a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Опыт работы "Использование наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста"

Автор: Бутенко Елена Александровна Опубликовано: 2023-01-06 17:36:10

Документы для скачивания

Опыт работы «Использование наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста» Наименование проблемы. Использование наг лядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста. Условия возникновения опыта. Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Одна из первостепенных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях,  согласно вступившему в силу ФГОС- воспитание нового поколения детей,  обладающих высоким творческим потенциалом. Связная речь занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемую информацию и правильно выражать ее. Она является показателем того, насколько ребенок владеет лексикой родного языка, отражает уровень эстетического и эмоционального развития ребенка. Таким образом, связная речь – это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно. Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия( звук, слово, предложение, текст) , научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Дошкольник лишен возможности, записать, сделать таблицу, отметить что- либо.  В детском саду в основном задействован только один вид памяти – вербальный. Опорные схемы – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память. Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. Ученые также отмечают, что использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников. Таким образом, использование метода наглядного моделирования дает возможность: самостоятельного анализа ситуации или объекта; развития децентрации( умения менять точку отсчета, делать централизованной) ; развития замыслов- идей будущего продукта. В процессе обучения связной описательной речи моделирование служит средством планирования высказывания. Метод наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания: пересказ; составление рассказов по картине и серии картин; описательный рассказ; творческий рассказ. Актуальность и перспективность опыта В ходе использования метода наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации- моделью. В качестве условных заместителей( элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера: геометрические фигуры; символические изображения предметов( условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы) ; планы и условные обозначения, используемые в них; контрастная рамка – прием фрагментарного рассказывания и многие другие.     Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка.        Применение метода наглядного модел ирования повышает интерес детей к данному виду деятельности и позволяет добиться знач ительных результатов в развитии речи дошкольников. Актуальность использования наглядного моделирования при формировании высших психических функций у детей дошкольного возраста состоит в том, что: во- первых, высшие психические функции формируются в процессе обучения и взаимодействия со взрослыми, ребенок- дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для большинства детей дошкольного возраста характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию, которые легко преодолеваются повышением интереса через использование наглядного моделирования; во- вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует навык практического использования приемов работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики»; в- третьих, применяя графическую аналогию, мы активизируем внимание и мышление детей, учим детей видеть главное, систематизировать, анализировать и синтезировать полученные знания Целью представленного мною опыта является – развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством наглядного моделирования. Задачи опыта: способствовать формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста, как способа формирования социальных навыков и привычек, необходимых для взаимодействия с окружающими людьми; сформировать навыки в применении простейших форм символизации, условного обозначения объектов при выполнении заданий на составление описательных рассказов, загадок о том или ином объекте, явлении; развивать умения детей с помощью заместителей выделять самые главные события, последовательность изложения; развивать умения детей точно, последовательно, связно и грамматически правильно пересказывать рассказы, сказки, опираясь на модели. Теоретическая база опыта Для успешного внедре ния технологии наглядного моделирования в практику мне понадобилось восполнить   недостаток знаний   теоретических   основ   его применения. Я   ознакомилась с несколькими источниками по этой теме и проанализировала их.   Многочисленные исследования отечественных педагогов и психологов( П. Я Гальперин, В. В. Давыдов) показывают, что использование моделирования как средства формирования разнообразных знаний и навыков оказывает положительное влияние на интеллектуальное развитие детей, что с помощью пространственных и графических моделей относительно легко и быстро совершенствуется ориентировочная деятельность, формируются перспективные интеллектуальные и практические действия. Проблемой моделирования занимаются многие известные педагоги. В современной дидактической литературе распространено представление о моделировании как об одном из методов обучения, хотя, как научный метод моделирование известно, очень давно. На обоснованность метода наглядности, при которой или по поводу которой происходит речевой акт, указывали педагоги С. Л. Рубинштейн, Л. В. Эльконин, А. М. Леушина, Л. Н. Ефименкова.    Значимость моделирования плана высказывания неоднократно подчеркивалась Воробьевой В. К. , Глуховым В. П.    Теория порождения речи, созданная известным психологом Л. С. Выготским, получила дальнейшее развитие в трудах А. А. Леонтьева, А. Р. Лурия, Н. И. Жинкина и др.    В современной научно- педагогической литературе моделирование рассматривается как процесс применения наглядных моделей( Венгер Л. А. , Дьяченко О. М. и др. ) . В. А. Штофф определяет модель как «средство отображения, воспроизведения той или иной части действительности с целью ее более глубокого познания от наблюдений и эксперимента к различным формам теоретических обобщений». В. В. Краевский определяет модель как «систему элементов, воспроизводящую определенные стороны, связи, функции предмета исследования». Фридман отмечает, что «в науке модели используются для изучения любых объектов( явлений, процессов) , для решения самых разнообразных научных задач и получения тем самым какой- то новой информации. Поэтому модель определяется обычно как некий объект( система) , исследование которого служит средством для получения знаний о другом объекте( оригинале) . Вопросы моделирования рассмотрены в работах логико- философского плана с позиций использования моделей для изучения тех или иных свойств оригинала, или его преобразования, или замещения оригинала моделями в процессе какой- либо деятельности( И. Б. Новиков, Н. А. Уемов, В. А. Штоф и др. ) . В дидактике выделяют 3 вида моделей: 1.          Предметная модель в виде физической конструкции предмета или предметов, закономерно связанных( плоскостная модель фигуры, воспроизводящая его главные части, конструктивные особенности, пропорции, соотношения частей в пространстве) . 2.          Предметно- схематическая модель. Здесь выделенные в объекте познания существенные компоненты и связи между ними обозначаются с помощью предметов — заместителей и графических знаков. 3.          Графические модели( графики, формулы, схемы) . Чтобы модель, как наглядно- практическое средство познания выполнило свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:    чётко отображать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания; быть простой для восприятия и доступной для создания действий с ней;   ярко и отчётливо передавать с её помощью те свойства и отношения, которые должны быть освоены;  облегчать познание в психолого- педагогической литературе выделен ряд закономерностей формирования моделирования у дошкольников: моделирование выполняется на знакомом детям материале, с опорой на знания, полученные на занятиях или в обыденной жизни; целесообразно начинать с моделирования единичных конкретных ситуаций, а позднее — с построения моделей, имеющих обобщённый характер; следует начинать с  иконических моделей, т.  е. сохраняющих известное сходство с моделируемым объектом, постоянно переходя к условно- символическим изображениям отношений;   начинать следует с моделирования пространственных отношений, а затем переходить к моделированию временных, логических и т. д; обучение моделированию осуществляется легче, если начинается с применения готовых моделей, а затем их построения; процесс обучения моделированию заканчивается интериоризацией действий, т.  е. переводом планирования во внутренний план. Приведённые факты направляют на разработку и применение предметных моделей в обучении, что, безусловно, служит средством упорядочивания, систематизации имеющегося у ребёнка опыта. Самостоятельное построение моделей свидетельствует о степени сформированности внутренних, идеальных форм моделирования, представляющих собой ядро умственных способностей. 5. Новизна опыта Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе- это уход от учебной деятельности, повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно- обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей. Степень новизны опыта заключается в широком использовании технологии наглядного моделирования в организации деятельности детей, позволяет более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказы. При этом используемые наглядные модели могут включать стилизованные изображения реальных предметов, символы для обозначения некоторых частей речи, схемы для обозначения основных признаков отдельных видов описываемых предметов, а также выполняемых действий по отношению к ним с целью обследования, стилизованные обозначения «ключевых слов» основных частей описательного рассказа и т. п. Иными словами, предлагая детям наглядные схемы, модели, мнемосхемы и т. д. , я даю ребенку шаблон, используя который ребенок учится элементарному исследованию. Опыт представляет собой совокупность форм, методов и приемов педагогической работы, направленную на развитие связной речи детей с применением наглядного моделирования. Ведущая педагогическая идея Ведущей педагогической идеей является  развитие речевых возможностей детей старшего дошкольного возраста через использование системы специально подобранных наглядных моделей. Введение наглядных моделей помогает решению ряда развивающих, образовательных и воспитательных задач: целенаправленно развивать импрессивную и экспрессивную речь детей; актуализировать предметный, качественный и глагольный словарь детей; закреплять обобщающие понятия; упражнять в навыках словоизменения и согласования различных частей речи в роде, числе, падеже; упражнять в навыках словообразования( уменьшительно- ласкательное значение слов, приставочные глаголы, относительные прилагательные) ; упражнять в практическом усвоении навыков построения предложений разной структуры с постепенным усложнением; закреплять умение употреблять синонимы, антонимы; формировать и совершенствовать умения использовать в речи различные конструкции предложений; анализировать семантику и способы образования сложных слов; способствовать развитию эмоционально- волевых качеств личности: организованности, активности, сосредоточенности; повышать интерес к познавательной деятельности; развивать логическое, образное мышление, память, внимание; совершенствовать связную речь детей. Технология опыта Моделирование организуется на основе замещения реальных объектов картинками, предметами, схематическими изображениями. Поэтому моделирование является воплощением одного из важнейших принципов дидактики – принципа наглядности. Использование модели приведет к поставленным целям в том случае, если будут пройдены все этапы работы с моделью: знакомство с графическим образом модели; ( рассматривание таблиц и разбор того, что на них изображено) дешифровка модели; ( осуществляется перекодирование информации из абстрактного в реальный объект) непосредственно работа с моделью. ( о тработка метода запоминания) Формирование навыков наглядного моделирования происходит в определенной последовательности с постоянным повышением доли самостоятельного участия дошкольников. Мнемотаблицы могут быть различными в зависимости от их направленности. Могут быть простыми и тематическими. Количество квадратов не превышает девяти, что соответствует научно обоснованному пределу разовой информации для ребёнка( 10 информационных битов) . В начале работы с мнемотаблицами дети начинают испытывать некоторые сложности, им трудно следовать предложенному плану таблицы. Часто первые рассказы по моделям получаются очень схематичными. Использование наглядного моделирования – это, прежде всего, начальная «пусковая» наиболее значимая и эффективная работа, но нельзя ограничиваться только ей при автоматизации речевого высказывания детей. Не нужно злоупотреблять этим методом, использовать без необходимости, когда свойства и связи объектов лежат на поверхности. Параллельно необходимо проводить и другую работу, например, речевые словесные игры, настольно- печатные игры и др. Суть работы с мнемотаблицами заключается в следующих этапах: 1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено 2. Перекодировка информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы. 3. После перекодировки осуществляется пересказ, составление рассказа по заданной теме и др. , то есть происходит отработка метода запоминания. 4. Зарисовка мнемотаблиц детьми. 5. Рассказывание по мнемотаблицам, созданными детьми. Изготовить или собрать картинки для мнемотаблиц очень просто. Можно нарисовать символическое изображение объектов, можно использовать ресурсы интернета начиная работу с простейших мнемоквадратов. При первом знакомстве с таблицей в форме игры «Угадай, что нарисовано» знакомила детей с новой для них информацией, разбирала всё, что нарисовано в каждом квадрате. Поясняющий текст располагала с обратной стороны листа. Текст необходимо чётко соотносить с изображением. Используя таблицы при автоматизации звуков, повторении поговорок, пословиц, коротких рассказов, заучивании стихотворений, облегчается и ускоряется процесс запоминания и усвоения текстов. Дети легко вспоминают картинки и их последовательность, затем легко припоминают слова. При обучении составлению рассказов я тоже использую мнемотаблицы. Сначала беседуем с детьми по тексту, отслеживаем последовательность заранее приготовленной модели к данному произведению. При описании объектов в таблице используется значок цвета, формы, действия с предметом, размера, частей и материала. При обучении составлению рассказов- описаний на начальном этапе можно использовать сенсорно- графическую схему В. К. Воробьевой, отражающую сенсорные каналы получения информации о признаках предметов( зрительный, обонятельный, тактильный, вкусовой) и сами признаки. Эта схема помогает определить способы сенсорного обследования предмета и закрепить результаты обследования в наглядном виде. Например, при рассматривании яблока детям предлагала следующие вопросы: - Что нам поможет увидеть яблоко – его форму, цвет, величину? Правильно, глаза. ( н а доске помещается карточка с изображением глаза. ) Мы посмотрели на яблоко и увидели, что оно… красное( на доску помещается карточка, обозначающая красный цвет) , круглое( карточка с изображением круга) . Таким же образом на схеме размещаются соответствующие символы величины, вкуса и т. д. При описании других объектов можно применять модели, рекомендуемые Т. А. Ткаченко. Они представляют обобщенный план описания. В работе с мнемотаблицами, необходимо не злоупотреблять во время образовательной деятельности их количеством в ущерб качеству усвоения информации. В процессе работы стало понятным, что за время образовательной деятельности по одной теме за один день можно использовать только 1- 2 мнемотаблицы. Повторное рассматривание мнемотаблиц использую исходя из интереса детей, желания беседовать, рассказывать или пересказывать текст, по какой либо схеме. Если дети затрудняются, помогаю им в перекодировке информации или установлении последовательности. В процессе работы у детей появился ярко выраженный интерес к мнемотаблицам. После деятельности с использованием мнемотаблиц, дети к концу года могут, используя правильное звуковое оформление высказывания составлять коротенькие рассказы, сказки, используя лексику, соблюдая общие принципы построения сюжета. Самым продуктивным является этап самостоятельного использования мнемотаблиц, когда дети в самостоятельной деятельности рассказывают знакомые произведения или придумывают свои рассказы. Моделирование при заучивании стихотворений. При использовании мнемотехники при заучивании стихотворений, структура работы над произведением сохраняется согласно методике. Модель стихотворения выставляется при повторном чтении стихотворения параллельно смыслу текста. Для заучивания стихотворения при помощи модели использую обычные приемы работы: рассказывание стихотворения по цепочке, при помощи вопросов по тексту, рассказывание стихотворения одним ребенком. Закрепление звукопроизношения во фразовой речи. Например, мнемотаблица к скороговорке для дифференциации звуков с- ш. «Мышка сушек насушила, мышка мышек пригласила. Мышки сушки кушать стали, сразу зубики сломали». Мнемотаблицу предлагаю при повторном проговаривании скороговорки. Дополнительно использую прием работы: тихий подсказ, совместное проговаривание с ребенком. Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений   повышает интерес ребенка к произведению, превращает занятие в игру, а также облегчает и ускоряет процесс усвоения и запоминания текстов. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова. Пример использования мнемотаблицы при заучивании стихотворения. П. Воронько   «Есть в лесу под елкой хата» Есть в лесу под елкой хата. В ней уснули медвежата. А меньшой не хочет спать- Маме стал надоедать. Капризуля косолапый   просит: «Ужин мне состряпай, Принеси скорей сюда Меду, рыбки из пруда». «Баю, баю, надо спать»  - напевает сыну мать. «Ты уснешь, и сон придет, все в корзине принесет» Обучение пересказу с помощью наглядного моделирования. При обучении детей приемам запоминания используются схемы, мнемотаблицы на основе пиктограмм или схем. Эти символы позволяют детям лучше запоминать словесный материал. При работе с мнемотаблицей работает слуховой анализатор, а так же зрительный. Следует помнить, что модели предлагаются детям при беседе по прочитанному произведению. Карточки- символы готовятся для каждой части текста. Это дает возможность детям пересказать текст последовательно и логично. После пересказа полезно предложить детям самостоятельное моделирование сказки- схематическая зарисовка сказки, т. е. своеобразное составление мнемотаблиц детьми. В процессе развития навыка пересказа дети овладевают умением обозначить персонажи заместителями, передавать события последовательно. На этапах обучения пересказу при помощи мнемотаблиц для замещения объектов используются геометрические фигуры. Работа по развитию навыка пересказа предполагает формирование следующих умений: усвоение принципа замещения, то есть умения обозначать персонажи и основные атрибуты художественного произведения заместителями; формирование умения передавать события при помощи заместителей( предметное моделирование) ; передача последовательности эпизодов в соответствие с расположением заместителей, и начинается с рассказывания знакомых коротких сказок, типа “Репка”, “Колобок” и т. п. При составлении повествовательных рассказов по серии сюжетных картин дети испытывают трудности в построении сюжета, тут им на помощь пр иходит мнемотаблица. На практике “рассказы”, самостоятельно составленные детьми – это, в основном, простое перечисление действующих лиц или объектов картины. Работа по преодолению этих недостатков и формированию навыка рассказывания по картине состоит из 3- х этапов: выделение значимых для развития сюжета фрагментов картины; определение взаимосвязи между ними; объединение фрагментов в единый сюжет. Прежде, чем дать детям задание составить рассказ по серии картин, я провожу подготовительную работу: рассмотреть внимательно все картинки серии, отметить, что главное на каждой из них, определить сюжетную линию и т. д. Часто при составлении рассказа дети упускают диалоги героев, слова- признаки, характеризующие и описывающие персонажей и я стараюсь акцентировать на этом особое внимание. Например, диалоги я обозначаю стрелкой с вопросом от того героя, который начинает диалог. Это помогает детям не «потерять» характеристики героев, найти причинно- следственные связи в рассказе и т. д. Слова- признаки, характеризующие персонажей, я обозначаю либо знаком вопроса, или, если необходимо передать настроение героя- использую пиктограммы. Пиктограммы я выставляю при рассматривании каждой картинки из серии, чтобы акцентировать внимание детей на определённом признаке или действии героя. Для рассказа по сюжетн ой картинке мнемотаблицы просто необходим ы. Ребенку трудно «сконструировать ситуацию», изображенную на картине, придумать развитие событий и грамотно закончить свой рассказ, т. е. оформить речевым материалом схему построения высказывания: зачин- развитие событий- итог. Существует несколько видов занятий с картинным материалом. Остановлюсь на обучении рассказыванию по отдельной сюжетной картинке с придумыванием детьми предшествующих событий. Например, картинка «Зимние забавы». При составлении рассказа по этой картинке я раздаю детям карточки с фрагментами картинки и предлагаю им составить предложения. Затем выставляется большая картинка, дети находят на ней свои фрагменты. Перед появле нием мнемотаблицы, проводится беседа по содержанию картины, по ходу беседы выставляются опорные карточки- символы и фрагменты картины. Таким образом, составляя свой рассказ, дети комбинируют в рассказе свои знания и изображенные на картине действия. Особенно ощутимую помощь наглядное моделирование оказывает в составлении описательных рассказов. Сложность обучения описанию обусловлена тем, что для создания и понимания такого функционального типа речи не достаточно накопленного жизненного опыта, а необходима активная интеллектуальная работа самого ребенка по выделению признаков и свой ств пр едмета или явления. Прежде чем описывать предмет, ребенок должен научиться выделять наиболее существенные черты предмета, подбирать точные слова, выражать свое отношение к описываемому предмету и грамматически правильно оформлять фразу. Я сначала учу детей выделять существенные признаки предмета и давать х арактеристику объекту: принадлежность к родовидовому понятию; величина; цвет; форма; составляющие детали; качество поверхности; материал, из которого изготовлен объект( для неживых предметов) ; как он используется( какую пользу приносит) ? за что нравится( не нравится) ? Наглядное моделирование стимулирует развитие исследовательских способностей детей, привлекает их внимание к признакам предмета, помогает определять способы сенсорного обследования предмета и закреплять результаты обследования в наглядном виде. Результативность В результате работы по развитию связной речи, можно придти к выводу, что использование наглядного моделирован ия является важным звеном в развитии связной речи детей. Благодаря проведенной работе были полечены следующие результаты: у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире; появляется желание пересказывать сказки, тексты, придумывать интересные истории; появляется интерес к заучиванию стихов и загадок словарный запас выходит на более высокий уровень; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией. Адресная направленность Транслирую результаты своего опыт а на педагогических советах и методических семинарах ДОУ, районных мероприятиях, публикую на сайтах и информационных порталах. Показываю открытые занятия по применению наглядного моделирования в речевом развитии для педагогов ДОУ. Данный опыт могут использовать  воспитатели, узкие специалисты ДОУ, готовые применять в своей работе на глядное моделирование в развитии связной речи детей дошкольного возраста. Технология опыта проста и может быть использована в образовательном процессе. Трудоемкость. Данную работу может провести любой заинтересованный воспитатель дошкольного учреждения. Организация данной работы не трудоемка при наличии необ ходимых дидактических пособий( мнемодорожек, мнемотаблиц, коллажей) , методической базы и соответствующей подготовки самого педагога. Для выполнения заданий нужны определенные средства – оборудование, канцтовары, фонотека, видеотека. Трудности при применении данного опыта использования наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста могут заключаться в: - планировании и построении системы занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей; - п одборе оборудования и дидактического материала;

Оставить комментарий: