"В мире экспериментов и опытов"
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №94»
ПРОЕКТ
ПО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
«В мире опытов и экспериментов»
Воспитатель:
Чухарева Анастасия Вячеславовна
Паспорт проекта |
||
№ |
Название пункта |
Описание |
1 |
Название проекта |
«В мире опытов и экспериментов» |
2 |
Авторы проекта |
Чухарева Анастасия Вячеславовна |
3
|
Проблема, на решение которой направлен проект |
Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди – часть этого мира открывают все новые и новые объекты, явления и закономерности окружающей действительности. При этом каждый человек вращается в рамках сформировавшегося у него образа мира. В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое - основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков. В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс. Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы является детское экспериментирование. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Детское экспериментирование, как специально организованная деятельность, способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира. Главное достоинство работы в рамках проектной деятельности это познание реальных представлений о различных сторонах изучаемого объекта. В этом проекте педагог и дети выполняют общее дело: изучая окружающий мир, учатся беречь природу, охранять ее. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, путем экспериментирования, всегда являются осознанными и более прочными. Благодаря этому проекту ребенок гармонично развивается и получает возможность ставить себе новые все более сложные цели.
|
4 |
Целевая аудитория |
Дети 5-6 лет |
5 |
География реализации проекта |
г. Каменск-Уральский, улица Добролюбова,30 Детский сад № 94 |
6 |
Цель проекта |
Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.
|
7 |
Задачи проекта |
- Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира. - Знакомить детей со свойствами различных предметов, природных материалов (бумага, пластмасса, магнит, почва, вода и т.д.). - Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов. - Обогащать словарь детей - Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру. - Повысить компетентность родителей в вопросах детского экспериментирования. - Привлекать родителей к совместной деятельности.
|
8 |
Сроки реализации проекта |
С 5 сентября 2022 г. – по 30 декабря 2022 г. |
9 |
Ожидаемые результаты проекта |
1.Повышена педагогическая компетентность родителей в вопросах детского экспериментирования. 2.Укреплены детско-родительские взаимоотношения при проведении совместных мероприятий. 3. Созданы условия для обогащения детей знаниями о физических свойствах окружающего мира. 4. Дети знакомы со со свойствами различных предметов, природных материалов (бумага, пластмасса, магнит, почва, вода и т.д.). 5.Дети знакомы с правилами техники безопасности при проведении экспериментов 6. У детей развит активный словарь, дети выражают свои мысли и суждения, делятся впечатлениями от экспериментов. |
№ |
Содержание деятельности |
Сроки и место реализации |
Ответственные |
Результат |
|
1этап - Ценностно-ориентированный |
|||||
1. |
Определение темы и цели проекта 1. Формулировка проблемы: изучая окружающий мир, дети 5-6 лет учатся беречь природу, охранять ее; повышение педагогической компетенции родителей в вопросах детского экспериментирования через совместную деятельность с дошкольной образовательной организацией. 2.Определить цели и задачи проекта, участников, сроки реализации. |
5 сентября 2022 г. |
Воспитатели |
Проблема, цели и задачи, участники, сроки реализации проекта определены и сформулированы. |
|
2 этап – Конструктивный этап |
|||||
2. |
Изучение соответствующей литературы, подбор демонстрационного материала и оборудования для проведения опытов (колбочки, воронки, лупы, ложечки, таз и т.д.) для совместной деятельности с детьми. |
До 7 сентября 2022г. |
Воспитатели |
Воспитатель отбирает наиболее подходящий демонстрационный материал и оборудование для совместной деятельности с детьми. |
|
3. |
Сбор информации для оформления папок передвижек в родительский уголок, изготовление буклетов. |
До 9 сентября 2022 г. |
Воспитатели |
Отбор наиболее подходящей информации для оформления родительского уголка по теме проекта. |
|
4. |
Разработка сценария для проведения итогового мероприятия «В мире опытов и экспериментов». |
До 12 сентября 2020г. |
Воспитатели |
Отбор информации для разработки сценария для проведения итогового мероприятия «В мире опытов и экспериментов». |
|
3 этап – Практический этап |
|||||
5. |
Мотивировать детей. Совместная деятельность с детьми просматривание презентаций "Такой разный песок", "Чудесница вода", "Магниты", рассматривание схем. |
12 сентября 2022г. |
Воспитатели, дети |
Дети смотивированы на проектную деятельность |
|
6. |
Оформление папки передвижки в родительский уголок «Поэкспериментируйте с детьми» |
14 сентября 2022г. |
Воспитатели |
Просвещение родителей с помощью стендовой информации |
|
7. |
Экспериментальная деятельность «Удивительный песок»
|
15 сентября 2022г. |
Воспитатели, дети |
Дети знакомятся со свойствами и качествами песка, его происхождением, проявляют интерес. |
|
8. |
Экспериментальная деятельность «Чудесница вода» |
19 сентября 2022г. |
Воспитатели |
Дети знакомятся со способом очистки воды - фильтрованием; узнают о веществах, растворяющихся в воде.
|
|
9. |
Экспериментальная деятельность «Сила тяготения»
|
22 сентября 2022г. |
Воспитатели, дети |
У детей сформировано представление о существовании невидимой силы-силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к земле. |
|
10. |
Экспериментальная деятельность «Путешествие Капельки» |
27 сентября 2022г. |
Воспитатели, дети |
У детей сформировано представление о круговороте воды в природе, дети демонстрируют умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, доказывать правильность своего мнения. |
|
11. |
Экспериментальная деятельность «Как обнаружить воздух»
|
5 октября 2022г. |
Воспитатели, дети |
Дети знакомятся со способом определения воздуха, проявляют творчество, смекалку. |
|
12. |
Презентация детьми опытов со звуком (в домашних условиях). |
19 октября 2022г. |
Воспитатели, дети, родители |
Дети демонстрируют умения определять по издаваемому звуку предмет. |
|
13. |
Экспериментальная деятельность «Два магнита» |
25 октября 2022г. |
Воспитатели, дети |
Дети знакомятся с особенности взаимодействия двух магнитов: притяжение и отталкивание. |
|
14. |
Самостоятельная деятельность детей в центре «Экспериментирования»
|
ежедневно |
Дети |
Дети проявляют инициативу, творчество в простейших опытах |
|
15. |
Экспериментальная деятельность «Твердая вода. Почему не тонут айсберги?» |
10 ноября 2022г. |
Воспитатели, дети |
У детей сформированы представления о свойствах льда, айсбергах. |
|
16. |
Экспериментальная деятельность «Почему снег мягкий?» |
16 ноября 2022г. |
Воспитатели, дети |
Дети демонстрируют знания о свойствах снега, демонстрируют умение работать в парах. |
|
17. |
Экспериментальная деятельность «Замерзание жидкостей» |
24 ноября 2022г. |
Воспитатели, дети |
Дети знакомятся со свойствами различных жидкостей, выявляют причину замерзания некоторых из них. |
|
18. |
Экспериментальная деятельность «Понятие об электрических зарядах». |
7 декабря 2022г. |
Воспитатели, дети |
Дети демонстрируют знания о том, что наэлектризованные предметы могут двигаться, что электричество притягивает; Проявляют любознательность |
|
19. |
Экспериментальная деятельность «Как работает термометр» |
12 декабря 2022г. |
Воспитатели, дети |
Дети знакомятся с работой термометра
|
|
20. |
Экспериментальная деятельность «Как сделать звук громче?» |
16 декабря 2022г. |
Воспитатели, дети |
Дети демонстрируют знания о физическом явлении - звуке, о том ,что звук можно усилить с помощью специальных предметов. |
|
4 этап - заключительный |
|||||
21. |
Оформление фото отчёта о проведенных мероприятиях - составление презентации «В мире опытов и экспериментов»; Продукты проекта: итоговое мероприятие «В мире опытов и экспериментов», изготовление таблиц. |
20 декабря 2022г. |
Воспитатели, дети, родители |
Дети и родители принимают активное участие в сборе всех необходимых материалов. |
|
5 этап Презентационный |
|||||
22. |
Представление результатов проекта сотрудникам детского сада, родителям (фото и видео отправить в родительский чат). |
21 декабря 2022г. |
Воспитатели, дети, родители |
Сотрудники и родители оставляют отзывы о реализации проекта, о проведенных мероприятиях. |
|
6 этап Оценочно-рефлексивный |
|||||
23. |
Воспитатель предлагает выразить свои эмоции от реализации проекта. Разложить песок по стаканчикам, если в ходе проекта получил положительные эмоции, узнал много нового, было интересно, то в стаканчик кладут цветной песок, а ели было не интересно - обычный. |
23 декабря 2022г. |
Воспитатели, дети, родители |
Дети и родители выражают свои эмоции, делятся впечатлениями, которые они испытали во время реализации проекта. |
|
Конспект
опытно-экспериментальной деятельности «Удивительный песок»
Цель: Создание условий для развития познавательно-исследовательской интересов у детей старшего дошкольного возраста, посредством ознакомления с песком, как с природным компонентом и его составом.
Задачи:
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе;
- воспитывать чувства ответственности и работы сообща.
Развивающие:
- развивать память, логическое мышление, внимание, речь и мелкую моторику;
-развивать навыки опытно-экспериментальной деятельности с использование схем;
Образовательные:
- систематизировать знания детей о песке и его свойствах;
- формирование умения осуществлять осознанную деятельность (Как это сделать? Что я знаю? Что сделано?);
- дать элементарные представления о свойствах фильтрации.
Методы и приемы:
- беседа;
-наблюдение;
-создание проблемной ситуации;
-экспериментально-опытный;
-объяснительно-иллюстративный;
-игровой;
-совместная деятельность с детьми.
Предварительная работа:
Беседа о свойствах песка, проведение элементарной опытно-экспериментальной деятельности, с песком и водой, рассматривание иллюстраций, чтение познавательной литературы, наблюдения.
Оборудование и материалы:
Стаканчики, песок, вода, пробирки, губки, воронки, салфетки, одноразовая посуда, схемы, лупы, очки, игровая атрибутика и т.д.
Презентация «Человек и песок»
Длительность: 25 мин
Ход:
- Постановка проблемы. Вхождение в игровую ситуацию. Обсуждение проблемы и постановка задачи.
Дети находят письмо, в котором Петя Неумейкин просит ребят помочь разобраться с «непонятными рисунками» (схемами) и пишет о том, что слышал об удивительном песке. Вот только почему он удивительный, не знает. И просит помочь провести исследование. Детям будет он очень благодарен.
Воспитатель: - А, как вы думаете, кто такие исследователи?
Дети: (предполагаемые ответы). Люди, ученые..
Воспитатель: -А что мы с вами планируем исследовать, по просьбе Неумейкина?
Дети: песок.
Воспитатель: - Давайте превратимся в исследователей, а для этого нам надо одеть защитные очки, без которых нельзя проводить исследования.
Воспитатель предлагает детям превратиться в исследователей и Профессора- Воспитателя, а также помочь Неумейкину узнать, как же можно больше о свойствах песка.
- Опытническая деятельность.
Воспитатель: - А теперь давайте будем искать в песке что-то удивительное?!!!
Опыт 187
Воспитатель: - Возьмите мерной ложкой и насыпьте песок на тарелку.
-Легко ли сыпется песок?
Дети: Легко, свободно..
Воспитатель: - А почему, как вы думаете?
Дети: Песок сухой, рассыпается.
Работа с лупой.
Воспитатель: - Ребята, давайте возьмем в правую руку лупу и внимательно рассмотрим песок. Найдите как можно больше особенностей у песчинок, чем похожи и чем отличаются?
Дети: (индивидуальные ответы): по размеру (большие - маленькие), по форме (круглые, квадратные, овальные и т.д.), по цвету (светлые-темные, белые, коричневые, желтые).
Воспитатель: - А, как вы думаете они скреплены между собой???
Дети: нет, он сыпучий, их можно разделить по одной.
Воспитатель: - Уважаемые исследователи, а давайте понюхаем песок?
Дети: песок не пахнет.
Воспитатель: -Правильно, сухой песок не имеет запаха.
-А теперь, давайте обратим наше внимание, на размер песчинок… они одинаковые?
Работа с ситом. (предлагается детям индивидуальная работа с песком и ситом, на проверку свойств).
Воспитатель: - Если песок сыпется, то он какой??
Дети: сыпучий, легкий, рассыпающийся.
Вывод: Песок сыпучее вещество, имеет отдельные твердые крупинки, которые не скреплены между собой и разные по размеру.
Опыт 2.
Воспитатель: -Продолжаем изучать свойства песка. Юные мои исследователи, а как вы думаете, где мы можем найти песок в окружающем нас мире?
Дети: -на прогулочном участке, в песочнице, во дворе, на пляже, на стройке.
Воспитатель: -А на обеденном столе мы можем встретить песок?
Дети: да, сахарный.
Воспитатель: -А как вы думаете, в чем отличие?
Дети: цветом, из сахарного песка не сделать куличик (он развалится), песок с улицы есть нельзя.
Воспитатель: - А у меня возник такой вопрос: «Какой песок быстрее растворяется в воде??»
Дети: сахарный песок растворяется быстрее.
Воспитатель: -Необходимы доказательства наших слов…
Детям предлагается продолжить исследовательскую деятельность. Индивидуальная работа с 2 стаканчиками, изготовление детьми растворов речного и сахарного песка (с пояснениями воспитателя походу опыта).
Вывод: сахарный песок растворяется быстрей и вода остается светлая (а на вкус сладкая).. а речной песок полностью не растворяется в воде (образует на дне осадок) и вода становиться мутной.
Физкультминутка «Буратино» (дети выходят из-за стола и становятся в круг)
Опыт 3.
Воспитатель: Рассаживайтесь на свои рабочие места, уважаемые исследователи и продолжаем. Как замечательно у нас получается изучать свойства песка. Теперь давайте попробуем очистить воду от песка, как вы думаете, что для этого надо сделать??
Дети: надо слить воду и останется песок..
Воспитатель: - Можно и так сделать…. А для чего нам губка??
Дети: вымыть стаканчики.
Воспитатель: - Она сможет нам помочь очистить воду от песка. Давайте попробуем вылить раствор с песком через губку в чашу. Как изменилась вода?
Дети: вода стала светлая, а песок остался на губке.
Вывод: губку можно использовать как самый простой фильтр, чтобы очистить воду от примесей песка. НО ПИТЬ ЕЕ ВСЕ равно НЕЛЬЗЯ!!
Опыт 4.
Опыт по схеме. Детям предлагается действовать по определенному алгоритму. Выполнение самостоятельно.
Дети самостоятельно выполняют задание, используя приборы и материалы указанные на схеме.
Воспитатель: - дополнительное Задание, внимание… пробирки с водой брать только маленького размера с голубыми и сиреневыми крышками..
Дети выполняют опыт.
Воспитатель: -Какой песок стал??
Дети: мокрый, влажный, темный.
Воспитатель: -А что происходит с мокрыми песчинками??
Дети: они слипаются.
Воспитатель: - А как, наши исследователи, думают…. А какой песок тяжелей?
Дети: мокрый.
Воспитатель: -А что можно делать из мокрого песка??
Дети: играть в песочнице, строить фигурки.
Воспитатель: -Теперь кончиком ложки нарисуйте на мокром песке, какой-нибудь знак или картинку…
Воспитатель: Получилось… Попробуем, легонько потрясти тарелку… Рисунок исчез??
Дети: нет
Воспитатель: А почему он сохранился на мокром песке??
Дети: тяжелый и не двигается.
Воспитатель подводит детей к выводу: Когда песок намокает, воздух между песчинками исчезает, а мокрые грани песчинок слипаются и удерживают форму…
ИТОГ (рефлексия):
Воспитатель: -Давайте вспомним, что мы хотели сделать в начале нашего занятия??
Дети: Помочь Пете Неумейкину.
Воспитатель: -Итак, мы помогли Неумейкину узнать удивительные свойства песка?
Дети: да
Воспитатель: -Рассказали и показали, как пользоваться схемами??
Дети: да, теперь Неумейкин знает….
Воспитатель: -И каковы же свойства песка???
Дети: Песок сыплется, мокрый становится тяжелым и из него можно лепить, если опустить в воду и размешать, осадок опустится на дно, песок пропускает воду.
Воспитатель: -Как сделать одинаковые горстки песка разными по весу??
Дети: намочить песок водой, он станет тяжелым.
Воспитатель: -Если мы сделаем бумажный домик, а для защиты от дождя посыплем крышу песком, защитит ли он нас??
Дети: нет, так как песок пропускает воду и бумага намокает.
Воспитатель: Молодцы!!!
Сюрпризный момент.
В награду Профессор показывает фокус с мокрым песком «Вулкан» (имитация извержения вулкана с помощью соды и уксуса).
Конспект экспериментальной деятельности «Чудесница вода»
Цели и задачи:
- привлечь внимание детей к такому виду деятельности как экспериментирование; Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, научить проводить несложные опыты с использованием простых средств и предметов;
- учить рассуждать, анализировать, делать выводы и объяснять «чудеса» с научной точки зрения; Учить договариваться между собой; Дать детям почувствовать радость открытий, развивать любознательность, мышление, познавательный интерес.
Оборудование и материалы: столы, накрытые клеенкой, соль, перманганат калия, одноразовые прозрачные стаканчики, 2 баночки с акварелью желтого и синего цветов, 2 сырых яйца, мерные ложечки, пипетки, колонка со спокойной музыкой.
Рекомендации к проведению:
перед началом экспериментирования необходимо провести инструктаж по технике безопасности; необходимо привлечь к проведению опытов и экспериментов как можно большее количество детей, поэтому на каждый этап опыта вызывается помощник, ранее не участвовавший из числа желающих; необходимо стараться добиваться от детей самостоятельных ответов, давая подсказки и задавая наводящие вопросы, важно не допускать длительных заминок.
Ход
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы будем с вами работать в лаборатории, проводить опыты. А с чем, мы сейчас узнаем. Закройте глазки и послушайте…Что это шумит? (звучит шум ручейка, когда дети отгадают, на доске появляется картинка). Правильно. Именно о воде мы будем сегодня с вами говорить.
Воспитатель: Вода – одно из самых удивительных веществ на планете.
Скажите, для чего нужна вода человеку? (ответы детей.) А как вы думаете, животным нужна вода? (ответы детей). Без воды живой организм долго не проживет, ведь мы больше чем на половину состоим из воды. Пить можно только чистую вода, овощи и фрукты всегда мыть перед едой. Воду нужно беречь, а как мы можем беречь воду? (ответы детей) Вода нам может принести как пользу, так и вред. Нельзя пить холодную воду, под дождем можно промокнуть и заболеть. Купаясь в воде нельзя забывать о безопасности. Ребята, вы уже знаете много о воде, а сегодня познакомимся с её состояниями и некоторыми свойствами. Проходите в лабораторию.
Лаборатория - это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты. Давайте сегодня я буду ученым, а вы моими лаборантами, и мы проведём опыты по исследованию воды.
(Воспитатель и дети надевают халаты и колпаки)
Но прежде, чем мы приступим к опытам, я вам расскажу правила безопасности в лаборатории: нужно четко выполнять мои инструкции, слушать внимательно и запоминать. Берем только те предметы, которые я называю.
Опыт №1 «Вода – это жидкость, которая не имеет вкуса, цвета, запаха»
Воспитатель: Вода – это жидкость. Жидкостью называют вещество, обладающее подвижностью, текучестью. Как доказать, что вода жидкость? (ответы детей) Возьмите пустой стакан и стакан с водой. А теперь попробуйте перелить из одного стакана в другой стакан. Какая вода? (жидкая). Теперь сделайте глоток. Вода сладкая? Вода горькая? Вода кислая? Вода соленая? (нет)
У воды есть вкус? (значит вода безвкусная). А теперь понюхайте. Есть ли запах у воды? Значит, вода не имеет запаха. Давайте теперь опустим бусинку в наш стакан с водой. Мы видим эту бусинку? (да) Значит вода
Опыт №2 «Вода имеет твёрдое свойство»
Воспитатель: Ребята, возьмите теперь маленький стакан. Что там лежит? (лед) Возьмите его в руку, какой он? (ответы детей) Смотрите, он же тает. Во что превращается лед? (в воду) Значит лед — это вода. Вода может быть в твердом состоянии. Кладем лед в стакан, вытираем руки салфеткой.
Вывод детей: Вода имеет твёрдое свойство.
Воспитатель: Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Давайте ненадолго выйдем из лаборатории и встанем в круг.
Физкультминутка: воспитатель задает вопросы, а дети отвечают- если «Да»-то хлопают в ладоши, если «НЕТ»- то качают головой.
Игра "Бывает - не бывает".
- Воздух бывает теплый? (Бывает).
- Воздух бывает чистый? (Бывает).
- Воздух бывает пушистый? (Не бывает).
- Воздух бывает легкий? (Бывает).
- Воздух бывает грязный? (Бывает).
- Воздух бывает сердитый? (Не бывает).
- Воздух бывает холодный? (Бывает).
- Воздух бывает полосатый? (Не бывает).
Опыт №3 «Вода имеет плывучесть»
- Я знаю еще один очень интересный опыт на плавучесть. Поднимите руки, кто из вас любит плавать. (Дети поднимают руки). Скажите, где вы плаваете? ( Дети: в бассейне, на речке, в море, в озере, на пруду).
А где легче всего плавать? ( Дети: в море). А почему? (Дети: в море вода соленая, она лучше держит, абсолютно верно, друзья мои, и мы подтвердим это с вами следующим экспериментом.
В одной банке – простая вода, а в другую – добавляется соль. В пресной воде – яйцо тонет, а в соленой – плавает. Добавляя в банку то соленую, то пресную воду, заставляет яйцо, то всплывать, то опускаться на дно банки, и добивается того, что яйцо зависает на её середине.
Вывод: в соленой воде плывучесть легче.
Опыт №4 «Палитра красок»
- А теперь начинаем опыты на окрашивание воды. На занятия ИЗО вы научились смешивать краски и получать новые цвета. Какая краска любит воду, хорошо в ней растворяется? (Дети: акварель). У меня здесь две баночки с желтой и синей краской. Какой цвет получится, если их смешать? (Дети: синий). Проверим! (Двое детей выходят на сцену и при помощи пипетки в прозрачных стаканчиках делают раствор желтого и синего цвета; одновременно выливают свои растворы в третий стакан, и моментально получается зеленый).
Опыт №5 «Окрашивание воды»
- Но не всегда в воде получается тот цвет, какой мы ожидаем увидеть. Некоторые вещества, соединяясь в воде, реагируют особым образом.
(растворяю в воде кристаллики марганцовки, дети любуются, завороженные этим зрелищем).
Какого цвета получился раствор? (Дети: малиновый). А что будет, если туда добавить прозрачную жидкость? (Дети: ничего, цвет слегка побледнеет. добавляю пипеткой в раствор немного перекиси водорода и жидкость становится прозрачной).
Опыт №6 «Выращивание кристалла»
Воспитатель: ребята, посмотрите, у меня в руках очень красивая коробочка, не простая, а с секретом. Сейчас мы с вами этот секрет раскроем. Возьмите специальную подставку и вставьте туда отрезки полосок. А сейчас необходимо налить краситель в подставку и на полоски. Ну, что же, остается только ждать и уже совсем скоро мы с вами увидим, как наш кристалл вырастет.
Рефлексия
Воспитатель: мы с вами узнали, что вода – одно из самых удивительных веществ. Вода может быть в трех состояниях (каких) : жидком, твёрдом, парообразном. Она обладает многими свойствами: (какими) прозрачная, нет запаха, без вкуса. Вода находится в постоянном движении.
Для жизни человека вода имеет очень важное значение. Вода даёт нам жизнь. Ребята, вам понравилось работать в лаборатории? Давайте расскажем об удивительных свойствах воды.
Вода добрый друг и помощник человека. Я предлагаю послушать стихотворение Натальи Рыжовой «Волшебная вода».
Вы, слыхали о воде?
Говорят, она везде!
Вы в пруду ее найдете,
И в сыром лесном болоте.
В луже, в море, в океане,
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить!
Воспитатель: Действительно, без воды, невозможно жить на земле, поэтому воду надо беречь и охранять. Вовремя закрывать кран, лишнего не тратить, не бросать мусор в речку самим, запрещать другим.
Воспитатель: Молодцы ребята! Наши опыты закончены. Спасибо за работу, вы были настоящими лаборантами.
Экспериментальная деятельность «Удивительный воздух»
Цель: расширение знаний детей о свойствах воздуха
Задачи:
Воспитательные:
- Воспитывать желание познавать окружающий мир;
- Воспитывать бережное отношение к природе, окружающей среде;
- Соблюдать правила поведения в лаборатории.
Развивающие:
- Развивать интерес к познавательной деятельности и экспериментированию.
Образовательные:
- Продолжать формировать представление о воздухе, его свойствах;
- Учить самостоятельно делать выводы в процессе экспериментирования;
- Расширять словарный запас детей.
Методы и приемы: Словесный, наглядный: показ иллюстраций, показ способа действия; практический: опыты и эксперименты.
Оборудование и материалы:
Целлофановые пакеты на каждого ребенка, палочки на каждого, стаканы с водой на каждого ребенка, трубочки на каждого, апельсин, лук, чеснок, яблоко, свежий огурец, мыльные пузыри, музыкальные инструменты, запись звуков (шелест листвы, пение птиц, веера из бумаги на каждого ребенка, краски, альбомный лист, баночка с водой на каждого, кисточка, схемы опытов, кружочки зеленые и красные на каждого ребенка
Воспитатель:
Ребята, давайте поздороваемся (дети стоят в кругу)
(Игра на общение)
Станем рядышком, друг с другом,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»
Если каждый улыбнётся —
Утро доброе начнётся.
— доброе утро! (Дети садятся полукругом на стульчики)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что у меня в руках? (шкатулка) Вы хотите узнать, что у неё внутри? (открывает шкатулку, она пустая)
Дети: Шкатулка пустая, в ней ничего нет.
Воспитатель: Я с вами не согласна, она не пустая в ней что-то есть, а что, вы узнаете, если отгадаете загадку.
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не сможем.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Дети: Воздух!
Воспитатель: Правильно, это воздух!
(Из-за двери раздаётся голос)
Воздушный человечек: Ой, помогите, спасите, лечу!
Воспитатель: Кто это там кричит? (В комнату залетает Воздушный человечек - сделан из голубых шариков).
Воспитатель: Здравствуй, Воздушный человечек! Как ты к нам попал?
Воздушный человечек: Здравствуйте ребята! Я гулял, но вдруг ветер подхватил меня и понес, понес и принес к вам в детский сад. Как у вас здесь интересно! А что это вы здесь делаете? Можно мне остаться?
Воспитатель: Конечно, оставайся. Мы сегодня с ребятами говорим о воздухе. Воздушный человечек: О воздухе? А что такое воздух? Что-то я о нем слышал, и никогда с ним не встречался. Может, его вовсе нет?
Воспитатель: Погоди, Воздушный человечек, я знаю, что воздух вокруг нас.
Воздушный человечек: Ничего я не вижу. Где же он? Куда он спрятался?
Воспитатель: Никуда он не спрятался. Ребята, давайте докажем Воздушному человечку что воздух действительно есть. Оставайся с нами, Воздушный человечек, и ты сам всё поймёшь!
Воздушный человечек: Хорошо, ребята! Я останусь!
Воспитатель: хотите узнать, что такое воздух? (Да)
Ребята, сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется?
Дети: Лаборатория.
Воспитатель: В лаборатории надо соблюдать определенные правила. давайте вспомним какие?
Дети: Соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно.
Воспитатель: Давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты (шагают по кругу, затем идут до столов).
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать
Качество — внимательность,
А поможет всё узнать
Наша наблюдательность.
Воспитатель: Вот мы и очутились в научной лаборатории
Мы опыты начинаем
Интересно здесь бывает
Постарайтесь все понять
Много нужно здесь узнать
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что человек может прожить без еды – 30 дней, без воды – 15 дней, а без воздуха не сможет прожить и 5 минут. Давайте, проверим.
- Эксперимент «Задержка воздуха»
Воспитатель: давайте попробуем зажать нос двумя пальцами и закрыть рот. Не дышите! Легко? Почему вы убрали руку и открыли рот? (Вы начали задыхаться). Чего вам не хватало (Воздуха) Дети, можем мы долго находиться без воздуха? (нет)
Вывод: человек не может жить без воздуха.
2.Эксперимент «Поймай воздух»
Воспитатель: ребята, возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух. Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? (Надулись). Что в них находится? (Воздух). Где можно использовать это свойство воздуха? (надувной матрац, спасательный круг).
Давайте сделаем вывод: Воздух не имеет формы, он приобретает форму того предмета, в который он попадает.
Воспитатель: Дети, мы видим, что воздух в пакете?
Вывод: воздух бесцветный.
- Эксперимент «Почуствуй воздух»
Воспитатель: Давайте проверим, можно ли воздух почувствовать? Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете? (Шипение, воздух выходит).
Вывод: воздух можно почувствовать.
4.Эксперимент «Увидим воздух»
Воспитатель: Нужно взять трубочку, опустить один конец в воду, а в другой подуть. Что вы увидели? (Пузырьки воздуха) Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет) Почему?
Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало.
5.Эксперимент «УЗНАЙ ПО ЗАПАХУ»
Воспитатель: теперь вдохните ртом воздух. Какого он вкуса? (Без вкуса.) Вдохните воздух носом. Какого он запаха? (Без запаха.) Чистый воздух — без вкуса и запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.
Воспитатель: Каждому из вас предлагаю с закрытыми глазами ощутить ароматы (Дети закрывают глаза и открывают емкости с измельчёнными продуктами: апельсином, луком, яблоком, чесноком). Вы замечательно справились. Но что-то сильно чесноком запахло? Как же исправить неприятные запахи, если они появились? (Духи, дезодоранты)
Вывод: Воздух переносит запахи
Игра малой подвижности «Поймай мыльный пузырь»
Воспитатель: сейчас у нас минутка для отдыха. Посмотрите, что я еще принесла (мыльные пузыри). Я буду дуть пузыри, вы должны, как можно больше их лопнуть.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему пузыри летают? (Легкие, воздушные) - Что находится внутри мыльных пузырей? (Воздух)
Воспитатель помогает детям сделать вывод: Ребята, когда мы выдуваем воздух на петельку с мыльным раствором, то мыльная пленка наполняется воздухом, становится круглой формы и отрывается от петельки.
Воспитатель: Можно ли услышать воздух? Как его можно услышать? (ответы детей)
- Эксперимент «Слышим звуки с помощью воздуха»
Воспитатель: Возьмите свисток и подуйте с краю. Что вы слышите? (Звук), (показывает музыкальные инструменты) Ребята, что это? Попробуйте на них поиграть. Что вы слышите? (Звук). С помощью воздуха мы можем играть на музыкальных инструментах. Это духовые инструменты. Одинаковый звук получается? (Нет, инструменты звучат по разному.)
Воспитатель: А теперь приложите пальцы к горлу и произнесите разные звуки: «л», «м», «а», «у». Что вы чувствуете пальцами? (Горлышко дрожит.) Значит, мы разговариваем и слышим друг друга благодаря воздуху, который выходит из нашего горла.
Вывод: воздух можно услышать разными способами.
Воспитатель: какие в природе мы слышим звуки, которые переносит воздух? Когда дует ветер, он гонит воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха (свист, вой, шелест листвы) Звуки (запись)
Ветер – это движение воздуха, ветер раздувает парус на корабле, и он плывет. Ветер играет листьями на деревьях, и они шелестят.
Воспитатель: Дети, хотите устроить ветер? Мы с вами тоже можем сделать небольшой ветерок просто подув ртом (дуют) и при помощи веера (машут веерами, помахать сначала на себя, потом друг на друга)
Вывод: Ветер – это движение воздуха.
- Эксперимент «Рисуем воздухом»
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что воздухом можно рисовать? (ответы детей) Эта техника называется кляксография. Хотите попробовать?
Воспитатель: Сейчас мы с вами при помощи воздуха, красок и трубочки будем рисовать. (Показывает технику кляксографии: капнуть каплю акварели на бумагу с помощью кисточки и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны). Дети рисуют.
Воспитатель: Давайте пофантазируем, на что похожа клякса? Вечером мы с вами дорисуем нашу работу
Воспитатель: Молодцы, ребята, красивые рисунки у вас получились!
Воспитатель: Ребята, мы сегодня многое узнали о воздухе. Ответьте на главный вопрос: зачем нужен воздух человеку, животным, растениям - всему живому? (Чтобы дышать и жить, без воздуха мы задохнемся)
Вывод: Воздух необходим для дыхания, для жизни. Очень важно открывать форточку, проветривать, чтоб в комнате всегда был свежий воздух.
Воспитатель: Мы сегодня провели множество опытов. А скажите, вам понравилось проводить опыты? (ответы детей). Какой опыт вам показался интересным больше всего? (ответы детей). Что вы сегодня узнали нового? (ответы детей).
Воспитатель: Ой, ребята, слышите, нас зовёт Воздушный человечек?
Воздушный человечек: Ребята, давайте проверим, правильно ли я все понял?
Воспитатель: Вот мы сейчас и проверим. Я предлагаю вам взять со стола по 2 кружочка. Один красный и один зелёный. Вместо ответа на утверждения Воздушного человечка вы будете показывать кружки. Если вы согласны, поднимите зелёный кружок, если не согласны, красный. Давайте попробуем. Будьте внимательны!
- Воздух окружает нас со всех сторон.
- С помощью воздуха можно услышат звуки.
- Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим.
- Чистый воздух не имеет запаха, но может передавать запах предметов.
- Человек может жить без воздуха.
- Ветер – это движение воздуха.
Воздушный человечек: Молодцы, ребята! Я в подарок хочу подарить вам предмет с воздухом. Это цветочек из воздушных шариков!
- Развитие музыкально-ритмических способностей детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, с нарушенным темпом и ритмом речи в воспитании правильного произношения
- Рекомендации для родителей "Как преодолеть капризы детей"
- Рабочая программа образования для детей 4-5 лет
- Для вас, родители!
- Тема: «Детская застенчивость»