картотека животные и птицы зимой
Документы для скачивания
- 293370- 28384500 Картотека пальчиковых игр на тему: «Зимующие птицы и звери в зимнем лесу» Пальчиковые игры на тему «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ» Птичья кормушка Мы повесили кормушки, В них насыпали зерно. Для голодных птиц зимою Очень вкусное оно. Прилетайте к нам, синицы, Голубь, клест и воробей! И, конечно, ждем мы в гости Красногрудых снегирей. Дети имитируют движения. Имитируют движения. Загибают по очереди пальцы, перечисляя птиц. Я зимой кормлю всех птиц Я зимой кормлю всех птиц – Голубей, ворон, синиц, Воробьев и снегирей – Вот кормушка у дверей. Дам им булки, пшенной каши, Дам им зерна, семена. А синице дам я сало, Пусть клюет его она. Дети загибают или разгибают пальцы на руке, перечисляя птиц. Показывают одной рукой на кормушку. Загибают или разгибают пальцы на руке, перечисляя корм. Собранными в щепотку пальцами рук имитируют движения. * * * Воробьи – воробушки, Серенькие перышки! Клюйте, клюйте крошки У меня с ладошки! Нет, с ладошки не клюют И погладить не дают. Как бы нам поладить, Чтоб дались погладить? Пальцы в кулак, указательный и большой вытянуты – клювик. Шевелят выпрямленными пальцами рук. Стучат указательным пальцем правой руки по левой ладони и наоборот. Подуть на раскрытые ладони. Погладить тыльные стороны рук поочередно. Хлопки в ладоши. Потереть ладоши друг о друга. * * * Сколько птиц в кормушке нашей Прилетело? Мы расскажем. Две синицы, воробей, Шесть щеглов и голубей, Дятел в пестрых перышках. Всем хватило зернышек. Сжимать и разжимать кулачки. На каждое название птицы загибать пальцы. Сжимать и разжимать кулачки. * * * Птичка крылышками машет И летит к себе в гнездо. Птенчикам своим расскажет, Где она взяла зерно. Большие пальцы соприкасаются, ладони – крылья машут. Пальцы правой руки обхватить левой ладонью. Шевелить ими – птенцы. * * * Ну- ка, посчитай- ка! Десять птичек – стайка. Вот ворона, галка тут, Здесь воробушки живут. Голуби воркуют, По теплу тоскуют. Сидя на снегу глубоком, Растрещалася сорока. Красногрудый снегирек Солнышку подставил бок. Свиристели прилетали, Всю рябину обклевали. А синица- озорница Со сестрицами резвится. Дятел дерево долбит, Молча клест в гнезде сидит. Хлопки в ладоши. Ладони открыты, пальцы растопырены. Загибать пальцы поочередно. * * * Мы кормушку смастерили, Мы столовую открыли… В гости в первый день недели К нам синицы прилетели. А во вторник – посмотри – Прилетели снегири. Три вороны были в среду, Мы не ждали их к обеду. А в четверг, со всех краев – Стая жадных воробьев. В пятницу, в столовой нашей, Голубь лакомился кашей. А в субботу на пирог Прилетело семь сорок. В воскресенье, в воскресенье Было общее веселье. Удары кулачками друг о друга сверху. Раскрыть ладошки. Поочередно загибать пальцы на обеих руках, начиная с мизинцев. Хлопки в ладоши чередовать с ударами о колени. Дятел Я по дереву стучу, Червячка добыть хочу, Хоть он скрылся под корой, Все равно он будет мой. Раскрытая ладонь одной руки изображает дерево, а указательный палец другой руки – клюв дятла. На каждую строчку – четыре удара пальца по ладони. Воробей Ловит воробей жучков, Уплетает червячков, И на юг не улетает – Так, под крышей обитает. Прыг, да прыг, Да чик- чирик! Жить он в городе привык! Сложить пальцы обеих рук в щепоть и «клевать» со стола воображаемых жучков и червячков. Соединить ладони с сомкнутыми пальцами и поднять руки вверх. Опираясь на кончики пальцев, поочередно «подпрыгивать» обеими руками над поверхностью стола. Сел на ветку снегирек Сел на ветку снегирек, Брызнул дождик Он промок. Ветерок, подуй слегка, Обсуши нам снегирька. «Попрыгать» ладошками по плечам. Потрясти кистями рук перед собой. Обхватить себя руками и слегка «подрожать», как от холода. Поднять руки вверх и покачать ими. Помахать