a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Составление логических рассказов по серии картинок

Автор: Чухарева Анастасия Вячеславовна Опубликовано: 2023-01-07 21:40:00

Конструкт

организации совместной образовательной деятельности.

Группа: средняя

Образовательная область: Речевое развитие, социально- коммуникативная

Тема: Составление логических рассказов по серии  картинок

 Образовательная технология: обучение дошкольников составлению логических  рассказов по  картинкам  методами ТРИЗ

Виды деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, продуктивная

Учебно-методический комплект:

  1. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. – 321 с.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования./ Министерство образования и науки российской федерации приказ от 17 октября 2013 г. N 1155.
  3. Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. «Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине: Методическое пособие для воспитателей детских садов и родителей.-4-е изд., испр. и доп.-М.: АРКТИ, 2014.-40с.: ил. (Растём умными (Технология ТРИЗ)).

Формы организации: фронтальная, индивидуальная.

Цель: Развитие  связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи у детей методом ТРИЗ

Развитие речевого творчества методом ТРИЗ

Планируемый результат:

  • Дети проявляют умения строить связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь.
  • Проявляют речевое творчество в составлении логического рассказа по картинкам методами ТРИЗ.
  • Дети проявляют умения слушать других, не перебивая их.
  • Дети проявляют уважительное отношение  друг другу и взрослым
  • У детей развито речевое творчество в соответствии с индивидуальными способностями и возможностями детей.
  • Дети умеют воспроизводить текс по иллюстрациям.
  • Дети умеют раскладывать серию картинок.
  • Дети умеют определять место действия объектов и время события на картинках.
  • Дети умеют определять главного героя на всех картинках.
  • Дети умеют делать обобщение по картинкам.
  • Дети умеют устанавливать логическую последовательность действий.
  • Дети умеют составлять связный рассказ на основе последовательно выложенной серии картинок.
  • Дети умеют анализировать.

Задачи совместной деятельности

Задачи с учетом особенностей воспитанников группы

Воспитательные задачи:

- Воспитывать умение слушать  других, не перебивая их.

- Воспитывать уважительного отношения к сообществу детей и взрослых в организации

Развивающие задачи: - Развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь. - Развивать речевое творчество, учитывая индивидуальные способности и возможности детей. - Развивать умения самостоятельно сочинять разнообразные логические рассказы с использованием приемов ТРИЗ.

Обучающие задачи:

- Обучать детей воспроизводить текст по иллюстрациям.

- Научить детей раскладывать серию картинок.

- Научить детей определять место действия объектов и время  события на картинках.

- Научить детей определять главного героя на всех картинках.

- Научить детей делать обобщение по картинкам.

- Научить детей устанавливать логическую последовательность действий.

- Научить составлять связный рассказ на основе последовательно выложенной серии картинок.

- Научить детей анализировать.

Петя: учить отвечать полным предложением.

Аня: побуждать вступать в диалог, развивать силу голоса.

Илья: побуждать вступать в диалог.

 

Принципы дошкольного образования (ФГОС ДО):

  • Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития.
  • Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования).
  • Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
  • Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
  • Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

Принципы развития речи:

  • Принцип коммуникативно - деятельностного подхода к развитию речи.
  • Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи, развития речи как целостного образования.
  • Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.
  • Принцип обеспечения активной речевой практики.

 

Принципы воспитания:

  • Создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма.
  • Воспитание через взаимодействие.
  • Формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом.

Принципы обучения:

  • Принцип доступности.
  • Принцип наглядности.
  • Принцип осознанности и активности.
  • Принцип систематичности и последовательности.
  • Принцип индивидуального подхода.

Средства воспитания и обучения: Наглядные : Картинки, мольберт с магнитами, схемы этапов

Последовательность деятельности 

Методы

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемый результат

1.Этап ознакомления с методом.

Задача: организовать детей на предстоящую деятельность

- Воспитывать уважительного отношения к сообществу детей и взрослых в организации

 

Беседа, вопросы, эмоциональное стимулирование.

Показ

Воспитатель мотивирует детей к деятельности.

- Ребята, к нам в группу пришла посылка. Хотите посмотреть, что в ней? Я очень хочу.

- Ребята, посмотрите, нам прислали картинки. Вам интересно, что это за картинки, и что на них изображено?

- Из этих картинок можно составить интересный рассказ, а в помощь нам будут схемы- это будут условные обозначения, подсказка.

Осознание детьми мотива деятельности. Включение детей в деятельность по освоению метода.

Отвечают на вопросы

Дети заинтересовались предстоящей деятельностью.

 Дети проявляют  уважительное отношение к друг другу и взрослым

 

2.Этап организации системы игр и творческих заданий по освоению метода.

Задача: побуждать детей на совместную деятельность.

 Научить детей раскладывать серию картинок

2.1.  Этап «Паровозик из картинок»

Задача: научить детей раскладывать серию картинок, слева направо в одну линию;

- по схеме этапа узнавать игровое действие.

- Воспитывать интерес к составлению логического рассказа по картинкам

Беседа

Объяснение

- Ребята, а вы бы хотели поиграть с картинками?

 Тогда давайте начнем

 

 

- Давайте построим паровозик из картинок, нужно картинки разложить слева направо в одну линию.

- Ребята у этой игры есть правило, до картинок не дотрагиваемся руками, пока я вам  не скажу.

 

 

 

- Обратите внимание на схему которая обозначает паровозик.

 

Воспитатель вывешивает схему «паровозик»

 

Отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

Дети разложили картинки

« паровозиком»

 

 

 

Дети проявляют интерес к совместной деятельности

 

 

 

Дети правильно разложили  серию картинок.

 

 2.2. Этап «Назови место, где происходит событие»

Задача: - научить детей определять место действия объектов на каждой картинке и делать обобщение;

 - по схеме этапа узнавать игровое действие.

- Развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь.

 

 

Беседа

Объяснение

- Ребята, посмотрите на все картинке, в каком месте происходит событие?

-Посмотрите, я сейчас прикреплю вторую схему, она будет обозначать место, где происходит событие.

Отвечают на вопросы, слушают друг друга, не перебивают друг друга.

 

Дети умения строить связную,  грамматически правильную диалогическую и монологическую речь.

Дети умеют  определять место действия объектов на каждой картинке и делать обобщение

2.3. Этап «Определять время событий»

Задача: - научить детей определять время событий, изображенных на картинках, с уточнением времени года и части суток;

- по схеме этапа узнавать игровое действие.

- Развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь.

Беседа

 

-Ребята, а кто может сказать, в какое время года это происходит?

- А в какое время суток? Днем, ночью или утром.

- Почему вы так думаете, кто быстрей нам ответит.

-  Посмотрите на схему, она обозначает время событий.

Отвечают на вопросы, слушают друг друга, не перебивают друг друга.

 

Дети умеют определять время событий изображенных на картинках.

Дети умения строить связную,  грамматически правильную диалогическую и монологическую речь.

 

2.4 Этап «Найди героев на всех картинках»

Задача: - научить детей находить сквозных героев и объекты на всех картинках серии;

- учить делать обобщения (в событиях всегда есть действующие лица и предметы);

- по схеме этапа узнавать игровое действие

- Развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь.

Беседа

-Ребята, посмотрите на каждую картинку и найдите главного героя. Главный герой тот, кто изображен на всех картинках.

- А сейчас давайте дадим имена нашим героям.

- А в чем одеты наши герои?

- Посмотрите на схему, она обозначает главного героя наших картинок.

Дети активно вступают в диалог с воспитателем, отвечают на вопросы

Дети умения строить связную,  грамматически правильную диалогическую и монологическую речь.

Дети умеют  определять главного героя на всех картинках

2.5 Этап «Назови действие героя и догадайся, зачем он это делает»

Задача: Научить детей называть действия героев и делать умозаключения, с какой целью совершаются эти действия;

- учить делать обобщения (у всех герое есть какая- то цель и для ее достижения они совершают определенные  действия);

- по схеме этапа узнавать игровое действие.

- Развивать речевое творчество, учитывая индивидуальные способности и возможности детей.

 

Беседа

- А сейчас возьмите себе по одной картинке, но только ту картинку, которая находиться ближе всего к вам.

 

 

Дети рассказывают действия на своих картинках

У детей развито речевое творчество в соответствии с индивидуальными способностями и возможностями детей.

 

2.6 Этап « Что за чем?»

Задача:

- учить детей устанавливать логическую последовательность действий, опираясь на сюжет каждой картинки;

- по схеме этапа узнавать игровое действие.

- Обучать детей воспроизводить текст по иллюстрациям.

 

 

Беседа

- Ребята,  посмотрите на свои картинки  и положите их на стол.

- Как вы думаете, какая картинка будет первой?

 А почему?

- А, что будет дальше? Сможем ли мы рассказать по нашим картинкам рассказ.

Дети рассказывают действия на своей картинке

Дети умеют воспроизводить текс по иллюстрациям.

 

3. Этап продуктивной деятельности «Составь рассказ»

Задача:

- учить детей составлять связный рассказ на основе последовательно выложенной серии картинок;

- по схеме этапа узнавать игровое действие.

- Развивать умения самостоятельно сочинять разнообразные логические рассказы с использованием приемов ТРИЗ.

- Воспитывать умение слушать  других, не перебивая их.

 

Беседа

- А сейчас расскажем вместе наш рассказ.

- Давайте придумаем название нашему рассказу.

- А кто хочет еще рассказать  рассказ?

- Ребята, вам понравилось составлять рассказы?

 

Дети рассказывают рассказ

 Дети умения самостоятельно сочинять разнообразные логические рассказы с использованием приемов ТРИЗ.

Дети умеют слушать других, не перебивая их.

4. Этап рефлексии и оценки уровня творческих работ

Задача: учить детей анализировать свою деятельность

- Развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь.

Беседа

Воспитатель стимулирует детей к самоанализу собственной деятельности, задаёт им вопросы.

- Ребята,  что мы с вами делали?

- Как мы это делали?

- Зачем мы это делали?

- Что было труднее всего?

- Вам было интересно играть с картинками?

- Ребята, мне понравились все ваши рассказы, вы такие молодцы. Какие красивые рассказы у вас получились.

 

Дети отвечают на вопросы,  высказывая свое мнение

Дети умения строить связную,  грамматически правильную диалогическую и монологическую речь.

 

 

Оставить комментарий: