Игровая среда - как необходимое условие развития социального интеллекта детей
Документы для скачивания
(слайд 1)
Игровая среда – как необходимое условие развития социального интеллекта детей.
Эффективность влияния предметно-игровой среды на личность ребёнка в ДОУ в значительной степени зависит от способности педагогов целесообразно ее организовать.
Среда является основным средством развития личности ребёнка, источником его знаний и социального опыта. При неправильной организации, среда может формировать у детей искаженные представления об окружающем мире, о нравственности, подрывая гуманное начало формирующейся личности. Многие теоретики считают, что игра для ребёнка — это его работа.
(слайд 2)
Игра является формой активного, творческого отражения ребёнком окружающей жизни людей, поэтому она не сводится к простому копированию действительности. Обогащая игровую среду детей, воспитатель помогает естественному развитию их способностей.
(слайд 3)
Для детей раннего возраста (от рождения до 3-х лет) нужны игрушки, которые позволяли бы по возможности точно отображать близкие им жизненные ситуации, прежде всего в отношениях между людьми. Все игрушки, которые ребёнок пользуется в сюжетно-образной игре обязательно должны быть похожи на настоящие предметы и соотноситься одна с другой по величине в соответствии со своими жизненными прототипами (заяц меньше жирафа).
(слайд 4)
Для детей 4-5 лет особенное значение приобретают те игрушки, которые принято именовать атрибутами: шапочки, бусы, фартуки, халаты и другое.
В этот период для формирования активной познавательной позиции в отношении к окружающей действительности и развития сюжетной игры детей необходимы игрушки и предметы, отражающие специфику той или иной деятельности человека.
(слайд 5)
Для ребёнка старшего возраста главное состоит уже не в выполнении ролевых действий с помощью игрушек и предметов, а в общении с теми, кто взял на себя другие роли, связанные и с его ролью, со смыслом сюжета игры. В этот период очень важно создать условия для проявления ребёнком активности, инициативности и самостоятельности по отношению к предметному миру.
Чем больше новых заданий, которые могут быть придуманы на основе использования элементов предметной среды и большее число ступеней сложности этих заданий, тем выше их развивающий потенциал. Таким потенциалом обладают не только специально разработанные пособия и игры.
(слайд 6)
Не менее высоким является потенциал универсальных конструкторов, ширм, обычных природных материалов, песка и воды.
(слайд 7)
Дети многому учатся друг у друга. Игра создает благоприятные возможности для развития у ребенка самоутверждения и самооценки. Именно в игре ребенку предоставляется возможность пережить «ситуацию успеха», получить признание сверстников.
Игровая среда является необходимым условием развития социального интеллекта детей, а сюжетно-ролевая игра обладает большим потенциалом развития межличностного общения.
(слайд 8)
В игре осуществляется социализация дошкольника. Игра — деятельность, которая несет в себе радость. Радостное самоощущение детей во время игры — важнейшее условие становления детской общности.
(слайд 9)
В игре ребенок начинает осознавать себя как члена определенного коллектива, впервые появляется чувство единения, формируется понятие «мы». Дети начинают оценивать друг друга, появляется общественное мнение. Соответственно, благодаря игре детская группа развивается как коллектив. В игре активно формируется способность внимательно относиться к точке зрения другого, смотреть на мир с его позиции. Тем самым стимулируется преодоление детского эгоцентризма, переход на новую ступень интеллектуального развития. Так, например, в сюжетно-ролевой игре ребенку необходимо становиться на позицию партнера, учитывать ее в своих действиях. В режиссерской игре ребенок решает еще более сложную задачу. Он сам организует игровую ситуацию, регулирует отношения персонажей, мотивирует их поступки. При этом ребенок оказывается «над ситуацией», становится ее хозяином. Это качество значимо для дальнейшего обучения в школе.
(слайд 10)
Помимо социализации, игра предоставляет возможности для индивидуализации образовательного процесса. Селестен Френе (французский педагог) считал, что благодаря игровой среде, ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Содержанием индивидуализации является обретение ребенком социальной неповторимости и индивидуального стиля деятельности, что отражается в способности человека пользоваться многообразием созданного им мира вещей для саморазвития и утверждения самобытности. Социализация в дошкольном детстве преимущественно связана с идентификацией – включением в группу сверстников, ориентаций в групповых отношениях и формированием внутренней позиции в системе отношений с другими взрослыми и сверстниками. В игровой среде ребенок учится отделять себя от других, осознавать индивидуальность и соотносить себя с другими через отождествление, идентификацию, сопереживание. Играя, он не только моделирует социальные отношения, но и через эмоциональное переживание, отношение к сюжету осваивает их, а растущая благодаря эмоциональной включенности уверенность в себе, развивает способность действовать в разных коммуникативных ситуациях.
(слайд 11)
Игровая среда в детском саду организована таким образом, что каждый ребенок имеет возможность реализовать собственные потребности и интересы, свободно заниматься любимым делом.
(слайд 12)
Размещение оборудования по центрам развития позволяет детям объединиться подгруппами по интересам.
(слайд 13)
При организации центров учитываются интересы мальчиков и девочек. Используются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, модели, предметы для познавательно-исследовательской деятельности. Имеются разнообразные «подручные» материалы, которые творчески используются для решения различных игровых задач. Предметно-развивающая среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию, постоянно пополняется и обновляется. Насыщенная игровая среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка, является основным средством формирования личности ребенка, источником его знаний и социального опыта.
(слайд 14)
Подготовила: Кретова Е.В.,
воспитатель МБДОУ Аннинский д/с ОРВ «Росток»
- Развитие музыкально-ритмических способностей детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, с нарушенным темпом и ритмом речи в воспитании правильного произношения
- Рекомендации для родителей "Как преодолеть капризы детей"
- Консультация для родителей "Роль семьи в формировании здорового образа жизни"
- Рабочая программа образования для детей 4-5 лет
- Для вас, родители!