a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

"Коробка с карандашами, или "Витамины" для малышей"

Автор: Трубникова Светлана Александровна Опубликовано: 2023-01-15 00:14:30

Консультация для родителей «КОРОБКА С КАРАНДАШАМИ, ИЛИ «ВИТАМИНЫ» ДЛЯ МАЛЫШЕЙ».

Вы, наверное, удивитесь, но «витаминами» для малышей называют именно цветные карандаши и восковые мелки. Как такое возможно? — спросите вы. Психологи установили, что цветные карандаши и мелки необходимы ребёнку для полноценного развития, а их отсутствие в жизни малыша они сравнивают с явлениями авитаминоза.

Знаменитый немецкий поэт Йоганн Вольфганг Гете еще в 19 веке создал «Учение о цвете», где обосновал идею о «чувственно-нравственном воздействии цвета», который через зрение оказывает влияние на психику человека. Современные психологи пошли еще дальше: они вскрыли всё многообразие и сложность психических процессов, связанных с восприятием цвета детьми.

Вы встречали детские рисунки, на которых по сути ничего не изображено, но разнообразие использованных цветов просто поражает воображение и ставит взрослого в полнейший тупик? Этому есть простое объяснение: для малыша первоначально цвет важнее конкретного образа. Цветные карандаши приобретают колоссальное значение при его знакомстве с цветами. Само появление на чистом листе бумаги разноцветных пятен — захватывающий процесс. Ребёнок пробует все цвета подряд и при этом совершенно не замечает, что у него не получается конкретных изображений.

Интересно, что существует определенная последовательность в восприятии и предпочтении цветов малышами. Знания об этом позволяют ответить на вопрос, сколько же цветов должно быть в коробке с карандашами для детей разных возрастов.

Оказывается, мир цвета открывается ребёнку в определенной последовательности. Сначала он осваивает и использует преимущественно только тёплые тона: красный, оранжевый и жёлтый. По мере развития психики к ним добавляются зелёный, голубой, синий и фиолетовый. Позже малыш вовлекает в сферу своего внимания остальные цвета спектра и их оттенки.

Интересен опыт японских психологов и педагогов, которые сначала выявляют, какие цвета полностью отсутствуют в рисунках детей. После этого ведётся работа над расширением цветового восприятия. В итоге дети овладевают всеми известными тонами и их оттенками. Это очень важно, поскольку владение всей цветовой гаммой в японской традиции — основа душевного равновесия.

Важно также не перегружать психику ребёнка большим количеством цветов и оттенков. Каждому возрасту — своя коробка с карандашами. Для самых маленьких достаточно шести основных наиболее ярких тонов. При этом самыми популярными среди них будут красный, оранжевый и жёлтый. Карандаши этих цветов используются и «закончатся» быстрее остальных. Младшие дошкольники просто знакомятся с цветами, которые вызывают у них определенные эмоции и пока ничего не выражают — отсюда бесформенные абстрактные разноцветные рисунки.

Старшие дети используют большее количество тонов и их оттенков — для них шести цветов уже не достаточно, и требуются наборы по 8 или 12 цветов. С их помощью они придают своим рисункам определённую эмоциональность. Цвет в их творчестве оказывается востребованным намного сильнее.

К пяти годам дошкольники уже осваивают все основные цвета, которые постепенно становятся средством выражения отношения к окружающему миру и помогают усваивать новую информацию. Цвет героев мультфильмов помогает отличать врагов от друзей, кроме этого, в цветовых предпочтениях начинает проявляться дифференциация детей по полу. Девочки самыми приятными назовут розовый, красный и фиолетово-сиреневый цвета. Мальчики же предпочтут чёрный, коричневый, синий и зелёный.

В старшем дошкольном возрасте — к 6 – 7 годам — дети при помощи цвета начинают передавать настроение героев своих рисунков. Для этого возраста уже важно наличие большего количества цветов, по крайней мере, не менее двенадцати. При этом используются яркие тона.

Предпочтение к ним настолько велико, что приводит к нереалистическому изображению: на рисунках часто можно увидеть красные и жёлтые дома, самолёты, красных людей и оранжевые деревья. Мрачные, холодные и тёмные цвета дети — особенно в возрасте до 5 лет — используют, когда их просят нарисовать что-то нелюбимое или неприятное.

Таковы основные тенденции в предпочтениях в зависимости от возраста ребёнка. Особенности цветовосприятия детьми во многом определяют выбор цветных карандашей.

Цвета по-разному воздействуют на эмоциональное состояние и даже на здоровье ребёнка. Они воспринимаются рефлекторно и не зависят от сознания.

Красный цвет возбуждает психику, усиливает кровообращение, гормональную активность, улучшает слух и стимулирует память. По воздействию на человека близок к нему и оранжевый цвет. Жёлтый цвет стимулирует деятельность мозга, фантазию, мечтательность. Зелёный способствует концентрации внимания. Вспомните, что школьные парты когда-то были непременно зелёными. Психологи установили, что на партах зелёного цвета дети при прочих равных условиях более сконцентрированы и совершают меньше ошибок в сфере внимания.

Синий цвет в предпочтениях ребёнка говорит о его уравновешенности. Однако обилие синего цвета на рисунках может свидетельствовать о внутренней усталости малыша и потребности в отдыхе.

Использование фиолетового цвета — сигнал скрытой импульсивности, а его полное отсутствие — знак состояния стресса. Голубой — цвет мечтательности, розовый — цвет возбудимости. Интересно, что розовый потолок в комнате с новорожденным снижает его заболеваемость на первом году жизни.

Белый цвет используется не очень часто и говорит о рассеянности внимания малыша или о том, что он хочет освободиться от чего-то гнетущего. Коричневый цвет может свидетельствовать о наличии хронического заболевания. Чёрный — сигнал внутреннего протеста, боевого настроения, некоторой внутренней агрессивности.

Отдельно стоит сказать о сером цвете — он противопоказан детям. Психологи отмечают, что если ребёнок часто использует серый цвет, то стоит насторожиться: такой малыш тихий и замкнутый, с ним сложно выйти на контакт. Если он не может определиться с тем, нравится ли ему серый цвет, то это говорит о его психологической усталости. Серый цвет — это спокойствие без раздражения и без возможностей. Его используют отверженные дети, или те, которым безразличен окружающий мир. Если ребёнок рисует карандашом серого цвета — стоит уделить ему больше внимания.

Рисунок цветными карандашами — это определенным образом представленная речь ребёнка. Очевидно, что ему проще выразить внутренний мир в рисунке, чем подобрать слова, многие из которых пока не знакомы. Именно поэтому коробка с карандашами имеет такое огромное значение в его жизни.

Коментарии
Анастасия написано 2023-01-17 22:46:47
Спасибо за полезную информацию.
Ответить

Оставить комментарий: