a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

25.09.2013г. Каблучко Л.Б. Организация Центра игровой поддержки ребенка

Опубликовано: 0000-00-00 00:00:00

Документы для скачивания

Старший воспитатель, Каблучко Людмила Борисовна, высшая категория.

"Белочка" встречает друзей, от года до трёх малышей! Чтоб с мамой учиться играть, мир новый в игре познавать! Что можно из теста слепить и в бубен как правильно бить Как башню из «Лего» собрать, у кубиков цвет узнавать! Встречаться, общаться, дружить и с радостью в Центр ходить!

В последнее время на территории Новотаволжанского сельского поселения значительно выросло количество детей от 1 года до 2-х лет. У родителей возросли запросы, и появилось желание в подготовке детей к поступлению в ДОУ, к осуществлению их безболезненной адаптации, развитии их игровыми методами, чтобы облегчить ребенку путь привыкания к детскому саду. Существует также и проблема помощи и поддержки семьи, не имеющей специальных знаний и необходимого опыта в воспитании маленьких детей. Семья оказалась в ситуации выбора содержания и форм воспитания ребенка, выбора воспитывающего взрослого, отвечающего за уход и образование ребенка. Таким взрослым может быть только человек, имеющий специальное образование, освоивший новую модель взаимодействия в триаде: ребенок—педагог—родитель.

     Новая модель дошкольного образования — совместное с семьей воспитание детей в условиях детского сада — обеспечивает развитие личности ребенка и гармоничных отношений с ним взрослых. Отличительной особенностью модели является активное вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения. Реализация идеи совместного воспитания возможна в такой форме, как организация Центра игровой поддержки ребенка. Центр игровой поддержки ребенка - одна из новых форм дошкольного образования, детей раннего возраста, — куда приходят мамы со своими малышами в возрасте от 1 года до 2 лет. Они посещают занятия в малых подгруппах (не более 8 детей одновременно) в паре «мама — ребенок». В него дети приходят вместе с родителями. Здесь ребенок имеет возможность, находясь вместе с мамой, играть, двигаться, общаться с незнакомыми ему ранее детьми и взрослыми. А главное — он спокоен, не покинут и по-прежнему любим. Занятия в Центре игровой поддержки ребенка способствуют адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ. В возрасте 1 —2 лет ребенок имеет ряд специфических возрастных особенностей. Этот период характеризуется обостренной чувствительностью к разлуке с матерью и страхом новизны. Адаптация к дошкольному учреждению проходит крайне болезненно. Никто не может предсказать, какие последствия вызовет резкое превращение малыша из «домашнего» в «ясельного». Страдают и дети, и родители. Поступление в детский сад часто вызывает у ребенка стресс. Это обусловлено тем, что в корне меняется не только режим дня, привычный с рождения, но и полностью изменяется окружающая ребенка среда. Большое число незнакомых людей — основная причина возникающего стресса. Теперь ребенка окружают новые люди, взро¬слые и дети, которых он раньше не знал и которые совсем не похожи на его семью. Дети знакомятся со сверстниками, взрослыми, получая первый опыт взаимодействия, пусть в маленьком, но уже коллективе. Центр игровой поддержки ребенка помогает сделать вхождение ребенка в детский сад безболезненным, облегчить его страдания и помочь перенести стресс из-за разлуки с близкими людьми.

      Таким образом, основная цель: адаптация детей раннего возраста к поступлению в ДОУ, а также их развития на основе использования в практике воспитания современных игровых технологий.

Задачи:

• оказание содействия в социализации детей раннего дошкольного возраста посредством организации игровой деятельности;

• организация психолого-педагогического сопровождения ребенка;

• консультирование родителей (законных представителей) (далее родители) по созданию развивающей среды в условиях семейного воспитания, а также их обучение способам применения различных видов игровых средств.

При проведении занятий в ЦИПР соблюдаются определенные методические требования.

1. Индивидуальный контакт с ребенком. (Дети плохо воспринимают предложения и призывы, обращенные к группе.) При обращении к группе детей следует называть каждого по имени.

2. Действия взрослого должны быть эмоционально выразительными, с использованием мимики, жеста, наглядности. (Вербальные способы взаимодействия часто оказываются неэффективными вследствие неумения ребенка регулировать свои действия посредством слова.) Особенно большая роль отводится фольклору, так как его использование помогает добиться полной эмоциональной выразительности, воспитать вкус.

3. Стимулирование активности детей, так как только благодаря получению нового опыта возмож¬но закрепление определенных знаний, умений, развитие навыков.

4. Организация совместной с взрослым предметной деятельности.

Взаимосвязь «ребенок — предмет — взрослый» представляет важнейший компонент развивающей работы. Взаимодействие с детьми и родителями в малых подгруппах строится по следующей схеме:

— приветствие (детей встречает какой-либо персонаж, здоровается с каждым ребенком, предлагает поиграть); — гимнастика (под музыкальное сопровождение вместе с мамой);

— разыгрывание сказки (настольный или другие виды театров);

— изобразительная деятельность: лепка из глины (желательно, сначала из белой) и рисование (начинать обучение основам изобразительной деятельности следует с лепки и лишь, потом переходить к рисованию);

— игры и упражнения для разви¬тия речемыслительной деятельности;

— игровые физкультурные упражнения (в паре с близким взрослым);

— релаксационная пауза (элементы массажа, снижение психоэмоционального напряжения);

— свободная деятельность. Большое значение в развивающей работе с детьми имеет предметно-развивающая среда. Наличие большого количества игрушек — это хорошо, а вот их рациональное и грамотное использование — почти искусство.

 

 

Узнают новые способы использования игрового оборудования, учатся нестандартно использовать давно знакомые и малоинтересные предметы: мячи разного диаметра, шишки, бумагу и т.д.

Необходимые условия проведения работ.

А) Наличие документации для осуществления деятельности ЦИПР:

• положение;

• перспективный и годовой планы работы;

• тематический и календарный планы работы сотрудников;

• график работы;

• программа деятельности ЦИПР;

• список детей, посещающих ЦИПР;

• годовой отчет о работе (по итогам работы);

• программа и методы диагностической работы с детьми;

• книга отзывов о работе;

• журналы учета проведенной работы (для каждого специалиста).

Б) Функционал сотрудников.

• старший воспитатель;

• педагог-психолог;

• музыкальный руководитель;

• воспитатели.

Старший воспитатель составляет программу деятельности ЦИПР, организует методическую работу, оказывает помощь педагогическим работникам в определении содержания, форм, методов и средств обучения, анализирует результаты работы ЦИПР, оказывает консультативную и практическую помощь педагогическим работникам ЦИПР и родителям.

Педагог-психолог проводит психологическую диагностику воспитанников и развивающую работу с детьми, оказывает содействие педагогическим работникам, формирует у воспитанников чувство уверенности в себе. Музыкальный руководитель выявляет и совершенствует музыкальные способности воспитанников, определяет направления педагогической деятельности с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей, проводит просветительскую работу с родителями и педагогами. Воспитатель организует совместную игровую деятельность малышей и родителей.

В) Порядок зачисления ребенка в ЦИПР. Для того чтобы ребенок смог посещать ЦИПР, родителю необходимо написать заявление на имя заведующего ДОУ и представить медицинскую справку о состоянии здоровья ребенка, выданную детской поликлиникой. Зачисление детей в группы ЦИПР производится на основании договора о сотрудничестве Центра игровой поддержки ребенка с родителем (законным представителем) ребенка. Записать ребенка в ЦИПР можно по телефону, или при личном визите.

Г) Организация работы с родителями и детьми. Работа с родителями и детьми, принятыми в группы ЦИПР, реализует¬ся поэтапно и включает в себя:

• первичный прием (оформление документов - заявления, договора, регистрационного листа, анкет "Сведения о семье", "Характер и привычки ребенка";

• развивающие мероприятия (игровые сеансы, психолого-педагоги¬ческая работа с родителями);

• аналитическую работу (результаты функционирования ЦИПР в ДОУ за определенный период времени, рекомендации родителям по даль¬нейшему развитию детей).

