приводит к деформации свода стопы, пальцев, разрастанию «шпор», отложению солей в суставах, нарушению крово и лимфообращения, отечности и болевому синдрому, нарушению походки и осанки. Обувь без задника, как правило, на номер меньше размером. Пятки при этом располагаются вровень с краем туфель или даже свисают над ним, а в результате – натоптыши, пяточные «шпоры», перегрузка ахиллова сухожилия. Обувь на высоком каблуке приводит к перераспределению нагрузки с пятки и свода стопы на мысок и пальцы. Возникает дополнительная нагрузка на икроножные мышцы, ухудшается кровообращение пальцев ног, стопа перестает выполнять рессорную функцию, при ходьбе происходят микросотрясения всех внутренних органов и мозга. Результат высокого каблука – плоскостопие, варикозное расширение вен, головные боли, нарушения осанки. Телосложение. Гармоничность пропорций тела является одним из критериев оценки развития и состояния здоровья. При диспропорции в строении тела можно думать о нарушении ростовых процессов и обусловивших его причинах( э ндокринных, хромосомных и др. ) . Конституционные особенности телосложения становятся очевидными с ранних этапов развития ребенка: одни дети обладают хрупким, изящным( так называемым гранильным) телосложением, другие – крепкими мышцами и относительно короткими конечностями, третьи отличаются преобладан ием жировой ткани над мышечной. Предрасположенность к тому или иному типу телосложения определяется наследственностью ребенка, но проявляется и закрепляется она под воздействием факторов внешней среды. По мере взросления организма конституциональные особенности закрепляются и проявляются в относительно стабильных вариациях нормативного развития организма, которые называют типами телосложения. Предложено множество классификаций конституции человека. Весьма популярна в нашей стране классификация М. В. Черноруцкого, согласно которой выделяют: - астенический( узкокостный) , - нормостенический( нормокостный) , гиперстенический( ширококостный) . Астеники отличаются преобладанием продольных размеров тела над поперечными. Они обычно худощавые, стройные, с длинными и тонкими конечностями, длинной и узкой грудной клеткой. Мышцы развиты относительно слабо. Нормостеники имеют пропорциональное соотношение поперечных и продольных размеров тела. По сравнению с астениками они более широкогруды и мускулатура у них развита сильнее. Гиперстеников отличает преобладание поперечных размеров над продольными. Туловище у них относительно длинное, массивное, конечности короткие, грудная клетка широкая. Рис. 3. 1. 3 Методики исследования Ан тропометрические измерения тела: 1) Измерение рост а с помощью ростомера. 2) Определение массы тела с помощью медицинских весов. 3) Измерение окружности грудной клетки. ( Сантиметровая лента накладывается сзади по нижним углам лопаток при отведенных в сторону руках. Обследуемый опускает руки, и лента ложится под углы лопаток. Спереди лента проходит по среднегрудинной точке. Лента должна плотно прилегать к телу. ) . 4) Определение индекса массы тела. Зная Индекс массы тела( ИМТ) , можно судить об ожирении или недостатке веса. Среди множества разных методов подсчета идеального веса, наиболее популярным методом является росто- весовой показатель, индекс массы тела- индекс Кетле. Формула: масса тела в кг разделить на рост в метрах в квадрате В/ ( Р* Р) Таблица 2 Индекс массы тела Классификация Риск сопутствующих заболеваний Менее 18. 5 Дефицит массы тела Низкий( повышен риск других заболеваний) 18. 5 – 24. 9 Нормальная масса тела Обычный 25. 0 – 29. 9 Избыточная масса тела( предожирение) Повышенный 30. 0 – 34. 9 Ожирение I степени Высокий 35. 0 – 39. 9 Ожирение II степени Очень высокий 40. 0 и более Ожирение III степени Чрезвычайно высокий 5) Определения типа телосложения. Для определения типа телосложения использую формулу: Масса тела, кг Рост, см Результаты от деления в пределах: - 0, 28- 0, 31- астенический тип сложения; - 0, 32- 0, 44- нормостенический тип сложения; - 0, 45- 0, 53- гиперстенический тип сложения. Цифры выше или ниже пределов – свидетельство либо болезненного ожирения, либо истощения. В любом из этих случаев нужно показаться врачу. 6) Расчет показателя развития грудной клетки( ПРГК) . Окружность грудной клетки, см ПРГК= Рост, см* 100 ПРГК меньше 50 – слабое развитие грудной клетки; ПРГК 50- 55 – среднее развитие грудной клетки; ПРГК больше 55 – отличное развитие грудной клетки. 7) Выявление нарушения осанки. 1) Для выявления сутулости( круглой спины) сантиметровой лентой измеряю расстояние между самыми отдаленными точками левого и правого плеча, отступая на 3- 5 см вниз от плечевого сустава, со стороны груди и со стороны спины. Первый результат разделить на второй. Если получается число, близкое к единице или дольше ее, значит, нарушений нет. Получение числа меньше единицы говорит о нарушении осанки. 8) Выявление плоскостопия. Оборудование: таз с водой или жидкий вазелин, лист бумаги, карандаш. Мокрой ногой встаньте на лист бумаги. Контуры следа обведите карандашом. Найдите центр пятки и центр третьего пальца. Соедините две найденные точки прямой линией. Если в узкой части след не заходит за линию – плоскостопия нет( смотри рисунок) . Или 1) Измерьте ширину плюсневой части отпечатка ноги в сантиметрах. 2) Измерьте ширину отпечатка стопы в ее средней и пяточной частях. 3) Число, означающее ширину отпечатка стопы в средней части, разделите на число, означающее ширину ее плюсневой части. Результат выразите в процентах. Если полученное процентное соотношение не будет превышать 33% , нога нормальная, плоскостопия нет. left3492500 2. Практическая часть Исследование проходило среди 5- 9 классов Минусинской школы- интерната. Всего обследовано 60 учеников. Из них 30 девочек и 30 мальчиков в возрасте 13- 17 лет. З ам еры антропометрических данных- рост, вес, окружность грудн ой клетки размещены в приложении 1. 1. Определение индекса массы тела. Дефицит массы тела у 20 учеников( 34% ) Нормаль на я масса тела у 35 учеников( 58% ) . Избыточ ная масса тела у 5 учеников( 8% ) . Рис. 4. Девочки: Дефицит массы тела – 13 человек. Нормальная масса тела – 15 человек. Избыточная масса тела – 3 человека. Мальчики: Дефицит массы тела – 7 человек. Нормальная масса тела – 20 человек. Избыточная масса тела – 2 человека. 2. Определение типа телосложения. На основе замеров а нтропометрических данных сделали расчеты по определению типа телосложения согласно р анее описанной методике. Выявили среди сверстников различные типы телосложения. Из общего числа девочек и мальчиков: 20 учеников( 3 4% ) – имеют астенический тип. 38 учеников( 63% ) – имеют нормостенический тип. 2 ученик а( 3% ) – имеют гип ерстенический тип телосложения. Рис. 5. Девочки: Астеники – 10 человек. Нормостеники – 23 человек. Гиперстеники – 1 человек. Мальчики: Астеники – 10 человек. Нормостеники – 15 человек. Гиперстеники – 1 человек. 3. Определение показателя р азвития грудной клетки( ПРГК) . По э тому показателю 25 обучающихся( 42% ) имеют слабое развитие грудной клетки, 30 обучающихся( 50% ) имеют среднее развитие грудной клетки и только 5 человек( 8% ) имеют отличное развитие грудной клетки. Рис. 6. Девочки: Сла бое развитие грудной клетки – 13 человек. Сре днее развитие грудной клетки – 17 человек. Отли чное развитие грудной клетки – 2 человек а. Мальчики: Сла бое развитие грудной клетки – 12 человек. Сре днее развитие грудной клетки – 13 человек. Отли чное развитие грудной клетки – 3 человек а. 4. Определение осанки. Осанка в грудном отделе позвоночника у обучающихся девочек и мальчиков в норме у 47 учеников( 78% ) , сутулость выявлена у 1 3 учеников( 22% ) . Девочки: Нормальная осанка – 23 человека. Сутулость – 6 человек. Мальчики: Нормальная осанка – 24 человека. Сутулость – 7 человек. Рис. 7. 5. Определение плоскостопия. Всего выявлено плоскостопие у 11 учеников( 18% ) , среди них 7 девоч ек и 4 мальчика, а остальные учащиеся не имеют этого отклонения. Рис. 8. 3. Заключение 1. И зучив литературу по данной теме, пришли к выводу, что о дним из важных показателей здоровья является физическое развитие человека. В первую очередь оно оценивается по состоян ию опорно- двигательной системы с помощью антропометрических исследований. Антропометрические исследования включают измерения длины тела( роста) , массы, окружности грудной клетки, осанки, плоскостопия, с тепени разв ития мускулатуры, жизненной ёмкости лёгких и определение гармоничности физического развития. 2. Провели антропометрические измерения учащихся 5 – 9 классов – измерение роста, массы тела, окружности грудной клетки. Рассчитали индекс массы тела, показатель развития грудной клетки. Определили типы телосложения, наличие сутулости и плоскостопия у учащихся нашей школы. 3. Определили уровень физического развития( по индексу массы тела и по типу телосложения) и выяснили что нормальное гармоничное развитие у 60% учащихся. Нормальная осанка у 78% , а нормальная стопа у 82% учащихся. 4. Разработали необходим ые рекомендации, направленные на физическое развитие учащихся. В первую очередь это: - Соблюдать правила здорового питания. - Соблюдать режим дня. - Заниматься спортом. Таким образом, наша гипотеза подтвердилась- в современный условиях существует много факторов отрицательно влияющих на физ ические показатели здоровья, поэтому вероятность 100% здоровых сверстников очень мала. 4. Рекомендации. По типу телосложения. Лицам астенического типа телосложения следует уделить внимание качеству питания, калорийности потребляемой пищи и не забывать о физической нагрузке для развития мускулатуры. Нормостеникам следует следить за массой тела и поддерживать баланс между соотношением роста и веса. Гиперстеникам следует ограничить количество принимаемой пищи, увеличить количество физических нагрузок, например, записаться в секцию активных игр. Это поможет снизить вес, поднять тонус мышц и сосудов и уменьшить нагрузку на сердечно- сосудистую систему. Ежедневно выполн яйте упражнения для поддержания своего здоровья, повторяя каждое движение 8- 10 раз: Поворачивай голову из стороны в сторону, как это делают совы. Приподнимаясь на носки, напряги все тело. Медленно опускаясь на пятки, расслабься. Руки положи на пояс. Плечи прямые. Отведи левую ногу в сторону и стой в такой позе, не напрягая мышц, 10 сек. Ходи на носках, высоко поднимая колени. Руки опусти вдоль тела, плечи прямые. Если сможешь, выполняй это упражнение с книгой на голове. Стань прямо, поворачивая туловище влево, медленно подними руки. Затем медленно опусти их. Тоже повтори в другую сторону. Бедра и ноги в поворотах не участвуют. Так же полезно отжиматься от пола, прыгать на скакалке, приседать. Все эти упражнения укрепляют мышцы и делают наше тело красивым и здоровым. П о исправлению и улучшению осанки. Устранение дефектов осанки должно выполняться не только в комплексе, но и с учетом индивидуальных её нарушений. В комплекс мероприятий по устранению дефектов осанки входит: а) сон на жесткой постели и желательно не на боку; б) правильная и точная коррекция обуви, которая устраняет укороченность одной из ног и компенсирует дефекты стопы – плоскостопие и косолапость( если это имеется) ; в) постоянная двигательная активность, включающая ходьбу до места учебы, прогулки, физические упражнения и т. д. ; г) отказ от вредных привычек, таких как стояние на одной ноге, неправильное положение тела во время сидения( за партой, рабочим столом, дома, в библиотеке) ; д) контроль за правильной и равномерной нагрузкой на позвоночник при ношении рюкзаков, сумок, портфелей и другой клади. Индивидуальный подход к нарушениям осанки требует подбора соответствующих физических упражнений врачом- ортопедом. Но в любом случае следует выполнять ряд гимнастических упражнений на развитие большей подвижности позвоночника( наклоны вперед- назад, влаво- вправо) и укрепление мышц туловища и ног. П о предупреждению и исправлению плоскостопия. Чтобы предотвратить и исправить плоскостопие, нужно в первую очередь уделить внимание обуви: д евушкам отказаться от высокого каблука, а перейти на «ученический» каблук, который не вызывает перераспределения нагрузки в стопе. о бувь должна быть удобной и свободной, не вызывать сдавливания и нарушения циркуляции крови. п ри начальной стадии продольного плоскостопия можно использовать специальные стельки или кусочки кожи, заменяющие стельки. п ри начальной форме поперечного плоскостопия нужно использовать треугольный тампон, который закладывается между большим и указательным пальцами. Иногда используется бинтовая повязка, которая переплетением выправляет пальцы в одну линию( поднимает запа вшие и распрямляет выступающие) . д ля тренировки связочного и мышечного аппарата стопы рекомендуется ходить босиком и выполнять ряд профилактических упражнений, суть которых заключается в раздражении подошвы ног, вызывающем безусловные рефлексы, поднимающ ие свод стопы: Список литературы 1. Добротворский И. Как развить свои физические возможности/ / Воспитание школьников. – 2006. – № 4. – с. 52- 56 https: / / readbookz. net/ book/ 188/ 6809. html Ковалько В. И. , Здоровье- сберегающие технологии – М, : « Вако », 2004, 296с. Колесов Д. В. , Маш Р. Д. Основы гигиены и санитарии: Учебное пособие для 9- 10 кл. сред. ш к. : Факультатив. курс. – М. : Просвещение, 1989. https: / / www. who. int/ childgrowth/ standards/ chts_ bfa_ girls_ z/ ru/ Малахов Г. П. Практическая энциклопедия оздоровления. – Донецк: Сталкер: Генеша, 2007. https: / / psyera. ru/ 3009/ fizicheskoe- razvitie- podrostkovogo- vozrasta Маркосян А. А. Вопросы возрастной физиологии – М. , «Просвещение», 1974, 223 с. Приложения Приложение 1 № ФИ Рост, см Масса тела, кг Индекс массы тела Обхват грудной клетки ПРГК Тип телосло жения Осанка Плоско стопие 1 Арешин Семен 138 41 21, 6 81 58 0, 29 1- 2 Лисиченко Вика 157 42 17, 5 69 43 0, 26 1- 3 Лебедева Катя 155 41 17 78 50 0, 26 1- 4 Бадартинова Эльвира 149 31 13 66 44 0, 26 0, 93- 5 СийдиеваЗарема 163 58 22, 3 81 49 0, 20 1- 6 Сураева Маша 151 45 20 74 47 0, 19 0, 98+ 7 Безобразов Никита 149 34 15 71 47 0, 22 1- 8 Бекешин Богдан 174 46 15, 3 74 42 0, 26 1- 9 Казымова Карина 145 35 16 65 44 0, 24 1- 10 Лесникова Ира 158 67 26 83 52 0, 42 1+ 11 Данилова Даша 154 39 16 71 46 0, 25 1- 12 Савинский Иван 139 28 14, 7 67 48 0, 20 0, 98- 13 Бадартинова Карина 139 29 15, 2 65 38 0, 20 1- 14 Кайдараков Марат 169 48 17, 1 73 43 0, 28 1- 15 Петров Андрей 163 55 20 79 48 0, 33 1- 16 Скромный Никита 169 56 20 83 49 0, 33 1- 17 Филева Диана 158 54 21 78 49 0, 34 1+ 18 Юдин Максим 158 48 19 79 50 0, 30 1- 19 Левчук Миша 168 47 16 77 45 0, 27 0, 9+ 20 Дятлова Алина 144 45 16 70 48 0, 20 0, 93+ 21 Александрова Настя 145 55 26 84 57 0, 37 1- 22 БаяндинаЛюба 150 53 23 75 50 0, 35 1+ 23 Лайтнер Данил 158 45 18 71 44, 9 0, 28 1- 24 Тютин Илья 165 46 16 71 43 0, 27 0, 95- 25 Гельгорн Вероника 162 41 15 71 43, 8 0, 25 1- 26 Кудрявцев Леонид 175 56 18 81 46, 2 0, 32 1- 27 Камарицына Даша 165 55 20 73 44, 2 0, 33 1- 28 Неволин Никита 176 66 20 84 47, 7 0, 37 1- 29 Огородников Алексей 164 45 16 74 45, 1 0, 27 1- 30 Голомедов Алексей 166 53 19 79 47, 5 0, 31 1- 31 Белов Максим 172 57 19 82 47, 6 0, 33 1- 32 Май Данила 174 43 14 77 45, 2 0, 24 0, 91- 33 Малкова Таня 167 57 20 72 43 0, 34 1- 34 Матсапаева Наташа 161 41 18 74 45, 9 0, 25 0, 96- 35 Петрова Элимия 160 52 20 75 46, 8 0, 32 1- 36 Неволин Егор 170 82 28 89 52, 3 0, 48 1, 1+ 37 Селиванов Андрей 183 52 15 75 40, 9 0, 28 0, 95- 38 Андреева Таня 158 59 23 75 47, 4 0, 37 1+ 39 Павлюченко Катя 160 52 20 71 44 0, 32 1- 40 Пятков Максим 175 67 21 84 48 0, 38 1- 41 Здановская Саша 162 61 23 77 47, 5 0, 37 1- 42 Ионов Никита 173 59 19 81 46, 8 0, 34 1- 43 Беляева Настя 162 51 19 0, 31 0, 94+ 44 Марков Рома 174 57 18 85 48, 8 0, 32 0, 93+ 45 Пустовалов Вова 167 54 19 83 49, 7 0, 32 1- 46 Большова Настя 157 50 20 69 43, 9 0, 31 1- 47 Богданов Артём 162 69 26 93 57, 4 0, 42 1- 48 Безобразов Иосиф 183 62 18 81 44, 2 0, 33 0, 98- 49 Гуськова Василина 178 84 27 85 47, 7 0, 47 1- 50 Комиссарук Катя 157 61 24 80 50, 9 0, 38 1- 51 Морозов Кирилл 178 74 24 89 50 0, 41 1- 52 Шукилович Алёна 158 47 18 69 43 0. 27 1- 53 Донец Витя 158 44 18 74 46, 8 0, 27 1- 54 Тоз Ваня 164 49 18 77 46, 9 0, 29 1- 55 Жаникаев Данил 167 54 19 79 47, 3 0, 32 1- 56 Михайленко Рома 166 57 20 78 46, 9 0, 34 1+ 57 Полежаева Вика 161 48 18 73 45, 3 0. 29 1- 58 Зубкова Алёна 152 36 15 64 42, 1 0, 23 0, 94- 59 Горяева Алёна 163 47 17 72 44, 1 0, 28 1- 60 Каткова Аня 162 44 16 67 41 0. 27 1-
- Развитие музыкально-ритмических способностей детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, с нарушенным темпом и ритмом речи в воспитании правильного произношения
- Рекомендации для родителей "Как преодолеть капризы детей"
- Консультация для родителей "Роль семьи в формировании здорового образа жизни"
- Классный час «Знаешь ли ты правила дорожного движения"
- Классный час. Урок безопасности и день знаний 2 класс