проект "В гостях у сказов дедушки Бажова"
Актуальность:
«Где же еще найти любовь к родине и верность общей воле, если не у самого народа?»
Максимилиан Робеспьер
Становление человека, развитие его личности происходит, только если вокруг него есть ему подобные - социум, в который входит не только ближайшее окружение ребёнка и взаимодействующие с ними специалисты, но, что самое главное - его сверстники. Именно поэтому мы, взрослые, должны сделать так, чтобы все аспекты жизни были доступны для каждого подрастающего человека. И уже тем более это необходимо детям с особыми возможностями здоровья.
Для особых детей контакты с окружающим миром ограничены, поэтому процесс их социальной реабилитации затруднён. При этом данный процесс существенным образом зависит от тех норм, которые приняты в социальном окружении ребёнка, от предъявляемых этим окружением к нему требований. Именно эти нормы и требования обеспечивают формирование его личности.
Детям с особыми возможностями здоровья доступно чувство любви к родному городу, родной природе, своей Родине. Это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.
Сказы Павла Петровича Бажова являются сокровищем русской литературы.
Павел Петрович своими сказами открыл миру уральский быт, легенды и язык народа. В его сказах жизнь и работа уральских мастеров: гранильщиков, камнерезов, старателей переплетается с вымышленными, фантастическими героями: Хозяйкой Медной горы, Голубой Змейкой. Перед читателями предстают неисчерпаемые богатства земли уральской: неповторимая, своеобразная красота края с его лесистыми «изумрудно-малахитовыми» горами, глубокими и прозрачными, «как горный хрусталь», озёрами, «рубиновыми ягодами» рябины и трудолюбивые люди прекрасные, как «камни-самоцветы». Мы решили помочь детям понять и полюбить уральские сказы, приобщить детей старшего дошкольного возраста с особыми возможностями здоровья к культуре малой Родины.
Вид, тип проекта: среднесрочный, творческий педагогический, художественно-изобразительный, речевой.
Возрастная категория: дети группы №3,четвёртый год обучения (подготовительная к школе группа).
Длительность проекта: 4 месяца
Дата проекта: с 14.01.2019г. по 30.04.2019г.
Цель: Способствовать формированию интереса к сказам П.П. Бажова.
Задачи:
образовательные:
Знакомить детей с произведениями П.П. Бажова;
Учить детей воспринимать текст на слух с опорой на иллюстрации, передавать в речи своё сопереживание героям;
Формировать первичные представления о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира;
Знакомить с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
развивающие:
Развивать все виды детской деятельности (игровая, познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка в процессе знакомства дошкольников с произведениями П.П. Бажова;
Развивать социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональную отзывчивость, сопереживание, формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками, формировать уважительные отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;
Развивать восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
Развивать у детей нравственно-эстетические чувства в общении с природой.
воспитательные:
Побуждать детей к разъяснению и обсуждению поступков литературных персонажей;
Стимулировать сопереживание персонажам художественных произведений;
Воспитывать у детей навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми в процессе совместной деятельности;
Воспитывать умение участвовать в выполнении коллективных художественно-изобразительных (трудовых) умений;
Воспитывать любовь к родному краю;
Воспитывать устойчивый интерес к различным видам художественной деятельности.
Участники проекта:
Дети 6-7 лет;
Педагоги: воспитатели группы
Родители воспитанников.
Работа с родителями:
Привлечь родителей к совместному творчеству в рамках проекта
Повышение родительской компетентности в процессе знакомства детей с детской литературой;
Консультация «Книги «Сказы» П.П. Бажова для домашнего чтения».
Место проведения: МБДОУ «Детский сад №84»
Ожидаемый результат от реализации проекта:
Формирование у детей интереса к сказам П.П. Бажова;
Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, Раскрытие творческих способностей дошкольников;
Осознание родителями значимости произведений П.П. Бажова в воспитании детей дошкольного возраста;
Расширение взаимодействия дошкольного учреждения и семьи.
Иллюстрации к произведениям:
Назаренко Галина. Иллюстрации к сказам П.П. Бажова: Портрет П.П. Бажова, «Последняя осень», «Натал Гаврилович» (к сказу «Таюткино зеркальце»), «Садык и Вахоня» (к сказу «Солнечный камень»), «Данилка Недокормыш» (к сказу «Каменный цветок»), «Дедо, про козла-то расскажи...» (к сказу « Серебряное копытце»), «Поскакушка» (к сказу «Огневушка – Поскакушка»), «Танюшка» (к сказу «Малахитовая шкатулка»),
Сказы П.П. Бажова в рисунках В. Назарук
Литературные:
П.Бажов. «Сказы» Свердловск, Средне-Уральское книжное издательство, 1978 192 стр.
Бажов П.П. «Малахитовая шкатулка»/П. Бажов; иллюстратор Ляхович – М.: Эксмо, 2012 – 592 с.
«Серебряное копытце» П.П. Бажов. Серия: Школьная библиотек.а Изд-во: Омега 2016 г.
«Медной горы хозяйка» П.П. Бажов. Серия: Классика – детям. Изд-во: Стрекоза-пресс 2007 г.
«Каменный цветок» П.П. Бажов. Серия: Любимые сказки. Изд-во: Росмэн 2015 г.
Музыкальные:
А. Фриндлендер партитура «Горная сказка»
И. Келлера - музыку к балету «Каменный цветок»
К. Молчанов - сочинение оперы «Каменный цветок»
Балет «Каменный цветок» С. Прокофьева
Прокофьев вместе со своей женой и балетмейстером Л. Лавровским написали либретто на основе пяти сказов («Малахитовая шкатулка», «Горный мастер», «Каменный цветок», «Приказчиковы подошвы» и «Огневушка-поскакушка»).
Балета «Сказ о каменном цветке»,
Евгений Щекалёв – ансамблю Русичи – Сюита по сказам ППБ «Огневушка-поскакушка»
Мультимедийные:
«Серебряное копытце» 1977
«Малахитовая шкатулка» 1972
«Золотой волос» 2007
«Огневушка-поскакушка» 1979
«Горный мастер» Автор сценария и режиссёр И. Кавалевская.
Атрибуты для драматизации:
№ п/п |
Мероприятия |
Цели |
Ответственные |
Сроки проведения |
1. |
Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала по Сказам П. П. Бажова |
Создать условия для демонстрации произведений П. Бажова |
Воспитатели |
Первая неделя |
2. |
Подбор библиотеки |
Развивать у детей интерес к произведениям |
Воспитатели, родители |
Январь |
3. |
Оформление родительского уголка: размещение статей, консультаций, рекомендации по теме проекта. |
Просвещать родителей. |
Воспитатели |
Январь |
4. |
Знакомство с творчеством писателя. Создание презентаций о биографий П.П Бажова. Рассматривание книг, иллюстраций по произведениям П. Бажова |
Дать детям элементарные знания о жизни людей времён Бажова, о культуре и быте народов Урала. Развивать у детей интерес к книгам творчеству писателя. |
Воспитатели |
Январь |
5 |
Чтение произведений П. П. Бажова «Медной горы Хозяйка», «Огневушка-Поскакушка», «Серебряное копытце», «Голубая змейка», «Малахитовая шкатулка», «Синюшкин колодец» « Таюткино зеркало» и другие . |
Развивать интерес к художественной литературе, понимать идею произведения, замечать средства художественной выразительности |
Воспитатели, родители |
На протяжений всего проекта. |
6. |
Продуктивная деятельность по произведениям «Сказов П. Бажова»: А) Участие в конкурсе рисунков ( библиотека им. Бажова) Б) лепка из соленого теста по мотивам сказки «Медной горы хозяйка» - ящерка. В)поделки из фетра по мотивам сказки « Серебряное копытце» |
Учить отображать свои впечатления в рисунках, аппликации, лепке |
Воспитатели |
Февраль |
7. |
Изготовление макетов (поделок) к выставке посвященной 140 - летию П.П. Бажова |
|
Родители |
Февраль |
8. |
Посещение выставки посвященной 140 -летию П.П. Бажова. Выставочный зал. Организация выставки «Камни Урала» (в группе) |
Пробуждать и поддерживать интерес детей к истории родного края. Развивать у детей стремление к познанию природных богатств Урала, через познавательную, исследовательскую деятельность. |
Воспитатели, родители |
Февраль |
9. |
Создание развивающей среды на участке группы по мотивам сказов П.П. Бажова |
Сконструировать многофункциональную развивающую предметно – пространственную среду для осуществления процесса развития творческой личности воспитанников. |
Воспитатели, родители |
Январь – март |
10 |
Постановка ( драматизация) сказок «Огневушка- поскакушка», «Серебряное копытце» |
Развитие художественных способностей |
Воспитатели, родители |
Март – апрель |
11. |
Викторина по сказам П. П. Бажова |
Актуализация полученных знаний |
Воспитатели, родители |
Апрель |
- Развитие музыкально-ритмических способностей детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, с нарушенным темпом и ритмом речи в воспитании правильного произношения
- Рекомендации для родителей "Как преодолеть капризы детей"
- Консультация для родителей "Роль семьи в формировании здорового образа жизни"
- Классный час «Знаешь ли ты правила дорожного движения"
- Классный час. Урок безопасности и день знаний 2 класс