На первичном приеме руководитель ЦИПР принимает заявление родителя, оформляет договор о сотрудничестве, педагог-психолог проводит анкетирование родителей. На первой консультации старший воспитатель знакомит родителей с основными направлениями работы и правилами внутреннего распорядка ЦИПР. Педагог-психолог проводит беседу об анамнезе развития ребенка, выявляет условия семейного воспитания ребенка и уровень психолого-педагогической компетентности родителей. По итогам первой консультации специалисты составляют планы групповой работы. Групповые и индивидуальные развивающие мероприятия с детьми организуются в присутствии родителей. Продолжительность групповых занятий составляет 1 ч. Занятия с каждой группой проводятся согласно расписанию. Аналитическая деятельность предусматривает составление педагогами заключения по результатам развития ребенка, а также предоставление родителям рекомендаций, направленных на дальнейшую работу с ребенком.

Д) Основные формы работы с детьми и родителями в ЦИПР:

- игровые сеансы в группах для детей и родителей;

- индивидуальные развивающие занятия;

- консультации;

- выставки (игровых пособий, литературы, детского творчества; 

праздники, развлечения.

ЭТАПЫ РАБОТЫ

На первом этапе, «Знакомство», важно сформировать у родителей позитивное эмоциональное отношение к детскому саду и получить максимум первичной информации о ребенке. Достигаются данные цели следующими путями:

1. Первая встреча – родительское собрание, которое проводится до начала занятий ЦИПРа.

Цель – завоевать доверие, вызвать искренний интерес, проинформировать о предстоящей совместной деятельности. На нем необходимо продемонстрировать полнейшую прозрачность работы специалистов. Это достигается открытостью информации об уровне образования, компетенции педагогов, работающих с детьми.

2. Первое занятие – родители, получив первый положительный опыт взаимодействия со специалистами ЦИПРа, как правило, с доверием и желанием включаются в деятельность.

Цель – закрепить радостное настроение детей и родителей, создать камерную обстановку взаимодействия. Алгоритм проведения системы занятий на протяжении всего учебного года неизменен – это важнейшее условие формирования условных рефлексов ребенка. Занятие проводится в рамках программы, но максимально мягко, без принуждения, с учетом особенностей поведения ребенка.

3. Сбор первичной информации о ребенке и его семье – первичная индивидуальная беседа педагога-психолога с каждым родителем.

Цель – сбор информации об индивидуально-типологических особенностях ребенка, о специфике семейной атмосферы. Продолжительность данного этапа приблизительно полтора месяца, этот срок позволяет реализовать поставленные цели в наибольшем объеме.

На втором этапе, который можно условно назвать «Творческая гостиная», важно получить эффект взаимодействия единомышленников, соратников, стремящихся к общим целям. Для реализации данных задач можно применять следующие способы:

1. Включение родителей в творческий процесс социального взаимодействия – мы стараемся относиться к родителям, как к взрослым нашим воспитанникам, опираясь на «зону ближайшего развития» родительских способностей.

Цель – вывести родителей из пространства симбиотической связи с ребенком на уровень личностно-ориентированного взаимодействия с ним. Родители детей раннего возраста в воспитании своих детей делают основной упор на уход за ним и поддержание здоровья ребенка. Безусловно – это фундамент становления, но нельзя сбрасывать со счетов личностный рост и развитие. Показывая возможности ребенка в процессе социального взаимодействия со сверстниками и социальным взрослым, мы стараемся открыть для родителей новые грани их дитя. Достигается данный эффект построением системы партнерских отношений социальный взрослый – ребенок по принципу ориентации на достигнутый уровень развития.

2. Включение родителей в творческий процесс создания оптимальных условий для развития ребенка – родители не наблюдатели работы специалистов ЦИПРа с детьми, а активные участники данного процесса.

Цель – сформировать умение родителей организовать самостоятельную деятельность детей. Включить родителей в процесс активной деятельности с детьми в зоне игротеки: - дидактические игры и игрушки; - двигательные игрушки; - зона сюжетно-отобразительной игры; - зона развития сенсорики и мелкой моторики; - зона театрализации и драматизации; зона изобразительной деятельности и конструирования и др.). Это расширяет представления родителей о необходимом для развития ребенка наборе игрового оборудования, о способах действия с ним, об умении налаживать с ребенком деятельностное взаимодействие.

3. Психологическое просвещение и консультирование родителей – освещение педагогом-психологом актуальных вопросов психического развития детей.

Цель – расширение и углубление представлений родителей об особенностях психического развития детей раннего возраста, помощь в разрешении сложных ситуаций воспитания и развития детей.

4. Привлечение родителей к выстраиванию индивидуального подхода к ребенку – на основе сбора информации от родителей, наблюдения за поведением ребенка, диагностических заданий для ребенка составляется карта комплексного обследования ребенка. Цель – определить индивидуально-типологические особенности ребенка для выстраивания индивидуального педагогического маршрута. Специфика работы с детьми ЦИПРа заключается в широком использовании личностно – ориентированного подхода в построении системы развивающих занятий с детьми. Именно поэтому мы считаем важным привлекать родителей к образовательному процессу, формируя у них понимание необходимости вариативных развивающих заданий для ребенка.

Это задания, в которых: - можно выбрать уровень сложности самому ребенку (например, конструирование постройки – выбор схемы); - предложить вариант иного способа выполнения деятельности (например, кто-то рисует пальчиковыми красками по образцу, кто-то тот же образец заполняет с помощью налепов из пластилина);

- ребенка можно увлечь заданиями в иной развивающей зоне (например, в зоне дидактических игрушек). Но! Наша задача и задача родителей состоит, прежде всего, в том, чтобы увлечь ребенка той деятельностью, которую предлагает педагог. Как правило, это нам успешно удается. Родителей необходимо убедить в том, что пример их деятельности является наиболее авторитетным и привлекательным для ребенка. Поэтому мы стремимся к тому, что родители практически всегда выполняют предложенную педагогом деятельность, если она выполняется с неподдельным интересом и увлеченностью, то ребенок заражается желанием быть успешным в деятельности по механизму подражания. Стабильность алгоритма выстраивания деятельности формирует динамический стереотип в поведении ребенка, что способствует формированию стабильно позитивного психоэмоционального состояния ребенка. Продолжительность данного этапа восемь месяцев.

Главным фактором успешности данного этапа является систематический подход к посещению занятий ЦИПРа. Заключительным этапом можно считать итоговый обмен педагогическими наработками между родителями «Эстафета мастерства», для реализации данного этапа применяется:

- совместные праздники ЦИПРа – мы практикуем уже отработанный алгоритм тематических годовых праздников.

Цель:

– сплачивание сообщества родителей ЦИПРа;

- демонстрация талантов детей и родителей.

Праздники проводятся со всем ЦИПРом одновременно – это дает возможность проживать достигнутый успех другого как свой. Предложенный алгоритм построения системы взаимодействия с родителями не является жестким, блоки и задания могут меняться в соответствии с программой работы ЦИПРа.

Критерии оценки результатов инновационной деятельности.

- Актуальность целей и задач центра игровой поддержки ребенка.

- Качество содержания тематического планирования и его соответствие ФГТ к структуре основной общеобразовательной программе ДОУ и примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А..

- Наличие необходимых нормативных документов.

- Наличие необходимых методических материалов.

- Наличие игровой базы.

- Уровень подготовки специалистов.

- Уровень развивающей среды.

Таким образом, ЦИПР — многогранная и плодотворная работа во многих направлениях, направленная на адаптацию детей раннего возраста к поступлению в ДОУ, а также их развития на основе использования в практике воспитания современных игровых технологий.

 

Добавлено: 25.09.2013г.

Оставить комментарий: