Методы, формы организации деятельности учащихся, средства
Документы для скачивания
Мет оды, формы организации учащихся Основные методы, используемые на уроках физической культуры: 1. Фронтальный; 2. Поточный; 3. Посменный; 4. Групповой; 5. Индивидуальный. При фронтальном методе упражнения выполняются одновременно всеми учащимися, его преимущество – большой охват учащихся, достижение высокой плотности и большой нагрузки. Поточный метод это когда учащиеся выполняют одно и то же упражнения по очереди один за другим без перерыва. Этот метод удобен при выполнении акробатических упражнений, лазания, прыжков. Посменный метод- учащиеся распределяются на смены, на очереди для выполнения упражнения( одни выполняют, другие наблюдают) . Групповой метод – учащиеся по заданию работают самостоятельно, выполняя в порядке очередности различные виды упражнений, группы меняются местами. Индивидуальны метод- чаще всего использу ется в зачётн ых уроках, после выполнения упражнения учеником можно подвести итог, обратить внимание на все недостатки и ошибки каждого учащегося. Методы, направленные на совершенствование и развитие физических способностей учащихся: Равномерный метод занимающиеся выполняют физическое упражнение непрерывно с относительно постоянной интенсивностью, стремясь, к примеру, сохранить неизменную скорость передвижения, темп работы, величину и амплитуду движений. Этот метод используется в основном в циклических видах спорта( бег, ходьба, плавание) , хотя не исключено применение его в упражнениях ациклического характера( гимнастика) . Переменный метод характеризуется последовательным варьированием нагрузки в ходе непрерывного изменения скорости передвижения, темпа, длительности ритма, амплитуды движений, величины усилий, смены техники движений и т. п. Существует несколько вариантов переменного метода: с ритмичным колебанием интенсивности; с неритмичным колебанием интенсивности и длительности мышечной работы; с неритмичным колебанием интенсивности. Данный метод используется в циклических и в ациклических видах спорта. Повторный метод- это многократное выполнение упражнений через интервал отдыха, в течение которого происходит полное восстановление работоспособности. При применении этого метода тренирующее воздействие на организм обеспечивается не только в период выполнения упражнения, но и благодаря суммации утомления организма от каждого повторенного задания. Данный метод используется в циклических и ациклических видах спорта. В практике повторный метод используется в нескольких вариантах: повторная работа с равномерной непредельной интенсивностью; повторная работа с равномерной предельной интенсивностью; Интервальный метод внешне похо ж на повторный. Но если при повторном методе характер воздействия на организм определяется исключительно самим упражнением, то при интервальном методе большим тренировочным воздействием обладают также интервалы отдыха. В настоящее время в бо льшинстве физических упражнениях используется интервальный метод. По и нтенсивности нагрузки интервальный метод делится: экстенсивно- интервальный метод; интенсивно- интервальный метод. П ри очередном повторении упражнения можно выделить следующие варианты интервального метода зависящие от длительности физической нагрузки с постепенным увеличением длительности работы; с постепенным уменьшением длительности выполнения физических упражнения; с чередованием длительности работы в каждой серии. По характеру интервалов отдыха между очередным выполнение м физического упражнения можно выделить: « облегченный » интервальный метод; « жесткий » интервальный метод. Игровой метод. Этого метод составляет ся определенным образом на игров ой двигательн ой деятельности в соответствии с образным или условным «сюжетом», в котором предусматривается достижение цели многими способами, в условиях постоянного и в значительной мере случайного изменения ситуации. Игровой метод может быть применен на материале любых физических упражнений: бега, прыжков, метаний и т. д. Соревновательный метод - это один из методов стимулирования интереса деятельности занимающихся с установкой на победу или достижение высокого результата в физическом упражнении при соблюдении определенных правил соревнования. Круговой метод- это организационно- методическая форма работы, предусматривающая поточное, последовательное выполнение специально подобранного комплекса физических упражнений для развития и совершенствования силы, быстроты, выносливости, скоростной выносливости и скоростной силы. Занимающиеся переходят от одного упражнения к выполнению другого, от снаряда к снаряду, от одного места к другому, передвигаясь как бы по кругу. Закончив выполнение последнего упражнения они вновь возвращаются к первому, и таким образом выполняется несколько серий, по круг у. Методы, направленные на овладение двигательными умениями и навыками. М етоды подразделяют на: - методы расчлененного упражнения; - методы целостного упражнения. Методы расчлененного упражнения предполагают разучивание упражнения по частям с последовательным их объединением по мере освоения в целостное действие. Этот метод применяется в следующих случаях: - при обучении координационно- сложным двигательным действиям, когда нет возможности изучить их целостно; - если упражнение состоит из большого числа элементов, органически мало связанных между собой; - если упражнение производится так быстро, что при целостном выполнении нельзя изучить и усовершенствовать его отдельные части; - когда целостное выполнение действия может быть опасным, если предварительно не изучить его элементы; - когда необходимо обеспечить быстрый успех в обучении с тем, чтобы поддержать интерес к учебной деятельности, особенно в работе с детьми- подростками, сформировать уверенность в своих силах. Задача построения обучения технике двигательным действиям методом расчленения сводится к решению вопросов о числе упражнений и их выборе. Н еобходимо придерживаться следующих правил: а) при расчленении упражнений следует учитывать особенности структуры изучаемого действия, двигательный опыт обучаемых и условия обучения; б) расчленение не должно вызывать принципиального изменения структуры данного действия; в) при расчленении упражнения должны быть охвачены все фазы целевого упражнения; г) для отдельного разучивания следует выбирать только те фазы упражнения, которые могут эффективно контролироваться либо самим обучаемым, либо извне, с помощью преподавателя или обучающих устройств; фазы движения, плохо поддающиеся контролю, вычленять не следует; д) упражнение должно содержать, возможно меньше посторонней двигательной информации, не связанной с предметом обучения. Основные разновидности метода расчлененного упражнения: Метод собственно расчлененного упражнения, который предусматривает использование относительно крупных заданий, каждое из которых охватывает одну или несколько фаз целевого упражнения. Метод решения узких двигательных задач, который предполагает вычленение отдельных характеристик движений, и действий внутри фаз целевого упражнения. С помощью него можно решать разнообразные задачи. С формировать более точные представления о движении у обучаемых, совершенствовать отдельные характеристики техники движений, исправлять ошибки, возникающие в процессе обучения. Существует множество приемов расчлененного разучивания двигательных действий. К основным следует отнести освоение ключевых положений тела и его частей, временная фиксация положения тела в той или иной фазе упражнения, «проводка» в изучаемой фазе движения, имитация движения, изменение исходных и конечных условий движения и т. д. Метод целостного упражнения основывается на том, что с самого начала движения осваиваются занимающимися в составе той целостной структуры, которая типична для данного действия( прыжки, метания и др. ) . Данный метод используется: при разучивании простых упражнений; при изучении сложных действий, которые с методической точки зрения нецелесообразно изучать по частям; при совершенствовании и закреплении двигательных навыков. Благоприятные условия для применения целостных методов имеются тогда, когда обучаемый и педагог располагают эффективными средствами и приемами помощи и страховки. Э то характерно для таких видов спорта, как спортивная гимнастика, акробатика, прыжки в вод у, прыжки с трамплина на лыжах и другие, в которых освоение действий связаны с элементами риска, страха, преодолением отрицательных эмоций. В настоящее время все более широкое применение в физическом воспитании и спорте находят тренажерные устройства, берущие на себя функции обучения технике движений и контроля за действиями занимающихся. Естественно, применение таких тренажеров и других технических устройств делает возможным целостное разучивание даже довольно сложных двигательных действий. Разновидности целостных методов: Собственно целостный метод, который подразумевает прямое применение в качестве обучающего упражнения целевое движение, т. е. то действие, которое является объектом изучения. Метод целостного упражнения с постановкой частных задач. Метод целостного упражнения с развертыванием обучения от ведущего звена. Метод подводящих упражнений, который основан на применении в качестве обучающих упражнений действий структурно- родственных целевому упражнению, но более доступных в освоении. При разучивании и совершенствовании упражнений этим методом могут использоваться такие методические приемы, как: - самостоятельное выполнение упражнения при наличие гарантированной безопасности( применяется непосредственная страховка преподавателем, партнером, вспомогательными средствами и др. ) ; - выполнение упражнений с направляющей помощью; - на тренажере; - применение проводки и т. д. Основной формой организации учебной работы по физическому воспитанию является учебное занятие( урок) . Урок физической культуры является для всех учащихся обязательной формой занятий, обеспечивающий необходимый минимум знаний, умений, навыков, предусмотренных программой. На уроках учащиеся разучивают комплекс утренней гимнастики, комплекс гимнастики до занятий, физкультминутки, различные физические упражнения, приобщаются к элементам спортивных соревнований. Уроки физической культуры имеют свои специфические особенности. Они проводятся в спортивном зале, на открытых площадках, стадионах. Уроки физической культуры отличаются большим многообразием двигательных ощущений, воздействующих на организм учащихся, что обязывает учителя осуществлять индивидуальный подход к учащимся. 1. Уроки физической культуры. 2. Физкультурные мероприятия в режиме дня: гимнастика до занятий, физкультминутки, организованные перемены( игры, конкурсы) . 3. Внеклассная и внешкольная работа( кружки, секции, дворовые соревнования) 4. Занятия физическими упражнениями дома. Большое значение имеет внеклассная и внешкольная работа, она содействует углублению и расширению учебной работы по физическому воспитанию и проводится в виде игр, прогулок, экскурсий, походов, занятий в кружках, в форме спортивных развлечений, выступлений и праздников. Особое значение имеют различные формы занятий физическими упражнениями дома, в семье. Это гимнастика по радио, телевидению, видео фильмы, подвижные игры на воздухе, катание на санках, коньках, лыжах, велосипеде и т. д. , а также домашних заданий, которые даются на уроках физической культуры. Средства применяемые на уроках физической культуры в школе. К средствам физического воспитания относят физические упражнения, естественные силы природы и гигиенические факторы. Физическое упражнение- это основное и специфическое средство физического воспитания, особый вид двигательной деятельности, при помощи которого осуществляется направленное воздействие на занимающихся. Физические упражнения- двигательные действия, с помощью которых решаются образовательные, воспитательные задачи и задачи физического развития. Многократное выполнение двигательных действий образует двигательную деятельность. Естественные силы природы и факторы гигиены являются вспомогательными средствами. С помощью их лучше используется основное средство, создаются условия для эффективного влияния физических упражнений на учащихся, успешной организации и проведение занятий. Основные и вспомогательные средства должны применяться в единстве. При выполнении отдельно взятого физического упражнения практически невозможно достичь педагогических целей и задач формирования физической культуры личности. Необходимо многократное выполнение физического упражнения( наличие двигательной деятельности) с тем, чтобы усовершенствовать движение или развить физические качества. При этом двигательная деятельность сопровождается целым рядом происходящих в организме процессов и явлений( биохимических, физиологических, психических, интеллектуальных и др. ) . Выполнение физических упражнений активизирует деятельность различных систем и функций организма. В процессе многократного выполнения действий «следовые» двигательные эффекты по открытому Ж. Б. Ламарком закону упражнений- «работа строит орган в меру его употребления» накапливается и способствует процессу морфологического, функционального, социально- психологического развития личности занимающихся. Однако воздействие движения на организм не ограничивается развитием его телесных и духовных способностей. Одновременно физические упражнения рассматриваются и как метод обучения и воспитания. Важнейший признак физического упражнения как метода- повторяемость их применения, что позволяет педагогу оказывать необходимое воздействие на занимающихся. С помощью физических упражнений осуществляется биологическое воздействие на организм человека, изменяется его физическое состояние. Характерной чертой физических упражнений является то, что они связаны с активной двигательной деятельностью людей. Физические упражнения представляют собой целенаправленные и сознательные действия, они связаны с целым рядом психических процессов, с представлением о движениях, мыслительной работой, переживаниями и т. п. , разв ивают интересы и чувства, волю, характер и являются одним из средств духовного развития человека. Они влияют на организм и на личность занимающихся. Кроме физических упражнений, которые исторически выделились из трудовой, боевой и бытовой деятельности( ходьба, бег, прыжки, лазания, метания, переноска тяжестей, плавание и т. п. ) и у словно называются естественными. С уществуют упражнения специально созданные в процессе развития теории и практики физического воспитания- э то так называемые движения развития основных физических качеств, решения специальных педагогических задач. Также сюда относят упражнения на большинстве гимнастических снарядов, упражнения с разнообразными снарядами и предметами и др. Характерной особенностью физических упражнений данной группы является их значительная отвлеченность от движений и действий, встречающихся в практической повседневной жизни. Естественные силы природы( солнечные лучи, воздух, вода) являются важным средством укрепления здоровья и повышения работоспособности ученика. В процессе физического воспитания естественные силы природы применяются в сочетании с движениями( занятия физическими упражнениями на воздухе, при облучении солнечными лучами в воде и т. п. ) , а также в виде специальных процедур( воздушные и солнечные ванны, купание и др. ) . Они могут быть использованы: - для создания условий успешной организации и проведения уроков по физической культуре; - для закаливания организма занимающихся; Благоприятные условия внешней среды усиливают положительное влияние физических упражнений, позволяют применить значительную нагрузку, организовать рациональный отдых, вызывают у занимающихся положительные эмоции, бодрость, жизнерадостность. Большое значение в процессе физического воспитания имеет закаливание, т. е. создание устойчивости организма к действию неблагоприятных природных факторов: холода, жары, повышенной солнечной радиации. Закаливание дает возможность сохранять здоровье и работоспособность. Поэтому его необходимо проводить с самого раннего возраста. Для разностороннего закаливания нужно применять средства, по- разному воздействующие на организм( вода и воздух различной температуры, пребывание под солнечными лучами и т. п. ) . Выполнение при этом физических упражнений усиливает закаливающее воздействие естественных сил природы. Закаливание помогает проявлению волевых качеств учащихся, особенно при неблагоприятных внешних условиях занятий. К гигиеническим факторам относятся мероприятия по личной и общественной гигиене труда, быта, отдыха, питания, окружающей среды и т. д. В процессе выполнения физических упражнений, оказывающих разностороннее влияние на организм и личность занимающихся, соблюдение гигиенических норм и правил является обязательным, это повышает эффект воздействия упражнений. Большое значение в создании необходимых гигиенических условий имеет состояние материально- технической базы, спортивного оборудования, инвентаря и одежды. Большую роль в процессе систематических занятий физическими упражнениями играет также научно обоснованный режим. Педагогически правильное применение физических упражнений, естественных сил природы и гигиенических факторов позволяет успешно развивать физические и духовные способности людей, подготавливая их к общественно полезной деятельности. Педагогические/ образовательные технологии Здоровье сберегающие технологии Игровые и соревновательные Информационно- коммуникативные технологии Технология дифференцированного физкультурного образования Блочно- модульная технология Здоровье сберегающие технологии Учитель физической культуры – профессия особенная. Избрав её, педагог становится в ответе за здоровье детей, их физическое, психическое, нравственное и социальное развитие. У читель отводит важное место здоровье сберегающим технологиям, цель которых, обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья в школе, сформировать необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Здоровье сберегающие образовательные технологии являются самыми значимыми из всех технологий, по степени влияния на здоровье учащихся, так как основаны на возрастных особенностях познавательной деятельности детей, оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок, обучении в малых группах, использовании наглядности и сочетании различных форм предоставления информации. Педагогическая технология здоровье сбережения включает в себя: знакомство с результатами медицинских осмотров детей; их учёт в учебно- воспитательной работе; помощь родителям в построении здоровой жизнедеятельности учащихся и семьи в целом; создание условий для заинтересованного отношения к учёбе. Одним из главных направлений является создание здорового психолог ического климата на уроках. Такая ситуация успеха способствует формированию положительной мотивации к процессу обучения в целом, снижая эмоциональную напряженность, улучшая комфортность взаимоотношений всех участников образовательного процесса. Контрольные тестирование дают учителю исходную( и текущую) информацию для разработки индивидуальных заданий, суть которых – учащийся должен продвинуться дальше, что и подтвердит следующее тестирование. Если этого не произошло, то учитель вносит в индивидуальные задания соответствующие коррективы. Принципиально важно, чтобы при этом учащийся не сравнивался с другими, а сравнивался с самим собой: я сегодня стал лучше, чем вчера, а завтра постараюсь стать лучше, чем сегодня. Для этого необходимо стимулировать учащихся к активной работе. Большое значение, имеет и эмоциональный климат на уроке: «хороший смех дарит здоровье», эмоциональная мотивация в начале урока, создание ситуации успеха. П ри выборе форм, содержания и методов работы учитывать возраст, пол учащихся, состояние здоровья, уровень их развития и подготовленности. Необходимо обеспечить условия в соответствии с санитарно- гигиеническими нормами( освещение, характеристика воздуха, температурный режим) , занятия проводить преимущественно на свежем воздухе. Игровая технология Они являются проверенным средством активизации двигательной деятельности на уроке физической культуры, за счёт подключения эмоций учащихся. Важным достоинством является возможность введения и применение с одинаковым успехом в не игровых видах физической подготовки. Применение игрового метода в учебном процессе по физическому воспитанию помогает сделать занятия более интересными. Многообразие двигательных действий, входящих в состав подвижных игр, оказывает комплексное воздействие на совершенствован ие координационных способностей. П рименения игровых технологий на уроках физ ической культуры имеет особое отношения к предмету у учащихся. Обучающиеся всех возрастов, в работе с которыми регулярно использую подвижные игры, посещают уроки физкультуры регулярно и с удовольствием, а также самостоятельно с товарищами играют в свободное время. Играя занимающиеся естественно и непринужденно учатся быстрее бегать, высоко и далеко прыгать, метко попадать в цель, дальше бросать мяч, уверенно передвигаться на лыжах, ловко и эффективно действовать в командных состязаниях. Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем. Укрепляя здоровье. Использованные источники: Лях В. И, Зданевич А. А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1- 11 классов. — М. : Просвещение, 2011. Водянкин Е. Г. – Рейтинговая система получения отметки по физкультуре. – «Спорт в школе», № 18( 349) , сентябрь 2004. – с. 14- 15 Верхлина Г. А. , Верхлин В. Н. – Не ставьте мне отметку. Лучше не оцените меня – «Спорт в школе», № 3( 358) , февраль 2005. – с. 10- 15 Машковцев А. И. Критериальное оценивание на уроках физической культуры — М. : Чистые пруды, 2015. — 32с. Теория и методика физической культуры. Под ред. проф. Ю. Ф. Курамшина. М. : 2004. Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. Теория и методика физического воспитания и спорта. М. : 2001.
- Развитие музыкально-ритмических способностей детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, с нарушенным темпом и ритмом речи в воспитании правильного произношения
- Рекомендации для родителей "Как преодолеть капризы детей"
- Консультация для родителей "Роль семьи в формировании здорового образа жизни"
- Рабочая программа образования для детей 4-5 лет
- Для вас, родители!