a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

методические материалы

Автор: Червякова Марина Павловна Опубликовано: 2023-01-09 21:10:43

Червякова М. П. Костенко Е. В. Воспитатели МБДОУ ДС №68 «Ромашка», г. Старый Оскол Компетентность родителей в вопросах воспитания культуры безопасности как педагогическая проблема. В современной педагогической науке выполнено немало исследований, посвященных проблеме формирования компетентности( Б. С. Гершунский, Ю. Н. Кулюткин, Н. Н. Лобанова, А. К. Маркова, А. А. Майер, Л. М. Митина, В. А. Сластенин, Г. С. Сух обская, А. В. Хуторской) [ 3] . Компетентность( лат. competens- подходящий, соответствующий, надлежащий, способный, знающий) - качество человека, обладающего всесторонними знаниями в какой- либо области и мнение которого поэтому является веским, авторитетным[ 4] . Современные ученые определяют педагогическую компетентность родителей: Как широкое общекультурное понятие, составляющее часть педагогической культуры( Т. В. Бахуташвили, Е. В. Бондаревская, Ю. А. Гладкова, Т. В. Кротова, Т. А. Куликова и др. ) [ 1] ; И сследования, основанные на культурологической парадигме, позволяют считать педагогическую компетентность родителей частью их педагогической культуры. Выделим особенности педагогической культуры, которые будут характеризовать педагогическую компетентность. Ю. А. Гладкова в своем исследовании определяет психолого- педагогическую культуру родителей как сложное понятие, характеризующее способность родителей осознанно осуществлять деятельность по семейному воспитанию детей. Данная деятельность предполагает наличие у родителей системы психолого- педагогических знаний и умений применять их в рамках взаимодействия с ребенком; согласованности действий внутри семьи и в социуме, способность к эмпатии, рефлексии и самоконтролю[ 2] . Сущность компетентности родителя состоит в сложном, целенаправленном проявлении личности, которое выражается в ценности отношений и определяется совокупностью научно- теоретических знаний, практических умений и навыков, наличием определенных личностных структур и способностью к непрерывному творческому совершенствованию. Родительская компетентность основывается на ряде компетенций, проявляющихся в знаниях и опыте в определенной области. Совокупность компетенций, обеспечивающих готовность к реализации воспитательной функции, составляет основу родительской компетентности. Быть компетентным родителем – значит уметь мобилизовать в конкретной ситуации воспитания собственного ребенка имеющиеся воспитательные компетенции. Таким образом, с тановление родительской компетентности – сложный и динамичный процесс, осуществляемый как в ходе семейного самообразования, так и при непосредственном содействии педагогов образовательных учреждений. Список использованной литературы Бондаревская, Е. В. Развитие идей педагогической культуры в новых условиях/ / Введение в педагогическую культуру. – Ростов на Дону. , 201 8. – С. 15- 18 Гершунский, Б. С. Философия образования для XXI века( В поисках практико- ориентированных образовательных концепций) / Б. С. Гершунский. – М. : Совершенств о, 20 19. – 608 с. Головчиц, Л. А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушением слуха: Учебное пособие- М. : КДУ, Владос- Пр. , 201 7. - 320 c. Заир–Бек, Е. С. Основы педагогического проектирования: учеб. пособие– СПб. : Просвещение, 201 8. – 234с.

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3 1. ТЕОТРЕТИКО- МЕТОДОЛОГИЧЕСЕИЕ ОСНОВЫ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5 1. 1. Сущность и содержание поликультурного развития Д ошкольников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5 1. 2. Психолого- педагогические особенности младшего дошкольного возраста. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6 1. 3. Особенности применения инновационных технологий в поликультурном развитии младших дошкольников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8 2. АНАЛИЗ ПРАКТИЧЕСКОГО ОПЫТА ПРИМЕ НЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ МБДОУ ДС 68" РОМАШКА». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1 0 2. 1. Концепция поликультурного развития младших дошкольников в ДОУ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1 0 2. 2. Направления реализации инновационных технологий в контексте поликультурного развития в младшей группе 1 1 2. 3. Формирование ресурсной базы для реализации инновационных проектов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16 ЗАКЛЮЧЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2 0 ПРИЛОЖЕНИЯ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23 ВВЕДЕНИЕ В условиях кардинальных изменений, происходящих в обществе, реализации ФГОС дошкольного образования, актуальным становится переосмысление ряда методологических, методических и психолого- педагогических аспектов организации деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста, в том числе проблем, связанных с поиском оптимальных путей поликультурного образования. В ходе разработки и реализации инновационных технологий поликультурного образования ученые и педагоги сталкиваются с трудностями как на теоретическом, так и практическом уровнях. В многочисленных исследованиях и публикациях используются различные определения рассматриваемого феномена. Проблемное поле обобщения педагогического опыта я возникает при рассмотрении следующих противоречий: - с одной стороны, не вызывает сомнения необходимост ь поликультурного развития детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ; - с другой стороны, в дошкольной образовательной организации недостаточно определены инновационные средства поликультурного развития для младшей возрастной группы. Наше видение состояния указанных противоречий определяет проблему данного исследования: заключающуюся в обосновании инновационных технологий по оликультурного развития младших дошкольников. Целью обобщения педагогического опыта является выявление эффектвных иновационных технологий поликул ь турного развития младших дошкольников в МБДОУ «Ромашка», г. Старый Оскол Белгородской области. В соответствии с поставленной целью основынми задачами обощения педагогического опыта выступают следующие: - раскрть с ущность и содержание поликультурного развития дошкольников- проанализировать п сихолого- педагогические характеристики младшего дошкольного возраста. - выявить о собенности применения инновационных технологий в поликультурном развитии младших дошкольников- обозначить к онцепци ю поликультурного развития младших дошкольников в ДОУ- рассмотерть ф ормы реализации инновационных технологий в контексте поликультурного развития. 1. ТЕОТРЕТИКО- МЕТОДОЛОГИЧЕСЕИЕ ОСНОВЫ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1. 1. Сущность и содержание поликультурного развития дошкольников Категория «поликультурное образование» синонимична классическим терминам «межкультурное образование», «интеркультурное образование», «мультикультурное образование», а также относительно новому понятию «полиличностно- культурное образование»[ 1] ) . В основе поликультурного образования лежит идея культуры мира, культуры без границ: [ 2] . Процессы миграции, рост культурной разнородности общества, борьба этнических групп за возможности сохранения и развития собственной культурной самобытности и др. явились причиной разрабатываемой в разных странах теории поликультурного образования[ 3] . Исследователь в качестве методологии поликультурного образования рассматривает три парадигмы: - технократичеcкую: суть получение ребенком знаний о многокультурном мире. Содержание образовательного процесса обогащается дополнительными и трансформируемыми знаниями( в том числе, путем реализации регионального компонента) , которыми обучающиеся оперируют с точки зрения различных культур; - гуманитарную: суть реализация психологопедагогических условий, создание образовательного пространства для организации культурных практик детей, актуализации толерантной