руками – «крылышками» Летит над полем птичка Летит над полем птичка. Чирик- чик- чик, Чирик- чик- чик. Что несет синичка? Чирик- чик- чик, Чирик- чик- чик. Несет травинку птичка. Чирик- чик- чик, Чирик- чик- чик. Гнездо совьет синичка. Чирик- чик- чик, Чирик- чик- чик. Положить крест- накрест повернутые к себе ладошки, большими пальцами зацепиться – «голова птицы», помахать пальчиками – «крылья» Хлопать по коленям то одной ладошкой, то другой на каждый слог. Изобразить удивление – приподнять плечи. Хлопать по коленям то одной ладошкой, то другой на каждый слог. Соединить большой и указательный пальцы, как будто держим травинку. Хлопать по коленям то одной ладошкой, то другой на каждый слог. Поставить рядом слегка округленные ладошки – «гнездо». Хлопать по коленям то одной ладошкой, то другой на каждый слог. Дятел Вдруг в лесу раздался стук. Это дятел долбит сук. Он деревья не калечит, Он деревья клювом лечит. Постукивать по столу подушечкой указательного пальца правой руки. Затем тоже самое проделать левой рукой. Воробей Шустро скачет воробьишка, Птичка – серая малышка. По двору шныряет, Крошки собирает. Стучат пальцами по столу. Сжимают и разжимают пальцы в кулак. Пальцами «ходят» по столу. Стучат пальцами по столу. Лесной лекарь Дятел на суку сидит, Дятел дерево долбит, Лечит дятел старый дуб, Добрый дятел дубу люб. На одной руке соединить все пальцы с большим – «дятел». Другую руку поставить вертикально перед собой – «дерево». Изобразить, как дятел стучит клювом по дереву. Помахать кистями рук – «летящая птица». Сорока Рано утром издалека Прилетела к нам сорока. Стала громко стрекотать, Длинным хвостиком махать, Зернышки она клевала, Все на свете рассказала. Соединить кисти рук крест- накрест, соприкасаясь запястьями; помахать обеими кистями, как крыльями. Ладони с сомкнутыми пальцами прижать друг к другу и наклонять их вправо- влево. Пальцы обеих рук собрать в щепоть и «клевать зернышки» с поверхности стола. Птички В гости к нашей сестричке Весной прилетали птички: Эта птичка – совушка, Ну а эта – скворушка. Эта птичка – воробей, Ну а эта – соловей. Эта – дятел, эта – стриж, Эта же – поющий чиж, Эта птичка – коростель, Эта птичка – свиристель, Ну а это издалека Прилетела к нам сорока. Поднять обе руки и помахать кистями, изображая крылья птиц. Называя птиц, поглаживать, разминать или растирать поочередно каждый палец. Птичка Птичка дом себе вила, В гнездо веточку несла. Там, где курочка гуляла, Три пушиночки нашла. Хлев овечий обошла, Две соломинки нашла. Получился дом отличный, Можно отложить яички. Пальцы складывают «домиком». Каждый пальчик удаляется от пальчика( запястье не отводить) . Пальчики «ходят» по столу. Пальчики стучат по столу. Пальцы складывают «домиком». Каждый палец постукивает о другой( в сложенном «домике») . * * * Зимовать у нас остались Дятлы, совы, воробьи, Галки, голуби, синицы… Прилетели снегири. Руки на столе, ладошками вниз; разводить пальцы в стороны и соединять. Последовательно поднимать большой, указательный, средний пальцы правой руки. Поднимать безымянный палец, мизинец правой руки и большой палец левой руки. Ладони повернуть к себе, большие пальцы выпрямить и переплести – «птичка», остальными пальцами совершать колебательные движения. Снегири Снегири. Раз, два, три. Прилетели, посидели, Погалдели, улетели. Улетели в небеса. Вот какие чудеса! Стоят лицом в круг. Хлопают опущенными руками по бокам. Загибают по три пальчика на обеих руках, начиная с больших. Загибают оставшиеся два пальчика на каждой руке. Бегут по кругу, взмахивая руками, как крыльями. Останавливаются, машут скрещенными ладонями. С удивлением разводят руками. Сорока Сорока, сорока, Научи меня летать, Невысоко, Недалеко, Чтобы солнышко видать. Ладони раскрыты, большие пальцы переплетены, машем кистями рук, как крыльями. Руку поднимаем вверх. Кисть руки прикладываем к глазам. Рисуем в воздухе круг. Пальчиковая гимнастика на тему «Дикие животные» Белка Скачет белка- шалунишка, ( «бегают» пальчиками по столу) Рвет с сосновых веток шишки. ( сжимают поочередно кулачки на правой и левой руках) Лапками сжимает ловко( сжимают одновременно кулачки на правой и левой руках) И несет в свою кладовку. ( «бегают» пальчиками по столу) Белочка Сидит белка на тележке, ( хлопают ладонями и ударяют кулаками друг о друга попеременно) Продает она орешки: Лисичке- сестричке, Воробью, синичке, Мишке толстопятому, Заиньке усатому –( загибают по одному пальцы, начиная с большого) Кому в платок, Кому в зобок, Кому в лапочку. ( ритмично хлопают ладонями и ударяют кулаками) Белочки Раз, два, три, четыре, пять, ( выставить пять пальцев) Пришли белки поиграть. ( спрятать руку за спину) Одна куда- то подевалась, ( выставить четыре пальца) Четыре белочки осталось. ( спрятать руку за спину) А теперь скорей смотри – Их уже осталось три. ( выставить три пальца) Ну и ну, какая жалость, ( спрятать руку за спину) Только две у нас осталось. ( выставить два пальца) Эта новость так грустна –( спрятать руку за спину) Осталась белочка одна. ( выставить один палец) Пока мы с тобой считали, Белочки от нас сбежали. ( спрятать руку за спину) Голодная мышка Мышка съела сыр и пышку, Тыкву, рыбу, дыню, шишку, Съела сливы и блины, И сушеные грибы. ( загибают по очереди пальцы на руке, перечисляя все, что съела мышка) Целый день она жевала, Но все мышке было мало! ( разводят руками) Ежик Мы нашли колючий шарик, Нам его не удержать. Шарик крутится в ладошках, Шарик хочет убежать. ( дети крутят между ладонями массажные мячи) Шарик наш живой и теплый, На кого же он похож? ( смотрят на мяч, держа его в ладонях) Прыгнул шарик на дорожку — Оказалось…это еж! ( дети опускают руки, мячи падают и катятся по полу) Ежик топал по дорожке Ежик топал по дорожке И грибочки нес в лукошке. ( растопыренными пальцами рук совершаем шагающие движения) Чтоб грибочки сосчитать, Нужно пальцы загибать. ( дети загибают по очереди пальцы сначала на левой, потом на правой руке; в конце упражнения руки должны быть сжаты в кулаки) Животные зимой Спят зимой барсук и ежик, И медведь зимой спит тоже. Спят пчела и муравей, Ждут весенних теплых дней. ( дети загибают пальцы на руке, перечисляя животных и насекомых, впадающих зимой в спячку) Зайка Мчится без оглядки, ( хлопаем в ладошки) Лишь сверкают пятки. ( ударяем кулачками друг о друга) Мчится что есть духу, ( руки сцепляем в замок и шевелим пальчиками) Хвост короче уха. ( ударяем кулачками друг о друга) Живо угадай- ка: Кто же это? ( хлопаем в ладошки) Зайка! ( показываем указательными пальцами «зайку») Зайчик Жил- был зайчик, Длинные ушки, ( пальцы в кулаке, выставляют два пальца – «ушки») Отморозил зайчик Носик на опушке. ( поглаживают указательный и средний пальцы) Отморозил носик, ( поглаживают безымянный палец и мизинец) Отморозил хвостик И поехал греться( растирают ладони) К ребятишкам в гости. Там тепло и славно, волка нет. ( сжимают и разжимают кулаки) И дают морковку на обед! ( стучат пальцами по столу) Звери У зверей четыре лапы. ( поднимаем и опускаем четыре пальца на ручках) Когти могут поцарапать. ( пальцы двигаются как коготки) Не лицо у них, а морда. ( соединить пальчики двух рук, образовав шарик, по очереди разъединять пальчики, опуская их) Хвост, усы, а носик мокрый. ( волнообразные движения рукой, «рисуем» усы, круговые движения пальцем по кончику носа) И, конечно, ушки( растираем ладошками свои ушки) Только на макушке. ( массажируем две точки темени) Кто живет в лесу Кто в лесочке живет? ( переплести пальчики, имитируя лес) Под корягой — старый крот, За горой — лисенок, В ельнике — лосенок. Под кустом — лисичка, На сосне — синичка! ( загибать указательным пальцем левой руки пальцы на правой руке, начиная с мизинца) Раз, два, три, четыре, пять, Будем пальцы загибать. ( сжимать и разжимать кулачки) Лесное население Животных следы мы как книгу читаем. ( ладонями рук дети изображают открытую книгу) В лесу кто живет мы легко отгадаем: ( закрываем «книгу») Вот лисьи следы, Вот волчьи, лосиные, Кабаньи и заячьи, Медвежьи, ежиные. Вот беличьи, рысьи, А это — оленьи. ( загибают пальцы на руках, перечисляя следы животных) Какое большое в лесу население! ( поднимают руки вверх и опускают их через стороны вниз) Лиса Лиса, лисонька, красавица, Всем она очень нравится. ( потирают руки) Хвост пушистый, Мех золотистый. ( растопыривают пальчики, поворачивают и поглаживают их) По лесу важно бродит, ( «ходят» пальцами по столу) Страх на зайцев наводит. ( стучат кулаками по столу) Лисичка Разминаем пальчики, раз, два, три! Разминаем пальчики ну- ка, посмотри! ( сгибание и разгибание всех пальцев) Вот бежит лисичка, раз, два, три! Хитрая сестричка, ну- ка, посмотри! ( пальцы бегут по столу) Лепим, лепим личико, раз, два, три! Что же получилось? Ну- ка, посмотри! ( «лепим») Хитрая лисичка – вот она! Рыжая сестричка хороша! ( «гладим лисичку» другой рукой) Вот лисичка злая, ой- ой- ой! От нее, скорее убегу домой. ( пальцы бегут по столу) У лисички нашей грустный вид, Сидит одна лисичка и грустит. ( поддерживаем руками подбородок) Улыбнись лисичка, погляди на нас, Тебя мы не оставим ни на час! ( улыбаемся и стряхиваем руки) Мишки Мама мишек будит рано. ( пальцами обеих рук изобразить мишек) Не встают они с дивана. ( удивленно пожать плечами) - Эй, Большак, вставай скорей! ( встряхиваем большие пальцы рук) Ждут друзья уж у дверей! ( указать руками на дверь) - Ну, а ты, лентяй Указка! ( встряхнуть указательные пальцы) У тебя засохла краска! ( изобразить руками ведро) Вы должны с Середняком Побелить амбар и дом. ( встряхнуть средние пальцы, плавные движения кистями рук, как кисточкой, снизу вверх) - Безымянный, мой бедняжка! ( погладить безымянный пальцами другой руки) Знаю, болен был ты тяжко. Пожалею я тебя, Полежи ещё два дня. ( прижать безымянный палец к ладони и погладить его) Ты, Мизинчик – малышок, Роста у тебя – вершок! ( встряхнуть мизинцы, показать, какого они роста) Но зато проказ и драк Сосчитать нельзя никак! ( погрозить мизинцу, сосчитать на пальцах его проказы) Прыг- скок Зайчик прыг, зайчик сок, ( показываем «зайку», сгибаем и разгибаем пальчики) Спрятался он под кусток. ( кулачок обнимаем ладошкой, прячем) Под кусточком — молчком, ( грозим пальчиком, чтобы сидел тихо) Только ушки — торчком. ( показываем зайку) Прятки Первый зайчик под листочком, ( загибают большой палец) А второй забрался в бочку. ( загибают указательный) Третий заинька косой Сидит тихо за сосной. ( загибают средний) На пеньке сидит четвертый. ( загибают безымянный) Пятый на бревно залез, ( загибают мизинец) С бревна спрыгнул и исчез. ( разгибают мизинец и «прячут» в кулачок другой руки) Серый волк Волк серый, зубастый, ( сгибают и разгибают кулачки) По полю рыщет, ( «ходят» пальцы по столу) Добычу себе ищет. Как найдет, ( сжать кулаки) Волчатам отдает. Серый зайка Зайка серенький сидит( руки сжаты в кулачки) И ушами шевелит. ( разгибают и сгибают кулачки) Надо лапочки погреть, ( растирают пальцы и кисти рук) Зайке холодно сидеть. Скачет зайка Скачет зайка маленький( показываем «зайку») Около завалинки. ( показываем «лавочку», складывая руки перед собой) Быстро скачет зайка, ( показываем зайку) Ты его поймай- ка. ( покрутить кистями рук) У оленя дом большой — У оленя дом большой, ( руки с растопыренными пальцами приложить к голове, изобразив рога, затем сделать руками над головой домик, соединив пальцы и разведя локти рук в разные стороны; разводим руки в стороны: показываем, какой большой дом) — Он глядит в свое окно. ( обе руки сгибаем под прямым углом в локте, держим предплечья и ладошки параллельно полу, одна руку держим на уровне груди, другую чуть выше головы, смотрим в получившееся «окно») — Зайка по лесу бежит( показать руками, какие у зайки ушки, с помощью ладошек; показать на столе, как бегут ножки, или имитировать бег) — В дверь к нему стучит: — «Тук- тук дверь открой, ( «стучим в дверь» кулачком в воздухе, делаем движение, похожее на открывание двери) — Там в лесу охотник злой»( указываем в сторону, затем изображаем оружие: вытянув одну руку в перед, указательный палец выпрямляем, остальные пальцы сжимаем в кулак; приложить вторую руку, согнутую в локте, вытянутый вперед указательный палец согнутой руки прижимаем боком снизу к локтю прямой руки) — «Поскорее забегай, — Лапку мне давай»( показываем движение ладошкой, когда кого- то зовут, и протягиваем ладонь, как для рукопожатия) Утро Утром на лужайке Просыпались зайки. ( рука с «зайцами» кладется на стол тыльной стороной вниз) – Здравствуй, солнце красное! ( поднимается большой палец) – Здравствуй, небо ясное! ( поднимается указательный, большой остается поднятым) – Здравствуй, ёлка! ( поднимается средний, большой и указательный остаются поднятыми) – Здравствуй, пень! ( поднимается безымянный, большой, указательный и средний остаются поднятыми) – Здравствуй, здравствуй, Новый день! ( поднимается мизинец — все зайчики проснулись) Шуба Шуба серая у волка, Шуба ежика в иголках, Шуба рыжая лисы — Удивительной красы. Шуба белая у зайца, У медведя — бурая. ( поочередно загибают пальцы на руке, перечисляя диких животных и цвета их «шуб») Не страшны ему дожди И погода хмурая. ( качают головой из стороны в сторону) * * * Вот встречаются зайчата: ( Указательный и средний пальцы- ушки, остальные «Как согреться нам, ребята? » в кулак. ) Чтобы побыстрей согреться, ( Тереть тыльные стороны ладоней друг о друга. ) Надо спинками тереться. * * * Ловко с пальчика на пальчик( Указательный палец правой руки «прыгает» по Скачет зайчик, скачет зайчик. раздвинутым пальцам левой руки вверх и вниз. Вниз скатился, повернулся « скатиться» на ладошку, «варим кашу») И опять назад вернулся. ( Вернуться на пальчики. Снова с пальчика на пальчик Повторить первые движения- «прыжки». ) Скачет зайчик, скачет зайчик! * * * В лесу дремучем растут елки( Пальцы рук переплетены, большие пальцы- макушка. И бродят злые- злые волки. Показать «клацающую пасть» Бывает зайка пробежит, Показать ушки зайки. ) И ветка елки задрожит. Бывает мишка косолапый Пальцы рук полусогнуты –«лапы». Заденет елку своей лапой. А старый еж, колючий бок, Пальцы рук переплетены, большие пальцы- мордочка Под елкой спит, Свернувшийся в клубок. Пальцы рук сложены в «клубок». «Кто спит зимой? » Медведь в берлоге крепко спит, ( Сжимают пальцы в кулачок, начиная с мизинца) Всю зиму до весны сопит. Спят зимою бурундук, Колючий ёжик и барсук. Только заиньке не спится –( Показывают большой палец, вращая им) Убегает от лисицы. Мелькает он среди кустов, ( Соединяют большой палец правой руки с указательным пальцем левой и наоборот) Напетлял и был таков! * * * * Зайка серенький сидит И ушами шевелит. Вот так, вот так Он ушами шевелит( массируем ушки) . Зайке холодно сидеть, Надо лапочки согреть. Вот так, вот так Надо лапочки согреть( растираем ладошки) . Зайке холодно стоять, Надо зайке поскакать. Вот так, вот так Надо зайке поскакать( прыгаем) . Зайку волк испугал! Зайка тут же убежал!
- Развитие музыкально-ритмических способностей детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, с нарушенным темпом и ритмом речи в воспитании правильного произношения
- Рекомендации для родителей "Как преодолеть капризы детей"
- Консультация для родителей "Роль семьи в формировании здорового образа жизни"
- Рабочая программа образования для детей 4-5 лет
- Для вас, родители!