Картотека бесед
Документы для скачивания
Картотека бесед «Три поросенка». Английская сказка Ситуация 1. Цель. Сформировать у детей представление о рациональности выбора материала. Содержание: Жили- бы ли три брата, три поросенка, и звали их Ниф- Ниф, Нуф- Нуф, Наф- Наф. Заспорили как- то поросята, из какого материала можно построить самый прочный дом. Ниф пре длагает строить дом из соломы, так как солома дешевый строительный матери ал. Нуф считает, что дом можно построить из прутьев: прутья чуть дороже соломы, но про чнее. Наф советует строить дом из кирпича. Вопросы к детям: ? О чем спорили поросята? ? Какие материалы( ресурсы) предлагает использовать для строительства дома каждый из поросят: с олому, прутья, камень, кирпич, дерево? ? Из какого строительного материала можно построить самый прочный дом? ? Как ме нялся бы выбор материала, если бы поросята жили на севере, на юге? ? Как можно назвать слово «материал» по- другому? Три поросенка». Английская сказка Ситуация 2. Цель. Расширить пред ставления детей о рациональном использовании денег. Содержание: Долго спо рили три поросенка и, наконец, решили построить большой каменный дом. Взяли они св ои сбережения, пошли в магазин «Строительные материалы» и купили все необходи мые для строительства: кирпич, доски, цемент, гвозди, и разные инструменты. Потратили поро сята все деньги, что были очень довольны. Вопросы к детям: ? Как можно назвать израсходованные поросятами деньги? ? Израсходованные деньги – это доход? Расход? Прибыль? ? Что такое расход? ? Поче му поросята остались довольны, ведь они потратили все деньги? ? Какое слово запишем в экономический словарик? «Три поросенка». Английская сказка Ситуация 3. Цель. Сформировать понимание необходимости рас чета доходов, умение выполнять простейшие р асчетные операции установления соответствия доходов и расходов. Содержание: Живут поросята в ново м доме, тратят деньги на самые разные нужды: покуп ают продукты питания, одежду и обувь, платят за электроэнер гию, воду, телефон, газ. Перед поросятами встал а серьезная задача: определить семейные расходы. Кажды й взял лист бумаги, на котором расписаны расходы сем ьи и указано количество денег, необходимых для оплаты, и приступили к расчетам. Поросята успешно справились с задачей и вскоре не только называ ли полученные результаты, но и придумывали разные истории про доходы, расходы и экономию денег. Доход: 25 Виды расходов Величина расходов Экономия Продукты питания Одежда. Обувь Оплата. Электричество Оплата телефона Вопросы к детям: ? Как можно назвать деньги, потраченные поросятами? ? Какие бывают расходы? ? Назови, в каком сл учае можно сказать об экономии денег: Д& gt; Р, Д& lt; Р, Д= Р. Почему? «Три поросенка». Английская сказка Ситуация 4. Цель. Сформировать понимание источников денежных накоплений; развить умение экономить. Содержание: При шел однажды Волк к поросятам в гости. Угостили его поросята тортом, напоили чаем с варе ньем. Волк был очень доволен и благодарил поросят. Он собрался уходить, но вдруг его вниман ие привлекла красивая шкатулка. Волк не удержался и заглянул в нее. А в шка тулке большое количество монет разного достоинства. «Откуда у вас столько денег? »- удивленно спрашивает волк. «Мы очень внимательно ведем учет семейных расходо в. Стараемся, чтобы расходы не превышали доходов, а оставшиеся деньги откладываем в эту копилку», - с гордостью сообщили поросята. Вопросы к детям: ? Как называются деньги, которые поросята откладывали в копилку? ? Как называются оставшиеся ден ьги поросят: заработная плата, накопление? Подарок, сбережение? ? Что такое денежное накопление( сбережение) ? Когда оно появляется? ? Какое слово запишем в экономический словарик? «Выгодное дело» Братья Гримм Цели: п ознакомить с разными способами получения дохода; развивать смекалку, умение предвидеть результат. Краткое содержание. Продал крестьянин на рынке корову з а семь марок. Получил деньги и пошел домо й. Проходя мимо пруда, он стал спорить с лягушкам и, бросил деньги в пруд. Через некоторое время крестьянин решил продать вторую корову. Повез мясо на базар. У ворот города вс третил собак, а впереди бежала огромная собака мясника, отдал ей мясо и уехал. Утром приходит к мяснику за деньгами. Мясник прогнал его. Пошел крестьянин жаловаться к королю. Во двор це рассмешил королевскую дочь. Пообещал король дать денег крестьянину, отчитать пять сотен через три дня. По дороге домой встретил крестьянин сол дата и предложил ему две сотни, потом с торговцем обменял свои три сотни на сто п ятьдесят. Через три дня солдат и торговец пришл и к королю за деньгами. Вместо денег они получи ли розги. А крестьянин остался с деньгами. Материал: иллюстрации к сказке. Экономические категории: деньги, обмен товарами. Вопросы: ? Для чего крестьянин продал корову? ? Прав ли бы л крестьянин, требуя у мясника деньги за мясо? ? Почему он бросил деньги в пруд? ? Ско лько сотен уступил крестьянину солдат? ? Выгодно ли крестьяни н поделился и обменялся обещанной наградой с солдатом и торговцем? Социально- нравственные качества: глупость, смекалка, сообразительность. Вопросы: ? В какой стране живут герои сказки? ? Почему король решил дать денег крестьянину? ? Почему солдат и то рговец получили от короля розги? ? Почему крестьянин остался с деньгами? Вывод: крес тьянин решил заработать денег. Продал две коровы, деньги бросил в пруд, а мясо отдал собаке. В от и решил пожаловаться королю да получил больше денег. Благодаря своей смекалке, сообр азительности он получил деньги от короля и торговца. «Про мышь зубастую да, про воробья богатого» В. И. Даль Цели: расш ирять представления о том, что выгода для одной стороны м ожет быть убытком для другой; воспитывать чувство справедливости. Краткое содержание. Мышь и воробей поделили зерно, но вскоре мышь схитрила. Узнав об этом, вороб ей обвинил мышь, но получил от нее отпор. Воробе й принял решение обратиться за помощью к с праведливому царю зверей. Царь разрешил его проблему. Материал: иллюстрации к сказке. Экономические категории: выгода, убыток. Вопросы: ? Для чего мышь схитрила? ? Почему воробей обратился к царю? ? Каким образом царь разрешил проблему воробья? ? К ак вы думаете, что важно иметь человеку, чт обы получить выгоду: хитрость, смекалку или умение обмануть? Социально- нравственные качества: хитрость, чувство справедливости. Вопросы: ? Почему воробей обвинил мышь? ? Чем помог в споре лев? Как лев раз решил спор между воробьем и мышью? Вывод: мышь была хитрая и решила добиться выгоды, обманув воробья. Но воробей вовремя обнаружил обман и обратился за помощью к царю зверей. Царь справедливо разрешил проблему воробья. «Телефон» К. И. Чуковский Цели: расширять представления о разнообразии потребностей; прививать доброе отношение к живому миру. Краткое содержание. Три ночи звонили дедушке Корнею звери и птицы: слон просил для сына шоколад, крокодил- калоши, зайчатки- перчатки, мартышки- книжки, а потом звонили- медведь, цапли, свинья, тюлень, олень, газели, кен гуру. А потом позвонил носорог попросил спасти бегемота, который провалился в болото. Всем помогал дедуш ка Корней и давал добрые советы. Материал: фланелеграф с материалом к сказке. Экономические категории: потребности и возможности. Вопросы: ? Почему Чуковскому звонили звери и птицы? ? Какие потребности были у зверей? ? Почему носорог просил помочь бегемоту? ? Какие из всех потребностей были самыми главными? Социально- нравственное качество: доброта. Вопрос: ? Почему К. Чуковский помогал зверям и птицам? Вывод: звери и птицы видели в К. Чуковском доброго, отзывчивого человек а, который мог бы им помочь. У каждого были свои потре бности. Но не всегда у дедушки Корнея была во зможность удовлетворить все их потребности( пример с медведем, крокодилом) . «Терем- теремок»( русская народная сказка) Цели: формировать понимание необходимост и труда, значимости разделения домашних обя занностей между всеми жителями теремка; вызвать эмоционально положительное отношение к д ружбе, взаимовыручке сказочных героев. Краткое содержание. Стоит в поле теремок. Прибежала к нему мышка- норушка и стала в нем жить. Потом к ней попросились жить: лягушка- квакушка, ежик без головы и ножек, петушок- золотой гребешок. Вот они вс е в теремке живут, песни поют. Мышка- нор ушка там зерно толчет, лягушка пироги печет, а петух на подоконнике играет на гармонике, се рый ежик теремок сторожит. Шел мимо медведь, за хотелось ему в теремке пожить. Влез на крышу, з атрещал теремок, упал на бок и развалился. Еле- еле успели из него звери выскочить. Поп росил медведь у них прощения и предложил построить новый, большой теремок. Стали звери бревна носить, доски пилить –новый терем ок строить. Получился он лучше прежнего. Материал: кукольный театр «Теремок». Экономические категории: труд, разделение труда, польза, выгода. Вопросы: ? Какими видами труда занимались жители теремка? ? Как ты думаешь, почему каждый занимался одним( своим) делом? ? Как был восстановлен теремок? Социально- нравственные качества: трудолюбие, заботливость, умение дружить, готовность к взаимовыручке. Вопросы: ? Как жилось зверям в теремке? ? Почему они помогали друг другу? ? Для чего нужно разделение труда? ? Есть ли разделение труда в твоей семье? ? Как вели хозяйство жители теремка? Обсудите пословицы: «Всякий человек в труде познается». «Не печь кормит, а руки». Мужик и медведь»( русская народная сказка) Цели: сформировать представление о характере труда сельского жителя; развивать умение предвидеть результат труда, смекалку. Краткое содержание. Посеял мужик р епу. Пришел к нему медведь и говорит, что « заломает » его. Мужик попросил не трогать его. Когда урожай созреет, то он разделит его с медведем: корешки себе возьмет, а вершки – ему. Репа сочная выросла. Пришло время урожай делить. Мужик отдал медведю б отву, а репу положил на в оз и в город продавать поехал. Распробовал ме дведь невкусную ботву и понял, что мужик ег о обманул. На другой год мужик посеял на том же месте рожь. Поехал жать, а медведь его до жидается и говорит, что больше он не даст себя о бмануть – на этот раз он возьмет корешки, а му жику отдаст вершки. Корешки не пришлись м едведю по вкусу. С тех пор меж ними вражда. Материал: теневой театр «Мужик и медведь». Экономические категории: труд, выгода, товар, договор( уговор) , прибыль. Вопросы: ? Чем занимался мужик в поле? ? Каким образом он поделил урожай? ? Зачем мужик повез репу в город? ? Почему мужик посеял на следующий год рожь? ? Какую работу выполнял мужик: нужную( важную) или нет? Социально- нравственные качества: трудолюбие, расчетливость, смекалка, чувство справедливости. Вопросы: ? Как мужик сохранил урожай? ? Какое качество помогло мужику обмануть медведя? ? С праведливо ли поступил мужик с медведем? Вывод: бла годаря своему труду и смекалке мужик остался с урожаем репы и ржи, получил товар и прибыль. Медведь трудиться не любил и остался с невкусными вершками и корешками. «Петушок и бобовое зернышко»( русская народная сказка) Цель: формировать представление о цепочке с вязей в трудовой деятельности; показать в заимосвязь трудовых процессов, значение ответственного отношения работающих к качеству про дуктов труда; развивать умение характеризовать сказочных героев, высказывать свое отношение к ним. Краткое содержание. Петушок подавился бобовым зернышком. Курочка перепугалась и бросилась к хозяйке за маслицем. Хозяйка отправила курочку к коровушке за молоком, чтобы сбит ь маслице. Коровушка отправила курочку к хозяину, чтобы он накосил травы. Хозяин послал кур очку к кузнецу за косой, чтобы накосить тра вы, потом отдать траву корове, корова даст хозя юшке молоко. Та собьет маслице и отдаст его кур очке, а курочка смажет петушку горлышко. Курочка так и сделала. Петушок выздоровел. Материал: иллюстрации к сказке. Экономические категории: труд, продукт, сырье, материал. Вопросы: ? Поче му курочка попросила у хозяйки маслица? ? Как герои сказки помогли петушку? ? Каким образом получился продукт их труда? ? Что был о бы, если бы кто- то отказался выполнить просьбу курочки? Социально- нравственные качества: добр ота, готовность к взаимопомощи, отзывчивость, заботливость. Вопросы: ? По чему все герои сказки помогали петушку? ? Смог бы петушок один справиться со своей бедой? ? Объясни пословицу «Не имей ста рублей, а имей сто друзей». Вывод: с петушком случилась беда, но в результате труда курочки, хозяйки, коровы, хозя ина, кузнеца получился продукт – масло, которое помогло петушку. Доброта и взаимопомощь спасли петушка. « Федорино горе» К. Чуковский Цель: расширить представление о домашне м труде, формировать понимание необходимости соблюдения чистоты и порядка, отрицательное отношение к лени, неопрятности. Краткое содержание. Жила- была старуха Федора. Все в ее доме было поломано, побито да помоя ми облито. Заглянешь в кадушку – увидишь там лягушку; а заглянешь в ушат –тараканы кишат. Оттого- то от нее и убеж ала вся домашняя утварь. А бедная баба Федора одна, и плачет и плачет она. Села бы баба за стол, да стол за ворот а ушел; сварила бы баба щи, да кастрюлю, поди, поищи! И чашки ушли, и стаканы, остались одни тараканы. Пошла Федора, звать домой домашнюю утварь, пообещала не обижать ее, любить и уважать, тараканов повывести, прусаков повывести. Долго, до лго целовала и ласкала их она, полива ла, умывала, полоскала их она. Засмеялися кастрюли: «Ну, Федора, так и быть, рады мы тебя простить! » Будут, буд ут у Федоры и блины и пир оги! Самовар стоит, пыхтит: «Я Федорушк у прощаю, сладким чаем угощаю. Кушай, кушай Федора Егоровна! » Материал: иллюстрации к сказке. Экономические категории: труд, результат труда. Вопросы: ? Поч ему домашняя утварь убежала от Федоры? ? Каким образом Федора их вернула? ? Как Федору отблагодарили за труд? ? Как ую домашнюю работу вы знаете и выполняете? Социально- нравственные качества: трудолюбие – лень, обидчивость, старательность, аккуратность, чистоплотность, бережливость. Вопросы: ? Поч ему от Федоры убежала домашняя утварь? ? Любили ли предметы домашнего обихода свою хозяйку? ? Почему беглецы вернулись к Федоре? ? Кого называют бережливым, трудолюбивым? Вывод: Федора не любила трудиться, ленилась. Из- за этого от нее убежала домашняя утварь. Поняла Федора, что плохо жить в доме одной, уговорила бегл ецов вернуться, стала их мыть, заботиться о ни х, бережно относиться к ним. А они стали б линами, пирогами ее кормить да сладким чаем поить. « Хаврошечка ». ( русская народная сказка) Цель: формировать положительное отношение к людям, качественно выполняющим любую работу. Краткое содержание. Была Крошечка- Хаврошечка сиротой, работала в людях: она и ткала, и пряла, и прибирала, и за все отвечала. Заморили ее рабо той, а хозяйские дочери ничего не делали. Помогала Крошечке- Хаврошечке только корова: то холста ей соткет, то пряжу спрядет, то поло тно побелит и в трубы скатает. Хозяйка узнал а, что корова помогает Крошечке- Хаврошечке, и заставила хозяина зарезать корову, чтобы Крошечка- Хаврошечка трудилась сама. Из ко сточек коровы выросло яблонька. Проезжал мимо богатый человек, попросил сестер сорвать ему яблочко. Смогла ег о достать только Крошечка- Хаврошечка, и вышла она замуж за этого человека. Стала она в добре поживать, лиха не знать. А хозяева остались ни с чем. Матер иал: настольный театр «Крошечка- Хаврошечка ». Экономические категории: труд, обязанности. Вопросы: ? Почему Крошечка- Хаврошечка жила в чужих людях? ? Какую работу она выполняла по дому? ? Чем были заняты хозяйские дочери? ? Каким образом коровка помогала Хаврошечке? ? Какие пословицы о труде вы знаете? Социально- нравственные качества: трудолюбие, чувство справедливости, готовность помочь умение дружить, верность слову. Вопросы: ? Кого из героев можно назвать трудолюбивыми? Ленивыми? ? Чем понравилась Хаврошечка доброму молодцу? А вам? ? Как восторжествовала справедливость? Вывод: пл охо быть сиротой, жить в чужих людях. На всю семью Крошечка- Хаврошечка трудилась. Помога ла ей только коровка в работе, даже после смерти помогла ей, удачно выдала за муж. Хозяева со своими дочками остались ни с чем: и коровы нет, и работницы лишились. Почему говорят: «Человек трудолюбивый- самый счастливый? ». «Как старик корову продавал» С. Михалков Цель: раскрыть значение рекламы как цел енаправленного распространения информации о товаре с целью его продажи. Краткое содержание. Старик продавал корову на базаре целый день, но ее никто не хотел покупать. Корова была старой, худой и молока не давала. Один п аренек пожалел старика и решил помочь. О н так стал расхваливать корову покупателям, ч то появилось много желающих ее приобрести. Но с тарик передумал: «Такая корова нужна самому». Материал: Кукольный театр по сказке. Экономические категории: реклама, покупатели, продавцы, товар. Вопросы: ? Почему ст арик целый день не мог продать корову? ? Как старик представлял свой товар? ? Каким образом паренек привлек покупателей? ? Кто бы л лучшим продавцом: старик или паренек? ? По чему мужик передумал продавать корову? ? Чт о такое реклама? Где вы видели рекламу? ? Для чего нужна реклама? Социально- нравственные качества: предприимчивость, доброта. Вопросы: ? Какими качествами обладал паренек? ? Почему паренек помог старику? Вывод: старик не мог продать корову, потому что всем говорил, что корова старая и не дает молок а. Паренек был предприимчивый, сделал корове хорошую рекламу, поэтому и появилось много покупателей. «Муха- Цокотуха». К. И. Чуковский Цели: формировать представление о рациональной трате денег при совершении покупок, развивать умение рассчитывать, предвидеть выгоду; воспитывать чувство сострадания к героям сказок, терпящим бедствия. Краткое содержание. Муха по полю пошла, Муха денежку нашла. Пошла Муха на базар и купил а самовар. Пригласила друзей к чаю. Приходили к ней гости – тараканы, букашечки, блошки, бабушка пчела. Бабочка- красавица, при носили ей подарки. Веселились, пили, ели. Вдр уг откуда ни возьмись появился Паук и хотел погубить Муху. Все гости испугались, по углам по щелям разбежались, никто не от кликнулся на просьбу о помощи. Вдруг откуда- то летит маленький Комарик, подлетает к Пауку, саблю вынимает и ему на всем скаку голову срубает. Муху за руку берет и предлагает выйти за него замуж. Веселится народ – Муха замуж иде т за лихого, удалого, молодого Комара. Материал: иллюстрации к сказке. Эко номические категории: покупка, выгода, базар. Вопросы: ? Почему Муха- Цокотуха купила самовар? ? Почему Комар спас Муху? Социально- нравственные качества: доброта, смелость – трусость. Вопросы: ? Для чего Муха пригласила гостей? ? Почему Комар не испугался Паука? Вывод: Муха была хорошей хозяйкой. Когда нашла денежку, то рационально истратила ее – купила са мовар, да такой, который долго служить будет ей и ее друзьям. Смелый Комар женился н а красавице Мухе да в приданое получил самовар и много друзей. Он действовал бескорыст но, но в результате оказался в выигрыше. «Как коза избушку построила»( русская народная сказка) Цели: по знакомить детей с потребностью в безопасности и сохранении здоровья; развивать умение добиваться намеченной цели. Краткое содержание. Коза с козлятами ушла от старухи- горюхи в лес. Долго не могла найти место дл я своей избушки. Яблоня, елка, дуб, осина, шиповник не разрешили ей построить дом по д своими ветками. Боялись, что их плоды и шипы поранят маленьких козлят. Березка разреш ила козе построить избушку под своими ветками. Материал: Фланелеграф с материалом к сказке. Экономические категории: потребности, возможности. Вопросы: ? Почему коза решила строить дом? ? Какой потребностью это было вызвано? ? Для чего коза с козлятами ушла от старухи- горюхи? ? Почему деревья отказали козе? ? Какая опасность угрожала козлятам? ? Почему коза принимала советы деревьев? ? Где коза построила дом? Социально- нравственные качества: усердие, заботливость. Ответственность, настойчивость. Вопрос: ? Как ие качества помогли козе найти место для избушки и построить ее? Вывод: коза ушла от старухи- горюхи в лес, чтобы козлятки росли крепкими и здоровыми. Только ее усерд ие, целеустремленность помогли найти место под березой, построить хороший дом, обе спечить покой и безопасность и сохранить здоровье козля т.
- Развитие музыкально-ритмических способностей детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, с нарушенным темпом и ритмом речи в воспитании правильного произношения
- Рекомендации для родителей "Как преодолеть капризы детей"
- Консультация для родителей "Роль семьи в формировании здорового образа жизни"
- Рабочая программа образования для детей 4-5 лет
- Для вас, родители!