a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Проект Тема: «ОРИГАМИ И МАТЕМАТИКА»

Автор: Михендеева Ксения Владимировна Опубликовано: 2022-12-18 16:50:57

Документы для скачивания

Давно смотрю влюбленными глазами

На древнее искусство – Оригами.

Здесь не нужны волшебники и маги,

Здесь нечего особенно мудрить,

А нужно просто взять листок бумаги

И постараться что – ни будь сложить.

 

 

Актуальность проекта

 

Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требование к обновлению, содержание дошкольного образования очерчивает ряд достаточно серьезных требований к познавательному развитию дошкольников. В связи с этим меня заинтересовала проблема: как обеспечить математическое развитие детей, отвечающее современным требованиям и подготовить к обучению в школе.

Непременным условием развития математических представлений детей является обогащённая предметно – пространственная среда. Это, прежде всего, наличие интересных развивающих игр, разнообразных игровых материаловзанимательный математический материал. Основная цель использования занимательного материала – формирование представлений и закрепление уже имеющихся знаний. При этом непременном условии является применение воспитателем игр и упражнений для активного проявления познавательной самостоятельности у детей (стремление и умение познавать, осуществлять результативные мыслительные операции). Занимательные по содержанию, направленные на развитие внимания, памяти, воображения, эти материалы стимулируют проявления детьми познавательного интереса. Естественно, что успех может быть обеспечен при условии личностно ориентированного взаимодействия ребёнка со взрослым и другими детьми.

Для того чтоб математика стала детям интересна и увлекательна, решила показать ее «творческую сторону».

Математика интересная, творческая наука и при помощи оригами из листа обычной бумаги можно не только творить самые невероятные вещи, но и делать различные геометрические построения без циркуля и линейки. Поэтому тема моего проекта: «Оригами и математика».

Японская пословица гласит:

«Расскажи мне - я услышу.

Покажи мне – я запомню.

Дай мне сделать самому,

Я – пойму!»

1Цель – всестороннее интеллектуальное развитие математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе использования модульного оригами.

 Задачи:

  • Познакомить детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.).
  • Научить ребенка общаться с бумагой.
  • Развивать глазомер при работе с бумагой.
  • Научить ребенка аккуратно из квадрата складывать различные базовые формы оригами, четко следуя основным правилам.
  • Научить проговаривать свои действия при работе с бумагой, используя специальную терминологию.
  • Развивать мелкую моторику пальцев.
  • Обогащать словарный запас детей.
  • Активизировать мыслительную деятельность.
  • Развивать конструктивное мышление детей, их творческое воображение, художественный вкус.
  • Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
  • Воспитывать интерес к искусству оригами.
  • Расширять коммуникативные способности детей путем создания игровых ситуаций.
  • Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.

Методы, используемые на занятиях кружка: - беседа, рассказ, сказка;

- рассматривание иллюстраций;

 - показ образца выполнения последовательности работы, интеграция образовательных областей в соответствии с федеральными государственными требованиями.

Форма занятий – тематическая совместная деятельность

Ожидаемые результаты: При успешном освоении Проекта достигается следующий уровень развития интегративных качеств ребенка:

– улучшает свои коммуникативные способности и приобретает навыки работы в коллективе.

 – овладевает различными приемами работы с бумагой;

 – знает основные геометрические понятия и базовые формы оригами;

 – умеет работать по правилу и образцу, слушать взрослого и следовать устным инструкциям;

 - способен предложить собственный замысел и воплотить его в изделия оригами и композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;

 - ориентируется в окружающем пространстве и на плоскости;

 - формируются мелкая моторика рук и глазомер, художественный вкус, творческие способности и фантазия;

 - владеет навыками культуры труда.

Продолжительность: долгосрочный (сентябрь2021г.  – декабрь 2021 г.)

Новизна: усовершенствование форм и методов формирования элементарных математических представлений детей, посредством использования занимательного математического материала во всех видах образовательно-воспитательной деятельности.

Виды образовательной деятельности: познавательная, социально-коммуникативная, физическая, художественно-эстетическая.

Практическая значимость: предлагается система разработок занимательного материала с математическим содержанием (дидактические и подвижные игры, формы народного и художественного слова, занятий, развлечений, который педагоги и родители могли бы использовать в работе с детьми.

 

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ

 1 этап – организационно – диагностический

 Цель: Мониторинговые, диагностические исследования и определение перспектив. Установление партнёрских отношений педагогов, родителей, детей, создания единого социокультурного пространства. Составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий. Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с детьми и родителями, выбор оборудования и материалов.

2 этап – формирующий

 Цель: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами, непосредственно реализация самого проекта, в рамках которого велась работа по трем направлениям: работа педагогов с детьми, работа детей и родителей, работа педагогов и родителей. С детьми проводили занятия по проекту, была организована совместная и самостоятельная деятельность детей по ознакомлению с основами математического воспитания.

3 этап-обобщающий

Цель: Анкетирование родителей и диагностика уровня сформированности математических знаний детей. Анализ и подведение итогов работы. Третий этап включает в себя презентацию проект.

 

 

СЕНТЯБРЬ

№ недели

Тема

Цель

Содержание работы

1-ая

«Удивительный мир «Оригами»».

Расширять знания детей об истории возникновения искусства «оригами». Закрепить смысловое значение слова оригами. Развивать желание овладеть разными приемами моделирования в «оригами».

Беседа о истории «оригами», Рассматривание мини-выставки предметов, сложенных по принципу «оригами».

2-ая

«Условные обозначения».

Продолжать знакомить детей с основными условными обозначениями в «оригами». Развивать умение ориентироваться по схеме, с помощью условных знаков. Обучать детей работе по инструкции.

Рассматривание рисунков-чертежей с условными обозначениями, Д/и «Прочитай» схему».

3-я

«Математические термины в «оригами»».

Закрепить представление о математических терминах, наиболее часто встречающихся в «оригами»: точка, отрезок, угол, сторона, линия сгиба и т.д. Закреплять умение различать прямой, острый, тупой углы. Продолжать формировать начальные чертежные навыки.

Рассматривание основных базовых форм «оригами», Д/и «Найди острый(тупой, прямой) угол».

4-ая

«Основные приемы моделирования в «оригами»».

Продолжать знакомить детей с основными простейшими приемами моделирования в «оригами». Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги. Стимулировать развитие схематического мышления.

Рассматривание и «чтение» технологических карт .Д/и «Определи, где находится?»

 

 

ОКТЯБРЬ

№ недели

Тема

Цель

Содержание работы

1-ая

«Простые базовые формы в «оригами».

Уточнить представления о простых базовых формах в «оригами»: «треугольник», «прямоугольник», «воздушный змей», «конверт». Закрепить умение моделировать их с помощью технологических карт. Упражнять в обследовании простых базовых форм.

Работа с технологически ми картами «Моделирование базовых форм «треугольник», «прямоугольник», «воздушный змей», «конверт». Д/и «Узнай и назови базовую форму».

2-ая

«Сравнение базовых форм: «треугольник», «прямоугольник», «воздушный змей», «конверт».

Учить детей сравнивать простые базовые формы между собой, находить сходства, различия в внешнем виде, в их моделировании. Закреплять и расширять представления о геометрических фигурах и их свойствах посредством базовых форм. Развивать умение работать по инструкции.

Д/ игры: «Сравни фигуры», «Сравни базовые формы».

3-я

«Знакомство с базовой формой «рыба».

Познакомить с базовой формой «рыба». Учить моделировать базовую форму «рыба» на основе базовой формы «треугольник». Учить расправлять треугольники, образовавшиеся перпендикулярно плоскости. Закреплять умение определять направление линий сгиба.

Чтение технологической карты «Моделирование базовой формы 2рыба»», Д/и «Раздели фигуру на части».

4-ая

«Моделирование пингвина».

Учить моделировать пингвина на основе базовой формы «рыба». Продолжать учить определять и называть острые, тупые, прямые углы. Развивать умение сосредотачиваться на процессе моделирования.

Работа с технологически ми картами «Моделирование пингвина»., «Моделирование базовой формы «рыба».

Д/и «Сравни углы фигур».

 

 

НОЯБРЬ

 

№ недели

Тема

Цель

Содержание работы

1-ая

«Моделирование

пескаря».

 

Учить моделировать пескаря на

основе базовой формы

«рыба». Продолжать учить

определять и называть острые,

тупые, прямые углы. Развивать

умение сосредотачиваться на

процессе моделирования.

Развивать глазомер, мелкую

моторику пальцев рук.

 

Работа с технологическими

картами.

«Моделирование базовой

Формы «рыба»,

«Моделирование пескаря».

Д/и «Сравни треугольники».

 

2-ая

«Моделирование

акулы».

 

Учить моделировать акулу на

основе базовой формы

«рыба». Продолжать учить

определять и называть острые,

тупые, прямые углы. Развивать

умение сосредотачиваться на

процессе моделирования.

Развивать глазомер, мелкую

моторику пальцев рук.

 

Работа с технологическими

картами.

«Моделирование базовой формы «рыба»,

«Моделирование акулы».

Д/и «Сравни треугольники».

 

3-я

«Моделирование

поросенка».

 

Учить моделировать поросенка

на основе базовой формы «прямоугольник». Упражнять в

умении правильно употреблять

наречия «наружу», «внутрь»,

«слева-справа». Развивать

абстрактное воображение,

ассоциативное мышление,

образную память.

 

Моделирование

поросенка по технологическим картам,

Д/и «Определи, где находится предмет?»

 

4-ая

«Сравнение

базовых форм:

«треугольник» и «прямоугольник».

Учить детей сравнивать

базовые формы между собой,

находить сходства, различия в

внешнем виде, в их

моделировании. Закреплять и

расширять представления о

геометрических фигурах и их

свойствах посредством базовых

форм. Развивать умение

работать по инструкции.

 

Д/ игры: «Сравни фигуры»,

«Сравни базовые формы».

 

 

ДЕКАБРЬ

 

 

№ недели

Тема

Цель

Содержание работы

1-ая

«Моделирование базовой формы квадрат»

Познакомить детей с базовой

формой «квадрат». Учить

моделировать базовую форму

«квадрат» по технологической

карте. Учить детей

самостоятельно разбирать

модель, и зарисовывать схему

моделирования. Развивать

чертежные способности.

 

Моделирование по

Технологической карте, Д/и

«Нарисуй схему моделирования»

 

2-ая

«Базовая форма

«двойной

треугольник».

 

Познакомить с приемами

моделирования базовой

формы «двойной

треугольник». Познакомить с

новыми = условным

обозначением - перевернуть  фигуру. Раскрыть понятие

точка пересечения. Развивать

моторику пальцев рук.

 

Моделирование

базовых форм

«двойной треугольник»,

Д/игра «Какая спряталась

фигура?»

 

3-я

«Моделирование

корзинки».

 

Продолжать знакомить с

приемами моделирования

базовой формы «двойной

треугольник». Учить

моделировать корзинку на

основе базовой формы

«двойной

треугольник». Закрепить понятие точка пересечения. Развивать

моторику пальцев рук.

 

Продолжать знакомить с

приемами моделирования

базовой формы «двойной

треугольник». Учить

моделировать корзинку на

основе базовой формы

«двойной

треугольник». Закрепить понятие «Моделирование

точка пересечения. Развивать

моторику пальцев рук.

 

4-ая

«Моделирование

елочки».

 

Познакомить с приемами

моделирования елочки на

основе базовой формы

«двойной треугольник».

Упражнять в сравнении фигур

по величине. Закреплять

пространственные отношения:

между, вверху, внизу. Развивать

глазомер.

 

Д/и «Сравни фигуры по

величине»,

моделирование елочки по

технологическим картам.

 

 

 

Литература.

  1. Оригами и развитие ребенка. Т. И, Тарабарина (ооо «Академия

развития». Ярославль 1996г.

  1. Статья из журнала «Дошкольная педагогика» 2010г. №3. «Использование

модульного оригами в математическом развитии детей старшего

дошкольного возраста».

  1. Волшебный мир оригами. Сунбоук Смит (Харьков 2007г.)
  2. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. А. А.

Смоленцева, О. В, Суворова (Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС»

2003г.

 

Оставить комментарий: