a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Методическое объединение «Пути формирования предпосылок финансовой грамотности дошкольников в соответствии с ФГОС ДО».

Автор: Раменская Анна Сергеевна Опубликовано: 2023-01-06 07:04:20

Управление образования администрации Назаровского района «Преображенский детский сад «Малышок» Методическое объединение «Пути формирования предпосылок финансовой грамотности дошкольников в соответствии с ФГОС ДО». Воспитатель: Раменская А. С. п. Преображенский 2022г. Цель: П овышение финансовой грамотности педагогов. Задачи: Расширить знания о значении финансовой грамотности; актуализировать и расширить знания педагогов в области экономики и финансовой грамотности Начать не бы хотелось с высказывание( слайд 2) Слайд 2- Финансовая — как и почти любая — грамотность лучше неграмотности Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни. Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на начальном уровне. К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают. Актуальность  за ключается, в формировании полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, это поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни. С детства детям важно и нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет. Слайд 3. Финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств( жить по средствам) и грамотно их приумножать. Другими словами – это знание, позволяющее достичь финансового благополучия и оставаться на этом уровне всю свою жизнь. В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимаются воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения Слайды 4- 5 зачитать. Как всё- таки правильно познакомить ребенка с финансовой составляющей жизненных отношений? С точки зрения включения эконмического воспитания в образовательную деятельность дошкольников 5 – 7 лет речь не идёт и не может идти о полноценных знаниях, умениях или навыках рационального обращения с деньгами. Однако именно этот возраст является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально – психологических особенностей личности, как ответственность, бережливость, сила воли, которые в дальнейшем будут необходимы для воспитания финансово грамотного гражданина. Эти свойства личности способствуют успешности решений, принимаемых взрослым человеком. Слайд 6. На уровне ДОО экономическое воспитание позволяет решать следующие задачи, зафиксированные во ФГОС ДО: 1. Создание благо приятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром». Постепенное и дозированное погружение ребенка в современный мир финансово- экономических отношений общества способствует развитию его потенциала как субъекта отношений со взрослыми и миром взрослых, где финансовые отношения играют значимую роль. Изучение дошкольниками основ финансовой грамотности должно быть ограничено определенным перечнем базовых финансово- экономических понятий. Чтобы помочь детям освоить новые понятия и научиться строить простые предложения, рекомендуется использовать театральные постановки, игры в группе из трех- пяти сверстников, развитие речи с помощью небольших сказок, разбора различных ситуационных задач и т. д. 2. Объединение обучения и воспитания в це лостный образовательный процесс на основе духовно- нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества». Мир личных и семейных финансов наиболее эффективно позволяет дошкольнику осваивать социокультурные ценности, принятые в обществе правила и нормы поведения в интересах человека, семьи, общества. Ребенок начинает понимать, что его интересы и потребности не всегда могут быть реализованы из- за отсутствия материальных возможностей и финансовых средств в семье. 3. Формировани е общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности». Особое место в познании ребенком социального мира занимают наблюдение и общение, которые берут на себя существенную нагрузку в социализации личности ребенка 4. Обеспечение преемственности целей, задач и с одержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней – дошкольного и начального общего образования». Поскольку в школах Российской Федерации повсеместно внедряются программы обучения финансовой грамотности, начиная с уровня начального общего образования, ДОО следует включить в образовательную деятельность основы экономического воспитания в качестве пропедевтики, чтобы обеспечить преемственность программ при переходе ребенка из детского сада в начальную школу. 5. Обепечение психолого – педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей( законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей». Эффективная педагогическая деятельность ДОО по изучению основ финансовой грамотности возможна только в том случае, если в этот процесс активно включаются родители. Следовательно, при включении экономического воспитания в образовательную деятельность каждый педагогический коллектив должен предусматривать финансовое просвещение родителей, обеспечение их необходимыми материалами, которые родители могут использовать вне ДОО, чтобы поддержать интерес ребенка к темам, которые изучаются в ДОО. На основе существующих дошкольных программ по изучению основ финансовой грамотности можно выделить перечень базовых финансово – экономических понятий, которые могут быть изучены в ДОО. Примерный тематический план обучения может бы ть представлен в следующей последовательности: 1. Труд – основа жизни. 2. Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны. 3. Покупаем, продаём и обмениваем. 4. Тратим разумно, сберегаем и экономим. 5. Учимся занимать и отдавать долги. 6. Учимся планировать 7. Богатство и бедность. Экономическое воспитание целесообразно( интегрировать через) включать в следующие образовательные области: - социально – коммуникативное развитие; - познавательное развитие; - речевое развитие; - художественно – эстетическое развитие- физическое развитие. Для начала необходимо четко объяснить функцию денег на понятном дошкольнику языке. Следует подробно рассказать детям о способах заработка родителями. То есть им нужно понимать, что каждый день мама и папа должны ходить на работу, чтобы в конце месяца получить зарплату, на которую их семья будет жить и тратить в течение месяца. Ребенок 6- 7 лет может понять все составляющие семейного бюджета и на что он тратится. Не стоит заострять внимание на понятиях «бедный» и «богатый». В свое время дети сами поймут, что скрывается за этими словами. Важнее привить правильное понимание «необходимого» и «желаемого». Идя за покупками в магазин, объяснить детям, что хлеб – это необходимость, а мороженое – это желание. И нужно дать понимание того, что без «желаемого» можно обойтись, а без «необходимого» невозможно сохранить, к примеру, здоровье. Не рекомендуется развивать потребительское отношение к родителям у детей. Дети должны понимать, что в детский сад( а тем более в будущем в школу) необходимо ходить за знаниями, а не за поощрение в качестве покупок, или денег. А помощь по дому – это условия жизни в семье, где у каждого должен быть круг своих обязанностей. Важно объяснить ребенку, что неправильное обращение с деньгами может привести к разорению. Ребёнку нужно помочь в освоении финансовой грамотности, но не делать все за него. Ребенок, с детства знающий цену деньгам и способы их заработка с большой вероятностью во взрослой жизни станет успешным человеком. Основные подходы к финансовой грамотности дошкольника: •        формирование первичных финансовых навыков( привычек) через ритуальные действия; •        закрепление разумных материальных потребностей; •        формирование у ребенка определенных психологических установок на то или иное «финансовое поведение» через базовые нравственные понятия: о добре- зле, красивом – некрасивом, о хорошем – плохом. Ребенок и деньги – это довольно сложный вопрос, но в дошкольном возрасте нужно и можно объяснить ребенку все так, чтобы он был финансово грамотным. Слайд 7. Методы обучения дошкольников основам финансовой грамотности В обучении дошк ольников используются игровые, словесные методы обучения( беседа) . Беседа применяется в тех случаях, когда у детей имеются некоторый опыт и знания о предметах и явлениях, которым она посвящена. В ходе беседы знания детей уточняются, обогащаются, систематизируются. Беседа требует сосредоточенности мышления, внимания, умения управлять своим поведением. Она учит мыслить логически, высказываться определенно, делать выводы, обобщения. Через содержание беседы педагог воспитывает чувства детей, формирует отношение к событиям, о которых идет речь. Игровые методы обучения. Игровое обучение – это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально- оценочной деятельности. Достоинство игровых методов обучения заключается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной, личной целью. Решение учебной задачи в процессе игры сопряжено с меньшими затратами нервной энергии, с минимальными волевыми усилиями. - Словесные методы обучения. Словесные методы позволяют в кратчайший срок передавать детям информацию, ставить перед ними учебную задачу, указывать пути ее решения. Выше отмечалось, что словесные методы и приемы сочетаются с наглядными, игровыми, практическими методами, делая последние более результативными. Чисто словесные методы в обучении дошкольников имеют ограниченное значение. В работе с детьми дошкольного возраста, когда формируются лишь первоначальные представления об окружающем мире, недостаточно только почитать, рассказать – необходимо показать сами предметы или их изображение. С помощью игр, рассказов, сказок, а также практических занятий( родителей с детьми) необходимо обучить дошкольников, следующему: - что такое деньги, какие они бывают; - что такое «необходимые покупки», и «желаемые покупки»; - что такое карманные деньги. Банковская пластиковая карта ребенка; - как планировать свои расходы; - техника безопасности использования банковских карт. Слайд 8. Формы организации экономического воспитания. Здесь задать вопрос Уважаемые коллеги! Назовите, пожалуйста, сюжетно – ролевые игры, в которых воспитывается финансовая грамотность и обоснуйте свой ответ. ( «Семья», «Семья», «Дочки- матери» «Столовая», «Кафе» «Поликлиника» «Больница», «Скорая помощь», «Школа», «Парикмахерская», «Салон красоты», «Железная дорога», «Космос», «Пароход ». «Зоопарк». «Аптека». «Ветеринарная лечебница », «Дорожное движение», «Водители». «Магазин» «Гости », «День рождения», «Почта», «Ателье», «Монополии») Спасибо. Все ответы верны. Уважаемые коллеги! А вы знаете, что практически в любой  сказке есть  экономическая составляющая. Перечис лите книги, способствующие развитию финансовой грамотности дошкольников. ( «Колобок», «Репка», Золотая антилопа, «Курочка Ряба», Кот в сапогах, Бременские музыканты, Ослиные уши, Сказка о золотой рыбке, Сказка о попе и его работнике Балде, Золушка, Морозко, Цветик – Семицветик, Конек – Горбунок, Огниво, Кот в сапогах, и др) - Молодцы. Помните, что с помощью сказки можно развить в  д етях  трудолюбие и бережливость, расчетливость и экономность. В процессе организации образовательной деятельности по изучению основ финансовой грамотности рекомендуется использовать как традиционные, классические формы( игра, беседа, чтение, экскурсии, наблюдения и др. ) , так и современные( переключить на 8 слайд. ) ( проектная деятельность, ситуационные задачи, мастерские, викторины и конкурсы, театрализованные постановки,  кейс – технологии и др. ) .         Слайд 9 про технологии использованные 1. Проектная деятельность позволяет детям самостоятельно или совместно с взрослыми открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать его и преобразовывать. С помощью проектов дошкольники осваивают новые понятия и представления о мире личных и семейных финансов. Примерные темы проектов, позволяющих формировать основы финансовой грамотности дошкольника: «Трудиться полезно и почетно», «Наше богатство – формируем представление об истинных ценностях и богатстве человека». 2. Ситуационные задачи – обучение на примере разбора конкретной ситуации. Эта технология лучше других методов учит решать возникающие проблемы с учетом конкретных условий и фактической финансовой информации. Развитие ребенка- дошкольника предполагает организацию включения его в череду разнообразных, меняющихся ситуаций, которые позволяют узнавать что- то новое о людях, семье, обществе, мире экономики и финансов. Ребенок учится предвидеть последствия собственного поведения, анализировать причины того или иного развития событий. Усложняясь, такие ситуации, как правило, позволяют активизировать у ребенка познавательный интерес, а также сформировать определенный опыт. Образовательные ситуации можно разделить на следующие виды: ситуации морального выбора; ситуации общения и взаимодействия; проблемные ситуации; игровые ситуации; практические ситуации по интересам детей и др. 3. Мастерская в первую очередь является формой организации продуктивной деятельности, однако в силу ярко выраженного интегративного характера позволяет развивать двигательную( мелкую моторику) , социально- коммуникативную, познавательно- исследовательскую, трудовую деятельность, речевое и физическое развитие. Такая работа может стать более эффективной, если привлекать к участию в ней родителей. 4. Викторины и конкурсы можно рассматривать как своеобразные формы познавательной деятельности с использованием информационно- развлекательного содержания. Происходит интеграция образовательных областей: художественно- эстетическое развитие, социально- коммуникативное развитие, речевое и физическое развитие. Примерами викторины могут быть: «Разумные траты сказочных героев», «Угадай профессию», «Угадай вид труда» и пр. 5. Театрализованные интерактивные мини- постановки( обучающие сказки) имеют особое значение для социализации и развития дошкольника. Эта форма может успешно использоваться для закрепления пройденных понятий: работать и зарабатывать, деньги, желания и потребности, тратить, расходовать, экономить, беречь, откладывать, копить, сберегать, план, планировать, занимать, долг и пр. Участие детей в театрализованных постановках позволяет осуществлять образование и развитие по всем направления м: социально- коммуникативное, познавательное, речевое, художественно- эстетическое и физическое. 6. Моделирование. Одним из наиболее перспективных методов освоения финансовой грамотности является моделирование, поскольку мышление старшего дошкольника отличается предметной образностью и наглядной конкретностью. Метод наглядного моделирования разработан на основе идей известного детского психолога Л. А. Венгера, который путем исследований пришел к выводу, что в основе развития умственных способностей ребенка лежит овладение действиями замещения и наглядного моделирования. Этот метод открывает перед педагогом ряд дополнительных возможностей в интеллектуальном развитии ребенка, в том числе и в ознакомлении с окружающим миром. Цель моделирования – обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов окружающего мира и мира природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними, сохранение и воспроизведение информации, эффективное запоминание структуры рассказа, развитие речи. 7. Технология «Клубный час» заключается в том, что дети могут в течение одного часа перемещаться по всему зданию( или участку) , соблюдая определенные 33 правила поведения и выполняя задания. Проведению «Клубного часа» предшествует подготовительная работа, прежде всего среди родителей и педагогов. 8. К ейс – технологии Слайд 10- 11 методические рекомендации для педагогов и интернет ресурсы. Слайд 12. Золотые правила финансовой грамотности. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

- непосредственная образовательная деятельность, - сюжетно- ролевые, дидактические, настольные игры, - особый интерес вызывают интеллектуальные игры и развлечения, где дети решают познавательные, практические, игровые задачи. - Логические задачи, задачи- шутки оживляют путь познания сложных экономических явлений. Они сочетают в себе элементы проблемы и занимательности, вызывают напряжение ума и доставляют радость, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений; - экскурсии и беседы, с целью знакомства с людьми разных профессий. - чтения художественной литературы. Чтение стихов, сказок, заучивание пословиц и поговорок воспитывает у детей лучшие нравственные качества. Многие пословицы и поговорки в обобщенной форме содержат идеи экономической целесообразности, нравственных ценностей, отношения к труду. Работа с дошкольниками по формированию финансовой грамотности    разделена на четыре экономических блоков Взаимодействие с семьёй. На всех этапах требуется поддержка ребенка дома, в семье. Накопленный опыт позволяет определить некоторые направления совместной деятельности педагога и родителей по экономическому воспитанию дошкольников. Практическая часть Игра «Груша- яблоко» Цель: научить считать деньги и ресурсы. Необходимые материалы: бумага, карандаши, ножницы. Суть игры: Предложите ребенку нарисовать на одной стороне бумаги грушу. Когда рисунок закончен, предложите нарисовать на оборотной стороне листа яблоко. Когда завершены оба рисунка, дайте ребенку в руки ножницы и попросите вырезать для вас и грушу, и яблоко. Увидев замешательство, объясните, что, конечно, это невозможно. Потому что лист бумаги один, и если мы изначально хотели вырезать два рисунка, необходимо было заранее спланировать место на бумаге. Так и с деньгами: их нужно планировать заранее. Дидактическая игра «Хочу и надо» Где обучающиеся должны распределить потребности на «необходимые» и «желаемые». ( Чипсы, молоко, хлеб, мячик, гречка, кукла, йогурт, одежда, масло подсолнечное, шоколад. Оплата газа, света, воды, кабельное телевидение, катание на машине, оплата телефона, скачивание игр, оплата проезда на маршрутном такси) Обведите карандашом то, что необходимо в первую очередь оплатить или купить. Игра «Что кому нужно? » Цель: закреплять знания детей о предметах труда людей разных профессий. Правила: разложить карточки в соответствии с профессией человека. Материалы: карточки с изображениями людей ра зных профессий и орудий труда. Игра «Что можно и что нельзя купить» Дидактическая игра «Размен» Цель: Научить считать деньги. Необходимые материалы: монеты и купюры разных номиналов. Количество участников: 1- 5. Суть игры: Выдайте детям мелкие монеты, по 2- 3 десятка каждому. А себе оставьте несколько банкнот разного номинала. Это игра- соревнование. Кто из игроков быстрее разменяет выложенную вами банкноту мелочью, тому банкнота и достается. В конце игры считаем суммы выигрышей.

Перечень базовых финансово- экономических понятий № Понятие Описание 5- 6 лет 1. Труд, работа, профессия, продукт труда, товар, услуга Понимание ребенком, что любой труд – это хорошо, сидеть без дела – плохо. На протяжении всей жизни необходимо трудиться. Результатом трудовой деятельности может быть как достижение поставленной цели( например, овладеть мастерством катания на коньках, лыжах, смастерить хороший подарок близкому человеку, починить сломанную вещь и др. ) , так и товар или услуга. 2. Деньги, монета, купюра, доход, заработок, заработная плата Понимание ребенком, что труд приносит доход. Заработать деньги можно трудом. Деньги – мера оценки труда( вознаграждение за проделанную работу) , универсальное средство обмена( инструмент обмена товаров и услуг) . Виды денег( бумажные и металлические) . 3. Личный бюджет, карманные деньги, семейный бюджет, домашнее хозяйство Ребенок должен узнать разницу между ведением личного и семейного бюджетов. Понимать важность ведения домашнего хозяйства. 4. Сбережения, копилка, кошелек Ребенок должен понимать, зачем надо копить и сберегать, как можно копить. 5. Покупка, цена, продажа, Необходимо разобрать цепочку «продажа- товар- № Понятие Описание обмен, расходы, покупатель, продавец, выгодно, невыгодно, дорого, дешево цена- покупка». 6. Долг, должник, займ Ребенок должен осознать, что, если взял что- то в долг на время, обязан вовремя вернуть( возвратить) . Воспитываем ответственность: если не уверен, что это получится, лучше не обещать и не занимать. Долг – это серьезное обязательство. 6- 7 лет 7. План, экономия Ребенок должен понять, что деньги зарабатываются трудом и поэтому тратить их необходимо только с пользой, относиться к ним бережливо. 8. Потребность, капризы, желание, возможность Ребенок должен различать разницу между желаниями и потребностями, учиться задавать себе вопрос и оценивать: действительно ли ему нужна та или иная вещь, игрушка и пр. , есть ли возможность это купить. 9. Торговые предприятия: магазины, киоски, ларьки, базары, рынки, ярмарки Ребенок должен изучить, где покупают и продают разные товары и оказывают услуги. 10. Подарок, реклама Ребенок должен узнать, что такое реклама, какое влияние она может оказать на него. 11. Богатство, бедность, жадность, щедрость Ребенок узнает, что не все продается и покупается, главные ценности( жизнь, мир, друзья, солнце, близкие люди и пр. ) за деньги не купишь. Данный перечень базовых понятий соответствует возрастным и индивидуальным особенностям развития дошкольников.

Оставить комментарий: