ПРОЕКТ ТЕМА: «Обучение грамоте»
Документы для скачивания
Возраст: дети подготовительной к школе группы
Участники проекта: дети, воспитатель
Тип проекта: учебно - игровой
Продолжительность: долгосрочный (1 год)
По числу участников проекта: групповой
Сроки реализации проекта: сентябрь – май 2023 год
Актуальность
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи. Формирование у детей грамматики является необходимой базой для всего последующего образования. Но с каждым годом увеличивается число детей, у которых проявляются нарушения речи, чтения. Они испытывают большие трудности в осуществлении звукового анализа и синтеза слов, плохо запоминают буквы, искажают слоговую структуру слова. Несовершенство зрительного, пространственного и фонематического восприятия также затрудняет формирование навыков чтения и письма. Поэтому задача дошкольного учреждения - воспитать у детей качества речи, способствующие успешному овладению ими устной и письменной речью в начальной школе, а лучше всего в данном возрасте усваивается информация, преподнесенная в игровой форме, поэтому проект: игра – как средство обучения грамоте, на наш взгляд, актуален.
Цель проекта: Формирование у детей подготовительной группы основ грамматики русского языка.
Задачи проекта:
- Учить детей правильно артикулировать звуки речи в различных позициях
- Формировать умение различать понятия «звук», «гласный звук», «согласный звук», «твердый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «предложение» и др.
- Развивать фонематический слух и восприятие, закреплять навык правильного звукопроизношения и звукобуквенного анализа
- Выработка навыков составления и чтения слогов, слов
- Учить детей элементарным навыкам письма и чтения
- Учить отвечать на вопросы полным предложением, делать выводы
- Обогащать словарь детей
- Воспитывать любознательность, творческую активность, воспитание навыка самостоятельной деятельности.
Для реализации проекта использовались методы:
Словесный – объяснение, чтение, рассказ, словесные игры, прослушивание стихотворений о букве.
Наглядный – наблюдение за показом написания букв, показ звукового анализа с использованием цветных кругов. Рассматривание картинок, альбомов, графических изображение букв.
Практический – дидактические игры по обучению грамоте и развитию речи. Составление схемы слова с использованием цветных кругов, схем предложений с помощью счетных палочек.
Взаимодействие с родителями
- Семинар-практикум «Играем-грамоте обучаем».
- Консультации «Умеете ли вы играть с детьми?», «Как научить ребенка проигрывать».
- Памятки родителям «Дидактическая игра», «Шпаргалка для родителей по обучению грамоте детей», «Умеет ли это ваш ребенок?», «Звуко-слоговой анализ и синтез слов».
- Акция «Моя игра» (совместное с детьми изготовление или приобретение дидактической игры, обучение своего ребенка правилам игры, формирование умения у ребенка самостоятельно организовать игру дома с членами семьи, а затем детьми в группе).
- Проведение игр по обучению грамоте с детьми в домашних условиях с учетом желания ребенка.
- Помощь в материально-техническом оснащении проекта (изготовление и приобретение готовых настольно-печатных дидактических игр, материала для проведения дидактических игр и др.).
Этапы работы над проектом
I ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
Цель: организация деятельности участников проекта для определения его содержания и реализации.
Направление деятельности: информационно-методическое
- Создание учебно-методической базы для успешной реализации проекта.
Разработка учебно-методического комплекта:
- подборка игр и упражнений;
- подготовка демонстрационного и наглядного материала;
- разработка методических рекомендаций к проведению консультаций с
родителями.
Направление деятельности: мотивационно-целевое
- Стимулирование мотивации деятельности участников проекта.
- Выявление уровня интереса и знаний детей по предмету «подготовка к
обучению грамоте».
Форма организации:
- Игровые задания на выявления творческих способностей детей.
- Наблюдения за детьми в процессе продуктивной деятельности.
II ЭТАП – ОСНОВНОЙ
Цель: организация комплексной работы по реализации задач проекта.
Направление деятельности: познавательное
Форма организации:
- Беседы с детьми.
- Создание проблемных ситуаций.
- Дидактические игры и упражнения.
- Консультирование родителей
- Направление деятельности: практико-ориентированное
- Форма организации:
- Развивающие занятия (решение проблемных ситуаций, работа в парах, игры,
направленные на:
- развитие навыков звукового анализа и синтеза;
- умение составлять прямые и обратные слоги;
- умение детей делить слова на слоги;
- умение составлять предложения, объединенные тематически;
- воспитание речевого внимания;
- развитие речевого аппарата, отработку дикции;
- совершенствование навыков звукового анализа и синтеза;
- закрепление умения детей выделять заданный звук из состава слова, различать
согласные звуки по твердости-мягкости, глухости-звонкости.
III ЭТАП – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
Цель: создание условий для самовыражения и воплощения собственного
замысла в творческой работе.
Направление деятельности: практическое
Форма организации:
- Работа над выставкой «Разноцветный алфавит»
- Фотоальбом проделанной работы.
Практическое планирование
Месяц |
Тема |
Цель |
Сентябрь 1 неделя |
Устная и письменная речь. Предложение. |
Дать представления о понятиях: «речь письменная» и «речь устная». Познакомить с предложением, его графическим изображением – схемой. |
2 неделя |
Предложение. Слово. |
Учить правильно высказывать свои мысли, отвечать на вопросы. Оформлять свои мысли с помощью предложений. |
3 неделя |
Предложение. Слово. Слог. |
Учить составлять предложения, определять в них количество слов. Классификация слова, обозначающие животных, птиц и т.д. |
4 неделя |
Слог. Ударение. Ударные и безударные слоги. |
Отработать навыки составления предложений. Научить делить слова на слоги. Познакомить с понятием «ударение». |
Октябрь 1 неделя |
Звуки в окружающем мире. Звуке в речи. |
Учить детей различать и произносить звуки в окружающем нас мире. |
2 неделя |
Гласные и согласные звуки. |
Учить различать гласные и согласные звуки; правильно выполнять слогоделение. |
3 неделя |
Образование слога. |
Учить выделять в слогах слог – слияние. Познакомить с твердым и мягкими согласными звуками, их графическим обозначением на схеме. |
4 неделя |
Закрепление знаний о звуках русского языка. |
Учить различать гласные и согласные звуки; находить ударные и безударные слоги. |
Ноябрь 1 неделя |
Гласный звук [а]. Буква А, а. |
Учить выделять звук [а] в начале, середине и конце слова. |
2 неделя |
Закрепление. |
Учить выделять звук [а] в начале, середине и конце слова. |
3 неделя |
Звук [о]. Буква О, о. |
Учить выделять звук [о] из речи. |
4 неделя |
Звук [и]. Буква И, и. |
Познакомить с гласным звуком [и], учить различать этот звук в словах. |
Декабрь 1 неделя |
Звук [ы]. Буква ы. |
Дети узнают и запомнят букву ы, обозначающую звук [ы]. |
2 неделя |
Звук [у]. Бука У, у. |
Учить выделять гласные звуки в словах. |
3 неделя |
Звуки [н], [н’]. Буква Н, н. |
Познакомить с понятием «согласный звук» и обозначающими их буквами Н, н. |
4 неделя |
Звуки [с], [с’]. Буква С, с. |
Познакомить с буквами С, с; учить правильному произношению изучаемых звуков. |
Январь 2 неделя |
Звуки [к], [к’]. Буква К, к. |
Познакомить с новыми согласными звуками[к], [к’]. |
3 неделя |
Звуки [т], [т’]. Буква Т, т. |
Познакомить с новыми согласными звуками[т], [т’]. |
4 неделя |
Закрепление пройденного материала. |
Сформировать стойкий навык чтения на диапазоне всех изученных букв. |
Февраль 1 неделя |
Звуки [л], [л’]. Буква Л, л. |
Учить выделять на слух и дифференцировать согласные звуки [л], [л’]. |
2 неделя |
Звуки [р], [р’]. Буква Р, р. |
Учить выделять из слов согласные сонорные звуки [р], [р’]. |
3 неделя |
Звуки [в], [в’]. Буква В, в. |
Продолжить знакомство со звонкими согласными [в], [в’]. |
4 неделя |
Гласная буква Е, е. |
Познакомить с новыми буквами Е и е; звуками [э] и [й’э]. |
Март 1 неделя |
Буква е – показатель мягкости согласного звука. |
Познакомить с вариантом обозначения буквы е гласным звуком [э]. |
2 неделя |
Звуки [п], [п’]. Буква П, п. |
Познакомить с согласными буквами П, п. |
3 неделя |
Звуки [м], [м’]. Буква М, м. |
Познакомить с новыми звуками [м], [м’]. |
4 неделя |
Звуки [з], [з’]. Буква З, з. |
Познакомить с новой буквой и звуками. |
Апрель 1 неделя |
Звуки [б], [б’]. Буква Б, б. |
Познакомить с буквами Б и б, обозначающими согласные звуки [б], [б’]. |
2 неделя |
Звуки [д], [д’]. Буква Д, д. |
Познакомить со звуками [д], [д’] и буквами Д, д. |
3 неделя |
Парные согласные звуки [д], [д’] и [т], [т’]. Буквы Д, д и Т, т. |
Дети познакомятся с парными согласными звуками [д], [д’] и [т], [т’]. |
4 неделя |
Буква Я, я, обозначающая два звука [й’а]. |
Познакомить с новыми гласными буквами Я и я, обозначающими два звука в начале слова и после гласного звука. |
Май 1 неделя |
Буква я – показатель мягкости согласных звуков. |
Систематизировать знания о буквах Я и я. |
2 неделя |
Закрепление пройдённого о буквах я, е. Чтение текстов. |
Учить систематизировать знания о буквах я, е. |
3 неделя |
Буква ь – показатель мягкости согласных. |
Познакомить с новой буквой – мягким знаком, показателем мягкости согласных звуков. |
4 неделя |
Закрепление пройдённого материала. |
Систематизация знаний. |
Заключение
Проект по обучению грамоте - очень трудная задача и требует долгого периода занятий. Все дети разные: один может долго и с удовольствием заниматься, а другой, наоборот не может находиться в покое ни минуты. А дошкольник запоминает лишь тогда, когда ему интересно. Большим преимуществом проекта является то, что в игровой форме юные исследователи учатся производить свои первые наблюдения за звуком, словом, предложением. У детей развивается фонематическое восприятие и слух, что очень важно для полноценного усвоения звуковой стороны речи.
Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется с детства, и основа его – привычка читать. С. Маршак говорил, что есть талант писателя, а есть талант читателя. Как любой талант, а он спрятан в каждом из нас, его надо открыть, выращивать, лелеять, и на это уходят долгие годы детства, отрочества, юности.
Занятия в игровой форме в детском саду дарит воспитанникам много ярких, незабываемых впечатлений. Радостные переживания поднимают жизненный тонус, поддерживают бодрое настроение взрослых и детей. Ребенок приобретают навык чтения слов, предложений, учится слышать звуки и проводить элементарный звуковой анализ и синтез. У детей появляется стимул идти в школу, желание получить новые знания, делать новые открытия, покорять новые вершины в обучении.
Важным показателем уровня развития речи ребенка старшего дошкольного возраста, является умение легко подбирать нужные слова, использовать устойчивые словосочетания, употреблять образные слова и выражения.
Дети вполне усвоили основные закономерности изменения слов, соединения их в предложении, употребляют все части речи. Значительно уменьшилось число употребления в речи неполных и простых предложений за счет распространенных, осложненных и сложных.
Список литературы:
- Нищева Н.В. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. ФГОС. Детство-Пресс, 2016 г.
- Гаврилова А. С, Шанина С. А. Логопедические игры. Москва, 2010 г.
- Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. Владос, 1999 г.
- Кислова Т.Р. «По дороге к азбуке»
- Быкова И.А. Обучение детей грамоте в игровой форме. – С.-Пт. – 2005.
- Журова Л.Е., Варенцова Н.С. Обучение дошкольников грамоте. – М., 2001.
- Игнатьева Т. В. Поурочные разработки по обучению грамоте – М.: Издательство «Экзамен», 2019.
- Развитие музыкально-ритмических способностей детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, с нарушенным темпом и ритмом речи в воспитании правильного произношения
- Рекомендации для родителей "Как преодолеть капризы детей"
- Консультация для родителей "Роль семьи в формировании здорового образа жизни"
- Классный час «Знаешь ли ты правила дорожного движения"
- Классный час. Урок безопасности и день знаний 2 класс