Экологическая викторина
Экологическая викторина в подготовительной группе «Знатоки природы»
Цель: Углубление экологических знаний у детей; формирование экологически грамотного отношения к природе.
Задачи:
Образовательные: Обобщить знания детей о животных, растениях, временах года, охране природы. Формировать устойчивый интерес к природе. Учить детей совместной командной деятельности: прислушиваться к мнению товарищей по команде, быть выдержанным, соблюдать правила игры, умение работать сообща. Закреплять умения детей узнавать предметы по запаху; в правильном назывании цветов овощей и фруктов.
Развивающие: Развивать быстроту реакции, логическое мышление, сообразительность, находчивость, речь детей.
Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к природе; чувство ответственности за всё живое на Земле; чувство товарищества.
Словарная работа: планета Земля, викторина, ледоход, листопад, скворечник, хатка, названия животных, овощей, фруктов, зимующих и перелётных птиц.
Материалы: демонстрационный: глобус, игра «С какого дерева лист?», альбом художника (на одном листе овощи и фрукты, раскрашенные неправильно, на другом – только контуры овощей и фруктов), вырезанные из цветного картона маленькие карандаши всех цветов; разрезные картинки «Времена года»; карточки со знаками правил поведения в природе;
раздаточный: эмблемы по количеству игроков, жетоны, воздушные шары (4шт.-2 красных и 2 синих);5 закрытых коробочек, в которых лежат дольки яблока огурца, лимона, чеснока, лука и картинки с их изображениями; дипломы победителей и дипломы участников викторины.
Предварительная работа: НОД по познавательному развитию, экологии, изобразительной деятельности, лепке, аппликации; чтение художественной литературы (рассказы, сказки, стихи о временах года, животных, растениях, птицах, насекомых), беседы об охране и бережном отношении к природе, рассматривание иллюстраций природоведческого характера, дидактические и развивающие игры экологического содержания; разучивание стихотворений; изготовление эмблем.
До начала занятия детей разделить на две команды – «Капелька» и «Ромашка», выбрать капитанов. Команды входят в зал, усаживаются на свои места.
Методы и приёмы:
- Словесные (художественное слово, вопросы к детям разного характера, игры и игровые упражнения, загадки, объяснение в сочетании с показом, повторение и уточнение, напоминание, поощрение от имени воспитателя, интонационная выразительность)
- Наглядные (показ и рассматривание предметов и картинок, соответствующих тематике занятия, содержанию и гигиеническим требованиям);
- Практические (самостоятельная умственная и практическая деятельность в играх и упражнениях с использованием дидактического материала, анализ выполненной работы);
- Игровые (игровая мотивация, дидактические игры);
- Методы контроля (анализ выполненных заданий жюри, самооценка детьми результатов деятельности, подведение итогов викторины жюри);
- Репродуктивный;
Ход НОД:
Воспитатель: Был, говорят, где-то случай такой:
Ехали люди с работы домой.
Только доехали, вдруг – чудеса
Все позабыли свои адреса.
Ищут, волнуются, смотрят кругом:
Где эта улица? Где этот дом?
Ищут водители: «Где наш гараж?»
Мечутся жители: «Где наш этаж?»
Всё перепуталось, всё заблудилось!
К счастью, такое лишь в сказке случилось.
Я рассказала про это нарочно,
Чтобы проверить, знаешь ли точно,
Где ты живёшь? Где построен твой дом?
И хорошо ли ты с домом знаком?
Ребята, а вы знаете, где вы живёте? А на какой планете? Мы живём на планете Земля, это и есть наш общий дом. У нас над головой общая крыша – голубое небо. У нас под ногами общий пол – земная поверхность. У нас одна на всех лампа и печка – солнышко. У нас общий водопровод – это дождевые и снежные тучи. Нам кажется, что Земля огромная, но если взглянуть на Землю из космоса (показать детям глобус)- она не такая уж и большая. Так что, нам надо действительно хорошо знать и беречь дом, в котором мы живём.
И этому посвящена сегодня игра, которая называется «Знатоки природы». Для её проведения нам понадобится справедливое жюри, которое мы выберем из числа гостей.
А сейчас я вам напомню правила игры:
-В процессе игры нельзя подсказывать друг другу и перебивать своих товарищей;
-Если команда, отвечающая на вопрос затрудняется или даёт неверный ответ, то отвечает другая команда, т. е. соперники;
-За каждый правильный ответ даётся жетон;
-Задания выполняются двумя командами поочерёдно;
-Нужно быть внимательным и терпеливым.
Давайте встанем, возьмёмся за руки и почувствуем тепло наших рук, передадим его своим товарищам и пожелаем друг другу успеха.
Итак, начинаем нашу игру с приветствия команд.
Приветствие команды « Капелька».
Дождевые капельки прозрачные, прохладные,
А от солнечных лучей – блестящие, нарядные.
Дождевые капельки по лужицам танцуют
И кружочки разные весело рисуют.
Дождевые капельки всё помыли чисто.
И вокруг теперь красиво, ярко и лучисто!
Приветствие команды «Ромашка».
В поле выйдешь погулять –
Ромашки можешь повстречать.
Лепестки её так нежны,
Так тонки и белоснежны,
Серединка жёлтая,
Будто шляпка модная.
Чтоб не портить красоты
Нужно всем беречь цветы!
Задание №1 «Подбери слово»
1.Лес может быть густым, а может быть и ….(редким)
Волк зверь большой, а ёж ….(маленький)
2.Лось могучий, т.е. ….(крупный, огромный)
Цветы сирени ароматные, т.е. ….(душистые)
3.Весна бывает ранняя, а бывает и ….(поздняя)
Ягоды малины сладкие, а ягоды рябины ….(горькие)
4.Январь год начинает, а декабрь ….(кончает)
Март с водой, апрель с ….(травой)
5.У сосны шишки, а у берёзы…(серёжки)
Из апельсинов делают апельсиновый сок, а из помидоров… (томатный)
Конкурс капитанов «Бывает-не бывает»
Каждый капитан команды берёт в руки по два воздушных шарика. При ответе на вопрос «бывает»- поднимают вверх синий шарик, «не бывает»-красный.
Ледоход летом (не бывает)
Листопад летом (не бывает)
Дождь летом (бывает)
Роса зимой (не бывает)
Заморозки весной (бывает)
Гроза летом (бывает)
Метель летом (не бывает)
Радуга летом (бывает)
Иней зимой (бывает)
Град летом (бывает)
Буран летом (не бывает)
Туман осенью (бывает)
Капель летом (не бывает)
Иней летом (не бывает)
Зелёные листья зимой (не бывает)
Мороз летом (не бывает)
Задание №2 «Загадки»
1.У какого животного есть иголки? (Ёж, дикообраз)
Кто в лесу зимой спит? (медведь, ёж, барсук)
2.В какое время года на деревьях распускаются листочки? (весной)
Когда собирают урожай с полей и огородов? (осенью)
3.Лев – дикое или домашнее животное? (дикое)
Сколько чёрных точек на спинке у божьей коровки? (семь)
4.У какого домашнего животного есть рога и копыта? (у быка, коровы, козы, козла, барана, овцы, яка, оленя)
Какое животное можно назвать длинноухим? (зайца, осла)
5.Какого цвета листья на деревьях осенью? (жёлтого, красного)
Чем выделяется берёза среди других деревьев? (цветом ствола)
6. Из-под снега расцветает, раньше всех весну встречает. (подснежник)
Что за трава, которую и слепые знают?
7.Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (скворечник)
Как называется жилище бобра? (хатка)
8.Зачем белке длинный пушистый хвост? (помогает прыгать с ветки на ветку)
Как называется волчье пение? (вой)
9.Назовите пять перелётных птиц.
Назовите пять зимующих птиц.
Задание №3 «Разрезные картинки»
Командам предлагается как можно быстрее собрать пейзаж и назвать время года, которое изображено на картинке.
Задание №4 «Угадай животное» Под музыку дети одной команды изображают движения какого-либо животного (медведь, заяц, змея), а другая команда отгадывает. Затем команды меняются.
Задание №5 «С какого дерева лист?»
Задание№6 «Что художник нарисовал неправильно?»
Воспитатель: Рассмотрите то, что нарисовал художник и найдите ошибки в его рисунке. Затем возьмите карандаши (картонные) и разложите на незакрашенные овощи и фрукты карандаши тех цветов, которыми нужно было раскрасить тот или иной фрукт.
Задание№7 «Узнай по запаху».
Командам надо определить по запаху, что в какой коробочке лежит (лимон, чеснок, лук) и обозначить соответствующей карточкой. После выполнения задания дети открывают коробочки и проверяют правильность выполнения задания.
Игра «Четыре стихии»
Дети стоят полукругом, по команде воспитателя выполняют то или иное движение
«Земля» - Присесть, опустить руки вниз.
«Вода» - вытянуть руки вперёд, имитируют движения волны.
«Воздух» - поднимают руки вверх.
«Огонь» - прячут руки за спину.
Задание №8 «Найди себе пару».
Детям каждой команды раздаются картинки с изображениями домашних и диких животных. Каждый ребёнок одной команды должен найти себе пару (кролик – заяц
Свинья – кабан
Собака – волк
Кошка – тигр
Лошадь – зебра)
Задание№9 «Если я приду в лесок…»
Воспитатель: Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать. Если я буду поступать хорошо - говорите «да», если плохо – «нет».
Если я приду в лесок и сорву ромашку? (нет)
Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (нет)
Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (да)
Если ветку подвяжу, колышек поставлю? (да)
Если разведу костёр, а тушить не буду? (нет)
Если сильно насорю и убрать забуду? (нет)
Если мусор уберу, банку закопаю? (да)
Я люблю свою природу, я ей помогаю! (да)
Молодцы, вы всё правильно ответили. А какие правила поведения в лесу вы знаете? (Детям раздаются рисунки с правилами поведения в лесу и они по очереди называют эти правила и объясняют их).
А сейчас мы предоставим слово жюри для подведения итогов нашей викторины.
(Командам вручаются Дипломы победителей и Дипломы участников викторины)
Воспитатель: Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они
На планете мы останемся одни.
Давайте будем беречь планету!
Другой такой на свете нету!
Развеем над нею и тучи и дым,
В обиду её никому не дадим!
Беречь будем птиц, насекомых, зверей
От этого станем мы только добрей.
Украсим всю землю садами, цветами-
Такая планета нужна нам с вами!
- Развитие музыкально-ритмических способностей детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, с нарушенным темпом и ритмом речи в воспитании правильного произношения
- Рекомендации для родителей "Как преодолеть капризы детей"
- Консультация для родителей "Роль семьи в формировании здорового образа жизни"
- Рабочая программа образования для детей 4-5 лет
- Для вас, родители!