a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Картотека дидактических игр по формированию основ финансовой грамотности для старших дошкольников

Автор: Раменская Анна Сергеевна Опубликовано: 2023-01-13 19:12:29

Картотека дидактических игр по формированию основ финансовой грамотности для старших дошкольников Цель: знакомство воспитанников старших и по дготовительных групп с основами финансовой грамотности на доступном уровне с помощью игры Методические рекомендации. В качестве средства формирования основ экономической культуры использованы дидактические игры. Предлагаемые дидактические игры по формированию основ финансовой грамотност и разработаны для детей старшей группы( 5 – 6 лет) и детей подготовительной к школе г руппы( 6 – 7 лет) . В игры можно играть как с одним ребенком, так и с несколькими детьми. Главной особенностью дидактических игр является то, чт о задания предлагаются детям в игровой форме. Они играют, не подозревая, чт о осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения. Все дидактические игры включают в себя п ознавательное и воспитательное содержание, что позволяет интегративно решать задачи по формированию у старших дошкольников основ экономических знаний. В дидакт ических играх уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки. Дошкольники, совершая больш ое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с р азными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний. В дидактических играх моделируются реальны е жизненные ситуации: операции купли- продажи, производства и сбыта готовой пр одукции и др. Соединение учебно игровой и реальной деятел ьности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложны х экономических знаний. Знания усваиваются дошкольниками в игре при условии усложнения содержания интеллектуальных задач( заданий) . Усложнение носит качественный характер и требует создания проблемно- игровых, пр облемно- практических, проблемно- познавательных ситуаций, позволяющих обнар ужить глубину понимания детьми тех или иных экономических понятий. Постеп енное усложнение игровых задач поддерживает детскую деятельность в «зоне ближайшего разв ития». Овладение экономическими знаниями в привлекательной для ребенка игровой роли позитивно сказывается и на качестве их усвоения. В процессе дидактической игры устанавливается адекватная возрасту ситуация обще ния. Речевое общение протекает в форме диалога. Педагог формулирует четкие, эко номически грамотные вопросы, а дети учатся ясно высказывать свои п редположения. Развивается речь объяснительная и речь- доказательство. Процесс об щения детей друг с другом и со взрослым в совместной игровой деятельности сопровождается положительными эмоциями, что стимулирует их познавательную акт ивность, способствует развитию мышления. Соединение учебно- игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний. Материал: Для проведения игр необходимо подготовить карточки( картинки) «Товары», «Деньги», «Список покупок», «Корзинка покупок». 1. Карточки «Товары». Карточки «Товары» предлагаю составить из 5 категорий: - продукты( как полезные, так и вредные, на усмотрение педагога, знакомые детям; - овощи, фрукты, ягоды; - игрушки; - одежда, обувь; - непродовольственные товары( например: мыло, зубная паста, расческа, карандаши, альбом и прочее) . На каждой карточке товаров с обратной стороны должна быть указана стоимость: для детей старшей группы от 1 до 10( цифрой и точками, для детей подготовительной к школе группы от 1 до 20( цифрами) . 2. Карточки «Деньги». Карточки «Деньги» предлагаю сделать двух видов: монеты и банкноты: с лицевой стороны цифрами, с обратной стороны точками, допускается использование счетных палочек Кьюизенера. 3. Карточки «Список покупок». Это карточки с готовыми списками покупок, которые могут состоять из товаров, как разных категорий, так и одной категории( например, продукты) . Карточки – игровые поля «Корзинки покупок». На эти игровые поля, в зависимости от условий игры, выкладываются карточки «Товары». Дидактические игры по формированию основ финансовой грамотности для детей 5 – 6 лет. 1. «Что продается в магазине? ». Цель – формирование у детей представления о товаре. Задачи: 1) Познакомить детей с понятием «товар». 2) Сформировать представление о том, что каждый товар имеет свою стоимость. Ход игры: раздать детям карточки «деньги». Разложить перед детьми карточки «товар». Спросить, чтобы они хотели купить, и есть ли у них возможность это сделать( хватит ли у них «денег» на покупку товара) . 2. «Давай положим в корзинку». Цель – закрепление у детей представления о товаре. Задачи: 1. Продолжать формировать у детей представление о товаре. 2. Учить выбирать товары по необходимости. 3. Формировать умение соотносить количество имеющихся «денег» со стоимостью «товара». Ход игры: раздать детям карточки «деньги». Разложить перед детьми карточки «товар». Каждому играющему дать задание, купить в магазине…- продукты для завтрака, - подарок на день рождения другу, - продукты для супа и т. п. 3. «Какой товар лишний? ». Цель – закрепление у детей понятия «товар». Задачи: 1. Продолжать формировать у детей представление о товаре. 2. Учить выбирать товары по необходимости. 3. Формировать умение соотносить количество имеющихся «денег» со стоимостью «товара». Ход игры: раздать детям карточки «деньги». Разложить перед детьми карточки «товар». Каждый играющий выбирает то, что хотел бы купить. Предложить каждому ребенку выбрать тот товар, б ез которого он может обойтись. Почему? 4. «Что забыли положить в корзинку? ». Цель – формирование представления у детей о «категории товара». Задачи: 1. Познакомить детей с понятием «категория товара». 2. Формировать умение добавлять в корзинку товары из заданной категории. Ход игры: у каждого ребенка игровое поле «Корзинка покупок» с одним или несколькими товарами определенной категории. Предложить детям «купить» еще товар из данной категории. На первом этапе предл агаем «корзинку покупок» с 3- 4 товарами. Когда у детей сформируется пре дставление о категории товара, предлагаем «корзинку покупок» с одним товаром. 5. «Все по полочкам». Цель – закрепление понятия «категория товара». Задачи: 1. Закрепить понятие «категория товара». 2. Формировать умение выкладывать товар на нужные полки( «отделы» магазина) . Ход игры: предложить ребенку роль «продавца» и разложить товар по категории. Сначала предлагать карточки с 2- 3 категориями товара. Усложнение: ребенок самостоятельно опреде ляет, какие «отделы» будут в ма газине, и отбирает нужные карточки. 6. «Путаница». Цель – закрепление понятия «категория товара». Задачи: 1. Закрепить понятие «категория товара». 2. Формировать умение определять «категорию товара». Ход игры: пришли в магазин, где все «отделы» перепутались. Детям предлагается исправить ошибки и разложить товары по категориям. 7. «Что угодно для души». Цель- формирование у детей понятия «потребность» и «полезность» товара. Задачи: Помочь детям понять, что такое «потребность» и «полезность» товара. Ход игры: предложить детям из имеющихся картинок положить в корзинку товары, которые захотят купить в магазине: - сам ребенок, когда он голоден; - семья, которая ждет гостей; - мама, выбирающая подарок для дочки; - папа, желающий купить спортивную одежду для ребенка и т. п. 8. «Что сколько стоит». Цель – познакомить с понятием «цена». Задачи: Дать представление о том, что каждая вещь имеет свою стоимость( ил и цену) . Цена зависит от качества товара, производителя, сезона продажи( зимой овощи и фрукты дороже) . Ход игры: отобрать карточки с товарами, стоим остью до 10 рублей. Покупатель выясняет, сколько стоит товар, а продавец определяет цену каждого товара( л ибо по числам, либо по точкам, если не знает цифр) . Вариант: выложить на полки товар с одинаковой стоимостью. 9. «Давай поменяемся». Цель – познакомить детей с понятием «обмен». Задачи: 1. Закрепить представление о цене товара. 2. Дать представление о том, что товары одной ценовой категории могут иметь разную полезность. 3. Дать представление о том, что стоимость одного товара может быть такой же, как стоимость нескольких других товаров вместе. Ход игры: раздать детям корзинки и предложит ь наполнить их товарами разной стоимости( от 1 до 10 руб. ) . Далее предлага ем поменять ненужный товар( или несколько товаров) на другой( или несколько других, но с условием, что стоимость обмена будет одинакова. 10. «Деньги» Цель – познакомить с понятием «деньги». Задачи: 1. Дать представление о том, что деньги мы используем, чтобы обменять на товар. 2. Продолжать учить выбирать товар, согл асно возможностям( на имеющуюся сумму денег) . 3. Закреплять понятие «потребность» и «полезность». Ход игры: Ребенок- продавец выклады вает товары по категориям. Дети покупатели выбирают товары согласно имеющим ся деньгам. Продавец проверяет правильность покупки. Дидактические игры по формированию основ финансовой грамотности для детей 6 – 7 лет. 1. «Нужные покупки» Цель – закрепить представление детей о деньгах. Задачи: 1. Закрепить представление о том, что деньги мы используем, чтобы обменять на товар. 2. Продолжать учить выбирать товар, согл асно возможностям( на имеющуюся сумму денег) . 3. Закрепить представления детей о категориях товаров. 4. Закреплять понятие «потребность» и «полезность». Ход игры: Ребенок- продавец выклады вает товары по категориям. Дети покупатели выбирают товары согласно имеющим ся деньгам. Продавец проверяет правильность покупки. 2. «Много- мало». Цель – познакомить детей с понятием «спрос». Задачи: 1. Дать представление детям о том, что такое «спрос». 2. Закрепить представление о «потребности». 3. Продолжать формировать умение «приобретать» товары по необходимости и полезности. 4. Продолжать формировать умение выбирать товар на заданную сумму денег. Ход игры: предложить ребенку отобрать карточки товаров, которые захочет приобрести: - семья, состоящая из мамы, дочки и бабушки; - семья, состоящая из мамы, папы и сына; - семья, состоящая из папы, мамы, дочки и четырех сыновей; - семья, живущая на Крайнем Севере; - семья, живущая на юге и т. п. 3. «Дорого – дешево». Цель – познакомить с понятиями «дороже/ дешевле». Задачи: 1. Дать представление детям о том, что товары имеют разную стоимость. 2. Учить выделять характеристики товаров и выбирать то, что ему нужно. 3. Закреплять умение классифицировать това ры по стоимости( самые дешевые, самые дорогие) . 4. Закрепить умение находить товары дешевле( дороже) . Ход игры: 1. Предлагая ребенку пары карточек, определить, какой товар дешевле, какой дороже. 2. Предложить детям выбрать карточки с самыми дешевыми товарами, с самыми дорогими товарами. 3. Предложить выложить ряд товаров по возрастанию стоимости, от самого дешевого до самого дорогого. 4. «Потребность – возможность». Цель – дать представление об ограниченности ресурсов при неограниченных потребностях. Задачи: 1. Дать представление детям о понятии «ресурсы». 2. Сформировать представления детей о понятии «возможности». 3. Закреплять умение детей делать покупки на заданную сумму денег. Ход игры: перед детьми разложены товары с категории «продукты». У детей определенные суммы «денег» на руках. Задание: жд ем гостей. Что мы можем купить для угощения на имеющиеся деньги. Разложены товары с категории «игрушки». Задание: Света нас пригласила на день рождение. Какой подарок мы сможем купить на имеющиеся деньги. Задания можно придумывать по своему усмотрению и исходя из интересов детей. 5. «Запланированная покупка». Цель – сформировать у детей понятие «список покупок». Задачи: 1. Учить детей следовать запланированному «списку покупок». 2. Продолжать формировать умение приобретать товары на заданную сумму денег. Ход игры: каждому ребенку дается карточка «Список покупок» и предлагается собрать по нему товары в корзинку. Со временем, ког да дети научатся действовать в соответствии «списка покупок», для поддержан ия интереса можно ограничивать время сбора или собирать на скорость( кто быстрее) . 6. «Запланированная покупка- 2». Цель – формировать умение у детей составлять «список покупок». Задачи: 1. Учить детей составлять «Список покупок». 2. Закреплять умение детей следовать составленному «списку покупок». 3. Продолжать формировать умение приобретать товары на заданную сумму денег. Ход игры: предлагаем детям составить «список покупок» для определенного события и собрать в корзинку: - день рождения; - поездка на пикник; - приготовление завтрака( обеда, ужина) ; - отправляемся в путешествие; - ждем гостей и т. п. 7. «Что откуда берется? » Цель – дать детям представление о производстве товаров. Задачи: 1. Сформировать представление у детей о том, что такое «производство» товаров. 2. Закрепить представление о ресурсах. Ход игры: предложить ребенку карточки с изоб ражением различных продуктов и фруктов. Что можно съесть сразу, а что нужно приг отовить? Предложить карточки с изображением вещей. Из чего сделаны? Можно ли самим сделать такое? И т. д. 8. «Бюджет». Цель – познакомить с понятием «бюджет». Задачи: 1. Сформировать представление о том, что такое «бюджет». 2. Сформировать представление о том, что такое «доход». 3. Сформировать представление о том, что такое «расход». 4. Закреплять умение составлять «список покупок» и следовать ему. 5. Закреплять умение использовать для покупок заданную сумму денег. Ход игры: выдать каждому ребенку сумму, кот орую ему нужно будет потратить на определенную цель. Цели могут быть различны е – продукты для завтрака, для семейного торжества, подарки друзьям к Новому году и т. д. 9. «Сдача». Цель – формирование умения делать первичные экономические расчеты. Задачи: 1. Учить делать первичные экономические расчеты, определять общую сумму покупки. 2) Формировать умение давать сдачу. 3. Закреплять умение классифицировать товар по категориям. 4. Закреплять умение формировать «список покупок», не превышающий возможностей. Ход игры: у каждого ребенка определенная сумма «денег». Каждый ребенок составляет «список покупок» и отправляется в магазин. При покупке товаров определяет общую сумму. Ребенок- продавец дает сдачу, ребенок- покупатель проверяет ее. Усложнение: когда дети освоят первичные эк ономические расчеты, предложить вариант выдачи чека. Ребенок- продавец, обозначая символами и ли начальными буквами купленный товар и его стоимость, а п отом и общую сумму, прописывает чек. 10. «Надо» и «хочу». Цель – формирование умения у детей разделя ть реальные потребности и свои желания. Задачи: 1. Закрепить умение определять реальные потребности в приобретении определенных товаров. 2. Сформировать представление о том, что жел ание и реальная потребность не совпадают. 3. Дать детям представление о том, что на товар ы, которые хочется приобрести, но без которых мы можем обойтись, можно откладывать, «копить». Ход игры: ребенку предлагаются карточки, котор ые необходимо разделить на две категории «надо» и «хочу». Обсудите выбор ребе нка, расскажите, как товары из одной категории переходят в другую в зависимо сти от возможностей( например, любая новая одежда переходит в категорию «хочу», если старая еще по размеру и в хорошем состоянии) . 11. «Осознанный выбор». Цель – формирование умения приобретать товар согласно желанию, потребностям и возможностям. Задачи: Учить детей подходить к выбору покупок осознанно – взвешивая все «за» и «против», верно определяя товар в катего рию «надо» или «хочу», а также учитывая ограничения бюджета( возможности) . Ход игры: каждый ребенок выбирает 3 – 4 карточки товаров, которые он хотел бы купить. Затем вытаскивает наугад одну карто чку денег. На какую покупку их хватит? Усложнение 1: дать ребенку деньги, придумать свой список покупок( обязательно рассказав, почему надо купить именно эти товары) и предложить на оставшуюся сумму купить то, что ему хочется. Усложнение 2: придумать ситуацию по образцу ниже и обсудить с детьми, как правильно поступить. «У мамы есть 15 рублей. Ей нужно купить про дукты( картофель, рыбу, огурцы, помидоры, хлеб) . Ее маленькая дочка просит куп ить мишку. А еще ее дочка идет завтра на день рождения и ей нужно купить подар ок. Какой подарок им купить на оставшуюся сумму? Какой подарок они смогут к упить, если дочка откажется от покупки своей игрушки или выберет что- то другое? » 12. «Умелые руки» Цель: развитие ответственности, предприимчивости, расчетливости, самостоятельности. Задачи. Воспитывать бережное отношение к п редметам, изготовление которых требует кропотливого труда разных по специаль ности людей; учить рационально использовать вещи, бывшие в употреблении. Ход игры Детей распределяют на две команды по 5- 6 чел овек. Воспитатель называет или показывает какой- либо предмет и предлагает расс казать о его назначении. После этого детям дается задание придумать, как еще можн о использовать его в несколько измененном или в том же состоянии, однако при ус ловии, что он уже устаревший и не может быть использован по своему назначению. 13. «Кто кем работает? » Цель. Формирование представления о профессии. Воспитывать желание познавать многообразный мир профессий, уважение к человеку- труженику. Материал. Кукла- Загадка, рисунки с изображе ниями людей разных профессий и сказочных героев. Ход игры. Покажите детям картинки, на которых изображены люди разных профессий. Дети, ориентируясь по рисункам, называют профе ссии родителей, своих близких, всех тех, с кем они встречаются. Получив из кассы картинки с изображениями сказочных героев, просит отгадать их професси и. Раздайте девочкам рисунки с изображением сказочных персонажей, а мальч икам- с изображениями людей разных профессий. По сигналу колокольчика дево чки и мальчики начинают искать свою пару и по двое садятся за столы, а затем по о череди доказывают правильность своего выбора. Можно предложить детям, чтобы с помощью движений, и митаций и других образных действий они показали профе ссию своего героя. Организуйте постепенный переход к сюжетно – ролевым игр на эту тему. Можно провести и беседы о том, как относится к своему труду герой, кто производит товары, а кто предоставляет услуги( если дети знакомы с этими понятиями) . 14. «Что важнее? » Цель: дать представление об ограниченности ресурсов при неограниченных потребностях. Задачи: закреплять умение ориентироваться в понятиях «предметы роскоши» и «жизненно необходимые предметы»; учить дифференцировать предметы по степени их значимости, делая логические выводы. Ход игры В игре могут принимать участие 2- 3 детей. Каждому из них дается карточка с изображением предметов, которые используютс я людьми в различных жизненных ситуациях. Задание 1. Закрыть фишками предметы, которые не являются жизненно необходимыми для человека и которые можно назвать предметами роскоши. Задание 2. Объяснить назначение предметов, изображенных на рисунках, что остались. Обосновать их необходимость для человека. Задание3. Закрыть фишками изображения вещей, наиболее важных для жизнедеятельности человека, предметов, без которых трудно обойтись. Предложить обосновать свое отношение к предметам роскоши, изображения которых остались закрытыми. С целью усложнени я задачи возможно использование второго варианта игры: ребенку дается более сло жное задание — закрыть фишками изображения тех предметов, которые могут иметь д войную функцию, то есть в одно и то же время быть и предметами роскоши, и жизненно важными для отдельных людей. Например, машина для инвалида, фортепиа но для пианиста, украшения для артиста и тому подобное. 15. Экономическая игра для детей «Магазин» Цель: ознакомление с принципами финансового планирования и разумных покупок. Задачи: расширять представление детей о том, что такое магазин; дать новое понятие «товар»; продовольственные и промыш ленные товары, цена; объяснить происхождение стоимости товара и о сновы финансовой безопасности; разновидности магазинов; закрепить знания детей о том, для чего нужны деньги; воспитывать культуру взаимоотношений между продавцом и покупателем. Ход игры В. Ребята, мы очень много с вами знаем об истори и возникновения денег: как они появились, что использовали раньше вместо денег, какие сейчас существуют деньги в разных странах. Воспитатель повторяет и закрепляет с детьми уже знакомый материал на тему: «Деньги и история их возникновения». В. А что же такое магазин? ( Ответы детей. ) Правильно, это то место, где люди совершают покупки. Что можно купить в магазине? ( Ответы детей. ) Кто знает, как можно одним словом назвать все то, что продаетс я в магазине? ( Товар. ) Значит, товар — это все то, что продается в магазине. Отгадайте загадку: Угадай, как то зовется, Что за деньги продается. Это не чудесный дар, А просто- напросто…( Товар. ) Назовите продовольственные товары, т. е. товары, которые можно купить в магазине и употреблять в пищу. ( Хлеб, молоко, яйца, конфеты и т. д. ) А теперь попробуйте назвать промышленные товары( одежда, обувь, головные уборы и т. д. ) . ( Ответы детей. ) Значит, товары у нас бывают какие? ( Продовольственные и промышленные. ) Подумайте, ребята, что нужно иметь покупателю и что нужно знать для того, чтобы купить товар. ( Иметь деньги, знать цену. ) А что же такое цена? ( Это то, сколько стоит товар. ) Всегда ли цена на товар оди наковая? ( Нет. ) Значит, товары бывают дешевые и дорогие. Скажите, выгодно ли покупателю покупать дешевый товар? А выгодно ли продавцу продавать дешевый товар? Значит, цена влияет на то, сколько можно купи ть товара. ( Дешевой продукции — много, дорогой — мало. ) Какой товар покупали бы вы — дешевый или дорогой? Почему? Ребята, с одной стороны, это правильно, когда вы экономите деньги, покупая дешевый товар, и у вас еще остаются деньги на другую покупку. Это хорошо. Но может ведь быть и такая ситуация. Наприм ер, в магазине продается обувь. - одна пара обуви стоит дешево, но качество у него не очень хорошее, т. е. она не так удобна. Нет гарантии, что она будет служить до лго. К тому же, в продаже есть эта обувь только больших размеров. - Вторая пара обуви стоит дороже, но она очень удобна и практична. Эта пара обуви произведена известной фирмой, из качес твенных материалов ее качество гарантировано. Какую бы обувь вы купили — ту, что дешевле, н о низкого качества или ту, что дороже, но более качественную? ( Ответы детей. ) Необходимо обратить внимание детей на то, что дешевый товар покупать хорошо, но важно обращать внимание и на качество продукци и. Иногда, как видите, есть смысл купить дорогую, но более качественную вещь. В. Мы уже с вами выяснили, что есть продовольственные товары, а есть промышленные товары. А какие у нас бываю т магазины? ( Овощной, хлебный, колбасный, рыбный — магазины продово льственных товаров; мебельный, обувной, «Одежда» и т. д. — магазины промышленных товаров. ) Как же называются люди, которые работают в магазине и продают товары? ( Продавцы. ) А те, кто покупают эти товары? ( Покупатели. ) В чем заключается работа продавца в магазине? Например, в продовольственном магазине? А в магазине, где продают ленты, пуговицы, ткани? А в обувном магазине? ( Ответы детей. ) Хотели бы вы стать продавцом в магазине? ( Ответы детей. ) Воспитатель предлагает детям поиграть в сюжетно- ролевую игру «Магазин». Обращает внимание на культуру взаимоотношений между продавцом и покупателем. Литература: 1. Поварницина Г. П. , Киселева Ю. А. Финансовая грамотность дошкольника. Программа кружка. Ресурсный и диагностический материал. Занятия и игры( 3756, ( Учитель, ИПГринин, 2019. 2. Смолнцева А. А. «Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику» Учебно- методическое пособие

Картотека дидактических игр по формированию основ финансовой грамотности для старших дошкольников Цель: знакомство воспитанников старших и по дготовительных групп с основами финансовой грамотности на доступном уровне с помощью игры Методические рекомендации. В качестве средства формирования основ экономической культуры использованы дидактические игры. Предлагаемые дидактические игры по формированию основ финансовой грамотност и разработаны для детей старшей группы( 5 – 6 лет) и детей подготовительной к школе г руппы( 6 – 7 лет) . В игры можно играть как с одним ребенком, так и с несколькими детьми. Главной особенностью дидактических игр является то, чт о задания предлагаются детям в игровой форме. Они играют, не подозревая, чт о осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения. Все дидактические игры включают в себя п ознавательное и воспитательное содержание, что позволяет интегративно решать задачи по формированию у старших дошкольников основ экономических знаний. В дидакт ических играх уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки. Дошкольники, совершая больш ое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с р азными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний. В дидактических играх моделируются реальны е жизненные ситуации: операции купли- продажи, производства и сбыта готовой пр одукции и др. Соединение учебно игровой и реальной деятел ьности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложны х экономических знаний. Знания усваиваются дошкольниками в игре при условии усложнения содержания интеллектуальных задач( заданий) . Усложнение носит качественный характер и требует создания проблемно- игровых, пр облемно- практических, проблемно- познавательных ситуаций, позволяющих обнар ужить глубину понимания детьми тех или иных экономических понятий. Постеп енное усложнение игровых задач поддерживает детскую деятельность в «зоне ближайшего разв ития». Овладение экономическими знаниями в привлекательной для ребенка игровой роли позитивно сказывается и на качестве их усвоения. В процессе дидактической игры устанавливается адекватная возрасту ситуация обще ния. Речевое общение протекает в форме диалога. Педагог формулирует четкие, эко номически грамотные вопросы, а дети учатся ясно высказывать свои п редположения. Развивается речь объяснительная и речь- доказательство. Процесс об щения детей друг с другом и со взрослым в совместной игровой деятельности сопровождается положительными эмоциями, что стимулирует их познавательную акт ивность, способствует развитию мышления. Соединение учебно- игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний. Материал: Для проведения игр необходимо подготовить карточки( картинки) «Товары», «Деньги», «Список покупок», «Корзинка покупок». 1. Карточки «Товары». Карточки «Товары» предлагаю составить из 5 категорий: - продукты( как полезные, так и вредные, на усмотрение педагога, знакомые детям; - овощи, фрукты, ягоды; - игрушки; - одежда, обувь; - непродовольственные товары( например: мыло, зубная паста, расческа, карандаши, альбом и прочее) . На каждой карточке товаров с обратной стороны должна быть указана стоимость: для детей старшей группы от 1 до 10( цифрой и точками, для детей подготовительной к школе группы от 1 до 20( цифрами) . 2. Карточки «Деньги». Карточки «Деньги» предлагаю сделать двух видов: монеты и банкноты: с лицевой стороны цифрами, с обратной стороны точками, допускается использование счетных палочек Кьюизенера. 3. Карточки «Список покупок». Это карточки с готовыми списками покупок, которые могут состоять из товаров, как разных категорий, так и одной категории( например, продукты) . Карточки – игровые поля «Корзинки покупок». На эти игровые поля, в зависимости от условий игры, выкладываются карточки «Товары». Дидактические игры по формированию основ финансовой грамотности для детей 5 – 6 лет. 1. «Что продается в магазине? ». Цель – формирование у детей представления о товаре. Задачи: 1) Познакомить детей с понятием «товар». 2) Сформировать представление о том, что каждый товар имеет свою стоимость. Ход игры: раздать детям карточки «деньги». Разложить перед детьми карточки «товар». Спросить, чтобы они хотели купить, и есть ли у них возможность это сделать( хватит ли у них «денег» на покупку товара) . 2. «Давай положим в корзинку». Цель – закрепление у детей представления о товаре. Задачи: 1. Продолжать формировать у детей представление о товаре. 2. Учить выбирать товары по необходимости. 3. Формировать умение соотносить количество имеющихся «денег» со стоимостью «товара». Ход игры: раздать детям карточки «деньги». Разложить перед детьми карточки «товар». Каждому играющему дать задание, купить в магазине…- продукты для завтрака, - подарок на день рождения другу, - продукты для супа и т. п. 3. «Какой товар лишний? ». Цель – закрепление у детей понятия «товар». Задачи: 1. Продолжать формировать у детей представление о товаре. 2. Учить выбирать товары по необходимости. 3. Формировать умение соотносить количество имеющихся «денег» со стоимостью «товара». Ход игры: раздать детям карточки «деньги». Разложить перед детьми карточки «товар». Каждый играющий выбирает то, что хотел бы купить. Предложить каждому ребенку выбрать тот товар, б ез которого он может обойтись. Почему? 4. «Что забыли положить в корзинку? ». Цель – формирование представления у детей о «категории товара». Задачи: 1. Познакомить детей с понятием «категория товара». 2. Формировать умение добавлять в корзинку товары из заданной категории. Ход игры: у каждого ребенка игровое поле «Корзинка покупок» с одним или несколькими товарами определенной категории. Предложить детям «купить» еще товар из данной категории. На первом этапе предл агаем «корзинку покупок» с 3- 4 товарами. Когда у детей сформируется пре дставление о категории товара, предлагаем «корзинку покупок» с одним товаром. 5. «Все по полочкам». Цель – закрепление понятия «категория товара». Задачи: 1. Закрепить понятие «категория товара». 2. Формировать умение выкладывать товар на нужные полки( «отделы» магазина) . Ход игры: предложить ребенку роль «продавца» и разложить товар по категории. Сначала предлагать карточки с 2- 3 категориями товара. Усложнение: ребенок самостоятельно опреде ляет, какие «отделы» будут в ма газине, и отбирает нужные карточки. 6. «Путаница». Цель – закрепление понятия «категория товара». Задачи: 1. Закрепить понятие «категория товара». 2. Формировать умение определять «категорию товара». Ход игры: пришли в магазин, где все «отделы» перепутались. Детям предлагается исправить ошибки и разложить товары по категориям. 7. «Что угодно для души». Цель- формирование у детей понятия «потребность» и «полезность» товара. Задачи: Помочь детям понять, что такое «потребность» и «полезность» товара. Ход игры: предложить детям из имеющихся картинок положить в корзинку товары, которые захотят купить в магазине: - сам ребенок, когда он голоден; - семья, которая ждет гостей; - мама, выбирающая подарок для дочки; - папа, желающий купить спортивную одежду для ребенка и т. п. 8. «Что сколько стоит». Цель – познакомить с понятием «цена». Задачи: Дать представление о том, что каждая вещь имеет свою стоимость( ил и цену) . Цена зависит от качества товара, производителя, сезона продажи( зимой овощи и фрукты дороже) . Ход игры: отобрать карточки с товарами, стоим остью до 10 рублей. Покупатель выясняет, сколько стоит товар, а продавец определяет цену каждого товара( л ибо по числам, либо по точкам, если не знает цифр) . Вариант: выложить на полки товар с одинаковой стоимостью. 9. «Давай поменяемся». Цель – познакомить детей с понятием «обмен». Задачи: 1. Закрепить представление о цене товара. 2. Дать представление о том, что товары одной ценовой категории могут иметь разную полезность. 3. Дать представление о том, что стоимость одного товара может быть такой же, как стоимость нескольких других товаров вместе. Ход игры: раздать детям корзинки и предложит ь наполнить их товарами разной стоимости( от 1 до 10 руб. ) . Далее предлага ем поменять ненужный товар( или несколько товаров) на другой( или несколько других, но с условием, что стоимость обмена будет одинакова. 10. «Деньги» Цель – познакомить с понятием «деньги». Задачи: 1. Дать представление о том, что деньги мы используем, чтобы обменять на товар. 2. Продолжать учить выбирать товар, согл асно возможностям( на имеющуюся сумму денег) . 3. Закреплять понятие «потребность» и «полезность». Ход игры: Ребенок- продавец выклады вает товары по категориям. Дети покупатели выбирают товары согласно имеющим ся деньгам. Продавец проверяет правильность покупки. Дидактические игры по формированию основ финансовой грамотности для детей 6 – 7 лет. 1. «Нужные покупки» Цель – закрепить представление детей о деньгах. Задачи: 1. Закрепить представление о том, что деньги мы используем, чтобы обменять на товар. 2. Продолжать учить выбирать товар, согл асно возможностям( на имеющуюся сумму денег) . 3. Закрепить представления детей о категориях товаров. 4. Закреплять понятие «потребность» и «полезность». Ход игры: Ребенок- продавец выклады вает товары по категориям. Дети покупатели выбирают товары согласно имеющим ся деньгам. Продавец проверяет правильность покупки. 2. «Много- мало». Цель – познакомить детей с понятием «спрос». Задачи: 1. Дать представление детям о том, что такое «спрос». 2. Закрепить представление о «потребности». 3. Продолжать формировать умение «приобретать» товары по необходимости и полезности. 4. Продолжать формировать умение выбирать товар на заданную сумму денег. Ход игры: предложить ребенку отобрать карточки товаров, которые захочет приобрести: - семья, состоящая из мамы, дочки и бабушки; - семья, состоящая из мамы, папы и сына; - семья, состоящая из папы, мамы, дочки и четырех сыновей; - семья, живущая на Крайнем Севере; - семья, живущая на юге и т. п. 3. «Дорого – дешево». Цель – познакомить с понятиями «дороже/ дешевле». Задачи: 1. Дать представление детям о том, что товары имеют разную стоимость. 2. Учить выделять характеристики товаров и выбирать то, что ему нужно. 3. Закреплять умение классифицировать това ры по стоимости( самые дешевые, самые дорогие) . 4. Закрепить умение находить товары дешевле( дороже) . Ход игры: 1. Предлагая ребенку пары карточек, определить, какой товар дешевле, какой дороже. 2. Предложить детям выбрать карточки с самыми дешевыми товарами, с самыми дорогими товарами. 3. Предложить выложить ряд товаров по возрастанию стоимости, от самого дешевого до самого дорогого. 4. «Потребность – возможность». Цель – дать представление об ограниченности ресурсов при неограниченных потребностях. Задачи: 1. Дать представление детям о понятии «ресурсы». 2. Сформировать представления детей о понятии «возможности». 3. Закреплять умение детей делать покупки на заданную сумму денег. Ход игры: перед детьми разложены товары с категории «продукты». У детей определенные суммы «денег» на руках. Задание: жд ем гостей. Что мы можем купить для угощения на имеющиеся деньги. Разложены товары с категории «игрушки». Задание: Света нас пригласила на день рождение. Какой подарок мы сможем купить на имеющиеся деньги. Задания можно придумывать по своему усмотрению и исходя из интересов детей. 5. «Запланированная покупка». Цель – сформировать у детей понятие «список покупок». Задачи: 1. Учить детей следовать запланированному «списку покупок». 2. Продолжать формировать умение приобретать товары на заданную сумму денег. Ход игры: каждому ребенку дается карточка «Список покупок» и предлагается собрать по нему товары в корзинку. Со временем, ког да дети научатся действовать в соответствии «списка покупок», для поддержан ия интереса можно ограничивать время сбора или собирать на скорость( кто быстрее) . 6. «Запланированная покупка- 2». Цель – формировать умение у детей составлять «список покупок». Задачи: 1. Учить детей составлять «Список покупок». 2. Закреплять умение детей следовать составленному «списку покупок». 3. Продолжать формировать умение приобретать товары на заданную сумму денег. Ход игры: предлагаем детям составить «список покупок» для определенного события и собрать в корзинку: - день рождения; - поездка на пикник; - приготовление завтрака( обеда, ужина) ; - отправляемся в путешествие; - ждем гостей и т. п. 7. «Что откуда берется? » Цель – дать детям представление о производстве товаров. Задачи: 1. Сформировать представление у детей о том, что такое «производство» товаров. 2. Закрепить представление о ресурсах. Ход игры: предложить ребенку карточки с изоб ражением различных продуктов и фруктов. Что можно съесть сразу, а что нужно приг отовить? Предложить карточки с изображением вещей. Из чего сделаны? Можно ли самим сделать такое? И т. д. 8. «Бюджет». Цель – познакомить с понятием «бюджет». Задачи: 1. Сформировать представление о том, что такое «бюджет». 2. Сформировать представление о том, что такое «доход». 3. Сформировать представление о том, что такое «расход». 4. Закреплять умение составлять «список покупок» и следовать ему. 5. Закреплять умение использовать для покупок заданную сумму денег. Ход игры: выдать каждому ребенку сумму, кот орую ему нужно будет потратить на определенную цель. Цели могут быть различны е – продукты для завтрака, для семейного торжества, подарки друзьям к Новому году и т. д. 9. «Сдача». Цель – формирование умения делать первичные экономические расчеты. Задачи: 1. Учить делать первичные экономические расчеты, определять общую сумму покупки. 2) Формировать умение давать сдачу. 3. Закреплять умение классифицировать товар по категориям. 4. Закреплять умение формировать «список покупок», не превышающий возможностей. Ход игры: у каждого ребенка определенная сумма «денег». Каждый ребенок составляет «список покупок» и отправляется в магазин. При покупке товаров определяет общую сумму. Ребенок- продавец дает сдачу, ребенок- покупатель проверяет ее. Усложнение: когда дети освоят первичные эк ономические расчеты, предложить вариант выдачи чека. Ребенок- продавец, обозначая символами и ли начальными буквами купленный товар и его стоимость, а п отом и общую сумму, прописывает чек. 10. «Надо» и «хочу». Цель – формирование умения у детей разделя ть реальные потребности и свои желания. Задачи: 1. Закрепить умение определять реальные потребности в приобретении определенных товаров. 2. Сформировать представление о том, что жел ание и реальная потребность не совпадают. 3. Дать детям представление о том, что на товар ы, которые хочется приобрести, но без которых мы можем обойтись, можно откладывать, «копить». Ход игры: ребенку предлагаются карточки, котор ые необходимо разделить на две категории «надо» и «хочу». Обсудите выбор ребе нка, расскажите, как товары из одной категории переходят в другую в зависимо сти от возможностей( например, любая новая одежда переходит в категорию «хочу», если старая еще по размеру и в хорошем состоянии) . 11. «Осознанный выбор». Цель – формирование умения приобретать товар согласно желанию, потребностям и возможностям. Задачи: Учить детей подходить к выбору покупок осознанно – взвешивая все «за» и «против», верно определяя товар в катего рию «надо» или «хочу», а также учитывая ограничения бюджета( возможности) . Ход игры: каждый ребенок выбирает 3 – 4 карточки товаров, которые он хотел бы купить. Затем вытаскивает наугад одну карто чку денег. На какую покупку их хватит? Усложнение 1: дать ребенку деньги, придумать свой список покупок( обязательно рассказав, почему надо купить именно эти товары) и предложить на оставшуюся сумму купить то, что ему хочется. Усложнение 2: придумать ситуацию по образцу ниже и обсудить с детьми, как правильно поступить. «У мамы есть 15 рублей. Ей нужно купить про дукты( картофель, рыбу, огурцы, помидоры, хлеб) . Ее маленькая дочка просит куп ить мишку. А еще ее дочка идет завтра на день рождения и ей нужно купить подар ок. Какой подарок им купить на оставшуюся сумму? Какой подарок они смогут к упить, если дочка откажется от покупки своей игрушки или выберет что- то другое? » 12. «Умелые руки» Цель: развитие ответственности, предприимчивости, расчетливости, самостоятельности. Задачи. Воспитывать бережное отношение к п редметам, изготовление которых требует кропотливого труда разных по специаль ности людей; учить рационально использовать вещи, бывшие в употреблении. Ход игры Детей распределяют на две команды по 5- 6 чел овек. Воспитатель называет или показывает какой- либо предмет и предлагает расс казать о его назначении. После этого детям дается задание придумать, как еще можн о использовать его в несколько измененном или в том же состоянии, однако при ус ловии, что он уже устаревший и не может быть использован по своему назначению. 13. «Кто кем работает? » Цель. Формирование представления о профессии. Воспитывать желание познавать многообразный мир профессий, уважение к человеку- труженику. Материал. Кукла- Загадка, рисунки с изображе ниями людей разных профессий и сказочных героев. Ход игры. Покажите детям картинки, на которых изображены люди разных профессий. Дети, ориентируясь по рисункам, называют профе ссии родителей, своих близких, всех тех, с кем они встречаются. Получив из кассы картинки с изображениями сказочных героев, просит отгадать их професси и. Раздайте девочкам рисунки с изображением сказочных персонажей, а мальч икам- с изображениями людей разных профессий. По сигналу колокольчика дево чки и мальчики начинают искать свою пару и по двое садятся за столы, а затем по о череди доказывают правильность своего выбора. Можно предложить детям, чтобы с помощью движений, и митаций и других образных действий они показали профе ссию своего героя. Организуйте постепенный переход к сюжетно – ролевым игр на эту тему. Можно провести и беседы о том, как относится к своему труду герой, кто производит товары, а кто предоставляет услуги( если дети знакомы с этими понятиями) . 14. «Что важнее? » Цель: дать представление об ограниченности ресурсов при неограниченных потребностях. Задачи: закреплять умение ориентироваться в понятиях «предметы роскоши» и «жизненно необходимые предметы»; учить дифференцировать предметы по степени их значимости, делая логические выводы. Ход игры В игре могут принимать участие 2- 3 детей. Каждому из них дается карточка с изображением предметов, которые используютс я людьми в различных жизненных ситуациях. Задание 1. Закрыть фишками предметы, которые не являются жизненно необходимыми для человека и которые можно назвать предметами роскоши. Задание 2. Объяснить назначение предметов, изображенных на рисунках, что остались. Обосновать их необходимость для человека. Задание3. Закрыть фишками изображения вещей, наиболее важных для жизнедеятельности человека, предметов, без которых трудно обойтись. Предложить обосновать свое отношение к предметам роскоши, изображения которых остались закрытыми. С целью усложнени я задачи возможно использование второго варианта игры: ребенку дается более сло жное задание — закрыть фишками изображения тех предметов, которые могут иметь д войную функцию, то есть в одно и то же время быть и предметами роскоши, и жизненно важными для отдельных людей. Например, машина для инвалида, фортепиа но для пианиста, украшения для артиста и тому подобное. 15. Экономическая игра для детей «Магазин» Цель: ознакомление с принципами финансового планирования и разумных покупок. Задачи: расширять представление детей о том, что такое магазин; дать новое понятие «товар»; продовольственные и промыш ленные товары, цена; объяснить происхождение стоимости товара и о сновы финансовой безопасности; разновидности магазинов; закрепить знания детей о том, для чего нужны деньги; воспитывать культуру взаимоотношений между продавцом и покупателем. Ход игры В. Ребята, мы очень много с вами знаем об истори и возникновения денег: как они появились, что использовали раньше вместо денег, какие сейчас существуют деньги в разных странах. Воспитатель повторяет и закрепляет с детьми уже знакомый материал на тему: «Деньги и история их возникновения». В. А что же такое магазин? ( Ответы детей. ) Правильно, это то место, где люди совершают покупки. Что можно купить в магазине? ( Ответы детей. ) Кто знает, как можно одним словом назвать все то, что продаетс я в магазине? ( Товар. ) Значит, товар — это все то, что продается в магазине. Отгадайте загадку: Угадай, как то зовется, Что за деньги продается. Это не чудесный дар, А просто- напросто…( Товар. ) Назовите продовольственные товары, т. е. товары, которые можно купить в магазине и употреблять в пищу. ( Хлеб, молоко, яйца, конфеты и т. д. ) А теперь попробуйте назвать промышленные товары( одежда, обувь, головные уборы и т. д. ) . ( Ответы детей. ) Значит, товары у нас бывают какие? ( Продовольственные и промышленные. ) Подумайте, ребята, что нужно иметь покупателю и что нужно знать для того, чтобы купить товар. ( Иметь деньги, знать цену. ) А что же такое цена? ( Это то, сколько стоит товар. ) Всегда ли цена на товар оди наковая? ( Нет. ) Значит, товары бывают дешевые и дорогие. Скажите, выгодно ли покупателю покупать дешевый товар? А выгодно ли продавцу продавать дешевый товар? Значит, цена влияет на то, сколько можно купи ть товара. ( Дешевой продукции — много, дорогой — мало. ) Какой товар покупали бы вы — дешевый или дорогой? Почему? Ребята, с одной стороны, это правильно, когда вы экономите деньги, покупая дешевый товар, и у вас еще остаются деньги на другую покупку. Это хорошо. Но может ведь быть и такая ситуация. Наприм ер, в магазине продается обувь. - одна пара обуви стоит дешево, но качество у него не очень хорошее, т. е. она не так удобна. Нет гарантии, что она будет служить до лго. К тому же, в продаже есть эта обувь только больших размеров. - Вторая пара обуви стоит дороже, но она очень удобна и практична. Эта пара обуви произведена известной фирмой, из качес твенных материалов ее качество гарантировано. Какую бы обувь вы купили — ту, что дешевле, н о низкого качества или ту, что дороже, но более качественную? ( Ответы детей. ) Необходимо обратить внимание детей на то, что дешевый товар покупать хорошо, но важно обращать внимание и на качество продукци и. Иногда, как видите, есть смысл купить дорогую, но более качественную вещь. В. Мы уже с вами выяснили, что есть продовольственные товары, а есть промышленные товары. А какие у нас бываю т магазины? ( Овощной, хлебный, колбасный, рыбный — магазины продово льственных товаров; мебельный, обувной, «Одежда» и т. д. — магазины промышленных товаров. ) Как же называются люди, которые работают в магазине и продают товары? ( Продавцы. ) А те, кто покупают эти товары? ( Покупатели. ) В чем заключается работа продавца в магазине? Например, в продовольственном магазине? А в магазине, где продают ленты, пуговицы, ткани? А в обувном магазине? ( Ответы детей. ) Хотели бы вы стать продавцом в магазине? ( Ответы детей. ) Воспитатель предлагает детям поиграть в сюжетно- ролевую игру «Магазин». Обращает внимание на культуру взаимоотношений между продавцом и покупателем. Литература: 1. Поварницина Г. П. , Киселева Ю. А. Финансовая грамотность дошкольника. Программа кружка. Ресурсный и диагностический материал. Занятия и игры( 3756, ( Учитель, ИПГринин, 2019. 2. Смолнцева А. А. «Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику» Учебно- методическое пособие

Оставить комментарий: