a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Посуда» Подготовила: воспитатель Хозина И.С.

Автор: Хозина Ирина Стефановна Опубликовано: 2022-12-27 09:31:17

Документы для скачивания

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Посуда» Подготовила: воспитатель МАДОУ «Центр развития ребенка детский сад №2 г. Шебекино Белгородской области» Хозина И. С. Цель:  Обогащать и расширять представления детей о посуде и её происхождении и назначении, используя информационно коммуникативные технологии. Задачи: 1. Образовательные. Уточнять, расширять и систематизировать знания детей о посуде; Формировать умение классифицировать предметы посуды по их назначению( кухонная, чайная, столовая, и кофейная) , давать определения   предметам посуды в зависимости от материала, из которого они изготовлены; Обогащать и активизировать словарь за счет обобщающ их понятий( кухонная, столовая, чайная, кофейная посуда, фаянсовая, фарфоровая, глиняная, стеклодув, гончар, мастер- деревщик) . 2. Развивающие. Развивать связную речь, зрительное восприятие и внимание, мелкую моторику, память и мышление. 3. Воспитательные: Воспитывать навыки активности, ини циативности и самостоятельности, аккуратности и бережного отношения к посуде. Оборудование: Демонстрационный материал: плоская кукла Вовка из страны невыученных уроков, мультимедийный экран, картинки с изображением посуды; игры Воскобовича" Чудо крестики 2" и" Чудо крестики 3" , контуры сахарниц" Дары Фребеля" , карточки" Посуда перепуталась" , таблички для плана, смайлики, . Словарная работа: к ухонная, чайная, столовая, кофейная. Интеграция образовательных областей:  познавательное развитие, социально- коммуникативное, физическое развитие, художественно – эстетическое, конструктивное. Ход занятия Организационный момент: Колокольчик, мой дружок,   Собери детей в кружок. ( з вонит) Я с утра пришла сюда, Здравствуйте, мои друзья, Здравствуй, солнце и земля, Это я…( по очереди дети называют себя по имени) Здравствуйте! Мотивационный момент: Воспитатель:  - Ребята, к нам сегодня пришел мальчик Вовка из страны невыученных уроков. Ему в школе дали задание подготовить информацию о посуде: как появилась посуда, какая бывает посуда, из каких материалов делают посуду, какая посуда для чего нужна, из каких частей состоят предметы посуды, как украшают праздничную посуду. Поможем Вовке? Вы ведь будущие школьники и тоже будете помогать друг другу. А как мы поможем? Давайте составим план работы. Сначала мы вместе с Вовкой познакомимся с возникновением посуды, затем расскажем, какая бывает посуда, из каких материалов делают посуду, из каких частей состоят различные предметы посуды и как можно украсить праздничную посуду( на доске выставляются таблички – план) . Практическая часть: Как появилась посуда? - Как вы думаете, когда появилась первая посуда? Правильно, очень давно. Поначалу древние люди обходились без посуды. Овощи и фрукты ели сырыми, а мясо жарили на огне и ели его руками. Но скоро поняли, что это не очень удобно. Как вы думаете, почему? ( Еда с огня была очень горячая, и нужно было съесть сразу все, ведь положить остатки еды было некуда) . Вы присядьте, а я расскажу, что было да льше? Это первый этап работы- как появилась посуда? Слайды( дети садятся полукругом к экрану) Первобытные люди научились плести корзины из прутьев, а для прочности обмазывать эти корзины глиной. Корзинки оставляли сушиться на солнце – это позволяло им стать прочными. Получалась первая посуда, в которой можно было хранить сухие продукты, например, крупу. Воду туда наливать было нельзя – глина сразу же размокала. Глиняная корзинка случайно попала в костер, и люди увидели, что после обжига она стала очень крепкой. Теперь в ней можно было хранить жидкости и даже варить что- то на огне. Так первобытные люди научились лепить и обжигать глиняные горшки.   Посуда из глины популярна и сейчас, ведь этот материал является одним из самых безопасных для здоровья человека.   Вместе с деревом в костер иногда попадали кусочки медной руды. И люди заметили, как медь меняет форму при высоких температурах, теперь ее можно заострить или изогнуть. Так появилась первая металлическая посуда. Если говорить о столовых приборах, то самым первым появился нож и только потом ложки и вилки.  Конечно, вначале нож не был столовым прибором,  его использовали мужчины для охоты. Это было тяжелое каменное изделие, и лишь позднее ножи стали более удобными – металлическими. Ножи для кухни и для других нужд ничем не отличались, а потому были опасны.   Первые ложки в основном были из дерева, иногда их вытачивали из кости или даже камня.  Самая первая вилка имела всего два зубца и была абсолютно ровной, без изгибов, ею нельзя было зачерпывать пищу. Она была гораздо больше современного прибора, потому что прямым ее назначением было вытаскивать крупные куски мяса из котла или жаровни. Еще одна важная разновидность посуды – сковорода, поначалу ею был обычный плоский камень. И пища на ней практически не жарилась, она просто сушилась. Сковороды из металла и керамики возникли чуть позже. С их появлением хозяйки смогли расширить меню, ведь теперь пищу можно было жарить по- настоящему. Первое задание мы выполнили, рассказали Вовке о происхождении посуды. Арсений, отметь, что задание выполнено. Короткое путешествие в историю позволяет оценить, насколько богат и разнообразен  арсенал посуды в наше время. У разных видов посуды есть своя история. Мы с вами поговорим об этом позднее. А сейчас скажите. К акие же предметы относятся к посуде, это наше второе задание. Давайте Вовку научим. Но сначала о тгадайте загадки( переходят к наборному полотну) . З агадки о посуде? Суп, салат, пюре, котлеты Подают всегда в …( Тарелке) Воду, овощи бери, Суп и борщ во мне вари. Я чистюля, не грязнуля, Я же мамина. . . ( Кастрюля) Салат, макароны, котлеты, картошку Их можно, конечно, покушать и ложкой, Но мною удобней у меня есть зубчики Правда, невозможно мною кушать супчики( Вилка) Закипит — исходит паром, И свистит, и пышет жаром, Крышкой брякает, стучит, Эй, сними меня! кричит. ( Чайник) В ней пожарю я котлету И картошку без труда, Испеку блины к обеду, Ведь она –( Сковорода) Лишь для хлеба создана, Бережет его она( хлебница) Она всем очень нравится, На блюдечке красавица, С одной рукой милашка, Голубенькая( Чашка) Нос пыхтит и дышит паром, Бок горячий пышет жаром. А внутри напиток – травник Он любимый мамин( Ч айник заварочный) ( Воспитатель поочередно выставляет на доске картинки- отгадки с изображением посуды кухонной, столовой, чайной, кофейной) . - Смотрите, а посуда перепуталась. ( д ети подходят к наборному полотну) Воспитатель:  Нужно на верхнюю полку поставить кухонную посуду. Дети:  Кухонная – сковорода, ковш, кастрюля. Воспитатель:  Правильно. Эта посуда нужна на кухне. Для чего? Дети: В ней готовят пищу. Воспитатель:  Где стоит такая посуда на кухне? Дети:   На плите. Воспитатель:  Верно. А во втором ряду будет стоять столовая посуда. Дети:  Тарелки, хлебница, солонка. Это столовая посуда. Воспитатель:  Верно. Этой посудой пользуются во время обеда. Где стоит столовая посуда? Дети:  На столе. Воспитатель:  Правильно. Теперь на нижнюю полку нужно поставить чайную посуду. Дети:   Чайная посуда – сахарница, чашка, блюдце. Воспитатель:   Правильно. Эта посуда нужна для того, чтобы пить чай. Где должна стоять чайная посуда? Дети:   В шкафу. Воспитатель:   А чем отличается чайная посуда от кофейной? Дети:   Вместо заварочного чайника – кофейник. А остальное как у чайной: чашка, блюдце, сахарница, молочник. Воспитатель:   Молодцы, правильно. Молодцы ребята. Вот мы справились и со вторым заданием. Вовке понравилось. Маша, отметь, что задание выполнено. - И так мы уже знаем, что посуда это предметы для приготовления, приема и хранения пищи, для чаепития. Существует ещё и декоративная посуда, которая предназначена для украшения интерьера. Это вазы, тарелки, блюда и т. д. - Вот как много разной посуды в доме. И вся она изготовлена из разных материалов. Давайте посмотрим и Вовке покажем. Слайды" Из чего сделана посуда" ( дети сидят полукругом) Посуда из дерева: Чаще всего, для изготовления деревянной посуды применяются: дуб, акация, ясень, липа. Сначала мастер – деревщик размечает на доске форму, затем обтесывает топором, выдалбливает стамеской углубление, шлифует на станке и получается готовое деревянное изделие. с лайды 14- 18 5 Посуда из металла: Посуду делают на заводе из нержавеющей стали, алюминия, чугуна и железа. Если посуда сделана из железа, то ее покрывают различными материалами, чтобы она не ржавела. С металлом работает станочник металлообработки. с лайды 19- 21 3 Посуда из глины: Глиняную посуду делает мастер – гончар на специальном гончарном станке. с лайды 22, 2- 24 3 Керамика: Изделия из сильно обожженной глины называют керамикой. Керамическую посуду делают в нашей Белгородской области это- Борисовская керамика. с лайды 25- 26 2 Как же делают фаянсовую посуду? Фаянс – э то разновидностью керамики. Фаянсовая масса состоит из беложгущейся глины, кварцевого песка и других компонентов. Посуда из фаянса на протяжении многих столетий считалась одной из самых удобных. с лайды 27- 30 5 Что такое фарфор? Фарфор — это так же вид керамики, который не пропускает газ и воду, но просвечивает, если стенки достаточно тонкие. Его делают из смеси беложгущейся глины и специальных компонентов. Смесь получается белой и очень пластичной. с лайды 31- 34 4 Посуда из стекла: Стеклянную посуду дела ют стеклодувы. Сначала стекло выплавляют на огне из белого кварцевого песка, затем вставляют в расплав длинную узкую трубку и выдувают стеклянный пузырь. Вращая и покачивая, придают ему нужную форму. с лайды 35- 38 4 Пластиковая посуда: В настоящее время изготавливается много посуды из пластмассы. Это одноразовая посуда, посуда для пикников, различные контейнеры. с лайды 39- 41 3 Праздничная посуда: К ней относятся не только предметы посуды из всех перечисленных материалов, но и посуда, расписанная народными умельцами. Очень красивая посуда, расписанная хохломскими узорами, городецкими, гжельскими и жостовскими. слайды 42- 48 7 Игровое упражнение «Из чего сделаны предметы посуды? »( с мячом) Кастрюля сделана из металла, какая она? ( металлическая) Чашка сделана из фарфора, какая она?  (   ф арфоровая) . Стакан из стекла? ( стеклянный) Ложка сделана из дерева, какая она? ( деревянная) Сковорода сделана из железа, какая она? ( железная) Кружка сделана из керамики, какая она? ( керамическая) Тарелки сделаны из глины, какие они? ( глиняные) Посуда расписанная хохломскими узорами? ( хохломская) Посуда расписанная городецкими узорами? ( городецкая) Посуда расписанная гжельскими узорами? ( гжельская) Посуда расписанная жостовскими узорами? ( жостовская) Вот и с третьим заданием мы справились. Пойди, Варя, отметь смайликом. Воспитатель:  Молодцы. А вы любите маме помогать, например, мыть посуду? Давайте Вовке расскажем. Физкультминутка: «Мамины помощники» Раз, два, три, четыре, ( Удар кулачками друг о друга) Мы посуду перемыли: ( Одна ладонь скользит по другой по кругу) Чайник, чашку, ковшик, ложку и большую поварешку. ( Загибают пальчики по одному, начиная с большого) Мы посуду перемыли, ( Одна ладонь скользит по другой. ) Только чашку мы разбили, ковшик тоже развалился, Нос у чайника отбился. Ложку мы чуть- чуть сломали, ( Загибают пальчики по одному, начиная с большого. ) Так мы маме помогали. ( Удар кулачками друг о друга) . А теперь нам нужно собрать посуду из недостающи х частей. А Вовка нам будет помогать. Игровое упражнение «Разбитая посуда »( интерактивная доска) Молодцы! В ы нашли недостающие части посуды. В ы собрали посуду. Но мы можем собрать посуду еще с и помощью" Чудо- крестиков" ( за столами) " Чудо- крестики- 2" - бутылочка; " Чудо- крестики- 3" – кофейник Из каких частей состоит кофейник, бутылочка? С четвертым за дание мы тоже справились. Филипп, отметь смайликом. А еще мы умеем украшать посуду. Игровое упражнение" Украсим городецкую посуду" Молодцы, ребята! Какие красивые сахарницы получились! Какими элементами вы украшали сахарницу? ( купавка, бутоны, листочки, веточки) И с пятым заданием мы справились. Ира, пойди отметь. Воспитатель:  - А что было бы, если бы не было посуды? ( дети читают по одному) Для чего нужна посуда? Если б не было посуды, Нам пришлось бы очень худо. Филипп Мы бы тут же из людей, Превратились в дикарей: Варя Брали мясо бы руками, Разрывали бы зубами, Ира Пили воду бы в реке, Или в грязном ручейке. Арсений К счастью помогает всюду Нам различная посуда: Маша На нее еду кладут, Денис Из нее едят и пьют. Соня Сохраняют в ней проду кты: Матвей Сыр и масло, хлеб и фрукты. Влад В ней готовят сотни блюд –  Артем Варят, жарят и пекут.   Аня Слова Вовки: - Ребята, спасибо вам за поучительное путешествие в мир посуды. Я много узнал о посуде. И я вам дарю игру- раскраску" Путаница" 4. Итог занятия: Все этапы нашего плана мы выполнили успешно. Ребята, как вы считаете, научили мы нашего героя Вовку разбираться в посуде? В спомните, чем мы занимались на занятии? Если вам было интересно и вы справились со всеми заданиями, то подойдите к чашечке наполненной яркими колечками, а если у вас что то не получилось, то подойдите к чашечке, где колечки не раскрашенные.

Оставить комментарий: