a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста

Автор: Бакижанова Бакыт Абдрахмановна Опубликовано: 2022-12-16 19:33:08

Документы для скачивания

Природа — мощный источник познания, которое через общение раскрывает человеку свои тайны и делает его более чувствительным к окружающему миру. Человек — часть природы, интерес ко всему живому заложен в нем с самого рождения, и едва ли не наиболее ярко проявляется в детском возрасте. Дошкольный возраст — важнейший этап в становлении экологического мировоззрения человека, который предусматривает создание предпосылок гуманной взаимодействия с природной средой. Главным условием реализации задач экологического воспитания является создание эколого- развивающей предметной среды, способствующей формированию у дошкольников экологической воспитанности, которая предусматривает приобретение представлений о самоценности и неповторимости компонентов природы, проявление гума нных чу вств к ж ивым существам, овладение умениями чувствовать красоту и любоваться ею, знать правила безопасного поведения в природе. Актуальность темы исследования объясняется тем, что проблемы экологического воспитания подрастающего поколения вышли сегодня на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Деятельность человека в природе нередко бывает безграмотной, неправильной с экологической точки зрения, ведет к нарушению экологического равновесия. Каждый из тех, кто принёс вред природе, когда- то был ребёнком. Поэтому так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, потому что малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Ознакомление детей дошкольного возраста с миром природы является важнейшим средством формирования гармоничной, всесторонне развитой личности, которая обладает знаниями и навыками экологически целесообразного поведения в природе. Методика формирования экологического воспитания младших дошкольников В процессе экологического воспитания детей в детском саду используют различные методы: наглядные( наблюдение, демонстрация) ; практические( игра, труд) ; словесные( рассказы воспитателя, чтение художественных произведений, беседы) и экспериментальные( опыт) . В методике экологического воспитания дошкольников все методы классифицируются на две группы в зависимости от того, знакомятся дети с природой через непосредственный контакт с ней, то есть через общение с реальными объектами природы, или — через ознакомление опосредованным путем( через картину и т. п. ) . К методам, которые обеспечивают непосредственный конта кт с пр иродой, относятся наблюдения, несложные опыты, труд в природе, и игры с природными материалами. Методы косвенного ознакомления с природой — рассказы, чтение художественных произведений, беседы. Наблюдение является основным методом ознакомления детей с природой. Сутью наблюдения является непосредственное, целенаправленное, планомерное восприятие детьми процессов, явлений, объектов окружающего мира с помощью органов чувств. Методу наблюдения принадлежит особая роль в познании детьми природы, поскольку он базируется на чувственном восприятии, обеспечивает живой контакт детей с реальными объектами природы, в результате чего у детей формируются реалистичные представления об объектах природы и связи между ними. Во время наблюдения активно взаимодействуют восприятие, мышление и речь, дошкольники выделяют в предметах и явлениях основные, существенные признаки, устанавливают причинно- следственные связи, зависимости. Во время наблюдения за растениями, животными и явлениями природы целесообразно придерживаться следующей схемы: – Оценка эстетического вида и особенностей строения. – Требования к условиям жизни. – Значение для природы и человека. Интересная и полезная форма работы — это привлечение дошкольников к систематическим наблюдениям и сравнениям. Например, после появления нового листочка, бутона, цветка можно предложить воспитанникам «сфотографировать» растение. Дети рисуют растение с натуры. Через некоторое время нужно сравнить растение с «фотографиями» и определить произошедшие изменения. Это стимулирует наблюдательность, внимательность к деталям, способствует сенсорному воспитанию[ 1] . Метод демонстрации заключается в показе детям натуральных предметов или их изображений( картин, диапозитивов, кинофильмов) . Демонстрацию используют для уточнения, обобщения и систематизации знаний детей о предметах и явлениях, формирования представлений о недоступных для непосредственного восприятия объектов. Рассказ обогащает ребенка разнообразными впечатлениями, влияет на его ум, чувства, воображение. Рассказ воспитателя должна иметь четко определенную тему, художественную форму, быть динамичным, основываться на близких и интересных для детей фактах. Чтение( слушание детьми) произведений художественной литературы способствует расширению знаний дошкольников о предметах и явлениях, формированию художественных вкусов, возникновению сопереживания. Беседу используют для обобщения и систематизации знаний. Участвуя в беседе, ребенок должен знать, о чем идет речь, уметь включаться в диалог, поддерживать и развивать его, слушать и понимать собеседника, управлять своим вниманием и др. Игра предусматривает применение в обучении элементов игровой деятельности, в результате чего дидактическая задача становится более понятной, доступной и привлекательной для ребенка, а процесс обучения — интересным. Дидактические игры с комнатными растениями могут быть использованы на занятиях по математике. Например, при ознакомлении с величиной: широкий/ узкий, большой/ маленький( листья фуксии, традесканции) — игра «Найди по описанию») ; высокий/ низкий( примула и бальзамин) ; количеством( стеблей, цветков) ; формой( длинная, круглая) и т. д. Также сюжетные дидактические игры используют на занятиях по ознакомлению с окружающей средой и развитию речи( «Магазин цветов», «Путешествие в магазин», «Цветок, цветок, где твой дом? », «Посади цветок». Интересной и нетрадиционной формой работы является организация и проведение творческих игр «Путешествие на родину комнатных растений». Дети узнают об условиях жизни растений на их родине, особенности природных факторов, которые являются оптимальными для жизни и роста растений. Для проведения такой работы нужно разместить растения так, чтобы создать модель природной группировки растений, а также использовать картины с изображением природных зон. Работа в природе рассматривается как один из основных методов ознакомления дошкольников с природой. В процессе труда дети наиболее убедительно и наглядно убеждаются в связи между условиями для растений и их развитием. Дошкольники овладевают новыми приемами обследования, учатся отличать культурные растения от сорняков. Опыт определяется как способ материального воздействия человека на объект с целью изучения этого объекта, познание его свойств. Другими словами, это наблюдение со специально созданными условиями. Формы ознакомления детей дошкольного возраста с природой. а) занятия; б) экскурсии в) прогулки; г) работа в повседневной жизни. Начальным звеном общей концепция непрерывного экологического образования является сфера дошкольного воспитания. В младшей группе детского сада дети учатся: определять характерные признаки растений и животных, сравнивать их по этим признакам, объединять их в группы, устанавливать простые причинно- следственные связи между явлениями. В ходе экологического воспитания детей младшей группы используют различные методы: наглядные( наблюдение, демонстрация) ; практические( игра, труд) ; словесные( рассказы воспитателя, чтение художественных произведений, беседы) и экспериментальные( опыт) . Формы ознакомления детей младшей группы с растениями: занятия, экскурсии, прогулки, работа в повседневной жизни. Литература: Гончарова, Е. В. Технология экологического образования детей второй младшей группы ДОУ: учебное пособие/ Е. В. Гончарова, Л. В. Моисеева. – Екатеринбург: [ Центр Проблем Детства] , 2002. – 192 с. Дрязгунова, В. А. Дидактические игры для ознаком ления дошкольников с растениями/ В. А. Дрязкунова. – М. : Просвещение, 1981. – 80 с. Иванова, А. И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников/ А. И. Иванова. – М. : ТЦ Сфера, 2009. – 80 с. Зебзеева, В. О формах и методах экологического образования дошкольников/ В. Зебзеева/ / Дошкольное воспитание. – 1998. – № 7. – С. 45- 49. Фокина, В. Г. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста[ Электронный ресурс] / В. Г. Фокина, О. М. Газина. – Режим доступа: http: / / fictionbook. ru/ static/ trials/ 09/ 74/ 11/ 09741121. a4. pdf Масленникова, О. М. Экологические проекты в детском саду/ О. М. Масленникова, А. А. Филиппенко. – М. : Учитель, 2012. – 232 с. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического обра зования детей: учебное пособие/ С. Н. Николаева. – М. , 2005. – 336 с.

Оставить комментарий: