Конспект НОД по речевому развитию на тему: «Заучивание стихотворения С. Маршака «Тает месяц молодой» для детей 5-6 лет.»
Документы для скачивания
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 2122» Конспект НОД по речевому развитию н а тему: «Заучивание стихотворения С. Маршака « Тает месяц молодой» для детей 5- 6 лет. » Выполнила: воспитатель ГБОУ Школы 2122 ДОП «Ручеек» Тихонова Н. А. г. Москва Цель: Заучить с детьми стихотворение С. Я. Маршака « Тает месяц молодой » Задачи: 1. Образовательная: познакомить детей с произведением С. Маршака «Тает месяц молодой», учить детей давать развернутые ответы на поставленные во п росы, продолжать работу над дикцией. Обогащать словарь детей: месяц, ворота, гаснут чередой. Совершенствовать умение осмысленно, отчетливо, ясно и выразительно читать наизусть стих. 2. Развивающая: развивать эмоциональное восприятие художественного произведения. 3. Воспитательная: продолжать приучать детей слушать стихи, воспитывать сдержанность, в ежливость, культуру речевого общения. Материалы: книги С. Я. Маршака, портрет поэта, Картинки из серии «Времена года. Зима: декабрь, январь, февраль». Предварительная работа воспитателя: Чтение произведений «Сказка о глупом мышонке», « Тихая с казка » и др. ; рассматриван ие иллюстраций к произведениям С. Я. Маршака. Беседа о Новогоднем празднике. Словарная работа: Обогащать словарный запас новыми словами: месяц, ворота, молодой, распахнутые, гаснут, чередой. Ход НОД: I. Мотивация. Воспитатель: « Здравствуйте, ребята. Я прочитала недавно одну загадку и никак не могу ее отгадать, вы мне поможете? С каждым днем все холоднее, Греет солнце все слабее, Всюду снег, как бахрома, — Значит, к нам пришла. . . ( зима) Про какое время года говорится в загадке? Все верно, говориться о зиме. II. Постановка целей и задач. И сегодня с мы вами поговорим о зиме. ( На доске появляются картинки из серии «Времена года») III. Совместная деятельность. Ребята, как вы думаете, какое время года изображено на картинках? ( Ответы детей) Правильно! На картинах изображены зимние месяцы и зимние забавы. Кто сможет назвать их? ( Ответы детей) Каждый месяц по- своему хорош. Посмотрите на картинку и скажите, чем они не похожи друг на друга? ( Ответы детей) Какой месяц идет сейчас? ( Ответы детей) А, в ам нра вится зима? Почему она вам нравиться? ( Ответы детей) А сейчас, я предлагаю вам встать, немножко отдохнуть и сделать пальчиковую гимнастику: ЗИМОЙ Снег пушистый лег на ветки. ( изображаем руками деревья: сгибаем руки в локтях и высоко поднимаем их, пальцы растопыриваем, изображая ветви дерева) И гулять бегут все детки. ( указатель ный и средний пальцы обеих рук «бегут» по столу, как ножки) Лепят бабу под окном, ( делаем «колечки» правой и левой рукой и устанавливаем их одно над другим) Дружно катят снежный ком. ( соединяем кончики пальцев рук так, чтобы получились «шарики») Лыжи, ( скользить по столу ладонями вперед- назад) Санки( ладони положить на стол вплотную друг к другу и совершать синхронные движения вперед- назад) И коньки( ладони поставить на ребро и скользить ими вперед- назад по столу в противофазе) Мчатся наперегонки. Зимой на улице очень весело: можно кататься на санках и лыжах, ватрушках, кататься с ледяной горки. И приходит в декабре самый любимый праздник взрослых и детей ( Новый год) Почему? Этому замечательному празднику посвящено много разных стихо творений. Одно из них написал Самуил Яковлевич Маршак. ( показ портрета) Какие его произве дения вы знаете? ( ответы детей) Сегодня я хочу познакомить вас с его стихотворением, которое назы вается «Тает месяц молодой» Сейчас я прочту стихотворение Самуила Яковлевича Маршака « Тает месяц молодой », а вы внимательно послушайте: Тает месяц молодой. Гаснут звезды чередой. Из распахнутых ворот Солнце красное идёт. Солнце за руку ведёт Новый день и Новый год! IV. Анализ стихотворения Тает месяц молодой. Гаснут звезды чередой. - Как автор описывает месяц? - Что значит «Молодой месяц»? ( только появился) - Обратите внимание на слово «тает». Что оно обозначает? - Что происходит с месяцем? ( исчезает) - Когда это может происходить? ( утром на рассвете) - Как вы понимаете слова «гаснут звезды»? ( тоже исчезают) - А, как они исчезают? ( чередой) - Как вы понимаете «чередой»? ( одна за другой) - Давайте вместе скажем чередой. Повторим еще раз. . Из распахнутых ворот Солнце красное идёт. - Скажите, как вы думаете, что это за ворота? ( Это утренний рассвет, то есть солнце поднимается из- за горизонта или горы. ) - Что появляется из ворот? - Какое солнце идет? - Что значит «красное»? ( красивое) Солнце за руку ведёт Новый день и Новый год! - Что солнце ведет за руку? - Почему солнце, как малышей, ведет за руку новый день и Новый год? ( они и есть малыши. Новый день солнце каждое утро выводит, а Новый год –один раз в году) Мы это стихотворение с вами будем заучивать, а чтобы лучше запоминалось, поиграем в игру «Эхо»: Я говорю предложение из стихотворения громко, а вы повторяйте тихо, как эхо. А теперь наоборот, я говорю тихо, а вы повторяйте громко. Ребята, это стихотворение вначале загадочное, поэтому первые строчки надо читать негромко, не торопясь. А следующие строчки веселые, радостные, поэтому их надо читать весело, громко, выразительно. Молодцы Вы отлично справились! А теперь, я предлагаю Вам немножко подвигаться и поиграть в зимние игры. «Зимние игры» Ста ли дети кататься ( ладони держите горизонтально перед грудью и делайте движения вперед- назад, как бы катаясь на лыжах) , И снегу кувыркаться ( делайте синхронные круговые движения руками перед грудью: правой рукой — по часовой стрелке, а левой — против часовой стрелки) . Захотели в снежки играть ( переложите «снежок» из одной ладони в другую) Стали лепить их и друг в друга кидать ( «слепите» снежок, а затем понарошку «бросьте» его в кого- нибудь) . Нач али комья снежные катить( сымитируйте соответствующие движения) —бабу снежную лепить ( снизу вверх двумя руками одновременно изобразите нарисуйте три стоящих друг на друге снежных кома: большой, средний и маленький) Весело зимой! Не хочется домой! Молодцы! А сейчас, п ослушайте стихотворение еще раз и пос тарайтесь его запомнить. V I. Самостоятельная деятельность детей Теперь, кто хочет выйти и рассказать все стихотворение целиком? ( дети выходят и рассказывают стихотворение) . V II. Рефлексия. Ребята, давайте еще раз вспомним, о каком времени года мы сегодня говорили? Кто помнит, как называется стихотворение, которое мы свами сегодня заучивали? Кто его написал? Молодцы, р ебята! У вас замечательно получилось запомнить и рассказать стихотворение.