Составление логических рассказов по серии картинок
Конструкт
организации совместной образовательной деятельности.
Группа: средняя
Образовательная область: Речевое развитие, социально- коммуникативная
Тема: Составление логических рассказов по серии картинок
Образовательная технология: обучение дошкольников составлению логических рассказов по картинкам методами ТРИЗ
Виды деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, продуктивная
Учебно-методический комплект:
- Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. – 321 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования./ Министерство образования и науки российской федерации приказ от 17 октября 2013 г. N 1155.
- Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. «Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине: Методическое пособие для воспитателей детских садов и родителей.-4-е изд., испр. и доп.-М.: АРКТИ, 2014.-40с.: ил. (Растём умными (Технология ТРИЗ)).
Формы организации: фронтальная, индивидуальная.
Цель: Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи у детей методом ТРИЗ
Развитие речевого творчества методом ТРИЗ
Планируемый результат:
- Дети проявляют умения строить связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь.
- Проявляют речевое творчество в составлении логического рассказа по картинкам методами ТРИЗ.
- Дети проявляют умения слушать других, не перебивая их.
- Дети проявляют уважительное отношение друг другу и взрослым
- У детей развито речевое творчество в соответствии с индивидуальными способностями и возможностями детей.
- Дети умеют воспроизводить текс по иллюстрациям.
- Дети умеют раскладывать серию картинок.
- Дети умеют определять место действия объектов и время события на картинках.
- Дети умеют определять главного героя на всех картинках.
- Дети умеют делать обобщение по картинкам.
- Дети умеют устанавливать логическую последовательность действий.
- Дети умеют составлять связный рассказ на основе последовательно выложенной серии картинок.
- Дети умеют анализировать.
Задачи совместной деятельности |
Задачи с учетом особенностей воспитанников группы |
Воспитательные задачи:
- Воспитывать умение слушать других, не перебивая их. - Воспитывать уважительного отношения к сообществу детей и взрослых в организации Развивающие задачи: - Развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь. - Развивать речевое творчество, учитывая индивидуальные способности и возможности детей. - Развивать умения самостоятельно сочинять разнообразные логические рассказы с использованием приемов ТРИЗ.Обучающие задачи: - Обучать детей воспроизводить текст по иллюстрациям. - Научить детей раскладывать серию картинок. - Научить детей определять место действия объектов и время события на картинках. - Научить детей определять главного героя на всех картинках. - Научить детей делать обобщение по картинкам. - Научить детей устанавливать логическую последовательность действий. - Научить составлять связный рассказ на основе последовательно выложенной серии картинок. - Научить детей анализировать. |
Петя: учить отвечать полным предложением. Аня: побуждать вступать в диалог, развивать силу голоса. Илья: побуждать вступать в диалог. |
Принципы дошкольного образования (ФГОС ДО):
- Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития.
- Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования).
- Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
- Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
- Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
Принципы развития речи:
- Принцип коммуникативно - деятельностного подхода к развитию речи.
- Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи, развития речи как целостного образования.
- Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.
- Принцип обеспечения активной речевой практики.
Принципы воспитания:
- Создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма.
- Воспитание через взаимодействие.
- Формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом.
Принципы обучения:
- Принцип доступности.
- Принцип наглядности.
- Принцип осознанности и активности.
- Принцип систематичности и последовательности.
- Принцип индивидуального подхода.
Средства воспитания и обучения: Наглядные : Картинки, мольберт с магнитами, схемы этапов
Последовательность деятельности |
Методы |
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
Планируемый результат |
1.Этап ознакомления с методом. Задача: организовать детей на предстоящую деятельность - Воспитывать уважительного отношения к сообществу детей и взрослых в организации
|
Беседа, вопросы, эмоциональное стимулирование. Показ |
Воспитатель мотивирует детей к деятельности. - Ребята, к нам в группу пришла посылка. Хотите посмотреть, что в ней? Я очень хочу. - Ребята, посмотрите, нам прислали картинки. Вам интересно, что это за картинки, и что на них изображено? - Из этих картинок можно составить интересный рассказ, а в помощь нам будут схемы- это будут условные обозначения, подсказка. |
Осознание детьми мотива деятельности. Включение детей в деятельность по освоению метода. Отвечают на вопросы |
Дети заинтересовались предстоящей деятельностью. Дети проявляют уважительное отношение к друг другу и взрослым
|
2.Этап организации системы игр и творческих заданий по освоению метода. Задача: побуждать детей на совместную деятельность. Научить детей раскладывать серию картинок 2.1. Этап «Паровозик из картинок» Задача: научить детей раскладывать серию картинок, слева направо в одну линию; - по схеме этапа узнавать игровое действие. - Воспитывать интерес к составлению логического рассказа по картинкам |
Беседа Объяснение |
- Ребята, а вы бы хотели поиграть с картинками? Тогда давайте начнем
- Давайте построим паровозик из картинок, нужно картинки разложить слева направо в одну линию. - Ребята у этой игры есть правило, до картинок не дотрагиваемся руками, пока я вам не скажу.
- Обратите внимание на схему которая обозначает паровозик.
Воспитатель вывешивает схему «паровозик» |
Отвечают на вопросы
Дети разложили картинки « паровозиком»
|
Дети проявляют интерес к совместной деятельности
Дети правильно разложили серию картинок.
|
2.2. Этап «Назови место, где происходит событие» Задача: - научить детей определять место действия объектов на каждой картинке и делать обобщение; - по схеме этапа узнавать игровое действие. - Развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь.
|
Беседа Объяснение |
- Ребята, посмотрите на все картинке, в каком месте происходит событие? -Посмотрите, я сейчас прикреплю вторую схему, она будет обозначать место, где происходит событие. |
Отвечают на вопросы, слушают друг друга, не перебивают друг друга.
|
Дети умения строить связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь. Дети умеют определять место действия объектов на каждой картинке и делать обобщение |
2.3. Этап «Определять время событий» Задача: - научить детей определять время событий, изображенных на картинках, с уточнением времени года и части суток; - по схеме этапа узнавать игровое действие. - Развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь. |
Беседа
|
-Ребята, а кто может сказать, в какое время года это происходит? - А в какое время суток? Днем, ночью или утром. - Почему вы так думаете, кто быстрей нам ответит. - Посмотрите на схему, она обозначает время событий. |
Отвечают на вопросы, слушают друг друга, не перебивают друг друга.
|
Дети умеют определять время событий изображенных на картинках. Дети умения строить связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь.
|
2.4 Этап «Найди героев на всех картинках» Задача: - научить детей находить сквозных героев и объекты на всех картинках серии; - учить делать обобщения (в событиях всегда есть действующие лица и предметы); - по схеме этапа узнавать игровое действие - Развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь. |
Беседа |
-Ребята, посмотрите на каждую картинку и найдите главного героя. Главный герой тот, кто изображен на всех картинках. - А сейчас давайте дадим имена нашим героям. - А в чем одеты наши герои? - Посмотрите на схему, она обозначает главного героя наших картинок. |
Дети активно вступают в диалог с воспитателем, отвечают на вопросы |
Дети умения строить связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь. Дети умеют определять главного героя на всех картинках |
2.5 Этап «Назови действие героя и догадайся, зачем он это делает» Задача: Научить детей называть действия героев и делать умозаключения, с какой целью совершаются эти действия; - учить делать обобщения (у всех герое есть какая- то цель и для ее достижения они совершают определенные действия); - по схеме этапа узнавать игровое действие. - Развивать речевое творчество, учитывая индивидуальные способности и возможности детей.
|
Беседа |
- А сейчас возьмите себе по одной картинке, но только ту картинку, которая находиться ближе всего к вам.
|
Дети рассказывают действия на своих картинках |
У детей развито речевое творчество в соответствии с индивидуальными способностями и возможностями детей.
|
2.6 Этап « Что за чем?» Задача: - учить детей устанавливать логическую последовательность действий, опираясь на сюжет каждой картинки; - по схеме этапа узнавать игровое действие. - Обучать детей воспроизводить текст по иллюстрациям.
|
Беседа |
- Ребята, посмотрите на свои картинки и положите их на стол. - Как вы думаете, какая картинка будет первой? А почему? - А, что будет дальше? Сможем ли мы рассказать по нашим картинкам рассказ. |
Дети рассказывают действия на своей картинке |
Дети умеют воспроизводить текс по иллюстрациям.
|
3. Этап продуктивной деятельности «Составь рассказ» Задача: - учить детей составлять связный рассказ на основе последовательно выложенной серии картинок; - по схеме этапа узнавать игровое действие. - Развивать умения самостоятельно сочинять разнообразные логические рассказы с использованием приемов ТРИЗ.- Воспитывать умение слушать других, не перебивая их.
|
Беседа |
- А сейчас расскажем вместе наш рассказ. - Давайте придумаем название нашему рассказу. - А кто хочет еще рассказать рассказ? - Ребята, вам понравилось составлять рассказы?
|
Дети рассказывают рассказ |
Дети умения самостоятельно сочинять разнообразные логические рассказы с использованием приемов ТРИЗ.
Дети умеют слушать других, не перебивая их. |
4. Этап рефлексии и оценки уровня творческих работ Задача: учить детей анализировать свою деятельность - Развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь. |
Беседа |
Воспитатель стимулирует детей к самоанализу собственной деятельности, задаёт им вопросы. - Ребята, что мы с вами делали? - Как мы это делали? - Зачем мы это делали? - Что было труднее всего? - Вам было интересно играть с картинками? - Ребята, мне понравились все ваши рассказы, вы такие молодцы. Какие красивые рассказы у вас получились.
|
Дети отвечают на вопросы, высказывая свое мнение |
Дети умения строить связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь.
|
- Развитие музыкально-ритмических способностей детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, с нарушенным темпом и ритмом речи в воспитании правильного произношения
- Рекомендации для родителей "Как преодолеть капризы детей"
- Консультация для родителей "Роль семьи в формировании здорового образа жизни"
- Рабочая программа образования для детей 4-5 лет
- Для вас, родители!