a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Проект "Матрешка - народная игрушка"

Автор: Контарёва Елена Витальевна Опубликовано: 2023-01-06 17:35:10

Проект «Матрешка – народная игрушка»

 

Актуальность

Народная игрушка является, при тщательном её изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики. Народная игрушка будит мысль и фантазию ребёнка.
Разные на свете бывают куклы. Очень большие и совсем маленькие. Из дерева и материи, из глины и соломы, из резины и пластмассы, из керамики и т. д. Со всеми куклами интересно играть. И у каждой есть своё имя. А есть куклы, у которых имя одно и то же – Матрёшка. Деревянная точёная фигурка девушки Матрёны в сарафане и с платочком на голове невольно привлекает внимание яркой раскраской и вызывает улыбку.

Почему так полюбили эту куклу? Потому что она особенная. Разбирается на две части. Снимешь верхнюю и увидишь – внутри ещё кукла. Такая же матрёшка, только поменьше, и тоже раскрывается. Раскроешь – и увидишь такую же матрёшку, только ещё меньше, и она раскрывается.

Матрёшка ценна не только как милая игрушка. Её можно использовать как средство всестороннего развития личности ребёнка. Матрёшку используют на занятиях по социально-коммуникативному, речевому, познавательному, художественно-эстетическому, физическому развитию. Знакомство с историей возникновения игрушки, с народными промыслами, мастерами, изготавливающими эти игрушки, географией путешествия матрёшки, местом производства способствует социально-коммуникативному развитию ребёнка. Описывая матрёшек, составляя рассказы и сказки о матрёшках, чтение стихов и потешек способствуют речевому развитию. На познавательных занятиях матрёшку используют при изучении количественного и порядкового счёта, усвоения понятий: высокий, низкий, толстый, тонкий. Используя матрёшку в играх типа «Где спряталась матрёшка?», «Найди матрёшку», дети усваивают пространственные отношения. Сравнивая матрёшек, дети учатся проводить анализ, классифицировать, обобщать, развивается логическое мышление. Отгадывание загадок о матрёшках развивает ум, сообразительность, воображение и мышление, память. На занятиях по художественно-эстетическому развитию используют матрёшку в играх и хороводах, при изучении росписей и узоров, понятий о цветовой гамме, а также когда дети сами расписывают шаблоны матрёшек, или слепленные ими самими фигурки игрушек. Всё это способствует развитию творческих способностей детей. Кроме того матрёшка является незаменимым персонажем в подвижных играх и развлечениях по физическому развитию. Игры с этой игрушкой доставляют детям радость.

Цель проекта:

-развитие эстетического восприятия народных игрушек (матрешки) у детей дошкольного возраста через приобщение к декоративной деятельности;

 

Реализация проекта направлена на решение следующих задач:

-изучить историю создания народной игрушки - матрешки;

-учить самостоятельно расписывать матрешку;

-развивать чувство ритма, цвета, композиции при составлении узоров;

-вызвать желание самостоятельно создавать узор по мотивам народных мастеров;

-воспитывать положительный эмоциональный отклик на красоту игрушки - матрешки, радость от созданного своими руками.

 

Основные принципы работы в рамках проекта:

  • принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
  • сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости;
  • принцип интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
  • принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.
  • принцип сотрудничества определяет построение взаимоотношений участников проекта на основе компетентности, авторитетности и поддержание достоинства в отношении участников проекта, повышающих уровень самооценки, на взаимном уважении и доверии в соответствии с принципами ненасильственного общения.

 

Деятельность в рамках проекта

 

Целевую группу составляют:

-воспитанники КГБОУ «Минусинская школа-интернат» в возрасте от 5 до 7 лет, глухие и слабослышащие

-воспитатель;

-родители

 

 

Ф.И.О.

Должность

Роль в проекте

Контарёва Елена Витальевна

воспитатель

Координирует работу группы детей

 

 

Нормативное обеспечение:

-Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

-Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155.

-Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 №26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

-Локальные акты и Устав учреждения.

-Адаптированная основная образовательная программа ДО глухих детей.

Материально-техническое обеспечение:

-групповое помещение оснащено в соответствии с требованиями ФГОС ДО;

-компьютер, краски акварельные, кисти, глина, гуашь, цветная бумага, картон

 

Методическое обеспечение:

-адаптированные основные образовательные программы дошкольного образования глухих, слабослышащих и позднооглохших детей;

-методический инструментарий (конспекты непосредственно образовательной деятельности, картотека дидактических игр, сценарии развлечений и т.д.);

-раскраски по мотивам народных росписей;

-иллюстрации народных росписей и игрушек - матрешек

 

Кадровое обеспечение:

 

- воспитатели - 1

 

Ожидаемые результаты

 

К ожидаемым результатам можно отнести следующее:

 

В работе с детьми:

- появится устойчивый интерес к народной игрушке - матрешке, дети научатся хорошо ориентироваться на листе бумаги, усвоят цвета росписей, смогут назвать их элементы, узнать приёмы рисования и научатся составлять узоры.
- научатся воспринимать прекрасное и доброе, любоваться красотой.

- будет создан альбом игрушек - матрешек, расписанных своими руками.

В работе с семьей:

- родители будут вовлечены в совместную деятельность по реализации проекта;

- участие родителей в подготовке к конкурсам, выставкам

В работе с педагогами:

- повышение профессионального уровня и методической компетентности педагогов.

- обобщение опыта работы по проблеме, расширение границ профессиональных интересов педагогов.

 

Индикаторы результативности:

 

1.Участие в творческих выставках и конкурсах.

2.Мастер-класс, обобщение опыта работы по данной теме.

 

Этапы реализации проекта:

 

I этап – поисково-исследовательский:

- узнать историю зарождения народных промыслов на Руси;

- изучить историю игрушки - матрешки, технологию её изготовления;

- изучить узоры росписей игрушки - матрешки;

- продумать свой узор;

 

II этап: подготовительный:

- приготовить краски и заготовки из папье-маше для росписи матрешек;

- освоить технологию росписи игрушки;

 

III этап – практический:

- изображение (рисование) матрешки и роспись фигурки матрешки народным узором;

- украшение (аппликация) матрешки;

- изготовление из папье-маше игрушки-матрешки.

 

IV этап – редакционный:

- роспись игрушки - матрешки народным узором;

- создание презентации «Игрушка - матрешка»;

 

IV этап – заключительный:

- оформить выставку «Матрешка – народная игрушка»;

- оформить панно «Веселые матрешки»;

- создать альбом игрушек - матрешек, расписанных своими руками.

 

Содержание III практического этапа:

  1. Презентация «Игрушка - матрешка» для детей
  2. Экскурсия в изо – студию

Цель:

- рассказать детям историю игрушки - матрешки, технологию её изготовления;

- развивать наблюдательность, любознательность, внимание;

- учить любоваться народной игрушкой, яркостью и красотой ее узоров.

  1. Лепка «Веселая матрешка».

Цель:

- продолжить знакомить с народными игрушками - матрешками, воспитывая эстетическое отношение к изделиям народных мастеров, воспитывать уважение к их труду;

- продолжать обучать детей лепить фигурку матрешки из целого куска пластилина;

- упражнять в выполнении приёмов раскатывания, сплющивания, оттягивания при изготовлении деталей.

  1. Рисование «Семья матрешек».

Цель:

- продолжать учить детей рассматривать игрушки - матрешки, выделяя детали узора (колечки, круги, точки, линии), форму игрушки;

- учить готовить фигурку к нанесению на неё узора, наносить белила ровным слоем с помощью широкой кисти;

- упражнять в рисовании элементов народных узоров;

-упражнять в рисовании всем ворсом кисти и её концом;

- учить самостоятельно выбирать цвета для узора.

  1. Аппликация «Украшение матрешки».

Цель:

- продолжать учить детей рассматривать игрушки - матрешки, учить выделять ее форму и украшения;

- учить составлять узор на готовой форме, выделяя края и середину;

- учить вырезать круги двух размеров из бумаги, сложенной гармошкой (из квадрата), выбирая два цвета.

  1. Дидактические игры:

1.Игра "Укрась матрешку"

Цель: закреплять умение детей располагать узор в соответствии с формой шаблона.

2.Игра «Найди такой же узор»

Цель: развитие зрительного внимания, памяти, мышления, обучение рассматриванию узоров и их описанию.

3.Разрезные картинки на тему «Матрешка»

Цель: учить собирать картинку из 4-6 частей, развивать эстетическое восприятие.

  1. Работа с педагогами:

Мастер класс для педагогов: роспись народной игрушки – матрешки    .

  1. Работа с родителями:

Консультация для родителей «Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста»

 

Список литературы:

О. А. Скоролупова «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством», Москва, 2009г.

А. А. Грибовская «Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации», Москва, 2008г

Оставить комментарий: