Занимательные уроки
Документы для скачивания
Тема. «Как жить экологично в мегаполисе» Цель занятия – сформировать ответственное отношение школьников к состоянию окружающей среды и своего здоровья, стимулировать их применять экологичные привычки в повседневной жизни. Задачи: • Раскрыть для учащихся такие понятия, как загрязнение окружающей среды, экослед и экологичный образ жизни. • Познакомить учащихся с вариантами п олезных и выгодных экопривычек, основанных на таких принципах, как разумное потребление, повторное использование, совместное использование, энер го/ водосбережение, переработка, здоровый образ жизни и др. • Показать альтернативу обычным социа льным сценариям и поведенческим установкам. • Научит ь ребят анализировать, мыслить сам остоятельно и выбирать наиболее экологичные сценарии своего поведения. • Вдохновить учащихся на активное внедрение экопривычек в свою жизнь и участие в экопроектах. Учитель: Ребята, здравствуйте! У нас с вами се годня необычныи ̆ урок, мы будем говорить о будущем каждого из нас. ( с лайд 1) . - Что вы видите на слайде 2? Ученики отвечают. Учитель: Да, это планета Земля. И это наш общии ̆ дом. Мы здесь все живем. Земля дает нам все необходимое для жизни – природные ресурс ы, из которых мы строим здания, создаем технику, вещи, еду и производим энергию. Учитель: ( слайд 3) Людеи ̆ на планете становится все больше( 7, 5 миллиардов) и с ра звитием науки и технологий нам требуется все больше природных ресурсов. С каждым днем все острее встает вопрос о благоп олучии человечества в будущем. Сейчас человечество потребляет больше ресурс ов, чем Земля может восстановить. Мы потребляем ресурсы и загр язняем воздух, воду, почву. Качество воздуха ухудшается, в частности из- за чего? . . . . . из- за увеличения кол ичества автомобилеи ̆ в городах и из- за снижения ………… коли чества деревьев вокруг городов. Лес вырубается для чего? …. под строительство дорог, для производства бумаги, которую мы не всегда разумно потребляем. По слайду 3 В 138 городах( 57% населения РФ) степень загрязнения воздуха оценивается, как «очень высокая» и «высокая». Почему загрязняется воздух? Потому что увеличивается количество машин, фабрики и заводы выбрасывают в воздух большое количество вредных веществ и т. д. Из- за того, что вырубается лес, численность диких животных сокращается. В России ежегодно образует ся 57 миллионов тонн отходов от населения. То есть один житель нашеи ̆ страны производит в среднем около 470 кг мусора в год. На сегодняшнии ̆ день более 93% этих отходов размещается на свалках( слайд 4) , что приводит к серьезному загрязнению токсичными веществами воды, почвы и воздуха. И только 7% подвергается переработке. Государство реализует программу переработки, но очень медленно. Нужны наша помощь и участие в сортировке отходов. - что значит жить экологично? Слайд 5. Жить экологично это значит найти способ жить комфортно без вреда для окружающей среды и своего здоровья. Например: - не мусорить- не курить- не выливать грязную воду в речку и другие примеры…. Ещё: Закрывать кран с водой, выключать свет, пользоваться экологической посудой, не выбрасывать старые вещи. Слайд 6 Е сли каждыи ̆ человек в с воеи ̆ жизни будет следовать целям по сохранению ресурсов нашей земли, то его образ жизни можно будет назвать эко логичным. Для того чтобы жить экологично, не нужно никаких суперспособностеи ̆. Достаточно научиться оценивать свои действия с точки зрения вреда/ пользы для себя лично и для природы и обзавестись экопривычками. Например: закрывать кран когда чистишь зубы, выключать свет и электроприборы, когда они нам не нужны, отдавать вещи другим людям, а не выбрасывать их в мусор. Польза экопривычек по слайду 7. Учитель: Сейчас мы сыграем с вами в игру «Выгодные экопривычки » слайд 8, которая сможет подарить вам много новых, интересных и полезных привычек, которые вы сможете использовать в своеи ̆ жизни. Сейчас я раздам вам карточки с разными привычками – часть из ни х позволяет человеку уменьшать его экологическии ̆ след. То есть, если человек в ыполняет эти действия, то он меньше потребляет природных ресурсов, меньше загрязня ет воду, воздух, почву и меньше оставляет после себя мусора, другими словами – снижает свой экослед. Ваша задача отделить эти экологичные привычки от неэкологичных. Учитель раздает карточки привычек( по 24 на каждую группу) . Учащиеся выполняют задание. Учитель: Время вышло. Теперь давайте проверим, что у вас получилось. Слайд 8. Пусть каждая группа по очереди назовет те привычки, которые она считает экологичными. Учитель: Теперь с помощью экопривычек мы постараемся решить разные проблемы, которые возникают в нашем городе. Учитель раздает карточки «Проблемы», слайд 9 к этим проблемам нужно подобрать экопривычки: Как можно уменьшить количество мусорных свалок. ( с лайд 10) Какие привычки помогут уменьшить загрязнение воздуха в городе? ( слайд 11) Как можно сохранить воду чистой? ( слайд 12) Учитель: Мы с вами разобрали всего три пробле мы, но очевидно, что таких проблем очень много. А теперь давайте попробуем убедиться в том, что экоприв ычки позволяют не только решать экологические проблемы, но и приносят выгоду тем, кто им следует. Для этого выполним еще одно задание нашеи ̆ игры. Сейчас я раздам карточки с выгодами: ( слайд 13- 16) «Экономия денег», «Сохранение здоровья», « Положительныи ̆ имидж». Разложите карточки привычек в соответствии с тем, какие выгоды они дают. Ребята выполняют задание. Учитель: Ну что ж, ребята, мы сегодня узнали, что значит жить экологично и зачем это нужно. Чтобы ничего не забыть, я предлагаю вам сложить карманную книже чку( слайд 17) В неи ̆ же будет и ваше домашнее задание. Учитель раздает заготовки и объясняет, как сложить книжечку. Слайд 22. Учитель: Обзаводитесь экопривычками и рассказывайте о них родным и друзьям. Экологичнои ̆ вам жизни, друзья!
Тема: Раздельный сбор и вторичная переработка мусора. Цель урока – знак омство обучающихся с принципами раздельного сбора мусора и вторичной переработкой бытовых отходов. Задачи Уточнить представления детей об источниках возникновения мусора. Развивать потребность соблюдения чистоты на улицах города, дома, в школе, в общественных местах. Развивать умение логически мыслить, делать выводы, развивать коммуникативные умения. Активизировать словарный запас за счёт правильного использования слов( загрязнение, ядовитые вещества, отходы, металлолом, макулатура, бытовые отходы, стеклотара, пластмасса и т. д. ) . Показать влияние мусора на окружающую природу и жизнь человека. Оборудование: ПК, презентация, проектор, мультимедийная доска. Ход занятия: I. Организационный момент. Приветствие детей. Учитель: Я очень рада сегодня вас всех видеть. С егодня у нас экологический урок на тему «Раздельный сбор и вторичная переработка мусора»- К ак вы думаете, о чём будем говорить на уроке? ( ответы детей) - Будем говорить о мусоре, о его переработке и сборе. II. Актуализация знаний. Учитель: Ч то же такое мусор? ( ответы детей) . Учитель: М усор – это нечто неприятное, плохо пахнущее, неинтересное, не нужное. Или Мусор это отходы человеческой деятельности. Давайте выясним( слайд 2) : – Как у вас дома появляется мусор? ( ответы детей- мусор появляется от продуктов питания, бытовы е отходы, неиспользованные или сломанные вещи, строительные отходы) – Сколько раз в день вы выносите мусорное ведро или пакет, куда? ( мусоропровод, ведро, бак) – Куда, по вашему мнению, вывозят мусор? ( на полигон или свалку) Слайд 3 – картинки. В настоящее время на каждого жителя нашей планеты прихо дится в среднем около 1 т мусора в год, и это не считая миллионов изношенных и разбитых автомобилей. Каждый российский горожанин ежегодно «производит» 300 кг твёрдых бытовых отходов. И это число с каждым годом увеличивается. Как вы думаете почему? ( ответы детей) . Слайд 4, 5. Причины увеличения количества отходов( читаем) Давайте вспомним круговорот веще ств в пр ироде и нарисуем его схему( СЛАЙД 6) : растения – животные – мертвые остатки растений и животных – перегной – микроорганизмы – соли в почве. Посмотрите на схему, в ней есть отходы, мусор? – Вы видите, что в природе отходов нет. А в нашей повседневной жизни отходы, мусор б ывают и их очень много. Они лежат в земле, хранятся годами, гниют. На свалках их сжигают. Посмотрите на СЛАЙД 7 – время гниения и разложения бытовых отходов: На сегодняшний день загрязнение планеты мусором стало одной из глобальных экологических проблем. - Как вы думаете, что надо делать с мусором? ( ответы детей) Во всех странах состав мусора довольно близкий, его главные составляющие- бумага, стекло, органические остатки( пищевые и садовые отходы) , пластмассы, ткани, металлические предметы. Кроме всего этого, в ТБО входит крупногабаритный мусор( старая мебель, вышедшие из строя холодильники, стиральные машины, автомобильные шины и др. ) . В целом переработка мусора не составляет проблемы, и это достаточно выгодное дело. Так, из макулатуры получают новую бумагу, из автомобильных шин- крошку, которая незаменима в составе покрытий для спортивных площадок. Орга нические от ходы используют для производ ства удобрения, повышающие плодородие почв, пла стики прессуют и из них дела ют скамейки и тазики. И тем не менее проблема мусора остается главной проблемой во многих странах, особенно в России. СЛАЙД 8. Есть три основных варианта обращения с мусором: Захоронение. Это самый антиэкологичный вариант. При обычной свалке из неё вытекают токсичные инфильтрационные воды, а в атмосферу попадает метан Сжигание. При сжигании мусора на мусоросжигающих заводах удаётся уменьшить их объем и получить некоторое количество энергии. 1 т мусора может дать 400 КВт- час. Однако даже при самой совершенной технологии сжигания эти заводы загрязняют атмосферу. Сортировка и переработка. Это самый экологичный вариант обращения с мусором, при котором не увеличивается их объем и снижается расход первичных ресурсов. Перерабатывать мусор выгодно, на вторичное сырьё- бумагу, стекло, пластик, алюминий, цветные металлы и др. - всегда есть спрос. Мусор сортируют по группам: стекло к стеклу, бумагу к бумаге, пластмассу к пластмассе, пищевые отходы к пищевым. Переработка – это самый экологически грамотный и рациональный вариант обращения с отходами, при котором не увеличивается их объём, а, наоборот, уменьшается. Для переработки отходов строят мусороперерабатывающие заводы. СЛАЙД 9. Но кроме бумаги, стекла, пластика, и других ненужных вещей, бывают ещё и опасные отходы: СЛАЙД 10 Использованные батарейки, аккумуляторы; Автопокрышки; Ртутные градусники; Люминесцентные лампы; Лекарственные препараты; Компьютеры, вышедшие из строя; Химикаты, используемые в садоводстве; Лакокрасочные изделия; Полиэтилен. Угроза этих отходов заключается в высокой токсичности. Попадая на свалку, они отравляют почву и водоемы в радиусе десятков километров вокруг. - Как вы дома собираете мусор? ( ответы детей) . - Правильно ли мы делаем, что складываем весь мусор в один пакет? Бак? ( ответы детей) . - нет не правильно. А как нужно делать правильно? - Мусор надо сортировать! ! СЛАЙД 11 В сортировке отходов есть и финансовая выгода для населения. Отсортировав отходы дома, можно сдать макулатуру, металлолом или стеклотару в ближайший пункт приема. За вторсырье заплатят деньги, пусть и небольшие. Стоимость 1 килограмма сданного мусора: – бумага – от 5 до 40 рублей; – жестяные банки – от 45 до 50 рублей; – стекло – от 3 до 5 рублей. - итак, какая схема у нас получилась? СЛАЙД 12 Мусорное ведро( пакеты) – мусорные баки – мусоровоз – мусоросортировочный цех – досортировка – переработка – вторичное производство. СЛАЙД 13 О пасные отходы попадают на специализированные предприятия, где уничтожаются, не нанося вред окружающей среде, людям, животным, растениям. СЛАЙД 14 Отходы, не пригодные для повторной переработки, сжигают или доставляют на полигон для захоронения. При захоронении чередуют отходы и земляное покрытие, чтобы обеспечить перегнивание. - сейчас мы с вами поиграем! Дидактическая игра «Сортируем мусор». – А легко ли на самом деле сортировать мусор? Давайте и мы попробуем. Мы с вами сейчас научимся сами сортировать наш бытовой мусор. Перед вами на столе стоят четыре контейнера разного цвета( каждый для определенного вида отходов) и большой пакет с мусором. Задание: рассортируйте мусор по определенным контейнерам в зависимости от типа материала. 1 контейнер( синий) – для отходов из стекла( стеклянные бутылки и банки, зеркала, лампочки) . 2 контейнер( желтый) – сюда учащиеся отправят предметы из пластика и полиэтилена( стаканчик от йогурта, шариковая ручка, пластиковые бутылки, полиэтиленовые пакеты, сломанные игрушки) . 3 контейнер( серый) – для твердых бытовых отходов( ТБО) . Это пищевые отходы и те отходы, которые не идут на переработку. 4 контейнер( зеленый) – в этот контейнер учащиеся должны выбрать и отправить изделия из картона и бумаги( коробки от бытовой техники, упаковки от чая, фантики от конфет, газеты и журналы, старые тетради, салфетки) . – Мы с вами убедились на личном опыте, что сортировать бытовые отходы совсем несложно, а польза для ок ружающей среды огромная! Каждый из нас может что- то сделать, чтобы помочь нашей планете. Не обязательно делать всё и сразу, можно начать с малого. Помните, сколько людей на планете? Даже самое маленькое действие каждого жителя планеты очень важно. Вредные привычки можно изменить на полезные. Тогда мы сможем сохранить здоровье! Подведение итогов: О чем сегодня говорили на уроке? Что нового и интересного узнали? Что вам понравилось и запомнилось?
- Развитие музыкально-ритмических способностей детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, с нарушенным темпом и ритмом речи в воспитании правильного произношения
- Рекомендации для родителей "Как преодолеть капризы детей"
- Консультация для родителей "Роль семьи в формировании здорового образа жизни"
- Классный час «Знаешь ли ты правила дорожного движения"
- Классный час. Урок безопасности и день знаний 2 класс