гражданской позиции ребенка; - трансцендентную( парадигму традиций) : суть приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям, национальным праздникам и обрядам, общение с авторитетными носителями ценностей поликультурализма из разных субкультур общественных деятелей, телезвезд, спортсменов и др. [ 23] . Миссия поликультурного образования- сформировать основу, фундамент для успешной интеграции ребенка в многонациональное общество, его социализации  в современном мире[ 27] . Мы согласны с научными выводами отечественных ученых, отмечающих преимущества полипарадигмального подхода в организации поликультурного образования детей. В современном российском образовании данный подход может быть реализован путем интеграции задач и содержания патриотического, интернационального и нравственного воспитания[ 4] ) . Модель поликультурного образования предполагает работу в группе детей дошкольного возраста двух педагогов с разными родными языками, носителями определенной речевой и педагогической культуры[ 5] . Согласно научным выводам практиков[ 6] , современный педагог больше не пытается создать в детской группе некий «плавильный котел», в котором различные культуры сливаются в единую( моническую) культуру. Он помогает участникам образовательного процесса получить опыт межкультурного взаимодействия, и, при этом обогащает собственный культурный багаж, развивая и сохраняя собственную идентичность, опираясь на идеи сосуществования, взаимопроникновения и, одновременно, сохранения своеобразия индивидуальных культур. 1. 2. Психолого- педагогические особеннотси младшего дошкольного возраста Младший возраст — важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с предметным миром[ 24] . По отношению к окружающим у ребенка формируется собственная внутренняя позиция, которая характеризуется осознанием своего поведения и интересом к миру взрослых. В этом возрасте ребенок может воспринимать предмет без попытки его обследования[ 7] . В 3- 4 года преобладает воссоздающее воображение, т. е. ребенок способен лишь воссоздать образы, почерпнутые из сказок и рассказов взрослого. Большое значение в развитии воображения играет опыт и знания ребенка, его кругозор расширяется[ 11. Память дошкольника 3- 4- х лет непроизвольная, характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. В эмоциональном плане характерны резкие перепады настроения. Эмоциональное состояние продолжает зависеть от физического комфорта. На настроение начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми[ 10] . В 3- 4 года дети начинают усваивать правила взаимоотношений в группе сверстников, а затем косвенно контролироваться взрослыми. Ребенок трех- четырех лет уверенно ходит, координирует движения рук и ног при ходьбе, воспроизводит разнообразные другие движения. Он умеет правильно держать карандаш, проводит горизонтальные и вертикальные линии, осваивает изобразительные умения[ 17] . Ребенок владеет разнообразными действиями с предметами, хорошо ориентируется в различении таких форм, как круг, квадрат, треугольник, объединяет предметы по признаку формы, сравнивает их по размеру( по длине, ширине, высоте) . . С удовольствием самостоятельно повторяет освоенные действия, гордится своими успехами[ 9] . В играх ребенок самостоятельно передает несложный сюжет, пользуется предметами- заместителями, охотно играет вместе со взрослым и детьми, у него есть любимые игры и игрушки. Он умеет заводить ключиком механическую игрушку, составлять игрушки и картинки из нескольких частей, изображать в игре зверей и птиц[ 26] . Ребенок живо интересуется окружающим, запас его представлений об окружающем непрерывно пополняется. Он жизнерадостен и активен, его глаза с неиссякаемым любопытством вглядываются в мир, а сердце и ум открыты для добрых дел и поступков[ 10] . Ребенок уже легко определяет цвет, фактуру, форму, вкус предметов, используя слова- определения. Понимает степени сравнений( самый большой, самый близкий) . Считает до пяти. Использует в речи прошедшее и настоящее время. Речь приобретает форму диалога. Голосовой аппарат ребенка еще не окреп, поэтому многие говорят негромко, хотя пользуются различными интонациями[ 20] . Четвертый год жизни отмечается новыми достижениями в развитии ребенка. Дети свободно и часто вступают в контакт с детьми и взрослыми по своей инициативе, высказывают простейшие суждения о явлениях, предметах окружающего мира. В этом возрасте исчезают почти все недостатки произношения звуков. Дети начинают критично относиться к речи сверстников, подмечают ошибки звукопроизношения. Это говорит о совершенствовании речевого слуха у детей. 1. 3. Особенности применения инновационных технологий в поликультурном развитии младших дошкольников Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях[ 14] . Педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать. Инновационные технологии сочетают прогрессивные креативные технологии и стереотипные элементы образования, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности[ 18] . Целью внедрения инновационных технологий в практику дошкольных учреждений является создание личностно- ориентированной образовательной среды в ДОУ, позволяющей формировать условия для полноценного физического, духовного психоэмоционального здоровья, межличностного, группового развивающего взаимодействия детей, родителей, педагогов и специалистов[ 27] . Задачи внедрения[ 13] : • воспитывать социально–личностные качества дошкольников, умеющих мыслить неординарно и творчески; • развивать инициативность, любознательность, произвольность, способность к творческому самовыражению, стимулировать коммуникативную, познавательную, игровую и другую активность детей; • научить детей применять современные инновационные технологии, направленные на успешную социализацию личности в обществе и повышение уровня интеллектуального мышления и креативного воображения. Исследовательское поведение – один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире, а исследовательское обучение строится на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному проявлению у ребенка своих мыслей, чувств, своей самостоятельности, творческих способностей, фантазии[ 15] . К формам воспитания дошкольников с использованием инновационных технологий относят[ 22] : • непосредственная образовательная деятельность с использованием информационно- коммуникативных технологий; • экскурсии; • кружки и конкурсы; • самостоятельная деятельность. Необходимо отметить, что к одной и той же программе может быть разработано несколько технологий( как традиционных, так и инновационных) , которые различаются между собой набором и характером конкретных педагогических мероприятий, их сочетанием на протяжении учебного года, но которые обязательно реализуют ведущие идеи программы[ 19] . 2. АНАЛИЗ ПРАКТИЧЕСКОГО ОПЫТА ПРИМЕНЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ МБДОУ ДС 68" РОМАШКА» 2. 1. Концепция поликультурного развития младших дошкольников в ДОУ Поликультурное воспитание детей младшей группы мы осуществляем в трех направлениях: - информационное насыщение( сообщение знаний о традициях, обычаях разных народов, специфике их культуры и ценностей и т. д. ) ; - эмоциональное воздействие( в процессе реализации первого направления «информационного насыщения» важно вызвать отклик в душе ребенка, «расшевелить» его чувства) ; - поведенческие нормы( знания, полученные ребенком о нормах взаимоотношений между народами, правилах этикета, должны быть обязательно закреплены в его собственном поведении) . Включая следующие задачи: - формирование бережного отношения к природе и всему живому; - воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, городу, республике; - воспитание уважения к труду; - развитие интереса к традициям и обычаям; - формирование элементарных знаний о правах человека; - расширение представлений о родном крае; - формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Инновационные технологии нашли своё отражение в Основной образовательной программе ДОУ( в части программы, формируемой участниками образовательного процесса) , разработанной в соответствии с новыми Федеральными государственными требованиями. На каждую инновационную технологию разрабатываются план- программы, конспекты совместной деятельности взрослых и детей, конспекты праздников и развлечений, сделана подборка различных игр( пальчиковых, артикуляционных, дидактических) [ 13] . Для реализации инновационных технологий в сфере поликультурного развития в нашем ДОУ создана необходимая среда: — Мини- музей «Русская горница». Здесь проходят занятия фольклорного кружка. — Фотоальбомы, презентации для ознакомления дошкольников с символикой, обычаями, традициями разных народов. — Аудиотека фольклора народов России( стихи, песенки, сказки) . — Каталог народных игр. 2. 2. Направления реализации инновационных технологий в контексте поликультурного развития в младшей группе Работая в соответствии с основной общеобразовательной программой нашего ДОУ, мы особое внимание уделяем развитию личности ребенка, сохранению и укреплению его здоровья, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как патриотизм, активная жизненная позиция, уважение к традиционным ценностям и т. д. Также огромное значение имеет работа в семьями детей. Рассмотрим подробнее нашу работу с детьми группы раннего возраста. Одна из применяемых нами инновационных технологий- « говорящая стена». Главная идея «говорящей стены» — преобразование обычной среды пребывания ребенка в обучающую и «воспитывающую». «Говорящая стена» — это своеобразный живой экран. На стенах в группе и помещениях детского сада крепятся магнитные полоски, ковровые полотна, кармашки, прищепки, ТСО, игры, игровые фишки и различные тематические картинки. «Говорящие стены» активно используют в своей работе все педагоги. Также Н а «говорящих стенах» в помещениях детского сада материал размещается в соответствии с временами года, по тематическим неделям, которые проходят в детском саду, направлен он на художественно- эстетическое воспитание дошкольников. «Утро улыбок» устраивается для того, чтобы дети почувствовали себя частью сплоченной команды, участие в мероприятии помогает осознать свою принадлежность к коллективу, учит уважительному отношению к сверстникам и старшим, а также развивает умение кооперативного взаимодействия. Дети обсуждают, чему они научились за неделю, обговаривают план действий на текущий день, договариваются, кто за что будет отвечать. Важно, что дети в ходе работы у «говорящей стены» и во время «Утра улыбок» учатся высказывать свое отношение к чему- либо, комментировать свои высказывания и действия, контролировать свое поведение, следовать установленным правилам, налаживать контакты со сверстниками. «Детский сад без обид». Целый день ребята находятся в стенах дошкольного учреждения. Иногда бывает грустно, а иногда скучно, иногда так хочется побыс трей отправиться к маме и папе. Почти все дети приносят и хранят любимую игрушку в группе в специально отведенном месте – «домике». Любимая игрушка играет ключевую роль в сложных ситуациях. Когда некоторым детям бывает сложно общаться и делиться своими чувствами с другими детьми и взрослыми, игрушка становится для малыша лучшим другом и советчиком. Создание условий для бесконфликтного общения, формирование умения вести себя в конфликтной ситуации, воспитание чуткого, внимательного отношения друг к другу – вот к такой цели стремились педагоги групп, организуя «домики» для любимых игрушек детей. Кроме того, игрушка призвана играть связующую роль между родителями и ребенком. Так, изначально, когда ребенок выбрал себе игрушку, которая будет сопровождать его в детском саду, на семейном совете принимается решение, какое имя дать игрушке и какую сшить ли для неё одежду. А в дальнейшем необходимо создать фоторепортаж о жизни игрушки дома, попробовать написать ей письмо и отправить по «Почте доверия», написать для нее хорошие и добрые слова и положить эту записку в «Ларчик хороших слов и добрых пожеланий». В группе воспитатели разыгрывали проблемную педагогическую ситуацию, проводили рефлексивный круг, чтобы помочь ребенку преодолеть стеснение, проявить смелость и уверенность. Если возникала заминка, на помощь всегда могла прийти любимая игрушка. « Буктрейлер». Младшие дошкольники очень люб ят кино и мультфильмы. И в детском саду мы тоже можем создать и показать ребятам короткий фильм. Но это будет не просто маленький сюжетный ролик, а, скорее, ролик- мотивация. Буктрейлер — короткий видеофрагмент, рассказывающий в произвольной художественной форме о какой- либо книге. Увидев его, заинтересовавшись тем, какие персонажи появились на экране и что с ними будет происходить далее, ребенок обязательно захочет узнать их историю полностью. Поэтому педагоги определили главную цель создания таких короткометражек — это развитие интереса к книгам с помощью визуальных средств. анятия с интерактивной доской предполагают несколько ва риантов работы с дошкольниками: Занятия с интерактивной доской. 1. Дети по очереди подходят к интерактивной доске и выполняют необходимое действие( нарисовать деталь, передвинуть нужный предмет и т. д. ) . 2. Несколько детей работают с интерактивной доской одновременно( 2–3 ребёнка) , используя, например, маркер, стилус или интерактивный инструмент «Ластик». 3. Один дошкольник стоит у доски, а другие участники предлагают возможные варианты его действий( в старшем дошкольном возрасте) . 4. Один ребёнок самостоятельно выполняет задание у доски. Инновационная п роектная деятельность в детском саду реализуется ребенком совместно с педагогом. Цель — работа над проблемой, в результате которой ребенок получает ответы на вопросы. Знания, которые ребёнок получает в ходе работы над проектом, становятся его личным достоянием и прочно закрепляются в уже имеющейся системе знаний об окружающем мире. На занятиях с применением инновационных технологий использовали разнообразные методические приёмы: Игры и игровые упражнения, направленные на: — развитие чувства близости с другими детьми: «Ласковое имя», «Комплименты»; — развитие умений, направленных на распознавание чувств других людей: «Море волнуется»: — гармонизацию осознания своего имени, фамилии: «Как можно нас назвать по- разному», «Угадай, кто это? »; — развитие умения понимать настроение окружающих: «Что можно сделать для друга»; — регулирование своего поведения: «Выдержанный человек»; — проявление чувства милосердия, сострадания к другим людям: «Солнышко милосердия», Продуктивный вид деятельности– рисование, на темы: «Автопортрет», «Я и моё настроение», «Моё имя». Вспомогательный приём – слушание музыки, детских песен, национальной музыки разных народов, видеопросмотры. Приобщение детей к народной культуре начинается с 3- летнего возраста в ДОУ. Данная инновационная технология предполагает усвоение языкового материала на основе разнообразных лексических тем: «Приветствие», «Дикие и домашние животные», «Птицы», «Цвета», «Счёт», «Фрукты и овощи», «Одежда и обувь», «Части тела», «Продукты питания», «Посуда», «Квартира, мебель», «Времена года», «Деревья», «Детский сад», «Времена года», «Мордовская республика», «Игрушки». М ы нередко обращаемся к иновационным игровым технологиям( например, поэтапная организация игры «Путешествие») , технологиям проектной деятельности( «Народная кукла») , средствам музейной педагогики( образовательные путешествия) ; видеотехнологиям, в том числе, мультипроектам( например, совместное создание педагогом и детьми мультфильмов средствами продуктивных видов деятельности: лепки, рисования, конструирования и др. , с последующей съемкой мультипликационного фильма) . Компьютерные технологии: создание и представление мультимедийных презентаций, поиск информации в Интернете для создания коллекций информационных источников по различной тематике. Такие занятия позволяют интегрировать аудиовизуальную информацию, представленную в различной форме( видеофильм, анимация, слайды, музыка, активизирую внимание детей благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике. Компьютер помогает разнообразить иллюстративный материал при подборе наглядного материала к НОД, праздникам. По сравнению с традиционными формами обучения дошкольниковкомпьютер обладает рядом преимуществ: 1. Предъявления информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес; 2. Несет в себе новый тип информаций, понятный дошкольникам; 3. Движение, звук, мультипликация надолго привлекает внимание; Э кспериментирование является ведущим видом деятельности при использовании инновационных технологий. В ходе экспериментирования ребенок познает объект. В практической деятельности осуществляет и выполняет познавательную, ориентировочно- исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. В Приложениях 1. 2, 3, 4 приведены примеры реализованных инновационных проектов в сфере поликультурного развития дошкольников младшей группы. В Приложнении 5 приведен алгоритм и критерии мониторинга достижения планируемых результатов работы над инновационным проектом. 2. 3. Формирование ресурсной базы для реализации инновационных проектов Вне зависимости от вида инновационных технологий, применяемых в поликультурном развитии младших дошкольников, важная роль здесь принадлежит разного проектам по поликультурному развитию младших дошкольников. Базой поликультурного развития является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание маленького человека. Для реализации инновационных проектов по поликультурному развит ию в младшей дошкольной группе создана предметно- пространственная среда, т. е. условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующие специфике младшего дошкольного возраста. Пространство группы не делится на «зоны», в каждой из которых можно заниматься только определенным видом деятельности. Отсутствие жесткого зонирования средового окружения имеет принципиальное значение, так как развитие ребенка в деятельности и посредством деятельности предполагает движение не от предмета, а от замысла к результату с использованием предмета. В группе создан уголок регионоведения. По мере освоения детьми материала, уголок пополняется и обновляется новым материалом. Детям предлагается иллюстра ции к сказкам русского и других на родов, легендам разных народов, куклы в национальных костюмах, народные игрушки, фотографии растительного и животного мира региона и др. Свободное, внесюжетное размещение элементов среды позволяет воспитанникам гибко и разнообразно использовать средовые ресурсы, позволяет обеспечивать возможности их интеграции воспитанниками в зависимости от целей того или иного вида деятельности, творческую реализацию замыслов, самостоятельность и самоорганизацию, а также даёт возможность организации пространства группы и предметной среды по тематическому принципу. Работа по созданию и обогащению предметной развивающей среды в группе по поликультурному воспитанию предполагает сотрудничество с родителями воспитанников. Например: открытки с достопримечательностями городов, «Семейный фотоальбом»- это мобильный средовый элемент, созданный детьми вместе с взрослыми и выполняющий функцию более глубокого и разностороннего овладения воспитанниками содержанием текущей познавательной темы. «Полочка с предметами избыточной информации». Этот элемент среды выполняет функцию обогащения представлений детей( преимущественно в зоне «неясных» знаний) , развития познавательной активности. Полочка избыточной информации предназначена для презентации различных предметов народных промыслов. Это мобильные элементы среды, их содержание изменяется воспитателем не менее одного раза в 1—2 недели в зависимости от того, на каком этапе реализации находится инновационная проектная деятельность воспитанников. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Поликультурное развитие детей младшего дошкольного возраста ориентировано на формирование личности, способной к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающей развитым чувством понимания и уважения друг к другу. Поликультурное воспитания будет является формированием поликультурного мышления, что в итоге способствует бесконфликтной гражданской идентификации личности друг с другом, с семьей. Детский сад- это второй институт жизни, после семьи, в котором живет и развивается ребенок. «Жизнь» ребенка в детском саду имеет важное значение, потому что первый опыт полноценного общения он получает именно в этот период жизни. Одним из важнейших направлений работы дошкольного учреждения является поликультурное воспитание дошкольников. Поликультурность образования сводится к овладению родной и русской речью, становлению основ мировоззрения, национально- культурной и гражданской идентичности, духовно- нравственному развитию с принятием моральных норм и национальных ценностей. Поликультурное воспитание – это воспитание ребёнка на культуре народов региона, где проживает малыш, с приоритетом для него культуры его национальности. Помощь родителей для достижения целей по поликультурному воспитанию детей является неотъемлемой частью воспитательного процесса. Сферы личности ребенка младшего дошкольного возраста тесно взаимосвязаны в процессе познания народной эмоции, чувства, отношения. Работу с детьми необходимо начинать с информативного материала,  который направлен не столько к разуму, сколько к его чувствам, личному опыту. Инновационные технологии в ДОУ направлены на создание современных компонентов и приемов, основной целью которых является модернизация образовательного процесса. В педагогическом процессе взрослые должны стремиться создавать ситуации, требующие от ребенка проявления интеллектуальной, нравственной,  художественно – творческой активности. Педагог занимает особую личностную позицию – исходит из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития. Результатом такой тактики деятельности является свобода мышления, развитое воображение ребенка. В целом, инновационные педагогические технологии позволили вывести коллектив нашего дошкольного учреждения на более высокую стадию развития; повысили авторитет дошкольного учреждения среди родителей и коллег; раскрыли творческий потенциал воспитателей, педагогов и специалистов, а главное, вывели на новую стадию стандарты развития дошкольника. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Алексеева Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. — М. : Юрайт, 2020. — 196 с. 2. Асмолов А. Г. Ребенок в культуре взрослых/ А. Г. Асмолов, Н. А. Пастернак. — М. : Юрайт, 2019. — 150 с. 3. Атемаскина Ю. В. Современные педагогические технологии в ДОУ. — М. : Детство- Пресс, 2011. — 112 с. 4. Бабунова Е. С. Обоснование принципов построения и реализации педагогической стратегии становления этнокультурной образованности детей дошкольного возраста. / / Сиб. пед. журн. — 2009. — № 4. — С. 212–220. 5. Белкина В. Н. Психология раннего и дошкольного детства. — М. : Юрайт, 2020. — 171 с. 6. Болотина Л. Р. Теоретические основы дошкольного образования: учеб. пособие для СПО/ Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. — 2- е изд. , перераб. и доп. — М. : Юрайт, 2018. — 218 с. 7. Ворошнина Л. В. Развитие речи и общения детей дошкольного возраста в 2 ч. Часть 1. Младшая и средняя группы: практ. пособие для академического бакалавриата/ Л. В. Ворошнина. — 2- е изд. , перераб. и доп. — М. : Юрайт, 2019. — 396 с. 8. Воскресенская Н. М. Образование и многообразие культур/ / Педагогика. — 2007. — № 2. — С. 105–107. 9. Габова М. А. Дошкольная педагогика. Развитие пространственного мышления и графических умений. — М. : Юрайт, 2020. — 152 с. 10. Дубровская Е. А. Дошкольная педагогика. Эстетическое воспитание и развитие. — М. : Юрайт, 2020. — 180 с. 11. Ежкова Н. С. Дошкольная педагогика. — М. : Юрайт, 2020. — 184 с. 12. Крежевских О. В. Развивающая предметно- пространственная среда дошкольной образовательной организации: учеб. пособие для академического бакалавриата/ О. В. Крежевских. — 2- е изд. , перераб. и доп. — М. : Юрайт, 2016. — 165 с. 13. Кудина Я. В. Инновационные технологии, применяемые в ДОУ/ Я. В. Кудина/ / Инновационные тенденции развития системы образования: материалы VI Междунар. науч. - практ. конф. ( Чебоксары, 19 февр. 2017 г. ) / редкол. : О. Н. Широков[ и др. ] . — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. — С. 131–134. 14. Кулачинская, А. Ю. Управление инновациями в ДОУ/ А. Ю. Кулачинская. — Текст: непосредственный/ / Молодой ученый. — 2014. — № 12( 71) . — С. 143- 145. — URL: https: / / moluch. ru/ archive/ 71/ 12251/ ( дата обращения: 24. 01. 2022) . 15. Мазурчук Н. И. Инновационные образовательные теории и технологии/ Н. И. Мазурчук/ / УрГПУ. — Екатеринбург, 2008. — 165 с. 16. Матяш Н. В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение: учеб. пособие для студ. учреждений высш. образования/ Н. В. Матяш. — 3- е изд. , стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2014. — 160 с. 17. Микляева Н. В. Дошкольная педагогика. — М. : Юрайт, 2020. — 412 с. Микляева Н. В. Лечебная педагогика в дошкольной дефектологии. — М. : Юрайт, 2020. — 522 с. 18. Назарова Т. С. Педагогические технологии: новый этап эволюции? / Т. С. Назарова/ / Педагогика. — 2007. — № 3. 19. Плаксина, Е. С. Поликультурное образование детей дошкольного возраста/ Е. С. Плаксина. — Текст: непосредственный/ / Проблемы и перспективы развития образования: материалы V Междунар. науч. конф. ( г. Пермь, март 2014 г. ) . — Т. 0. — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 84- 85. — URL: https: / / moluch. ru/ conf/ ped/ archive/ 101/ 5207/ ( дата обращения: 24. 01. 2022) . 20. Савчук Л. В. Управление инновационной деятельностью в ДОУ как средство повышения качества образования[ Текст] / Л. В. Савчук/ / 21. Педагогика: традиции и инновации: материалы IV междунар. науч. конф. ( г. Челябинск, декабрь 2013 г. ) . — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 62–65 22. Султанова, Э. Н. Использование современных инновационных технологий, соответствующих ФГОС ДО, в воспитательно- образовательном процессе/ Э. Н. Султанова. — Текст: непосредственный/ / Молодой ученый. — 2018. — № 2( 188) . — С. 146- 148. — URL: https: / / moluch. ru/ archive/ 188/ 47708/ ( дата обращения: 24. 01. 2022) . 23. Супрунова, Л. Л. Поликультурное образование: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования/ Л. Л. Супрунова, Ю. С. Свиридченко; под ред. Л. Л. Супруновой. - М. : Академия, 2013. - 240 с. 24. Тихомирова О. В. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования: учебник и практикум для академического бакалавриата/ О. В. Тихомирова. — 2- е изд. , перераб. и доп. — М. : Юрайт, 2018. — 155 с. 25. Шалтикова, У. Е. Эффективность применения инновационных технологий в дошкольном обучении/ У. Е. Шалтикова. — Текст: непосредственный/ / Молодой ученый. — 2017. — № 10. 1( 144. 1) . — С. 97- 100. — URL: https: / / moluch. ru/ archive/ 144/ 40441/ ( дата обращения: 24. 01. 2022) 26. Юревич С. Н. Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями( лицами, их заменяющими) : учеб. пособие для СПО/ С. Н. Юревич, Л. Н. Санникова, Н. И. Левшина; под ред. С. Н. Юревич. 27. Яппарова Г. Развитие основ социальной компетентности дошкольников в поликультурной среде. / / Дошк. воспитание. — 2009. — № 12. — С. 79–89. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Проект «Поликультурное воспитание детей младшего дошкольного возраста через устное народное творчество». . Актуальность проекта: Данная тема на сегодняшний день весьма актуальна. У детей плохо развита речь, беден словарный запас. Поэтому через устное народное творчество не только овладеваем родным языком, но и осваиваем его красоту, лаконичность. Ребенок приобщается к культуре своего народа, обычаям, традициям, получает первые впечатления о ней. Необходимость использования устного народного творчества в развитии младшего дошкольного возраста очень важна, потому что ребенок узнает много нового, интересного. У него развиваются такие навыки как память, внимание, речь. Цель: Знакомить детей младшего дошкольного возраста с народной культурой посредством устного народного творчества. Приобщать детей 2- 3 лет к красоте родного слова. Задачи:   1. Знакомить с народной культурой, воспитывать интерес к устному народному творчеству чтением детской литературы. 2. В разных видах деятельности применять народное слово. 3. Показать красоту образного языка сказок. 4. Использовать в процессе театрализованную деятельность. 5. Приобщать детей к народной культуре в игровой деятельности. 6. Повышать речевую активность, развивать зрительное восприятие и внимание, моторику тела и мелкую моторику, творческое воображение. 7. Развивать коммуникативные навыки при овладении детьми родного языка. 8. Активизировать словарный запас, через употребления детьми слов в речи. 9. Формировать умение слушать, отвечать на вопросы воспитателя, задавать вопросы по содержанию. Участники проекта: дети и родители первой младшей группы, воспитатели группы, специалисты ДОУ. В ходе проекта были обозначены следующие этапы: 1. Подготовительный- создание условий для реализации проекта. - Подбор педагогической и художественной литературы. - Создание библиотеки народного творчества. - Создание развивающей среды и уголка развивающих игр. - Подбор наглядных пособий и иллюстраций. –Подбор детской фонотеки: музыки, сказки, песни. - Подбор настольно- печатных, дидактических, словесных игр. - Материалы для продуктивной изобразительной деятельности. 2. Основной этап- реализация основных видов деятельности по направлениям проекта. 1. Ежедневное чтение сказок, потешек, песен. 2. Народные подвижные и словесные игры на прогулках и в группе. 3. Совместное рассматривание книг и иллюстраций. 4. Дидактические игры на занятиях и свободной деятельности. 5. Театрализация народных сказок куклами би- ба- бо, на фланелеграфе, настольным, пальчиковым театром. 6. Рисование, лепка по народному творчеству. 7. Пальчиковые игры. 8. Пение народных песенок, потешек, игра на музыкальных инструментах. Инновационная составляющая проекта: использование технологии «Говорящая сиена», интерактивных методов взаимодейтсвия с педагога с детьми, использование информационно- компьютерных технологий. Работа с родителями: Неотъемлемой частью проекта считается работа с родителями. Они оказали большую помощь в подборе художественной литературы, наглядно- дидактических пособий, рисование масок по сказкам, подбор фонотеки по детскому устному народному творчеству( сказки, песенки, мелодии) , вязание пальчикового театра. С помощью родителей собрали небольшую фольклорную библиотеку для чтения детям, принесли в группу диски с колыбельными песнями, потешками, сказками. Чтобы держать родителей в курсе событий, были приготовлены консультации «Русский народный фольклор», «Использование фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста», папка- передвижка «Любимые потешки». 3. Заключительный этап- презентация, оформление материала проекта, итоги, выводы, результат. Работа по фольклору, которую мы проводили и проводим в своей группе, дала много хорошего. Знакомя детей с устным народным творчеством, решали познавательные задачи, а это способствовало развитию детского мышления, обогащению речи детей. Эта работа позволила приблизить детей к культуре русского народа, познакомить с обычаями, традициями, передаваемые из поколения в поколение. Потешки, сказки, игры, прибаутки, колыбельные вызывают доброжелательный смех детей, действует на ребенка сильнее, чем замечание, способствует установлению эмоционального контакта между детьми. Также у родителей был замечен интерес к использованию малых форм фольклора в развитие детей дома. С удовольствием разучивают с детьми и читают потешки и сказки. Результат проекта: получение детьми младшей группы новых знаний о народном фольклоре; развиитие чувства прекрасного, воспитание доброты к окружающим людям. ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Проект «Мы играем в народные игры » Цель:      Развивать эстетические чувства, уважение к культуре других народов путем приобщения младших дошкольников фольклору разных народов. Задачи:   Познакомить детей с устным и песенным народным творчеством; русскими, узбекскими и башкирскими народными играми. Развивать речевой слух ребенка: умение слушать, различать звуки, близкие по звучанию, ритмичность и плавность речи, ее интонацию и выразительность, улавливать повышение и понижение голоса. Побуждать детей активно включаться в игровые действия, употребляя разные по форме и содержанию обращения.   Тип проекта:   познавательно- игровой. Продолжительност ь:  краткосрочный( 2 недели) . Участники проекта:  воспитатели группы, родители и дети первой младшей группы. Предполагаемый результат: Развитие духовно- богатой личности ребенка, как активного участника проекта. Создание благоприятных условий для саморазвития ребенка Ин н овационная составляющая проекта: использование мультимедийных презентаций, буктрейлинга, элементов исследовательской деятельности.                                Этапы реализации проекта №№ п/ п Содержание Цель: 1. 2. 3. 4. 5. 1. 2. 3. 4. 5. 6.     I Этап-  Подготовительный Изучение методической литературы, создание банка информации по данной теме. Подобрать фольклорный материал, согласно возрасту детей. Подобрать иллюстрированный материал к фольклорным произведениям. Организовать совместно с родителями и детьми разучивание потешек «Ласточка», «Сорока- белобока», «Совушка- сова». Привлечь родителей в изготовлении национальных костюмов( русских, башкирцев, узбеков, татар) , оформление семейных альбомов с традициями семьи. Консультация для родителей «Мудрость в воспитании детей». Основной этап Чтение художественной литературы «У Аленки в гостях»; «Дождик, дождик, пуще»; «Три веселых братца»; Сказка «Волк и семеро козлят»; Сказка «Три медведя»; Сказка «Маша и медведь». Игровая деятельность Реч. игра «Заборчик»; Д/ игра «Подражание голосам животных и птиц»; Д/ игра «Боль- шие и маленькие зайчики», Д/ игра «Кто как кричит», Д/ игра «Лес шумит», Пальч. / игра «Печем пироги». Игровая ситуация «Убаюкиваем куклу»; сюжетно- ролевая игра «Мы шоферы». Музыкальное развитие Музыкальная игра «Звери музыканты»; Музыкально- ритмическое движение «Пля- ска с платочками». Физическое развитие П/ игра «Зайка серенький сидит»; «Вышла курочка гулять». Народная игра узбекиста- на «Ворота  ( Копкон) », башкирии «Липкие пеньки». Хороводная игра «Ходит Ваня», «По ровненькой дорожке, шагают наши но- жки». Театрализованная деятельность Кукольный театр РНС «Теремок»; Театрализованная игра «Солнышко встает»; Развлечение «Прогулка в лесу»; Этюд «Лисичка подслушивает». Конструирование «Постройка домика для козлят». Получение информации по данной теме. Изучить с детьми фольклорный материал. - «- Вовлечение родителей в совместную педагогическую деятельность. - «- - «- Познакомить детей с произведениями русского народного творчества. Совместное вовлечение педагога и детей в разных видах деятельности. Заключительный этап Открытое городское мероприятие «Прогулка по весеннему лесу».   Поделиться опытом работы с коллегами из разных детских садов города. Рез у льтат проекта: получение дошкольниками младшей группы представлений о народной культуре других национальностей; расширение кругозора; практическое приобщенние к активному участию в народных играх; развитие новых умений и навыков в художественном творчестве. ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Проект « Игрушки» Акутальность проекта. В раннем возрасте основой становления личности ребёнка является предметно- игровая деятельность. Миновав её, невозможно рассчитывать на полноценное взросление человека. Игра – один из тех видов деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям, способам и средствам общения. Цели проекта: 1. Создание условий для формирования у детей целостной картины мира через познавательно- исследовательскую деятельность 2. Теоретически и экспериментально обосновать педагогические условия, обеспечивающие в своей совокупности успешность развития эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста в процессе формирования познавательной активности к игрушкам. 3. Накапливать и обогащать эмоциональный опыт, развивать речь, обогащать словарь. 4. Развивать наглядно- действенное мышление, стимулировать поиск новых способов решения практических задач при помощи различных предметов( игрушек, предметов быта) 5. Прививать детям культурно- гигиенические навыки. В основу проекта положена следующая гипотеза: я полагаю, что развитие эмоциональной отзывчивости у детей младшего возраста в процессе формирования познавательно- исследовательской активности к игрушкам будет успешным, если: - создать условия психологической защищённости, эмоционально – положительной атмосферы во время совместной игровой деятельности педагога с детьми. - предметно- развивающая среда соответствует возрастным и индивидуальным особенностям детей; - развивать эмоциональную отзывчивость в контексте познавательной и исследовательской активности к игрушкам; - использовать методы педагогической интеграции. - положить начало формирования заботливого, доброжелательного отношения к игрушкам. В соответствии с поставленной целью и гипотезой нами определены следующие з адачи проекта: Для детей: 1. Раскрыть сущность и особенности предметно- отобразительной игры детей младшего возраста”. - учить внимательно рассматривать игрушки, обогащать словарный запас, развивать навыки фразовой и связной речи, побуждать к высказываниям; 2. Развивать восприятие детей, способствовать связи восприятия со словом и дальнейшим действием; учить детей использовать слова- названия для более глубокого восприятия различных качеств предмета; 3. Совершенствовать уровень накопленных практических навыков: побуждать детей к использованию различных способов для достижения цели, стимулировать к дальнейшим побуждающим действиям и «открытиям». 4. Воспитывать желание беречь игрушку и заботиться о ней. 5. прививать культурно гигиенические навыки. Для педагога: 1. Поддерживать стремление ребенка активно вступать в общение, высказываться; 2. Развивать эмоциональный отклик на любимое литературное произведение посредством сюжетно – отобразительной игры; стимулировать ребенка повторять за воспитателем слова и фразы из знакомых стихотворений, сказок. Предполагаемый результат: - усвоение существительного с обобщающим понятием значением «игрушки»; понимание игровых зон в группе; - проявление интереса к экспериментированию с различными игрушками; - овладение знаниями о свойствах, качествах и функциональном назначении игрушек; - бережное отношение к игрушкам; - возрастает речевая активность детей в различных видах деятельности; - вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ; - помощь в формировании правильного отношения родителей к развитию своего ребенка. - проявление интереса к исследованию игрушек и другим предметам. Дети: 1. Проявление интереса к экспериментированию с различными игрушками; 2. Овладевают знаниями о свойствах, качествах и функциональном назначении игрушек; 3. Проявляют доброту, заботу, бережное отношение к игрушкам; 4. Возрастает речевая активность детей в разных видах деятельности; родители: 5. Обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье; 6. повышение компетентности родителей при выборе игрушек. I. Подготовительный этап: 1. Определение педагогами темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результата. 2. Изучить психолого- педагогическую литературу на тему: “Особенности развития предметно- отобразительной игры детей младшего возраста”. 3. Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта. 4. Подбор игрушек. 5. Беседа- консультация с родителями на тему: “Как я играю дома”. “Особенности предметно- отобразительной игры детей младшего возраста”. II. Основной этап реализации проекта: ПЛАН ПРОЕКТНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ. Мероприятия сроки выполнения 1 день «Зайка» 1. Утренняя гимнастика с ростовой куклой «Зайка» 2. Подвижная игра «Зайка серенький сидит и ушами шевелит» 3. Исследование ростовой куклы. 2 день Игра с куклой- пупсом. 1. «Искупаем куклу Таню» 2. Провести исследование куклы, мыла, воды, полотенца( на консистенцию, цвет, запах) . 3. Чтение стихотворения К. Чуйковского «Мойдодыр» 3 день «Пирамидка» 1. Рассматривание пластиковой игрушки пирамидки. 2. Рисование пирамидки при помощи красок и кисти 3. Исследование красок на консистенцию, запах, цвет. 4. Эксперимент: «Смешивание красок в воде» 4 день Кукольный театр 1. Кукольный театр «Заюшкина избушка» 2. Исследование кукол( свойства резины, ткани на ощупь) 5 день «Кубики и шарики» 1. Проведение физкультуры с геометрическими фигурами шариками и кубиками. 2. Д/ И «Угадай, в какой руке» 3. Исследование кубика и шарика( чем отличаются: по весу, текстуре, форме, по цвету. ) Содержание деятельности родителей: 1. Помощь родителей при подборе игрушек. 2. Создание благоприятных условий для развития личности ребенка, учитывая опыт детей, приобретенный в детском саду. III. Заключительный этап. Выставка детских рисунков “Пирамидка” Анализируя проделанную работу можно сделать выводы: 1. Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды их деятельности( игровую, познавательную, исследовательскую, художественно- речевую) ; 2. Отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с разными видами игрушек, дети проявляли интерес и желание играть с игрушками и проводить исследования. 3. Возросла речевая активность детей, что положительно повлияло на самостоятельную игровую деятельность детей, дети включают в сюжет игры различные игрушки и пытаются осуществлять ролевой диалог; 4. Считаем, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог- родители. Родители принимали активное участие в реализации проекта. Инновационный проект оказался актуальным, так как, помогает развивать познавательную сферу ребенка младшего дошкольного возраста. Этот проект поможет нам расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной исследовательской активности. ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Проект  " Любимые сказки"       Тема проекта:  " Любимые сказки"      Руководитель проекта:  воспитатель       Участники проекта:  дети 2 младшей группы, их родители, воспитатели, музыкальный руководитель.       Вид проекта:  долгосрочный, групповой, информационно- творческий.       Сроки реализации:  сентябрь2018г. - май 2019г. Актуальность. Сказка – ложь, да в ней – намек,  добрым молодцам урок.  А. С. Пушкин.        Сказка обладает преимуществом над другими воспитательными приемами. Это своего рода нравственный кодекс народа, их героика – это хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения честного, доброго человека, умеющего постоять за свое достоинство.       Сказка играет важнейшую роль в развитии воображения – способности, без которой невозможна ни умственная, ни любая творческая деятельность ребенка в период дошкольного детства.        Сказки прививают интерес к чтению художественной литературы. В современном обществе к сказкам теряется интерес. Чтение сказок родители заменяют просмотром мультфильмов сомнительного содержания, забывая о том, что сказки – историческое, литературное наследие, имеющее воспитательное значение. Если в семье не читают, не рассказывают ребёнку сказку, у него не разовьётся интерес к чтению в будущем. А сказка пользуется  у детей огромной любовью. Она учит, вселяет в жизнь ребёнка оптимизм, веру в торжество добра и справедливости. За фантастикой и вымыслом скрываются реальные человеческие отношения. Отсюда и идет огромное воспитательное значение сказки.        На сегодняшнем этапе жизни современного общества данная тема является актуальной. Цель:   Проследить как ска зочные герои учат детей правилам хорошего тона и хорошим манерам, извлекать из сказок уроки добра. Задачи: Определить понятие сказки. Выявить ситуации, в которые попадали герои из- за того, что не выполняли правила поведения и хорошего тона. Проследить какими приемами пользовались составители сказок для решения проблем. Привлечь внимание друзей. Материалы и оборудование: книги со сказками, презентации по сказкам, костюмы для театрализации, изобразительные средства и материалы для оформления афиш и декораций, несколько видов кукольного театра( пальчиковый, би- ба- бо, теневой, на прищепках, деревянный, настольный) Гипотеза:  Из сказок можно извлекать жизненные уроки и правила этикета. Методы исследования: изучение теоретической литературы; сравнение; обобщение; анализ; чтение сказок. Содержание: Что такое сказка? Где живут сказки? Чему учат сказки? Выводы Заключение Список литературы 1. Что такое сказка? Сказка- это волшебный мир, в который мы часто окунаемся. Мы испытываем чувство грусти, радости. . . Сказка- это чудо! Сказка- это выдуманный сюжет, обязательно со счастливым концом! Сказка- это мостик в детство для каждого взрослого! Сказка- наша верная спутница в жизни. Сказки возникли очень давно( более1000 лет назад) . Сказки – это энциклопедия прошлого, настоящего, и даже будущего. 2. Где живет сказка? В книгах( различные печатные издания) В театре В скульптурах В картинах( живопись) В фильмах, мультфильмах В  фантазиях человека. 3. Чему учат сказки? Послушанию Доброте   Взаимопомощи Умению  дружить Подготовительный этап Определение темы проекта.        Намечается план движения к поставленной цели, который обсуждается и с детьми, и с родителями. Задачами детей на этом этапе реализации проекта являются: вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей и дополнение задач детьми. Формулируется проблема о моральной стороне сказок и привитии любви к сказкам и театральной деятельности. После чего дети вовлекаются в решение проблемы «Чему нас учат сказки? » через игровую ситуацию и дидактические игры, способствуя возникновению мотивации к творческой деятельности.   Сбор информации, литературы, дополнительного материала. Использование компьютерных технологий, подбор научной литературы журналов, газет, иллюстративного материала, художественной литературы, пословиц, поговорок. Изучение опыта работы педагогов по данной теме.     Обработка информационного материала.       Подготовка и пополнение предметно- развивающей среды. Основной этап      Решаются поставленные задачи всех мероприятий проекта.      Проведение занятий, игр, наблюдений, бесед с детьми( как групповых, так и индивидуальных) . Совместная деятельность воспитателей, детей, их родителей. Оформление выставок поделок и рисунков «В гостях у сказки», создание мини музея «Сказки моего детства». Подготовка консультаций для родителей по данной тематике. Проведение тематического родительского собрания «Семейное чтение как средство духовно- нравственного становления личности ребёнка»     По необходимости со стороны взрослых исполнителей проекта оказывается ребятам практическую помощь, а также направляется и контролируется осуществление данного проекта. У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков. Заключительный этап        Готовится и проводится презентация по деятельности данного проекта. Дети, их родители активно помогают в подготовке презентации, после чего они представляют зрителям продукт собственной деятельности. Защита проекта: участие в конкурсе" Мир сказок" - сказка" Репка" . Подведение итогов. Награждение грамотами. ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Мониторинг достижения планируемых результатов работы над инновационным проектом        В процессе мониторинга исследуется уровень качества усвоения детьми поставленных задач   путем наблюдений за ребенком в процессе театрализованной деятельности, слушании сказок,  и изобразительной деятельности.       Периодичность мониторинга – начало и окончание проекта.      Это обеспечивает возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводит к переутомлению воспитанников и не нарушает ход образовательного процесса.       Содержание мониторинга по проектной деятельности тесно связано с образовательной программой обучения и воспитания детей. Критерии оценки уровня развития детей. - заинтересованно слушает сказку, высказывает своё отношение к героям сказки; - активно пользуется средствами выразительности и образности речи, употребляет пословицы, присказки. - умеет разыгрывать сценки по знакомым сказкам, с использованием кукол знакомых видов театров, элементов костюмов, декораций; - чувствует и понимает эмоциональное состояние героев, вступает в ролевое взаимодействие с другими персонажами; - выступает перед сверстниками, детьми младших групп, родителями. - умеет отобразить на бумаге, в лепке и других изобразительных средствах героя сказки, или воображаемого героя. Примерная диагностическая карта ДОУ_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Воспитатель_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Дата проведения диагностики_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ № Ф. И. ребёнка заинтересованно занимается театрально- игровой деятельностью понимает образный строй спектакля следит за развитием действия в драматизациях и кукольных спектаклях разыгрывает несложные представления по знакомым литературным сюжетам, используя выразительные средства( интонацию, мимику, жест) ; Средний балл Оценка уровня развития: 1. балл-  большинство компонентов недостаточно развиты; 2. балла – отдельные компоненты не развиты; 3 балла – соответствует возрасту; 4 балла- высокий

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 68 «Ромашка» Старооскольского городского округа Содержание предметно- пространственной среды в группе №8 « Смешарики » Воспитатель: Червякова М. П. Старый Оскол 202 3 1 слайд Содержание предметно- пространственной среды в группе №8 « Смешарики » Предметно- развивающая среда спроектирована в соответствии с ФГОС ДО и с учетом образовательной программы, реализуемой в ДОУ. При построении развивающей предметно- пространственной среды мы учитывали следующие принципы: насыщенности, трансформируемости; вариативности; полифункциональности; безопасности; принцип открытости и доступности. В группе созданы условия реализации образовательных областей: социально- коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно- эстетическое развитие; физическое развитие. 2 слайд. Социально- коммуникативное развитие Центр сюжетно- ролевых игр Создание такой игровой зоны помогает воспитывать умение общаться со сверстниками, играть в коллективе, формирует умение договариваться, распределять роли, обогащает словарный запас детей, развивает коммуникативные и нравственные способности, учит играть группами, развивает речь. 3 слайд Все атрибуты для сюжетно – ролевых игр находятся в свободном для детей доступе 4 слайд В группе есть уголок уединения. Здесь дети могут отдохнуть и уединиться. 5 слайд Познавательное развитие Центр строительства и конструирования из деталей Содержит конструктор различного вида, крупный и мелкий конструктор, мягкий конструктор; мобилен: можно перемещать в любое место группы. Центр дополнен мелкими игрушками для обыгрывания 6 слайд Центр ПДД В уголке представлены: наглядные материалы: карточки правила дорожного движения, карточки дорожные знаки, советы светофора; настольно- печатные игры: викторина, пазлы; макет перекрестка, дорожные знаки, игрушечные виды транспорта, рули, фигуры людей. 7 слайд Финансовая грамотность В группе создана предметно- пространственная среда для усвоения детьми экономических понятий. В центре имеется банкомат, калькулятор, деньги, пластиковые карты, картотека дидактических игр, художественная литература по теме( Муха цокотуха, Пузырь, соломинка и лапоть, Кот в сапогах, золотой ключик) 8 слайд Центр опытно- экспериментальной деятельности В нём находится материал для осуществления опытной деятельности: лупы, мерные стаканчики, воронки, термометр, трубочки, природный материал, крупы, виды тканей. 9 слайд Уголок природы Уголок природы расположен рядом с уголком экспериментирования. В уголке природы размещены  цветы и инструменты по уходу за растениями: палочки для рыхления, пульверизатор, лейки. У детей 4- 5 лет необходимо формировать умение сравнивать предметы по форме, величине, текстуре поверхности, устанавливать сходство и различие, обобщать по тем или иным признакам. Поэтому в средней группе уголок природы пополняется растениями, имеющими разную форму и величину листьев( узорчатые опушенные листья, с зазубринами по краям) ; различную степень полива. 10 слайд Центр настольно- печатных игр Разновидность основной деятельности дошкольников, направленной на аналитический подход в решении игровой ситуации, представленной в форме наглядного пособия, называется настольно- печатной или дидактической игрой. В этом уголке у нас представлены игры: мозаика, пазлы, лото, домино, и др. 11 слайд Центр моторики Центр оснащён, шнуровкой, пирамидками, лабиринтами, деревянный пазл «геометрические фигуры», цилиндры, развивающая игра по Воскобовичу « Геоконт », еще имеется бизиборд. 1 2 слайд Речевое развитие Литературный центр( книжный уголок) Содержание литературного центра( книжного уголка) соответствует возрастным особенностям детей данного возраста, реализуемой в дошкольном учреждении образовательной программе. В нем находятся книги с художественными произведениями детских писателей, сказки, детские периодические издания, энциклопедии и др. 1 3 слайд Художественно- эстетическое развитие Центр изобразительного искусства Цель создания центра: формирование интереса к изобразительной деятельности, развитие воображения, фантазии, мелкой моторики рук, воспитание аккуратности, самостоятельности, усидчивости. Уголок выполняет образовательную функцию, приобщает детей к изобразительному искусству, к декоративно- прикладному искусству. Оборудование и материалы: карандаши, пластилин, бумага, доски для лепки, раскраски, линейки, фломастеры, трафареты. 1 4 слайд Центр театрализованных( драматических игр) В центре театрализованных( драматических игр) имеются различные виды театра( перчаточный пальчиковый, деревянный, атрибуты для ряженья – элементы костюмов( шляпы, юбки, сумки, и прочее) . Имеются костюмы, маски для разыгрывания сказок и игр. 1 5 слайд Музыкальный центр Центр музыки- это место, где дети познают музыку и ее красоту. Благодаря этому процессу ребенку прививается желание любить и познавать прекрасное. Центр поможет развить воображение, активизировать эмоциональную сферу, мышление, речь. Здесь имеются разнообразные детские музыкальные инструменты, иллюстрации с портретами композиторов. 1 6 слайд Физическое развитие Центр двигательной активности Основное назначение центра двигательной активности – формирование ценностного отношения у детей к своему здоровью и совершенствование двигательных навыков и умений. Оборудование и материалы: мячи, обручи, кегли, мешочки с крупами, « кольцеброс », флажки, штанги, бадминтон, атрибуты для проведения подвижных игр. 1 7 слайд Центр профессий Профессия – это труд, которому человек посвящает свою жизнь. Ознакомление детей дошкольного возраста с профессиями взрослых – одна из важных задач социализации ребенка. В этом уголке у нас имеется: картинки специальных машин, обучающие картинки професии, домино « Професии », Дидактическая игра, энциклопедия «Такие разные профессии», методическое пособие «Беседы по профессиям» Таким образом, развивающая предметно- пространственная среда, созданная в средней группе, обеспечивает: - максимальную реализацию образовательного потенциала; наиболее эффективное развитие индивидуальности каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности; возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых; - возможность двигательной активности детей; - возможность для уединения. 1 8 слайд

Оставить комментарий: