a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в коррекционно - развивающей работе с детьми ОВЗ

Автор: Ишкулова Лилия Ураловна Опубликовано: 2022-12-21 06:17:28

Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада встрече с Вами. Меня зовут Ишкулова Лилия Ураловна, я педагог-психолог в детском саду « Курай»

Для того чтобы начать нашу встречу, предлагаю вам поприветствовать друг друга.

  1. Упражнение «Приветствие»

Участники передают друг другу мешочек с фигурами из набора «Дары Фребеля»

(2 зеленых круга, 2 синих треугольника, 2 белых квадрата, 2 желтых полукруга, 2 оранжевых треугольника,

 

 Достаём одну фигуру и на первый звук в ее названии стоящему слева от него, называют слова-комплимент.

Например

синий треугольник-сильная и трогательная;

 

Затем, прошу найти свою  пару, у которого есть такая же фигура и занять места.

 

1 часть ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ

 

Тема моего  мастер-класса :

«Использование игрового набора «Дары Фребеля» в развитии познавательных процессов и коммуникативных навыков у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста»

 

В соответствии с ФГОС ДО образовательный процесс должен строиться на эффективных формах работы с детьми дошкольного возраста. А основной формой работы и ведущим видом деятельности для них является  ?игра.

Первым, кто рассмотрел игру как ведущий вид деятельности, в развитии детей дошкольного возраста, был известный немецкий педагог XIX века Фридрих Вельгельм Август Фрёбель. Он признал ценность детской игры.

По мнению Фридриха Фрёбеля, игра ребёнка не есть пустая забава, она имеет высокий смысл и глубокое значение.

А также он придумал развивающие игры и создал образовательные материалы для детей, которые впоследствии получили его имя 

 

Что представляет собой комплект «Дары Фребеля»?

«Дары Фребеля" – это игровой комплект, который создан по методике Фребеля.

 В него входят 14 модулей, каждый находится в отдельной коробочке и специально маркирован:

 

Цели вы можете видеть на экране.

 

1) «Шерстяные мячики» разного цвета на ниточках;

2) «Основные тела»;

3) «Куб из кубиков» (кубик, который был разделен на восемь кубиков. Это помогало понимать детям понятия «целое»«половина»«четверть» и т. д.);

4) «Куб из брусков» (такой же кубик, но разделенный на восемь пластин (способствовало развитию у детей строительных способностей);

5) «Кубики из призмы» (куб, разделенный на 27 мелких кубиков, причем девять из них разделены на более мелкие части) ;

6) «Кубики, столбики, кирпичики» (кубик, состоящий из 27 кубиков, 7 из которых разделены на мелкие части);

7) «Цветные фигуры» (включает в себя цветные круги, полукруги, треугольники);

8) «Палочки» (включает в себя деревянные палочки пяти разных длин, шести цветов и неокрашенные);

9) «Кольца и полукольца» ( включает кольца и полукольца трех типоразмеров : малые, средние и большие ; шести разных цветов и неокрашенные);

10) «Фишки» (включает фишки, деревянные кружки, обозначающие точки);

11) «Цветные тела» ( включает цветные геометрические фигуры: куб, шар, цилиндр, призма, полуцилиндр, имеющие отверстия для нанизывания на шнурок);

12) «Мозаика. Шнуровка» (включает мозаичное поле 10/10 ячеек, деревянные фишки на ножке 6 цветов и 6 шнурков разного цвета);

13) «Башенки» (включает треугольные призмы и полуцилиндры,а также кубы с вырезом под цилиндр);

14) «Арки и цифры» (включает криволинейные фигуры)

 

Актуальность игрового комплекта

- способствуют решению задач в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО;

- являются составной частью предметно-пространственной образовательной среды;

- являются мобильным методическим комплектом, который позволяет корректировать ход игры под желание и возможность ребенка;

- легко согласовываются с общеобразовательными программами; любыми дидактическими играми и методическими разработками;

- легко применим, эстетичен (использованы краски насыщенных цветов, интересен, занимателен, универсален (могут играть дети от 6 месяцев до 7 лет);

- изготовлен из экологически чистого, качественного натурального материала (дерева и хлопка);

–- способствуют эффективному усвоению программного материала (отмечается положительная динамика в развитии ребенка);

- помогают интегрировать задачи с разными образовательными областями, решая одновременно познавательные, коммуникативные и другие задачи.

 

Практическая значимость игрового набора «Дары Фрёбеля» :

-во –первых, расширяет представление детей о геометрических фигурах, цвете, форме, их свойствах;

-во-вторых, развивает мыслительные операции: синтеза, анализа, сравнения, классификации, обобщения; зрительное восприятие, память, внимание, мелкую моторику;

- в-третьих, ребенок, играя с «дарами», выполняет различные действия с ними (трогает, выкладывает и т. д., получая при этом приятные тактильные ощущения, которые даже гиперактивных, легко возбудимых детей успокаивает и отвлекает на некоторое время, а также успешно усваивает знания;

-в-четвертых, ребенок может преобразовывать, дополнять, изменять, развивая творческое воображение, и формируя уверенность;

-в-пятых, дети с низкой мотивацией, познавательной активностью, любознательностью, неуверенностью, со слабой мелкой моторикой активно, с интересом занимаются;

в –шестых позволяет очень много придумывать и проводить игр и опытов, изучая свойства, признаки, расширяя кругозор у ребенка;

-в- седьмых, воспитывает коммуникативные качества, учит свободному общению со взрослыми и детьми.

Таким образом, «Дары Фребеля» - это современная эффективная и уникальная технология, которая успешно развивает интеллектуальные, познавательные, игровые, коммуникативные и личностные способности у детей с ОВЗ.

 

Занятия с детьми проводятся индивидуальные, подгрупповые (2-4 детей) и групповые до 8 человек, взависимости от индивидуальных психологических особенностей ребенка и поставленных коррекционно-развивающих задач.

На видео вы увидите занятия с детьми из группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР

На мастер-классе будут представлены усложненные игры и упражнения с использованием 4 модулей : «Цветные фигуры» №7, «Палочки» №8, «Кольца и полукольца» №9 и «Фишки» №10

 

2 частьПРАКТИЧЕСКАЯ:

Уважаемые коллеги, многие игры и упражнения вам будут знакомы, но «Новое — это хорошо забытое старое!» — гласит старая известная поговорка, и это не случайно. Все предложенные задания будем выполнять в парах, с опорой на наглядность и по словесной инструкции.

 

Предлагаю отправиться в путешествие в страну «Даров Фребеля».

А чтобы узнать, на чем будет проходить наше путешествие, надо отгадать загадку и отгадку выложить из фигур (используем модуль №8).

  1. Д/и «Отгадай загадку и выложи отгадку»

Содержание игры:

-Дым пускает над водой,

Домик с зеленою трубой.

Он пыхтит почти, как чайник,

Капитан на нем начальник. (пароход)

- Показ на слайде картинку – схему парохода и предлагаю ее запомнить, убираю, участники по памяти выкладывают с помощью игрового набора «Палочки» пароход на белом листе, затем идет сравнение с образцом : правильно ли выполнено

Варианты работы:

- совместно с педагогом рассматривает образец и определяют, что на нем изображено;

- ребенок называет какие элементы набора использовал, имеющие на образце, их цвет, величину,

- по памяти самостоятельно воспроизводят этот предмет.

 

  1. Д/и «Чего не хватает?»(модуль №7, 9, 10)

Задачи: развивает фантазию, творческое воображение, расширяет кругозор.

Содержание игры: Участники дополняют фигурами, таким образом создавая сюжет (волны, птицы, облака, солнце).

 

  1. Игра «Корабль»

Содержание игры:  на белом листе рассадить «пассажиров» - фигуры из набора- на «палубе» . Я буду называть, куда - рассаживать «пассажиров», а вы сообща будете выполнять. Положите на середине стола белый лист горизонтально - это палуба вашего парохода:

- положите на середину листа круг фиолетового цвета,

- над фиолетовым кругом – зеленый круг,

-справа от зеленого круга – красный круг

под фиолетовым кругом – фиолетовый квадрат,

-справа от фиолетового квадрата – желтый круг,

-слева от фиолетового круга – желтый квадрат,

-под желтым квадратом – синий круг.

 После выполнения задание беседа с ребенком.

 

  1. Д/и «Запомни и разложи по порядку»

Содержание игры:

  1. Педагог выкладывает на столе от 6 до 8 фигур и предлагает ребенку внимательно посмотреть и запомнить их. Затем убирает, а ребенок выкладывает, как запомнил.
  2. меняет 2 фигуры местами, а ребенок называет те фигуры, которые поменяли местами.
  3. перемешивает все фигуры, а затем предлагает ребенку разложить их так, как было вначале.

 

  1. Игры на развитие внимания, мышления (модуль №10)

Д/и  «Продолжи ряд»,

Содержание игры:Положите на белый лист  2 красные фишки, 1 желтая фишка, 3 синих фишки и 1 желтого цвета.  Предлагаю продолжить ряд…

В конце беседа:

- Сколько всего фигур и т. д?

- Сколько красных, синих и т. д. ?

- Уберите только синие фигуры и т. д. ?

 

  1. Д/и «Каждой фигуре свое место»

Задачи: закреплять сенсорные навыкиразвивать мелкую моторику, графическую деятельность, усидчивость, внимание

Оборудование:Карточки-схемы, геометрические фигуры из набора №7.

Содержание игры:

Предлагаются карточки, на которых расположены слева в столбик геометрические фигуры, а справа пустые окошки. Между квадратами проведены линии. Вам нужно заполнить пустые окошки геометрическими фигурами в соответствии с их формой и цветом. Соблюдая правило, не отведя палец от линии.

 

  1. Игра «Букет»

Содержание игры:Предлагаю придумать букеты для своих любимых воспитателей или мам

Каждая команда (пара участников) составит специальный букет из трёх «цветков» - фигур. Все три фигуры должны  отличаться по двум признакам, по цвету и форме.

Например, ПОКАЗ.

- Какие КРАСИВЫЕ букеты вы сделали!

 

III часть заключительная «Обратная связь»

 

Наше путешествие в игровую страну «Даров Фрёбеля» подходит к концу. Сейчас я вам предлагаю подумать, что же дало вам это путешествие и построить звездочку: из любого набора

Красная - будет означать, что вам было интересно, познавательно и будете использовать в своей работе.

Синяя - будет означать, что  услышанная информация вам знакома и вы её уже используете.

Оставить комментарий: