Выступление
Документы для скачивания
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА АВГУСТОВСКОМ СОВЕЩАНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ: « Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, п ри котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования» Воспитатель: МБДОУ «Детский сад №6 « Чебурашка » Бутенко Е. А В мире индивидуальностей не может быть лучшего. Если будет лишь один человек в мире – ты, то ты уже лучший! Помни это. Все мы имеем какие- либо комплексы, страхи, разочарования; прислушивайся к ним, но не чувствуй ничтожность по отношению к себе. Верь, что ты уникальный, особенный, и ты можешь все! ( Видья Балан) П остроение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, с тановится субъектом образования ФГОС ДО- это и есть индивидуализация дошкольного образования. Ребенок с самого раннего возраста должен расти в атмосфере уверенности в том, что его индивидуальные способности принимаются и уважаются другими, что его инициатива, активность будут должным образом истолкованы и поддержаны, что его стремление познать окружающий мир и себя в нем будет «окультурено» и дополнено не излишней( на вырост) , а актуально «здесь и сейчас» информацией. Это вызывает необходимость развития всех человеческих сил, безотносительно к какому бы то ни было заранее установленному идеалу и определяет необходимость изменений в организации образовательного процесса. Индивидуализация – это деятельность взрослого( педагога) и самого учащегося по поддержке и развитию этого единичного, своеобразного, того, что заложено в данном индивиде от природы, и что он приобрёл в индивидуальном опыте. ( слайд 2) Индивидуальный подход – организация педагогом учебно- воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Выявление проблемных или сильных сторон в развитии ребенка и определение путей коррекции или дальнейшего развития( Свирская Л. В. ) И ндивидуализация предполагает: - индивидуально ориентированную помощь детям в реализации первичных базовых потребностей, без чего невозможно ощущение человеческого достоинства; - создание условий для максимальной реализации заданных природой( наследственных) физических, интеллектуальных, эмоциональных способностей и возможностей, характерных именно для данного индивида; - поддержка человека в автономном, духовном саморазвитии, в развитии способности к самоопределению. ( слайд 3) Условиями развития индивидуальности в дошкольных образовательных организациях являются: 1) обеспечение эмоционального благополучия через: непосредственное общение с каждым ребенком; уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям; 2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через: создание условий для свободного выбора ребенком деятельности, участников совместной деятельности; создание условий для принятия ребенком решений, выражения своих чувств и мыслей; недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности( игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д. ) ; 3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях: создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально- культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные( в том числе ограниченные) возможности здоровья; развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками; развитие умения детей работать в группе сверстников; 4) взаимодействие с родителями( законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки об разовательных инициатив семьи. ( слайд4) Как известно, самую первую и главную собственность ребенок получает сразу после рождения, и это, конечно, его имя. Поэтому надо позаботиться о том, чтобы имя ребенка в группе встречалось как можно чаще. В старшей и подготовительной к школе групп е большинство ребят уже умеют писать свое имя и с удовольствием участвуют в таком режимном моменте, как «Я пришел, и я пришла». Приходя в детский сад, дети вписывают свои имена в специальные листочки, оповещая тем самым окружающих, что он уже здесь и готов приступить к взаимодействию с миром. На самом деле вариантов показать свою открытость миру много: это, например, стенд, куда малыш может прикрепить свою фотографию, придя в детский сад или облачка на ленточке с именем и фотографией ребенка( уходя домой, малыш переворачивает облачко – все, он ушел) . В группе необходимо устраивать персональные выставки творческих работ детей. Это дает возможность ребенку проявить свои способности, развивает творческую активность, инициативность, а в других детях группы воспитывает умение уважать труд товарища, оценивать его работы, развивает внимание. Очень хорошо завести портфолио на каждого ребенка, куда собирать все достижения ребенка. Стенд «дежурный по столовой», «дежурный по зан ятиям» позволяют детям принимать непосредственное участие в ежедневной работе в группе, предоставляют возможность почувствовать свою значимость и уникальность. Одним из эффективных форм работы по поддержке детской индивидуальности и инициативы является групповой сбор. Групповой сбор- это часть ежедневного распорядка, проводимая в определенное время, в специально оборудованном месте, когда дети и взрослые обмениваются информацией, обсуждают проблемы, планируют индивидуальную и совместную деятельность. Задачи группового сбора формирование доброжелательных отношений между детьми, создание атмосферы поддержки и сотрудничества между детьми и взрослыми, создание общего положительного эмоционального фона, ощущения психологического комфорта; обмен информацией о прошедших или предстоящих событиях, выявление детских интересов; решение некоторых обучающих задач: расширение детских представлений, развитие речи, логического мышления и др. ; формирование мотивации к предстоящей деятельности; представление информации о материалах в центрах активности на текущий день и планирование деятельности в центрах; Осуществление выбора деятельности на основе собственных интересов и потребностей. ( слайд 5) Во время утреннего сбора, ребенок участвует в играх и упражнениях, обмене новостями, выборе темы, планировании, сам принимает решение, в каком центре он сегодня будет работать, что именно в этом центре предполагает сделать, какие материалы ему понадобятся, кого он хочет видеть в своей команде( партнером, помощником, как будут распределены обязанности в совместной работе в центре, какого результата ребенок предполагает достичь. Спланированная работа может быть не закончена за один день( например, постройка замка — дело длительное) . В этом случае, ребенок может продолжить работу в последующие дни. Партнеры и помощники могут меняться в зависимости от желания самих детей. Более того, сам инициатор постройки дворца в какое- то время может утратить интерес к его изготовлению. В этом случае воспитатель не требует его обязательного присутствия — всегда найдутся те, кому эта работа интересна. Для реализации ситуации выбора у детей важную роль, конечно, играет воспитатель. Именно он, взрослый, «создает ситуации выбора для детей и демонстрирует в своем поведении как осмысление любой жизненной ситуации». Что может стать стимульным материалом для создания ситуации выбора? ( слайд 6) Задания, связанные с жизненным опытом( надо помочь убрать игрушки: куклы сидят за столиком. А если посадить их в домик или положить в другое место? ) ; Задания на развитие внимания и навыков сравнения при помощи вопросов( как лучше? Как проще? Кому больше понравится? Кому доставит удовольствие? ) Противоречия между известным и новым( например, ребенок знает, как строить космический корабль из большого напольного конструктора, а может быть, строить из LEGO- конструктора интереснее, сложнее, проще, веселее? ) Познавательно- исследовательская деятельность( что исследовать, с помощью каких материалов, с кем) Поиск и предложения различных способов решения одной задачи( ежик пригласил к себе в гости лисенка и решил угостить пирогом. Как разделить пирог пополам если он круглый? квадратный? прямоугольный? ) . Методы, позволяющие создать ситуацию выбора: Проектный метод( позволяет искать различные решения и способы реализации поставленной проблемы) ; Игровые технологии( позволяют сделать поисковый процесс интересным и познавательным) ; Использование проблемных ситуаций( позволяют детям учиться сотрудничеству, могут быть услышаны варианты выбора разных детей) ; Исследовательский метод( позволяет делать выбор в практической работе) . ( с лайд 7) Педагог должен всегда дать ребенка право выбора своей деятельности: − Выбери, чем хочешь заняться: будешь строить машину или играть в лото? − Какую замечательную бабочку мы видели на прогулке. Будем рисовать ее или лепить? − Выберите цвет бумаги для аппликации самолета: белый, голубой или желтый? Ребята, выберите, пожалуйста, куда уберем мусор: в ведро( для камней, веток) или в пакет( для листьев и бумаги) ? Индивидуализация, право выбора в ходе занятий: Что будете лепить: фрукты или овощи? Выберите материал, какой вам больше нравится: краски, карандаши, мелки. Я приготовила мешочек с предметами, которые можно рассматривать через увеличительное стекло. Выберите себе, какие хотите, но не больше пяти штук − вот из этого набора зеркал ты можешь выбрать одно особенное, которое поможет тебе поймать лучик солнца и пустить «зайчика» Опиши свою любимую игрушку( выбери способ описания: загадка, рассказ или пантомима) . Индивидуализация в режимных моментах: Выбери, ты будешь убирать машинки или конструктор? У нас только два умывальника, а помыть руки надо всем. Как сегодня организуем умывание, чтобы не толкаться и не мешать друг другу? А сейчас хотела бы познакомить вас с картотекой проблемных игровых ситуаций для создания ситуации выбора: Мячик закатился под кровать. Как его достать: рукой или чем- то еще? Надо полить цветы, но нет лейки. Чем будем поливать: стаканом или ведерком? Девочки сели рисовать, а коробка с карандашами одна. Как им раскрашивать рисунки? Дети нашли грибы( ягоды) в лесу, а корзинки нет. Во что собрать грибы( ягоды) ? Хочется сладкого чая, а сахара нет. Как сделать чай сладким? Вышли гулять, а на участок не пройти — намело много снега. Что делать, как пройти на участок? Два мальчика увидели новую машинку, оба хотят поиграть с ней, но машинка одна. Как им поиграть? Индивидуализация- важная задача, поскольку, чем более индивидуален подход, тем более гладко проходит реализация программы, дети приобретают компетентность и самоуважение. У них появляется готовность браться за еще более трудные задачи. Обстановка, ориентированная на ребенка, способствует индивидуализации обучения. Оборудование, материалы и планировка группы работают на развитие к аждого ребенка, в каждый день в носится что- то новое для детей. Дети сами осуществляют индивидуализацию, когда они выбирают определенный центр активности или берут головоломку, в которой требуется сложить картинку из пяти частей, а не из двенадцати. Индивидуализация также предполагает, что воспитатель придумывает такие виды деятельности, которые представляют некий вызов, но позволяют каждому ребенку добиться успеха. Индивидуализация является важнейшим элементом программы, ориентированной на ребенка, поскольку, чем более индивидуально воспитатель подходит к каждому ребенку, тем более эффективна его работа.
- Развитие музыкально-ритмических способностей детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, с нарушенным темпом и ритмом речи в воспитании правильного произношения
- Рекомендации для родителей "Как преодолеть капризы детей"
- Консультация для родителей "Роль семьи в формировании здорового образа жизни"
- Рабочая программа образования для детей 4-5 лет
- Для вас, родители!