Статья "Кубик Блума как приём педагогической инновационной технологии"
Кубик Блума как приём педагогической инновационной технологии
Чухарева Анастасия Вячеславовна,
воспитатель,
МБДОУ №94
г. Каменск-Уральский
Чем же должен овладеть ребенок, выходя из стен детского сада? Основное внимание должно уделяться не столько накоплению определённых объемов знаний, сколько привитию желания и умения учиться.
Актуальность развития критического мышления вытекает из особенностей современной ситуации в государстве. Цели современного образования, обозначенные в ФГОС ДО, направлены на принцип «учить не науке, а учить учиться». А как развивать в ребенке навыки критического мышления? Какие приемы и технологии использовать?
Предлагаю один из популярных приемов технологии критического мышления, разработанных американским ученым и психологом Бенджамином Блумом - «Кубик Блума». Данный прием больше всего подходит для детей старшего дошкольного возраста, т. к. он вносит элемент игры в занятие, что на данном возрастном этапе очень важно для ребенка.
Дети с интересом воспринимают этот прием, но нужно быть готовым к тому, что у детей могут возникнуть трудности - когда нужно самим придумывать вопросы. Поэтому использовать его следует на обобщающих занятиях, когда у воспитанников уже есть определенные знания и при прочтении произведений. Этот прием очень хорошо использовать при работе в группах. Так как в группе происходит обмен мнениями, каждый может внести свой, хоть небольшой вклад в работу. Этот упрощённый способ помогает не только активизировать все знания детей, но и развить в ребятах чувство коллективизма, необходимости помогать друг другу и нести ответственность за работу всех членов команды.
Для детей среднего возраста грани кубика могут быть перефразированы, но также затрагивать и познавательную, и креативную, и эмоциональную стороны личности. Применение приема «Кубик Блума» можно использовать во всех группах и по всем образовательным областям.
Методика использования кубика «Блума»
- Понадобится обычный бумажный кубик, на гранях которого написано: Назови. Почему. Объясни. Предложи. Придумай. Поделись.
- Формулируется тема занятия. То есть тема должна обозначить круг вопросов, на которые необходимо отвечать.
- Кубик «Блума» интересен тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера. Воспитатель или ребенок бросает кубик, выпавшая грань укажет: какого типа вопрос следует задать. Удобнее ориентироваться по слову на грани кубика с него и должен начинаться вопрос.
Мы использовали в своей работе прием «Кубик Блума», участвуя в различных городских конкурсах. Для решения одной из проблем, поставленной организаторами конкурса, было решено взять «Кубик Блума»
Классификацию вопросов разберем на примере сказки А.Н.Афанасьева «Зимовье».
Назови. Предполагает воспроизведения знаний. Это самые простые вопросы. Ребенку предполагается просто назвать предмет, явления, термин и т.д., например, сказка А.Н. Афанасьева «Зимовье зверей», назовите главных героев сказки или назови кто написал эту сказку.
Почему. Этот блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть указать процессы, которые происходят с предметами, явлениями. Например, почему бык призывал друзей - товарищей строить избу? Почему звери не согласились строить дом все вместе?
Объясни. Это вопросы уточняющие. Они предлагают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы. Объясни: поступки зверей, поведение, отношение к быку. Дополнительные фразы, которые помогут сформулировать вопросы этого блока. -Ты действительно думаешь, что звери поступили неправильно? -Ты уверен в поступке быка?
Предложи. Ребенок должен предложить свою задачу, которая позволяет применить то или иное правило. Или предложить свое видение проблемы, свои идеи. Например, предложи: другой сюжет, концовку, название произведения.
Придумай. Это вопросы творческие. Которые содержат в себе элемент предположения, вымысла. Например, придумай свою версию концовки сказки, если бы бык не пустил в избу зверей, а может каждый герой построил свое жилище. Придумай прилагательные к каждому из героев: бык, баран, свинья, гусь, петух, лиса, медведь, волк.
Поделись — вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности детей, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений. Вопросам этого блока желательно добавлять эмоциональную окраску. То есть, сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах ребенка, его эмоциях, которые вызваны названной темой. Например, «Как хорошо, когда всё хорошо кончается!», «Поделись своим отношением к героям сказки, своими эмоциями к прочитанному произведению», «Победила дружба».
Применение «Кубика Блума» в непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлении на тему «Прямоугольник»:
- Объясни, что такое прямоугольник? (это геометрическая фигура, состоящий из сторон и углов).
- Почему прямоугольник не катиться?
- Назови элементы прямоугольника (4 стороны, 4 угла)
- Предложи, как из прямоугольника получить квадрат? (сложить пополам)
- Придумай что может быть прямоугольным.
- Поделись своими наблюдениями, где в жизни ты встречал прямоугольные предметы.
Применение «Кубика Блума» в непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с природным миром на тему
«Время года - весна»:
Назови. Весна – ранняя, дождливая, теплая, солнечная, светлая,
(опиши формы, размер, цвет)
Почему – весной тает снег, прилетаю перелетные птицы, просыпается медведь, (сравни, укажи сходство и различие от других времен года.)
Предложи – радость (с каким настроением ассоциируется весна, все вокруг благоухает)
Объясни – весна – это время года, когда природа просыпается от зимней спячки.
Придумай – какие явления можно наблюдать только весной. Или предложения со словом весна, рассказ о весне и т. д.
Предложи- (сыграть в игру, понаблюдать, поэкспериментировать)
А также прием «Кубик Блума» используем в свободной деятельности, например, «Составь загадку», «Расскажи о своем настроении» т.д.
Наш Детский сад №94 работает по инновационной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы. В данной программе предусмотрен режимный момент «Утренний и вечерний круг» выбираем тему и подводим итоги с помощью приема «Кубик Блума». Воспитанники более развернуто отвечают на вопросы, предлагают то или иное решение, фантазируют. Каждый ребенок ждет, какой же вопрос ему выпадет и что он ответит.
Использование приема «Кубик Блума» только на первый взгляд кажется трудным. Но практика показывает, что прием очень нравится детям, они быстро осваивают технику его использования. А воспитателю этот прием помогает развивать навыки критического мышления и в активной и занимательной форме проверять знания и умения детей.
- Развитие музыкально-ритмических способностей детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, с нарушенным темпом и ритмом речи в воспитании правильного произношения
- Рекомендации для родителей "Как преодолеть капризы детей"
- Консультация для родителей "Роль семьи в формировании здорового образа жизни"
- Рабочая программа образования для детей 4-5 лет
- Для вас, родители!