a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

ПРОЕКТ ТЕМА: «Обучение грамоте»

Автор: Михендеева Ксения Владимировна Опубликовано: 2022-12-18 16:54:32

Документы для скачивания

Возраст: дети подготовительной к школе группы

Участники проекта: дети, воспитатель

Тип проекта: учебно - игровой

Продолжительность: долгосрочный (1 год)

По числу участников проекта: групповой

Сроки реализации проекта: сентябрь – май 2023 год

 

Актуальность

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи. Формирование у детей грамматики является необходимой базой для всего последующего образования. Но с каждым годом увеличивается число детей, у которых проявляются нарушения речи, чтения. Они испытывают большие трудности в осуществлении звукового анализа и синтеза слов, плохо запоминают буквы, искажают слоговую структуру слова. Несовершенство зрительного, пространственного и фонематического восприятия также затрудняет формирование навыков чтения и письма. Поэтому задача дошкольного учреждения - воспитать у детей качества речи, способствующие успешному овладению ими устной и письменной речью в начальной школе, а лучше всего в данном возрасте усваивается информация, преподнесенная в игровой форме, поэтому проект: игра – как средство обучения грамоте, на наш взгляд, актуален.

 

Цель проекта: Формирование у детей подготовительной группы основ грамматики русского языка.

Задачи проекта:

  1. Учить детей правильно артикулировать звуки речи в различных позициях
  2. Формировать умение различать понятия «звук», «гласный звук», «согласный звук», «твердый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «предложение» и др.
  3.        Развивать фонематический слух и восприятие, закреплять навык правильного звукопроизношения и звукобуквенного анализа
  4.       Выработка навыков составления и чтения слогов, слов              
  5. Учить детей элементарным навыкам письма и чтения
  6. Учить отвечать на вопросы полным предложением, делать выводы
  7. Обогащать словарь детей
  8. Воспитывать любознательность, творческую активность, воспитание навыка самостоятельной деятельности.

Для реализации проекта использовались методы:

Словесный – объяснение, чтение, рассказ, словесные игры, прослушивание стихотворений о букве.

Наглядный – наблюдение за показом написания букв, показ звукового анализа с использованием цветных кругов. Рассматривание картинок, альбомов, графических изображение букв.

Практический – дидактические игры по обучению грамоте и развитию речи. Составление схемы слова с использованием цветных кругов, схем предложений с помощью счетных палочек.

 

Взаимодействие с родителями

  1. Семинар-практикум «Играем-грамоте обучаем».
  2. Консультации «Умеете ли вы играть с детьми?», «Как научить ребенка проигрывать».
  3. Памятки родителям «Дидактическая игра», «Шпаргалка для родителей по обучению грамоте детей», «Умеет ли это ваш ребенок?», «Звуко-слоговой анализ и синтез слов».
  4. Акция «Моя игра» (совместное с детьми изготовление или приобретение дидактической игры, обучение своего ребенка правилам игры, формирование умения у ребенка самостоятельно организовать игру дома с членами семьи, а затем детьми в группе).
  5. Проведение игр по обучению грамоте с детьми в домашних условиях с учетом желания ребенка.
  6. Помощь в материально-техническом оснащении проекта (изготовление и приобретение готовых настольно-печатных дидактических игр, материала для проведения дидактических игр и др.).


Этапы работы над проектом

I ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

Цель: организация деятельности участников проекта для определения его содержания и реализации.

Направление деятельности: информационно-методическое

- Создание учебно-методической базы для успешной реализации проекта.

Разработка учебно-методического комплекта:

- подборка игр и упражнений;

- подготовка демонстрационного и наглядного материала;

- разработка методических рекомендаций к проведению консультаций с

родителями.

Направление деятельности: мотивационно-целевое

- Стимулирование мотивации деятельности участников проекта.

- Выявление уровня интереса и знаний детей по предмету «подготовка к

обучению грамоте».

Форма организации:

  • Игровые задания на выявления творческих способностей детей.
  • Наблюдения за детьми в процессе продуктивной деятельности.

II ЭТАП – ОСНОВНОЙ

Цель: организация комплексной работы по реализации задач проекта.

Направление деятельности: познавательное

Форма организации:

  • Беседы с детьми.
  • Создание проблемных ситуаций.
  • Дидактические игры и упражнения.
  • Консультирование родителей
  • Направление деятельности: практико-ориентированное
  • Форма организации:
  • Развивающие занятия (решение проблемных ситуаций, работа в парах, игры,

направленные на:

- развитие навыков звукового анализа и синтеза;

- умение составлять прямые и обратные слоги;

- умение детей делить слова на слоги;

- умение составлять предложения, объединенные тематически;

- воспитание речевого внимания;

- развитие речевого аппарата, отработку дикции;

- совершенствование навыков звукового анализа и синтеза;

- закрепление умения детей выделять заданный звук из состава слова, различать

согласные звуки по твердости-мягкости, глухости-звонкости.

III ЭТАП – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

Цель: создание условий для самовыражения и воплощения собственного

замысла в творческой работе.

Направление деятельности: практическое

Форма организации:

  • Работа над выставкой «Разноцветный алфавит»
  • Фотоальбом проделанной работы.

 

 

 

 

Практическое планирование

Месяц

Тема

Цель

Сентябрь

1 неделя

Устная и письменная речь. Предложение.

Дать представления о понятиях: «речь письменная» и «речь устная». Познакомить с предложением, его графическим изображением – схемой.

2 неделя

Предложение. Слово.

Учить правильно высказывать свои мысли, отвечать на вопросы. Оформлять свои мысли с помощью предложений.

3 неделя

Предложение. Слово. Слог.

Учить составлять предложения, определять в них количество слов. Классификация слова, обозначающие животных, птиц и т.д.

4 неделя

Слог. Ударение. Ударные и безударные слоги.

Отработать навыки составления предложений. Научить делить слова на слоги. Познакомить с понятием «ударение».

Октябрь

1 неделя

Звуки в окружающем мире. Звуке в речи.

Учить детей различать и произносить звуки в окружающем нас мире.

2 неделя

Гласные и согласные звуки.

Учить различать гласные и согласные звуки; правильно выполнять слогоделение.

3 неделя

Образование слога.

Учить выделять в слогах слог – слияние. Познакомить с твердым и мягкими согласными звуками, их графическим обозначением на схеме.

4 неделя

Закрепление знаний о звуках русского языка.

Учить различать гласные и согласные звуки; находить ударные и безударные слоги.

Ноябрь

1 неделя

Гласный звук [а]. Буква А, а.

Учить выделять звук [а] в начале, середине и конце слова.

2 неделя

Закрепление.

Учить выделять звук [а] в начале, середине и конце слова.

3 неделя

Звук [о]. Буква О, о.

Учить выделять звук [о] из речи.

4 неделя

Звук [и]. Буква И, и.

Познакомить с гласным звуком [и], учить различать этот звук в словах.

Декабрь

1 неделя

Звук [ы]. Буква ы.

Дети узнают и запомнят букву ы, обозначающую звук [ы].

2 неделя

Звук [у]. Бука У, у.

Учить выделять гласные звуки в словах.

3 неделя

Звуки [н], [н’]. Буква Н, н.

Познакомить с понятием «согласный звук» и обозначающими их буквами Н, н.

4 неделя

Звуки [с], [с’]. Буква С, с.

Познакомить с буквами С, с; учить правильному произношению изучаемых звуков.

Январь

2 неделя

Звуки [к], [к’]. Буква К, к.

Познакомить с новыми согласными звуками[к], [к’]. 

3 неделя

Звуки [т], [т’]. Буква Т, т.

Познакомить с новыми согласными звуками[т], [т’].  

4 неделя

Закрепление пройденного материала.

Сформировать стойкий навык чтения на диапазоне всех изученных букв.

Февраль

1 неделя

Звуки [л], [л’]. Буква Л, л.

Учить выделять на слух и дифференцировать согласные звуки [л], [л’].

2 неделя

Звуки [р], [р’]. Буква Р, р.

Учить выделять из слов согласные сонорные звуки [р], [р’].

3 неделя

Звуки [в], [в’]. Буква В, в.

Продолжить знакомство со звонкими согласными [в], [в’].

4 неделя

Гласная буква Е, е.

Познакомить с новыми буквами Е и е; звуками [э] и  [й’э].

Март

1 неделя

Буква е – показатель мягкости согласного звука.

Познакомить с вариантом обозначения буквы е гласным звуком [э].

2 неделя

Звуки [п], [п’]. Буква П, п.

Познакомить с согласными буквами П, п.

3 неделя

Звуки [м], [м’]. Буква М, м.

Познакомить с новыми звуками [м], [м’].

         4 неделя

Звуки [з], [з’]. Буква З, з.

Познакомить с новой буквой и звуками.

Апрель

1 неделя

Звуки [б], [б’]. Буква Б, б.

Познакомить с буквами Б и б, обозначающими согласные звуки [б], [б’].

2 неделя

Звуки [д], [д’]. Буква Д, д.

Познакомить со звуками [д], [д’] и буквами Д, д.

3 неделя

Парные согласные звуки [д], [д’] и [т], [т’]. Буквы Д, д и Т, т.

Дети познакомятся с парными согласными звуками [д], [д’] и [т], [т’].

4 неделя

Буква Я, я, обозначающая два звука [й’а].

Познакомить с новыми гласными буквами Я и я, обозначающими два звука в начале слова и после гласного звука.

Май

1 неделя

Буква я – показатель мягкости согласных звуков.

Систематизировать знания о буквах Я и я.

2 неделя

Закрепление пройдённого о буквах я, е. Чтение текстов.

Учить систематизировать знания о буквах я, е.

3 неделя

Буква ь – показатель мягкости согласных.

Познакомить с новой буквой – мягким знаком, показателем мягкости согласных звуков.

4 неделя

Закрепление пройдённого материала.

Систематизация знаний.

 

Заключение

Проект по обучению грамоте - очень трудная задача и требует долгого периода занятий. Все дети разные: один может долго и с удовольствием заниматься, а другой, наоборот не может находиться в покое ни минуты. А дошкольник запоминает лишь тогда, когда ему интересно. Большим преимуществом проекта является то, что в игровой форме юные исследователи учатся производить свои первые наблюдения за звуком, словом, предложением. У детей развивается фонематическое восприятие и слух, что очень важно для полноценного усвоения звуковой стороны речи.

Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется с детства, и основа его – привычка читать. С. Маршак говорил, что есть талант писателя, а есть талант читателя. Как любой талант, а он спрятан в каждом из нас, его надо открыть, выращивать, лелеять, и на это уходят долгие годы детства, отрочества, юности.  

Занятия в игровой форме в детском саду дарит воспитанникам много ярких, незабываемых впечатлений. Радостные переживания поднимают жизненный тонус, поддерживают бодрое настроение взрослых и детей. Ребенок приобретают навык чтения слов, предложений, учится слышать звуки и проводить элементарный звуковой анализ и синтез. У детей появляется стимул идти в школу, желание получить новые знания, делать новые открытия, покорять новые вершины в обучении. 

Важным показателем уровня развития речи ребенка старшего дошкольного возраста, является умение легко подбирать нужные слова, использовать устойчивые словосочетания, употреблять образные слова и выражения.

Дети вполне усвоили основные закономерности изменения слов, соединения их в предложении, употребляют все части речи. Значительно уменьшилось число употребления в речи неполных и простых предложений за счет распространенных, осложненных и сложных.

 

Список литературы:

  1. Нищева Н.В. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. ФГОС. Детство-Пресс, 2016 г.
  2. Гаврилова А. С, Шанина С. А. Логопедические игры. Москва, 2010 г.
  3. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. Владос, 1999 г.
  4. Кислова Т.Р. «По дороге к азбуке»
  5. Быкова И.А. Обучение детей грамоте в игровой форме. – С.-Пт. – 2005.
  6. Журова Л.Е., Варенцова Н.С. Обучение дошкольников грамоте. – М., 2001.
  7. Игнатьева Т. В. Поурочные разработки по обучению грамоте – М.: Издательство «Экзамен», 2019.

 

 

Оставить комментарий: