a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

проект "В гостях у сказов дедушки Бажова"

Автор: Михендеева Ксения Владимировна Опубликовано: 2022-12-20 16:21:58

Актуальность:

«Где же еще найти любовь к родине и верность общей воле, если не у самого народа?»

Максимилиан Робеспьер

Становление человека, развитие его личности происходит, только если вокруг него есть ему подобные - социум, в который входит не только ближайшее окружение ребёнка и взаимодействующие с ними специалисты, но, что самое главное - его сверстники. Именно поэтому мы, взрослые, должны сделать так, чтобы все аспекты жизни были доступны для каждого подрастающего человека. И уже тем более это необходимо детям с особыми возможностями здоровья.

   Для особых детей контакты с окружающим миром ограничены, поэтому процесс их социальной реабилитации затруднён. При этом данный процесс существенным образом зависит от тех норм, которые приняты в социальном окружении ребёнка, от предъявляемых этим окружением к нему требований. Именно эти нормы и требования обеспечивают формирование его личности.

Детям с особыми возможностями здоровья доступно чувство любви к родному городу, родной природе, своей Родине. Это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.

Сказы Павла Петровича Бажова  являются сокровищем русской литературы.

Павел Петрович своими сказами открыл миру уральский быт, легенды и язык народа. В его сказах жизнь и работа уральских мастеров: гранильщиков, камнерезов, старателей переплетается с вымышленными, фантастическими героями: Хозяйкой Медной горы, Голубой Змейкой. Перед читателями предстают неисчерпаемые богатства земли уральской: неповторимая, своеобразная красота края с его лесистыми «изумрудно-малахитовыми» горами, глубокими и прозрачными, «как горный хрусталь», озёрами, «рубиновыми ягодами» рябины и трудолюбивые люди прекрасные, как «камни-самоцветы». Мы решили помочь детям понять и полюбить уральские сказы, приобщить детей старшего дошкольного возраста с особыми возможностями здоровья к культуре малой Родины.

Вид, тип проекта: среднесрочный, творческий педагогический, художественно-изобразительный, речевой.

Возрастная категория: дети группы №3,четвёртый год обучения (подготовительная к школе группа).

Длительность проекта: 4 месяца

Дата проекта: с 14.01.2019г. по 30.04.2019г.

Цель: Способствовать формированию интереса к сказам П.П. Бажова.

Задачи:

образовательные:

Знакомить детей с произведениями П.П. Бажова;

Учить детей воспринимать текст на слух с опорой на иллюстрации, передавать в речи своё сопереживание героям;

Формировать первичные представления о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира;

Знакомить с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

развивающие:

Развивать все виды детской деятельности (игровая, познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка в процессе знакомства дошкольников с произведениями П.П. Бажова;

Развивать социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональную отзывчивость, сопереживание, формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками, формировать уважительные отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;

Развивать восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

Развивать у детей нравственно-эстетические чувства в общении с природой.

воспитательные:                  

Побуждать детей к разъяснению и обсуждению поступков литературных  персонажей;

Стимулировать сопереживание персонажам художественных произведений;

Воспитывать у детей навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми в процессе совместной деятельности;

Воспитывать умение участвовать в выполнении коллективных художественно-изобразительных (трудовых) умений;

Воспитывать любовь к родному краю;

Воспитывать устойчивый интерес к различным видам художественной деятельности.

Участники проекта:

Дети 6-7 лет;

Педагоги: воспитатели группы

Родители воспитанников.

Работа с родителями:

Привлечь родителей к совместному творчеству в рамках проекта

Повышение родительской компетентности в процессе знакомства детей с детской литературой;

Консультация  «Книги «Сказы» П.П. Бажова для домашнего чтения».

Место проведения: МБДОУ «Детский сад №84»

Ожидаемый результат от реализации проекта:

Формирование  у детей интереса к сказам П.П. Бажова;

Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, Раскрытие творческих способностей дошкольников;

Осознание родителями значимости произведений П.П. Бажова в воспитании детей дошкольного возраста;

Расширение  взаимодействия  дошкольного учреждения и  семьи.

Иллюстрации к произведениям:

Назаренко Галина. Иллюстрации к сказам П.П. Бажова: Портрет П.П. Бажова, «Последняя осень», «Натал Гаврилович» (к сказу «Таюткино зеркальце»), «Садык и Вахоня» (к сказу «Солнечный камень»), «Данилка Недокормыш» (к сказу «Каменный цветок»), «Дедо, про козла-то расскажи...» (к сказу « Серебряное копытце»), «Поскакушка» (к сказу «Огневушка – Поскакушка»), «Танюшка» (к сказу «Малахитовая шкатулка»),

Сказы П.П. Бажова в рисунках В. Назарук

Литературные:

 П.Бажов. «Сказы» Свердловск, Средне-Уральское книжное издательство, 1978 192 стр.

Бажов П.П. «Малахитовая шкатулка»/П. Бажов; иллюстратор Ляхович – М.: Эксмо, 2012 – 592 с.

«Серебряное копытце» П.П. Бажов. Серия: Школьная библиотек.а Изд-во: Омега 2016 г.

«Медной горы хозяйка» П.П. Бажов. Серия: Классика – детям. Изд-во: Стрекоза-пресс 2007 г.

«Каменный цветок» П.П. Бажов. Серия: Любимые сказки. Изд-во: Росмэн 2015 г.

Музыкальные:

А. Фриндлендер партитура «Горная сказка»

И. Келлера - музыку к балету «Каменный цветок»

К. Молчанов - сочинение оперы «Каменный цветок»

Балет «Каменный цветок» С. Прокофьева

Прокофьев вместе со своей женой и балетмейстером Л. Лавровским написали либретто на основе пяти сказов («Малахитовая шкатулка», «Горный мастер», «Каменный цветок», «Приказчиковы подошвы» и «Огневушка-поскакушка»).

Балета «Сказ о каменном цветке»,

Евгений Щекалёв – ансамблю Русичи – Сюита по сказам ППБ «Огневушка-поскакушка»

Мультимедийные:

«Серебряное копытце» 1977

«Малахитовая шкатулка» 1972

«Золотой волос» 2007

«Огневушка-поскакушка» 1979

«Горный мастер» Автор сценария и режиссёр И. Кавалевская.

Атрибуты для драматизации:

 

 

№ п/п

Мероприятия

Цели

Ответственные

Сроки проведения

1.

Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала по Сказам П. П. Бажова

Создать условия для демонстрации произведений П. Бажова

Воспитатели

Первая неделя

2.

Подбор библиотеки

Развивать у детей интерес к произведениям

Воспитатели, родители

Январь

3.

Оформление родительского уголка: размещение статей, консультаций, рекомендации по теме проекта.

Просвещать родителей.

Воспитатели

Январь

4.

Знакомство с творчеством писателя.

Создание презентаций о биографий П.П Бажова. Рассматривание книг, иллюстраций по произведениям П. Бажова

Дать детям элементарные знания о жизни людей времён Бажова, о культуре и быте народов Урала.

Развивать у детей интерес к книгам творчеству писателя.

Воспитатели

Январь

5

Чтение произведений

П. П. Бажова

«Медной горы Хозяйка», «Огневушка-Поскакушка», «Серебряное копытце», «Голубая змейка», «Малахитовая шкатулка», «Синюшкин колодец» « Таюткино зеркало» и другие .

Развивать интерес к художественной литературе, понимать идею произведения, замечать средства художественной выразительности

Воспитатели, родители

На протяжений всего проекта.

6.

Продуктивная деятельность по произведениям «Сказов П. Бажова»:

А) Участие в конкурсе рисунков ( библиотека  им. Бажова)

Б) лепка из соленого теста по мотивам сказки «Медной горы хозяйка» - ящерка.

В)поделки из фетра по мотивам сказки « Серебряное копытце»

Учить отображать свои впечатления в рисунках, аппликации, лепке

Воспитатели

Февраль

7.

Изготовление макетов (поделок) к выставке посвященной 140 -  летию  П.П. Бажова

 

Родители

Февраль

8.

Посещение  выставки  посвященной 140 -летию  П.П. Бажова. Выставочный зал.

Организация выставки  «Камни Урала» (в группе)

Пробуждать и поддерживать интерес детей к истории родного края. Развивать у детей стремление к познанию природных богатств Урала, через познавательную, исследовательскую деятельность.

Воспитатели, родители

Февраль

9.

Создание развивающей среды на участке группы по мотивам сказов П.П. Бажова

Сконструировать   многофункциональную развивающую  предметно – пространственную среду для осуществления процесса развития творческой личности воспитанников.

Воспитатели, родители

Январь – март

10

Постановка  ( драматизация)  сказок  «Огневушка- поскакушка», «Серебряное копытце»

Развитие художественных способностей

Воспитатели, родители

Март – апрель

11.

Викторина по сказам П. П. Бажова

Актуализация  полученных знаний

Воспитатели, родители

Апрель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оставить комментарий: