Проект "Матрешка - народная игрушка"
Проект «Матрешка – народная игрушка»
Актуальность
Народная игрушка является, при тщательном её изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики. Народная игрушка будит мысль и фантазию ребёнка.
Разные на свете бывают куклы. Очень большие и совсем маленькие. Из дерева и материи, из глины и соломы, из резины и пластмассы, из керамики и т. д. Со всеми куклами интересно играть. И у каждой есть своё имя. А есть куклы, у которых имя одно и то же – Матрёшка. Деревянная точёная фигурка девушки Матрёны в сарафане и с платочком на голове невольно привлекает внимание яркой раскраской и вызывает улыбку.
Почему так полюбили эту куклу? Потому что она особенная. Разбирается на две части. Снимешь верхнюю и увидишь – внутри ещё кукла. Такая же матрёшка, только поменьше, и тоже раскрывается. Раскроешь – и увидишь такую же матрёшку, только ещё меньше, и она раскрывается.
Матрёшка ценна не только как милая игрушка. Её можно использовать как средство всестороннего развития личности ребёнка. Матрёшку используют на занятиях по социально-коммуникативному, речевому, познавательному, художественно-эстетическому, физическому развитию. Знакомство с историей возникновения игрушки, с народными промыслами, мастерами, изготавливающими эти игрушки, географией путешествия матрёшки, местом производства способствует социально-коммуникативному развитию ребёнка. Описывая матрёшек, составляя рассказы и сказки о матрёшках, чтение стихов и потешек способствуют речевому развитию. На познавательных занятиях матрёшку используют при изучении количественного и порядкового счёта, усвоения понятий: высокий, низкий, толстый, тонкий. Используя матрёшку в играх типа «Где спряталась матрёшка?», «Найди матрёшку», дети усваивают пространственные отношения. Сравнивая матрёшек, дети учатся проводить анализ, классифицировать, обобщать, развивается логическое мышление. Отгадывание загадок о матрёшках развивает ум, сообразительность, воображение и мышление, память. На занятиях по художественно-эстетическому развитию используют матрёшку в играх и хороводах, при изучении росписей и узоров, понятий о цветовой гамме, а также когда дети сами расписывают шаблоны матрёшек, или слепленные ими самими фигурки игрушек. Всё это способствует развитию творческих способностей детей. Кроме того матрёшка является незаменимым персонажем в подвижных играх и развлечениях по физическому развитию. Игры с этой игрушкой доставляют детям радость.
Цель проекта:
-развитие эстетического восприятия народных игрушек (матрешки) у детей дошкольного возраста через приобщение к декоративной деятельности;
Реализация проекта направлена на решение следующих задач:
-изучить историю создания народной игрушки - матрешки;
-учить самостоятельно расписывать матрешку;
-развивать чувство ритма, цвета, композиции при составлении узоров;
-вызвать желание самостоятельно создавать узор по мотивам народных мастеров;
-воспитывать положительный эмоциональный отклик на красоту игрушки - матрешки, радость от созданного своими руками.
Основные принципы работы в рамках проекта:
- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
- сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости;
- принцип интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
- принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.
- принцип сотрудничества определяет построение взаимоотношений участников проекта на основе компетентности, авторитетности и поддержание достоинства в отношении участников проекта, повышающих уровень самооценки, на взаимном уважении и доверии в соответствии с принципами ненасильственного общения.
Деятельность в рамках проекта
Целевую группу составляют:
-воспитанники КГБОУ «Минусинская школа-интернат» в возрасте от 5 до 7 лет, глухие и слабослышащие
-воспитатель;
-родители
Ф.И.О. |
Должность |
Роль в проекте |
Контарёва Елена Витальевна |
воспитатель |
Координирует работу группы детей |
Нормативное обеспечение:
-Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
-Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155.
-Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 №26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
-Локальные акты и Устав учреждения.
-Адаптированная основная образовательная программа ДО глухих детей.
Материально-техническое обеспечение:
-групповое помещение оснащено в соответствии с требованиями ФГОС ДО;
-компьютер, краски акварельные, кисти, глина, гуашь, цветная бумага, картон
Методическое обеспечение:
-адаптированные основные образовательные программы дошкольного образования глухих, слабослышащих и позднооглохших детей;
-методический инструментарий (конспекты непосредственно образовательной деятельности, картотека дидактических игр, сценарии развлечений и т.д.);
-раскраски по мотивам народных росписей;
-иллюстрации народных росписей и игрушек - матрешек
Кадровое обеспечение:
- воспитатели - 1
Ожидаемые результаты
К ожидаемым результатам можно отнести следующее:
В работе с детьми:
- появится устойчивый интерес к народной игрушке - матрешке, дети научатся хорошо ориентироваться на листе бумаги, усвоят цвета росписей, смогут назвать их элементы, узнать приёмы рисования и научатся составлять узоры.
- научатся воспринимать прекрасное и доброе, любоваться красотой.
- будет создан альбом игрушек - матрешек, расписанных своими руками.
В работе с семьей:
- родители будут вовлечены в совместную деятельность по реализации проекта;
- участие родителей в подготовке к конкурсам, выставкам
В работе с педагогами:
- повышение профессионального уровня и методической компетентности педагогов.
- обобщение опыта работы по проблеме, расширение границ профессиональных интересов педагогов.
Индикаторы результативности:
1.Участие в творческих выставках и конкурсах.
2.Мастер-класс, обобщение опыта работы по данной теме.
Этапы реализации проекта:
I этап – поисково-исследовательский:
- узнать историю зарождения народных промыслов на Руси;
- изучить историю игрушки - матрешки, технологию её изготовления;
- изучить узоры росписей игрушки - матрешки;
- продумать свой узор;
II этап: подготовительный:
- приготовить краски и заготовки из папье-маше для росписи матрешек;
- освоить технологию росписи игрушки;
III этап – практический:
- изображение (рисование) матрешки и роспись фигурки матрешки народным узором;
- украшение (аппликация) матрешки;
- изготовление из папье-маше игрушки-матрешки.
IV этап – редакционный:
- роспись игрушки - матрешки народным узором;
- создание презентации «Игрушка - матрешка»;
IV этап – заключительный:
- оформить выставку «Матрешка – народная игрушка»;
- оформить панно «Веселые матрешки»;
- создать альбом игрушек - матрешек, расписанных своими руками.
Содержание III практического этапа:
- Презентация «Игрушка - матрешка» для детей
- Экскурсия в изо – студию
Цель:
- рассказать детям историю игрушки - матрешки, технологию её изготовления;
- развивать наблюдательность, любознательность, внимание;
- учить любоваться народной игрушкой, яркостью и красотой ее узоров.
- Лепка «Веселая матрешка».
Цель:
- продолжить знакомить с народными игрушками - матрешками, воспитывая эстетическое отношение к изделиям народных мастеров, воспитывать уважение к их труду;
- продолжать обучать детей лепить фигурку матрешки из целого куска пластилина;
- упражнять в выполнении приёмов раскатывания, сплющивания, оттягивания при изготовлении деталей.
- Рисование «Семья матрешек».
Цель:
- продолжать учить детей рассматривать игрушки - матрешки, выделяя детали узора (колечки, круги, точки, линии), форму игрушки;
- учить готовить фигурку к нанесению на неё узора, наносить белила ровным слоем с помощью широкой кисти;
- упражнять в рисовании элементов народных узоров;
-упражнять в рисовании всем ворсом кисти и её концом;
- учить самостоятельно выбирать цвета для узора.
- Аппликация «Украшение матрешки».
Цель:
- продолжать учить детей рассматривать игрушки - матрешки, учить выделять ее форму и украшения;
- учить составлять узор на готовой форме, выделяя края и середину;
- учить вырезать круги двух размеров из бумаги, сложенной гармошкой (из квадрата), выбирая два цвета.
- Дидактические игры:
1.Игра "Укрась матрешку"
Цель: закреплять умение детей располагать узор в соответствии с формой шаблона.
2.Игра «Найди такой же узор»
Цель: развитие зрительного внимания, памяти, мышления, обучение рассматриванию узоров и их описанию.
3.Разрезные картинки на тему «Матрешка»
Цель: учить собирать картинку из 4-6 частей, развивать эстетическое восприятие.
- Работа с педагогами:
Мастер класс для педагогов: роспись народной игрушки – матрешки .
- Работа с родителями:
Консультация для родителей «Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста»
Список литературы:
О. А. Скоролупова «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством», Москва, 2009г.
А. А. Грибовская «Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации», Москва, 2008г
- Развитие музыкально-ритмических способностей детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, с нарушенным темпом и ритмом речи в воспитании правильного произношения
- Рекомендации для родителей "Как преодолеть капризы детей"
- Консультация для родителей "Роль семьи в формировании здорового образа жизни"
- Рабочая программа образования для детей 4-5 лет
- Для вас, родители!